Татьяна пельтцер

Вас никто не любит… кроме народа!

Себя она называла «счастливой старухой». В этом была правда: в семьдесят пять, играя самых разных старух, она прыгала с забора, танцевала на кровле дома, каталась на крыше троллейбуса. Снималась много, говорила, что иначе ее забудут и она «умрет с голоду»

Мам, бабушек, учительниц, уборщиц, медицинских сестер и просто соседок играла так заразительно, что они иногда затмевали главных героев, откровенно перетягивая на себя внимание зрителя. Вихрь чувств, фантастическая энергия, врожденная комедийная жилка и постоянная жажда работы — вот что такое была Татьяна Пельтцер

В ней соединялись все жанры: комедия и драма, цирк и слезы, опереточный темперамент и тонкий психологизм. Однако работать с ней было непросто. Перед тем как выйти на съемочную площадку, она любила довести отношения с режиссером до температуры кипения. Это было необходимо ей как допинг. Но стоило Татьяне Ивановне услышать боевой клич «Mотор!», как все капризы и недовольства куда-то пропадали. В театре перед началом спектакля она кричала на одевальщиц и гримерш: «Развелось вас тут, всяких бездельниц! Куда вы подевались, дармоедки?!» Поорет, поорет — и к выходу на сцену успокаивается, играет, словно ничего и не было: хорошо, собранно. В партнеров своих она влюблялась, однако характер имела вздорный: могла и похвалить, и «задать трепку», наговорить всяких резких замечаний. Как-то в театре на собрании прорабатывали одного актера за появление в нетрезвом виде. После критического выступления Пельтцер он сказал: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!»

Театральная сцена

Актерскую карьеру на театральной сцене Татьяна начала в 16 лет (1920 год). Она стала сотрудницей в Передвижном театре Политуправления. Но долго девушка здесь не проработала. Татьяна меняла места работы практически каждый год. А из Театра Моссовета Пельтцер уволили за профнепригодность. Чтобы зарабатывать на жизнь, девушка была вынуждена работать машинисткой.

В Москве Татьяна вращалась в кругах немецкой элиты, где познакомилась с Тейблером Гансом, молодым философом и коммунистом из Германии. Молодых людей связывали романтические отношения, результатом которых стала свадьба в 1927 году. Через пару лет семейная пара перебирается в Берлин. В Германии Таня устроилась в торговое представительство СССР машинисткой. О несостоявшейся у себя на родине актрисе из Советского Союза узнал немецкий режиссер Пискатор Эрвин и предложил ей принять участие в своей постановке под названием «Инга».

Несмотря на то, что девушка прекрасно знала немецкий язык и была хорошо знакома с нравами в Германии, она тосковала по родине. В связи с этим крепкие семейные отношения дали трещину. Развод не заставил себя долго ждать. Татьяна вернулась в Москву, вернула себе фамилию отца. Дружеские отношения с бывшим мужем Пельтцер поддерживала еще много лет.

Татьяна Ивановна по возвращении на родину снова пытается заняться актерским мастерством и устраивается в Театр им. Моссовета. И снова неудача, уволившись с театра, в 1934г. приступает к работе на завод АМО в качестве машинистки. На этом же заводе работал брат Татьяны Александр главным инженером.

После нескольких неудачных попыток закрепиться на театральной сцене в Москве Пельтцер решает переехать в город на Волге Ярославль. Здесь она была принята в один из старейших театров России. Через 2 года Татьяна снова покинула театр, на этот раз по собственному желанию. Снова вверх взяла тоска по родному городу Москва. Возвращение девушки в Москву совпало с открытием нового Театра Миниатюр.

Именно в этом театре молодая актриса проработала довольно длительный срок – около 7 лет. Татьяна играла пролетарские роли, людей рабочего класса: гардеробщица, банщица, продавщица, молочница. Для потомственной аристократки и девушки с высокой самооценкой такие роли были недостаточно серьезными. Но девушка не отклонила, ни одного предложения об участии в постановках, так как действительно любила актерское искусство. В связи с отсутствием должного образования, карьера Пельтцер продвигалась крайне медленно. Несмотря на это, через 2-3 месяца регулярных выступлений, у девушки уже появились поклонники актерского таланта.

Настоящий подъем актерской популярности Татьяны Ивановны, когда она работала в академическом театре сатиры (с 1947 года). Выступления настолько увлекли Пельтцер, что театральная атмосфера стала для нее как второй дом. Каждую роль актриса пропускала через себя и полностью проникалась характером персонажа. Не удивительно, что за короткое время Татьяна получила долгожданную всесоюзную известность. Знаменитой актриса стала после исполнения роли персонажа Лукерьи пьесе «Свадьба с приданым». А так как спектакль был заснят на кинематографическую пленку, то Татьяна одновременно стала и киноактрисой – спектакль показывали во всех кинотеатрах страны.

70-е годы стали пиком популярности в карьере Пельтцер. Наиболее запоминающимися ролями были:

  • Марселина – «Женитьба Фигаро»;
  • тетя Тоня – «Проснись и пой»;
  • Прасковья – «Старая дева».

Почетное звание Народной артистки СССР Татьяна Ивановна получила в 1972г. не последнюю роль в получении звания сыграл Захаров Марк, который утверждал актрису на главные роли Академическом театре Москвы. Но после того, как Захаров перешел в Ленком, с новым руководством Пельтцер не нашла общий язык. Татьяна Ивановна принимает решение тоже перевестись в Ленком, чтобы возобновить карьеру в уже преклонном возрасте.

Рождение и семья

Татьяна появилась на свет в Москве 6 июня 1904 года. Предки по папиной линии были немцами. Основателя династии Пельтцер звали Наполеоном, ему было всего девятнадцать лет, когда пешком из Рейнланда (историческая область в Германии по среднему течению реки Рейн) он добрался в Россию. Здесь Наполеон обосновал портняжную мастерскую, начал шить шубы, которые в народе назывались «пельтцы», отсюда и взяла начало фамилия.

Отца Татьяны по-настоящему звали Иоганн Робертович, но он предпочитал русский вариант своего имени – Иван Романович. Родился Пельтцер в 1871 году, он прервал наследственное швейное занятие, потому что очень увлекался искусством, окончил в Москве театральное училище, после чего работал в театре Корша. Начал сниматься в кино накануне Октябрьской революции в 1916 году. В период Великой Отечественной войны служил в театре имени Моссовета. На его счету десятки киноролей, самые известные из которых в картинах «Белеет парус одинокий», «Медведь», «Человек в футляре», «Приключения Корзинкиной», «Васёк Трубачёв и его товарищи». Иван Романович имел потрясающее чувство юмора и невероятное жизнелюбие.

Предки по линии матери были евреями, дедушка в Киеве служил главным раввином. До замужества маму звали Ройзен Эсфирь Боруховна, после бракосочетания она поменяла не только фамилию, но и имя на Евгению Сергеевну Пельтцер.

В 1906 году у Татьяны появился младший брат Александр, который в будущем стал известным конструктором в области автомобилестроения. Он работал главным инженером на заводе имени Лихачёва, в послевоенное время занимался разработкой гоночных автомобилей.

Юношеские годы

Родилась звезда советского театра и кино летом 1904 года шестого июня в Москве. Предки Татьяны Ивановны были именитыми евреями со стороны матери. Дедушка был киевским раввином. А по отцу корни актрисы уходят в Германию. Вплоть до начала ІІ мировой войны в семье придерживались немецких обычаев и культурных ценностей, а также разговаривали между собой на немецком языке.

Глава семьи Пельтцер был режиссером и актером. Он также выступал и на театральной сцене. Татьяна очень любила отца, именно благодаря его влиянию девочка выбрала свой жизненный путь. Иван Пельцер привил дочери оптимистический взгляд на жизнь, многогранное восприятие жизни.

Получить профильное образование Татьяне Ивановне не довелось. Отсутствие диплома создавало некоторые сложности в карьере талантливой актрисы. Чаще ее воспринимали не серьезно. Истинную любовь зрителя, одобрение критиков и признание культурной элиты Пельтцер получила, когда ей было уже за 50. До этого момента актриса сменила множество театров из-за того, что коллектив не признавал ее врожденный актерский талант.

Личная жизнь

В тридцатые годы молодая актриса познакомилась со своим будущим мужем. По иронии судьбы избранник Татьяны Пельтцер был немцем. Философ и убежденный коммунист увез свою молодую жену на историческую родину, где она прожила всего четыре года. Ее актерская карьера не сложилась в Германии. Пельцер была приглашена в берлинский театр, но вскоре уволена. Да и личная жизнь не удалась. Пельтцер больше не выходила замуж. Но дружеских отношений со своим первым и последним супругом актриса не прекращала до самой старости. Он несколько раз посещал Татьяну в Москве. Как утверждают очевидцы, спустя десять минут с момента встречи, бывшие возлюбленные начинали громкой выяснять отношения и искать причину разрыва. Возвращаясь домой, Татьяна Пельтцер возлагала большие надежды на столичную сцену. Шел 1931 год. На случай расспросов актриса придумала легенду относительно причины распада брака с немцем. Долгие годы она утверждала, что рассталась с мужем исключительно из-за политических разногласий. Много лет спустя Пельтцер признается, что причина заключалась в ее измене. И о том, что всю жизнь жалела о своем поступке.

В Советском Союзе гражданам с немецким происхождением жилось не сладко. Все же, ни Татьяна Пельтцер, ни ее отец не пострадали. Однако судьба брата актрисы оказалась трагической. Еще до войны он был арестован по пресловутой пятьдесят восьмой статье. Затем освобожден. Александр Пельтцер окончил техникум, и даже смог реализовать себя на профессиональном поприще. Но должность старшего конструктора ему пришлось оставить в 1936 году.

Александр уехал в далекий провинциальный город, спасаясь от репрессий. Татьяна же в то время трудилась машинисткой: непростой характер и неблагонадежное происхождение вынудили Пельтцер уйти из театра. Впереди были годы скитаний, неустроенной личной жизни, одиночества и потери любимого брата. Попытаться снова устроиться в театр ее убедил отец. Иоганн Пельтцер никогда не сомневался в таланте своей дочери.

Личная жизнь

В молодости Татьяна не блистала красотой, такой, чтобы покорять мужчин. Однако девушку среднего роста с довольно крупным носом отличал магнетический взгляд, не свойственный советским артисткам, и неуемный характер, получивший прозвище пионерский.

Татьяна Пельтцер

Актриса была очень начитанным человеком, любила дружеские вечеринки, могла вставить крепкое словцо и обожала преферанс. В карточной игре ее постоянным партнером выступал Леонид Броневой, а специальный столик после смерти знаменитости перешел к подруге Ольге Аросевой.

Замуж Пельтцер вышла только раз за немца Ганса Тейблера. Они прожили вместе 4 года и развелись, потому что Татьяна влюбилась в другого и зачем-то призналась в этом мужу. Бывшие супруги всю жизнь оставались друзьями. Ганс женился во второй раз, но, приезжая в Москву, обязательно заходил в гости к Пельтцер. Сын Ганса не раз останавливался в квартире Татьяны Ивановны.

Татьяна Пельтцер и Ганс Тейблер

Биографы так и не нашли ответа на вопрос, как женщине, по некоторым сведениям, получившей немецкое гражданство, удалось уцелеть в период репрессий, вернуть прежнюю фамилию и остаться жить в Москве.

Выдвигались предположения, что Пельтцер согласилась сотрудничать с НКВД, впрочем, не получившие подтверждения. Да и от депортации, которой подверглись живущие в Союзе немцы, Татьяну спасли коллеги Рина Зелёная, Борис Андреев и Мария Миронова. Они пошли в Министерство культуры и убедили чиновников в благонадежности артистки.

Татьяна Пельтцер в последние годы

Семьей актрисы стали отец и брат. Последние годы жизни Иван Пельтцер прожил у нее — молодая супруга выставила мужчину за дверь. В 1959 году дорогого для Татьяны человека не стало. Она тяжело переживала этот удар судьбы. Приходилось ухаживать и за Александром, который после аварии превратился в инвалида. От него тоже отказались жена и дети. Брат ушел из жизни в 1975-м.

Актриса была в форме даже в старости, каждое утро делала зарядку, красиво одевалась и причесывалась. В 85 лет много бегала, много курила и пила много кофе. Прислушиваться к рекомендациям врачей Татьяна Ивановна не желала. На экране она выглядела простоватой растеряхой, а в жизни оказалась педантом и аккуратисткой. Никогда не питалась в столовой, даже на гастролях готовила сама. Работать с Пельтцер, по отзывам коллег, было сложно, потому что она подавляла темпераментом и мощью.

ТАТЬЯНА ПЕЛЬТЦЕР

Татьяна Пельтцер в молодости и с мужем Гансом Тейблером

Татьяна Пельтцер была немкой только наполовину. Её мать Эсфирь Ройзен была чистокровной еврейкой, дочерью киевского раввина, после замужества стала Еленой Сергеевной Пельтцер.

Тем не менее, зов немецкой крови, видимо, оказался сильнее. Единственной настоящей любовью в жизни Татьяны был немецкий коммунист Ганс Тейблер. Встретились они в Москве, где он проходил обучение. Поженились и через несколько лет уехали в Германию. Вскоре Татьяна вернулась назад…

Причины назывались разные. По официальной версии (которая ее, возможно, и спасла от репрессий) Татьяна вернулась по политическим причинам. Тогда партия Гитлера набирала обороты, Пельтцер была свидетельницей его выступлений и глубоко все это не поддерживала.

По другой, которую сама и озвучивала уже потом, она мужу изменила. Татьяна не отличалась особой внешней красотой, но всегда была яркой, харизматичной женщиной. Даже там в Германии она была душой компании, в нее влюблялись.

Есть еще одна версия — «не сошлись характерами». Муж мечтал посадить Татьяну дома, а она хотела продолжать играть на сцене. Поскольку официально развод в Германии было получить сложно, то супруги историю с изменой выдумали. В любом случае, о распавшейся семье с Гансом Пельтцер потом жалела всю жизнь. Впоследствии они дружили, он приезжал с детьми от другого брака к ней на выступления в СССР.

Татьяна Пельтцер в фильмах «Простые люди» (1944) — одна из первых ролей и «Князь Удача Андреевич» (1989) — последняя роль

По возвращении на родину актерского триумфа у Татьяны не получилось, ее даже уволили из театра за профнепригодность. По факту же из-за ее «немецкого» прошлого. Лишь отец бесконечно верил в ее талант, после войны буквально за руку отвел ее в Театр сатиры, где она прослужила 30 лет.

Снимать в кино Пельтцер начали в 40 лет. Она еще могла играть молодых героинь, но амплуа ей этого не позволяло — режиссеры видели в ней только тетушек, а потом и вовсе бабушек. Знаменитой Татьяна стала только ближе к 50 годам после выхода фильма «Свадьба с приданым».

Не стало Татьяны Пельтцер в 1992 году, когда никого из прямых родственников уже давно не было на свете. Зато ее считали матерью и бабушкой десятки актеров, с которыми они играла, и миллионы зрителей нашей страны.

Роль, написанная специально для Пельтцер

И вот я решила позвонить Татьяне Ивановне, так сказать, по-соседски, познакомиться. Был конец восьмидесятых. Мне очень хотелось сделать с нею интервью. Она отказала. Как я ни упрашивала, она отвечала: «Не могу. Старая стала, сил нет — ни с кем не встречаюсь». Она и вправду болела, лежала в больнице — как раззвонила одна из московских газет — с «психами», которые ее обижали. После газетной статьи «Ленком» засуетился, Татьяну Ивановну перевели в больницу поприличнее, в отдельную палату (вначале она лежала вместе с пятнадцатью «сокамерниками»). Ее подлечили как сумели, но играть ей становилось все труднее. Однако на сцену она все-таки выходила. Театр «Ленком» присылал за ней машину, ее привозили на спектакли и отвозили домой.

Последними ее ролями были Федоровна в пьесе «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской и «Поминальная молитва» Григория Горина. Оба спектакля поставил обожавший ее Марк Захаров. В «Поминальной молитве» Пельтцер играла старую Берту, а Александр Абдулов — ее сына, Менахема, комичного свата, постоянно попадающего впросак. Татьяна Ивановна уже не могла запоминать текст, да и ходила с трудом. Но Захаров и вся труппа хотели, чтобы Пельтцер была занята в спектакле: она была талисманом театра. Роль Берты Горин писал специально для нее. Она играла старую еврейку, которую сын привозит к дальним родственникам, в деревню Анатовку, погостить. А родственников вместе со всем еврейским населением как раз в это время выселяют из Анатовки: власти передвинули так называемую «черту оседлости»… Менахем дрожал над своей мамой, как настоящий еврейский сын. Берта плохо понимала, куда ее привезли. Абдулов выводил Пельтцер на сцену так бережно, словно она была хрупкой драгоценностью, фарфоровой чашечкой тонкой китайской работы. В доме главного героя, домашнего философа Тевье-молочника (Евгения Леонова), был патетический момент. Уже были собраны чемоданы и узлы. Женщины плакали, мужчины угрюмо молчали. При виде Менахема и его мамы все столбенели. Оказывается, пару дней назад Менахем отправил Тевье телеграмму: «Приезжаем пожить», а Тевье получил: «Приезжайте пожить» — и обрадовался, что есть куда приткнуться хотя бы на первое время с детьми и внуками. Но теперь — ехать некуда. Что делать?! «Господи, милосердный, — говорил Леонов, вздымая руки к небу, — и ты хочешь, чтобы я молчал?» И все начинали смеяться. Одна старая Берта не понимала, что происходит. «Меня в поезде так трясло, — жаловалась она, вызывая взрыв смеха. — Почему смех, Тевье, почему смех?» «А что нам остается еще в этой жизни, Берта?» — отвечал Тевье, утирая слезы. И на скрипочку со скрипачом, на весь этот гвалт, смех и плач — опускался занавес.

Мне кажется, лучшей последней роли для артиста не придумаешь.

Александр Абдулов и Татьяна Пельтцер. Фото: www.globallookpress.com

К работе — как юный пионер — Татьяна Ивановна была «всегда готова!». Даже в свои восемьдесят, лишь позовут, мчалась Бог знает куда на съемки. Часто снималась у неизвестных режиссеров, объясняя друзьям, мол, надо помочь. На такой случай у нее всегда была наготове «командировочная» сумка с обязательным ковриком для утренней зарядки. А однажды в театре, на репетиции, услышав от молодых жалобы на неустроенность, в сердцах сказала: «Да что вы плачетесь! Живите и тому радуйтесь — ведь какое это благо — жить!»

Долгий путь к своему театру

Настоящий путь в актёрской профессии начался у Татьяны в 1920 году, когда родители отпустили её на гастроли с передвижным театром Политуправления. Новая страна иначе смотрела на искусство, поэтому приходилось подстраиваться. Пельтцер постоянно находилась в творческом поиске, хваталась за любую предложенную роль. В её трудовой книжке появился целый список театров, которые она меняла каждый год, – Нахичевани, Ейска, Военно-Морского флота, Комедии; МСГПС (сейчас театр имени Моссовета).

Затем в театральной карьере актрисы наступил пробел, она вышла замуж и уехала в Германию. Вернулась в 1931 году и продолжила работу в труппе театра имени Моссовета. В 1934 году её уволили за профнепригодность (специального образования актриса так и не получила). Тане пришлось устроиться машинисткой на завод, где её младший брат трудился на должности главного инженера. С 1936 года в её жизни снова началась череда театральных заведений:

  • Ярославский драматический театр имени Волкова Ф. Г.;
  • Московский областной колхозно-совхозный театр;
  • театр имени Моссовета;
  • Московский театр миниатюр;
  • театр-студия киноактёра.

Краткая биография

  1. В 1920 году началась актерская карьера в передвижном театре политуправления. Юной артистке было всего 16 лет.
  2. С 1921 по 1923 год актриса сменила несколько театров, нигде долго не задерживаясь. Из театра Моссовета ее уволили «за профнепригодность». Тогда Татьяна Ивановна устроилась работать машинисткой.
  3. 1927 год – свадьба с Гансом Тейблером. Он был подающим надежды немецким философом и коммунистом.
  4. В 1930 году Татьяна Ивановна переехала в Германию вместе с мужем. Там она вела жизнь обеспеченной и состоятельной женщины. Однажды она даже оказалась на выступлении Адольфа Гитлера. За границей артистка сыграла единственную роль в постановке «Инга», режиссером которой был Эрвин Пискатор. Вероятно, Пельтцер скучала по родине, поэтому через четыре года развелась и вернулась в СССР.
  5. В 1934 году актриса снова стала работать машинисткой на заводе, где трудился ее младший брат Александр. Она пыталась вернуться в театр Моссовета, но была снова уволена через два года с прежней формулировкой.
  6. В 1936 году актриса, разочаровавшись в московских театралах, уехала в Ярославль и служила там в Ярославском драматическом театре им. Ф.Г. Волкова. Долго прожить в провинциальном городе она не смогла и решила вернуться в Москву в 1938 году.
  7. В 1940 году Пельтцер работала в Московском театре «Эрмитаж». В то время он назывался «Московский театр эстрады и миниатюр». Здесь раскрылся ее актерский талант. Позже, в Великую Отечественную войну всем немцам грозила депортация. За Татьяну Пельтцер и ее родных вступились заслуженные артисты.
  8. В 1943 году Пельтцер сыграла жену доктора в своем первом фильме «Свадьба». Ее имени в титрах не было.
  9. С 1947 по 1977 год Татьяна Ивановна работала в Московском театре сатиры.
  10. С 1949 по 1988 год Пельтцер озвучивала персонажей советских мультфильмов («Три толстяка», «Необычный друг», «Приключения домовенка» и другие).
  11. В 1950 году актриса окончила университет марксизма-ленинизма при Центральном доме работников искусств, а в 1956 году стала членом КПСС.
  12. В 1953 году с премьерой фильма «Свадьба с приданым» к Пельтцер наконец пришла всенародная известность. Она сыграла небольшую роль. Ее героиня Лукерья Похлебкина – отрицательный персонаж, объединивший в себе все недостатки старых людей.
  13. В 1955 году состоялась премьера кинофильма «Солдат Иван Бровкин». В нем артистка сыграла роль матери Ивана, Евдокии Макаровны Бровкиной. В следующем фильме «Иван Бровкин на целине» специально переписали роль для Татьяны Пельтцер, чтобы она была одной из основных. Фильм вышел на экраны в 1959 году.
  14. 29 марта 1959 года умер Иван Романович. Последние годы он провел вместе с дочерью и был всей ее семьей.
  15. В середине 1960-х Татьяна Ивановна познакомилась с молодым режиссером Марком Захаровым. Сначала она отнеслась к нему скептически из-за молодого возраста, но после постановки спектакля «Доходное место» изменила свое мнение.
  16. В 1968 и 1977 году актриса сыграла в фильмах жену сельского участкового Анискина «Деревенский детектив» и «И снова Анискин».
  17. В 1972 году Пельтцер награждена званием Народной артистки СССР.
  18. С 1977 года актриса стала служить в театре им. Ленинского комсомола.
  19. С 1980 по 1988 год Пельтцер сыграла бабушек в трех эпизодах киножурнала «Ералаш».
  20. В 1989 году Марк Захаров поставил спектакль «Поминальная молитва», где Татьяна Ивановна играла почти без слов. К тому времени у нее начала пропадать память, тексты путались и забывались. В этому же году была последняя роль в фильме «Князь Удача Андреевич».
  21. Почти весь 1991 год Пельтцер провела в психиатрической лечебнице. Она страдала от мании преследования и почти никого не узнавала.
  22. В 1992 году Татьяна Ивановна неудачно упала и получила перелом шейки бедра. Она тяжело болела и умерла 16 июля 1992 года в 88 лет. Актрису похоронили на Введенском кладбище.

Последние годы и печальный уход

Проводив в последний путь отца и брата, и оставшись совсем одна, актриса начала быстро сдавать. Ее настигла возрастная болезнь — Альцгеймер. И только благодаря заботливым коллегам и лояльному режиссеру, она ещё продолжала выходить на сцену.

Но вскоре, актриса начала забывать практически все и ей пришлось лечь в больницу. Там Татьяна Ивановна упала и сломала шейку бедра.

Больше на ноги ей встать не удалось. А в лежачем полузабытом состоянии Пельтцер прожила недолго. Она ушла на 88 году жизни. Инфаркт случился во сне.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Профессиональная деятельность

За всю свою жизнь Татьяна Пельтцер сменила много различных театров. В качестве профессиональной актрисы Татьяна дебютировала в 1916 году в антрепризном спектакле Николая Синельникова. Имела опыт работы в Передвижном театре Красной армии в Ейске, в Колхозном театре, в театре Военно-морского флота и многих других.

В 1930 году переехала с супругом в Германию, где устроилась работать в советское торгпредство. В этот период Татьяна играла в спектакле «Инга» немецкого театрального режиссёра. Через год, в 1931 году, артистка вернулась в Советский Союз. Татьяна устроилась работать в театр Моссовета (на тот момент МГСПС). Без профессионального образования актрису приняли во вспомогательный состав, где она проработала четыре года.

С 1936 по 1938 Татьяна Пельтцер служила в Ярославском драматическом театре. Потом вернулась в Москву и начала играть в только что создавшемся Театре миниатюр. На сцене театра Татьяна трудилась семь лет. В тот период, несмотря на то, что актриса играла обычных рабочих женщин (управдом, молочница, банщица и других), у Татьяны появилась масса поклонников.

В 1947 году артистка стала служить в Московском академическом театре сатиры, который в итоге стал для Татьяны Ивановны вторым домом. На театральных подмостках этого театра актриса стала известной благодаря яркой роли Лукерьи в спектакле «Свадьба с приданым». В 1953 году театральный проект сняли и показали на телевидении. После выхода спектакля на телеэкраны артистка проснулась знаменитой.

Пик карьеры Татьяны Ивановны пришёлся на 70-е годы. Среди многочисленных театральных постановок, в которых принимала участие актриса, особо выделялись «Проснись и пой!» (тётя Тоня), «Женитьба Фигаро» (Марселина) и «Старая дева» (Прасковья). В театре Татьяна Ивановна играла 30 лет, до ухода в «Ленком» Марка Захарова, который был почитателем её актёрского таланта.

В кино актриса стала сниматься достаточно поздно, когда ей было 39 лет. Дебютной картиной Татьяны Ивановны стала в 1943 году военная картина режиссёра Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину» (роль колхозницы). Уже на следующий год актрисе досталась роль жены доктора в комедии «Свадьба». Фильмография артистки состоит более чем из 130 кинопроектов. Чаще всего в полнометражных фильмах Татьяна Ивановна играла матерей, бабушек и нянечек.

Её образы в различных проектах всегда были добрые, внимательные и душевные женщины. Известной и признанной артистка стала к 50 годам. Татьяне Ивановне успешно удавалось совмещать съёмки, как в серьёзных полнометражных картинах, так и в детских сказках. Среди ярких и интересных работ в карьере актрисы можно выделить следующие фильмы: «Простые люди», «Укротительница тигров», «Максим Перепелица», «Солдат Иван Бровкин», «Это мы не проходили», «Приключения жёлтого чемоданчика», «Вам и не снилось».

Также Татьяна Ивановна запомнилась харизматичными ролями в таких сказках, как:

  • «Там, на неведомых дорожках»;
  • «Двенадцать месяцев»;
  • «Царевич Проша»;
  • «Морозко»;
  • «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил».

Также артистка регулярно снималась в знаменитом детском киножурнале «Ералаш». Татьяна Ивановна имела большой опыт озвучивания многочисленных советских мультфильмов.

Кроме этого, озвучивала разные радиопостановки. Последними проектами артистки в кино стали: «Раз, два, горе – не беда!», «Малявкин и компания» и «Князь Удача Андреевич».

История появления семьи Пельтцер в России

Первого представителя в России немецкой дворянской семьи Пельтцер, как ни странно, звали Наполеон. Да-да, своим именем он был обязан тому самому Бонапарту. Дело в том, что когда тот завоевал земли Западной Пруссии, отец нашего Наполеона сумел на этом прилично заработать, купив за бесценок церковные земли. Сынок, правда, часть состояния промотал где-то в Европах и вернулся к отцу за добавкой. Тот не понял его, дал немного денег и выслал вон.

Так Наполеон Пельтцер почти с дырой в кармане добрался до России. Но тут ему повезло, тех денег хватило, чтобы открыть небольшое дело по производству тканей, которое постепенно раскрутилось. Пельтцерам тогда даже удалось восстановить свое дворянство.

Смерть

В 80-е Татьяна Ивановна начала забываться — болезнь Альцгеймера прогрессировала. Однако актриса упорно продолжала выходить на сцену и каждый раз получала шквал аплодисментов, а слова подсказывали партнеры, в том числе и Александр Абдулов. Отношения у этой пары были особые. Пельтцер ценила в молодом коллеге талант и открытость, а он осыпал ее только им двоим понятными комплиментами.

Татьяна Пельтцер и Александр Абдулов

Со временем «любимой бабушке страны» пришлось лечиться в психиатрической клинике. В 1992-м Пельтцер снова попала в больницу с нервным перенапряжением. Там актриса умудрилась сломать шейку бедра, в 88 лет для человека такой перелом — катастрофа.

16 июля 1992 года к ней, как обычно, пришла домработница Аннушка. Обработала пролежни, сменила постель и угостила Татьяну Ивановну любимой сигаретой «Мальборо». Актриса с удовольствием выкурила ее всю. Через 3 часа медсестра сообщила главврачу клиники, что Пельтцер скончалась. Причина смерти, как писали СМИ, пневмония и инфаркт.

На похоронах народу было немного — лето, пора отпусков, театры на гастролях. Продавцы цветов, узнав, для кого предназначались букеты, отдавали их бесплатно. Могила Татьяны Ивановны — на Введенском кладбище, рядом с матерью, отцом и братом.

Могила Татьяны Пельтцер

Согласно завещанию артистки, квартира досталась помощнице Анне, на протяжении 20 лет ухаживавшей за Пельтцер, книги — близкому другу Марку Захарову, архив — театру «Ленком». Памяти любимицы миллионов телеканал культура посвятил документальный фильм «Родное лицо».

Существует легенда, что незадолго до смерти к актрисе обратились с просьбой использовать ее фото в рекламе сигарет. Татьяна Пельтцер заметила:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector