Николай сличенко: биография, личная жизнь, семья, жена, дети

Начало карьеры

1951 год ознаменовался поступлением начинающего артиста в театр его мечты «Ромэн». Творческая биография будущей звезды сцены начиналась с небольших ролей. Но, даже воплощая образы второстепенных персонажей, молодой актер проявлял свою индивидуальность. Блистательную игру отметили его наставники: знаменитая Ляля Черная, ведущие артисты Н.Г.Нарожный, И.И.Ром-Лебедев. Вскоре талантливому юноше стали доверять более значимые образы.

Свою дебютную главную роль Сличенко блестяще сыграл в спектакле «Четыре жениха». Она принесла ему признание поклонников и стала первой ступенькой в его дальнейшей карьере.

Театр

Однажды Николай Сличенко пошел на авантюру, в которой артиста поддержал наставник и ведущий актер «Ромэна» Сергей Шишков. В 1952 году театр гастролировал с блестящей постановкой «Четыре жениха». Шишков играл главного героя – Лексу. Сличенко, давно изучивший тексты ролей и втайне отрепетировавший главную, упросил Сергея Федоровича «заболеть». Тот согласился и уступил талантливому ученику «своего» Лексу.

Николай Сличенко на сцене

Так Николай Сличенко дебютировал в первой главной роли, сразу же принесшей артисту признание и ставшей трамплином для дальнейшей карьеры. Вскоре талантливому артисту предложили роль Дмитрия в драматическом спектакле «Грушенька» по повести Николая Лескова. Сличенко сыграл блестяще. Вместе с Николаем на сцене появились ведущие артисты «Ромэна» Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев.

С этого момента актера начали вводить во многие спектакли театрального репертуара. Николай Сличенко сыграл Чанго в телевизионной постановке «Сломанный кнут». Потом молодому человеку досталась роль возрастная – дедушки в спектакле «Плясунья».

Играя на сцене, причем успешно, молодой актер понимал, что без образования не обойтись. Николай много читал и посещал вечернюю школу. Без отрыва от работы в «Ромэне» Сличенко поступил в ГИТИС, выбрав режиссерский факультет. Сличенко попал на курс Андрея Гончарова и в 1972 году получил диплом о высшем образовании.

Художественный руководитель театра «Ромэн» Николай Сличенко

В годы учебы артист сыграл множество заметных ролей в родном театре. Дебютной самостоятельной работой оказалась роль Василя в постановке «Цыганка Аза». Потом были роли Марко в «Дочери шатров», Николая в «Родился я в таборе», Барбаро в «Горячей крови», Яшки-короля в «Кабачке «Макрель».

Интересно! Дмитрий Шепелев — биография и личная жизнь на сегодня

Любовь на всю оставшуюся жизнь

Важное событие в личной жизни Николая Сличенко произошло в конце 50-х годов, когда он познакомился с Тамиллой Агамировой, окончившей Бакинский театральный институт. Впервые она пересеклась с театром «Ромэн», когда приехала в Свердловск с концертами, где гастролировали московские цыгане

Тамилла попалась на глаза легендарной Ляле Черной. К тому времени Агамирова уже снималась в кино. Ее графиня Ильтисидора из «Дон Кихота» запомнилась зрителям. По приглашению Черной Тамилла начала работать в театре «Ромэн».

Тамилла Агамирова в фильме «Дон Кихот»

У красивой азербайджанки была царская стать и цыганский характер. Она выглядела величественно и сияла внутренним светом. Коллеги выделяли в актрисе женственность и утонченную грацию, которые соединялись в ней с таинственным восточным величием. Агамирова была пластичной и музыкально одаренной девушкой. Она прошла хорошую актерскую школу и к приходу в «Ромэн» уже считалась состоявшейся звездой, за плечами которой был определенный творческий багаж. Тамилла блистала в современных пьесах и древнегреческих трагедиях. Через некоторое время она стала примой цыганского театра и продолжала сниматься в фильмах. Ее повсюду окружали поклонники, одним из которых был Сличенко.

Жена Николая Сличенко Тамилла Агаларова

Очень скоро Тамилла стала главной женщиной в личной жизни Николая, который бросил первую супругу с ребенком и связал свою судьбу с Агамировой. Сличенко младше жены на шесть лет.

Театр выделил молодоженам крохотную комнатушку в коммунальной квартире. Свадьба прошла очень скромно, так как зарплата актеров тогда не позволяла пировать.

Николай и Тамилла – необычная пара. Сличенко можно назвать упорным, жизнелюбивым и обаятельным человеком, а у его сдержанной жены – прекрасные манеры и аристократическая внешность. Она окончила театральный институт, а ее муж даже не получил аттестат о полном среднем образовании.

Именно Тамилла настояла на том, чтобы Сличенко занимался в вечерней школе. Для поддержки любимого Агамирова сидела с ним за одной партой.

Супруга Николая – необыкновенная женщина, которая поражала всех своей красотой.

Красивая и утонченная жена Николая Сличенко продолжала сниматься в кино и выходить на театральную сцену. Часто она играла с супругом в одних спектаклях.

Тамилла Агамирова и Николай Сличенко

Когда Николай уезжал на съемки, то скучал по Тамилле. Как-то ему предложили выступить с концертами за рубежом, но он сказал, что поедет туда только с женой.

Жена родила мужу сына Петра Сличенко, а позже – второго мальчика Алексея. Также у пары есть старшая дочь, названная в честь матери.

Воспитанием детей Николай Сличенко и Тамилла Агамирова занимались вместе, как и налаживанием семейного быта. У каждого из них свои домашние обязанности. У семьи есть собственная дача, где супруги построили дом и посадили сад.

Тамилла Агамирова и Николай Сличенко

Ежегодно в честь дня рождения жены Николай украшает их квартиру сиренью – любимыми цветами супруги.

Венчание Николая и Тамиллы состоялось, когда им перевалило уже за пятьдесят.

Сегодня жена Николая Сличенко – видный общественный деятель. Они с мужем вначале нянчились со своими внуками, а теперь души не чают в правнуках.

Тамилла Агамирова и Николай Сличенко

В 2021 году художественный руководитель театра «Ромэн» попал в клинику с неврологической болезнью сердца. Два месяца он находился в тяжелом состоянии, но ему удалось выздороветь. Жена и дети Николая Сличенко постоянно его навещали и поддерживали. Сегодня он снова руководит родным театром и дает концерты.

Театр

Однажды Николай Сличенко пошел на авантюру, в которой его поддержал наставник и ведущий актер «Ромэна» Сергей Шишков. В 1952 году театр гастролировал с блестящей постановкой «Четыре жениха». Шишков играл главного героя Лексу. Сличенко, давно изучивший тексты ролей и втайне отрепетировавший главную, упросил Сергея Федоровича «заболеть». Тот согласился и уступил талантливому ученику «своего» Лексу.

Так Николай Сличенко дебютировал в первой главной роли, сразу принесшей артисту признание и ставшей трамплином для дальнейшей карьеры. Вскоре ему предложили роль Дмитрия в драматическом спектакле «Грушенька» по повести Николая Лескова. Сличенко сыграл блестяще. Вместе с ним на сцене появились ведущие артисты «Ромэна» Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев.

Николай Сличенко, жена Тамилла Агамирова, дочь Тамилла Сличенко и сын Петр Сличенко

С этого момента актера начали вводить во многие спектакли театрального репертуара. Николай Сличенко сыграл Чанго в телевизионной постановке «Сломанный кнут». Потом ему досталась роль возрастная — дедушки в спектакле «Плясунья».

Играя на сцене, причем успешно, молодой актер понимал, что без образования не обойтись. Николай Алексеевич много читал и посещал вечернюю школу. Без отрыва от работы в «Ромэне» Сличенко поступил в ГИТИС, выбрав режиссерский факультет. Он попал на курс Андрея Гончарова и в 1972 году получил диплом о высшем образовании.

В годы учебы артист сыграл множество заметных ролей в родном театре. Дебютной самостоятельной работой оказался Василь в постановке «Цыганка Аза». Потом были роли Марко в «Дочери шатров», Николая Алексеевича в «Родился я в таборе», Барбаро в «Горячей крови», Яшки-короля в «Кабачке “Макрель”». В качестве режиссера поставил ряд спектаклей, самые яркие из которых — «Мы — цыгане», «Непоклонов», «Огненные кони», «Птицам нужно небо» и «Графиня-цыганка».

Особое место в творческой биографии Сличенко занимает песня. Николай Алексеевич пел с детства. Попав в театр, юноша часто вспоминал услышанные возле костра цыганские песни и романсы. Исполнял музыкальные композиции мастерски, заставляя слушателей пережить за несколько минут жизнь героя. Больше всего слушателям запомнились в исполнении певца композиции «Письмо матери», «Очи черные», «Ах, ручеек, ручеек» и «Гитара семиструнная».

Николай Сличенко в молодости В ноябре 2021 года с аншлагом прошел 2222 показ спектакля «Мы — цыгане», премьера которого состоялась 40 лет назад. Постановка официально зарегистрирована в Книге рекордов Гиннесса в категории российского спектакля-долгожителя. Николай Сличенко, постановщик спектакля, и сейчас участвует в нем в качестве исполнителя ведущей роли.

Артист преодолел кризис, связанный с ухудшением здоровья, который произошел с ним летом того же года, и продолжил выступать с любимой труппой. О других болезнях мастера журналистам ничего не известно. До сих пор Сличенко сохраняет достойную своего возраста форму и стать — при росте 183 см его вес достигает 85 кг.

Сегодня новости из его театральной жизни по-прежнему связаны с родным «Ромэном». О мероприятиях творческого коллектива поклонники узнают со странички в «Инстаграме», где размещены видеоматериалы с концертов, фото артистов.

Николай Сличенко и труппа театра «Ромэн» В конце 2021 года в театре «Ромэн» состоялся праздничный концерт, посвященный 85-летию его художественного руководителя. Актера и режиссера пришли поздравить не только артисты творческого коллектива, друзья и родственники, но и звезды российской эстрады. Среди гостей вечера были Ольга Янковская, Николай Сергиенко, Лев Лещенко.

Становление таланта

Николай на новом месте жительства узнал о том, что в музыкально-драматическом театре «Ромэн», известном среди цыган, рады новым талантам, готовым развиваться и раскрывать потенциал.

Сличенко мечтал стать частью театра, первым шагом к успеху в будущем стал переезд парня в Москву, где он в цыганском театре получал небольшие, но важные для него роли.

Николай Сличенко получал в начале карьеры получал небольшие роли

Несмотря на то, что быстро стать звездой театра Николаю не удалось, он поддерживал хорошие отношения с коллективом и был рад возможности учиться актерскому мастерству под руководством именитых учителей.

Совместные репетиции позволили Николаю получить необходимый для карьерного развития опыт. Актеры театра, успевшие стать звездами, ценили желание Сличенка узнать секреты театрального искусства.

Сам Николай рассказывал, что в театре ему помогали Ром-Лебедев и Ляля Черная, а также известный яркими ролями И. Хрусталёв.

Актер много раз подчеркивал, что именно тот период жизни, знакомство и общение с великими мастерами своего дела, восемнадцатилетнему парню помогли обрести уверенность в себе.

Вскоре пришла и первая главная роль в постановке под название «Четыре жениха». В то время театр гастролировал в Сергиев Посаде, который именовали Загорским.

Николай блестяще сыграл Лекса, роль стала началом звездного пути Сличенка, открыла ему двери к новым возможностям.

Первой ролью Сличенку удалось привлечь внимание знаменитых режиссеров, пожелавших видеть Николая чаще в постановках. Этот первый успех не вскружил голову молодому актеру

В интервью мужчина говорил о том, что он, наоборот, стал лишь требовательней к себе

Этот первый успех не вскружил голову молодому актеру. В интервью мужчина говорил о том, что он, наоборот, стал лишь требовательней к себе.

Про военное детство и юность Николая Сличенко

Родился будущий руководитель театра «Ромэн» в Белгородской области за семь лет до Великой отечественной войны в цыганской семье. Родители Николая были сэрвами: это большая этническая группа цыган, которые в давние времена пришли в Россию и на Украину из Румынии и Сербии. Сэрвы всегда отличались от других цыган тем, что проще приспосабливались к новым условиям, часто становились оседлыми, даже много сэрвов служило в царские времена в казачьих войсках. Именно сэрвы заложили основу культуры русских цыган.

В предвоенное время принадлежность к цыганскому роду не доставляла мальчику огорчений: семья вела оседлый образ жизни, родители трудились в одном из Белгородских колхозов. Но вот грянула Великая Отечественная, в родной край мальчика пришли фашисты. Как рассказывал Сличенко в интервью, поначалу немцы никого не трогали, потом началось уничтожение евреев. Николай Алексеевич вспоминает, что его отец спас одного еврея (припоминает, что его звали Саша».

А потом пришла очередь и цыган… В памяти артиста сохранилась ужасная сцена, когда людей сгоняли, как скот, в большие группы, и расстреливали. Отца Сличенко сначала ударили прикладом по голове, потом выстрелили в голову. Это произошло на глазах матери Николая и ее четверых маленьких детей.

После войны Николая отправили в один из колхозов в Воронежской области. Колхоз был не простой, а полностью цыганский, и как вспоминает Сличенко сейчас, он был там в каждой семье как родной сын: «Я трудился, как мог, и все мне помогали, заботились, подкармливали, так же, как своих детей».

Удивительный случай произошел с юношей Николаем, когда он жил в этом колхозе. С другом-украинцем они разбирали в сарае мусор, искали дрова: на вес золота была каждая щепка, чтобы топить дом и не замерзнуть. Друг вытащил из кучи хлама грязную доску и собрался ее рубить. Как рассказывал позднее Николай, будто что-то кольнуло его в сердце, и он попросил доску отдать ему. Товарищ по-украински ему сказал: «Ты шо! Батько мене убье, дрова нужны!» Но Николай настоял на своем, отобрал доску и принес ее домой. Дома родственница начала кусок дерева чистить, и… из-под грязи показался лик Божьей матери! Почистить полностью не получалось – дерево было залито мазутом, и в таком виде повесили на стену. Через несколько дней икона Знаменской Божьей матери (это оказалась она) засияла всеми красками.

Николай Сличенко в молодости

В тяжелые, голодные годы после войны молодежь все равно находила время, чтобы повеселиться: цыгане колхоза собирались по вечерам, пели и танцевали. Старшие сказали юноше, который уже тогда выделялся чистым звонким голосом и артистичностью: «Есть, Коля, в Москве такой театр, «Ромэн», там наши выступают, поехать бы тебе туда, попробовать свои силы». Когда Николай окончил школу, цыгане-родственники и соседи скинулись, собрали полмешка пшеницы, продали его, и на эти деньги Сличенко купил билет в Москву.

Фильмы

Широкая известность пришла к Николаю Сличенко после появления на экране. В фильмографии артиста не так уж много ролей в кино, так как театр в творчестве цыганского певца доминировал. Но эти киноработы достойны внимания. Впервые на большом экране Сличенко появился в 1958 году в картине совместного советско-югославского производства «Олеко Дундич», описывающей деятельность сербского революционера против белогвардейцев. Николай Сличенко исполнил роль цыгана. В фильме также сыграли Валентин Гафт, Михаил Пуговкин.

Николай Сличенко в фильме «Свадьба в Малиновке»

В этом же году артист засветился в киноповести «Трудное счастье», где опять исполнил роль соотечественника. Сюжет охватывал события Гражданской войны, главного героя – цыганенка Николая Нагорного, который отбился от табора, сыграл молодой Михаил Козаков. В 1960 году состоялась очередная встреча звезды цыганского театра со зрителями с экрана кинотеатров. На этот раз Сличенко появился в фильме «В дождь и в солнце».

Следующую роль Николай получил в 1967 году. Уже популярного актера утвердили на роль красного конника Петри в кинокомедии «Свадьба в Малиновке». Фильм принес создателям успех, заняв второе место в прокате года, а через год на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде картина получила премию в номинации «лучший комедийный ансамбль года». Фильм разобрали на цитаты, фото актеров, снявшихся в кинокомедии, Владимира Самойлова, Людмилы Алфимовой, Евгения Лебедева, Зои Федоровой, Михаила Пуговкина, Николая Сличенко еще долго украшали обложки журналов о кинематографе.

Николай Сличенко в фильме «Мой остров синий»

В 1972 году состоялась премьера музыкального фильма «Мой остров синий», где Николай Сличенко выступил режиссером и исполнителем главной роли. В 1986 году артист участвовал в создании фильма-спектакля «Мы – цыгане», где снялись также все актеры театра «Ромэн». В 1998 году Сличенко последний раз появился на большом экране в музыкальной картине «Военно-полевой романс», созданной в формате «Старых песен о главном». Выпуск был посвящен песням, звучавшим на дорогах войны.

В начале декабря 1998 года на столичной Площади звезд появилась именная звезда Николая Алексеевича Сличенко. Это событие оказалось ярким подтверждением всенародного признания таланта артиста и праздником для цыган.

Театр и фильмы

В 1957 году на экраны вышел первая цветная широкоэкранная стереозвуковая картина киностудии «Ленфильм» — «Дон Кихот», в котором Агамирова создала образ придворной дамы Альтисидоры. Сценаристом ленты выступил Евгений Шварц, а режиссером — Григорий Козинцев. В главных ролях снялись звезды советского кинематографа: Николай Черкасов, Юрий Толубеев и Серафима Бирман. По всей видимости, Тамиллу Козинцеву порекомендовал азербайджанский композитор Кара Караев, ставший автором музыки к фильму о похождениях идальго.

Кара Абульфазович создавал саундтреки и к другим картинам, в которых снималась Агамирова, — производственным драмам «Ее большое сердце», «Настоящий друг» и биографической короткометражке «Маттео Фальконе». Дважды талант и фактура Тамиллы Суджаевны использовались азербайджанскими кинематографистами для съемок фильмов, действие которых разворачивалось в Латинской Америке («Кубинская новелла» и «Человек и цепи»). Довелось Агамировой сыграть и в азербайджанской экранизации тюркского эпоса «Кёроглы».

Тамилла Агамирова и Николай Сличенко

В 1952 году в гостинице города Свердловска на красивую девушку с восточной внешностью обратила внимание актриса «Ромэна», исполнительница цыганских песен и романсов Ляля Черная. В столице Урала московский театр и Агамирова находились на гастролях

Маститая артистка разглядела в уроженке Баку цыганские стать и задор и пригласила Тамиллу на пробы в «Ромэн». С тех пор актерская биография Агамировой навсегда соединилась с единственным в мире профессиональным цыганским театром.

Уже за дебютную роль на подмостках «Ромэна» в спектакле «Упрямые сердца» Тамиллу выдвигали на Сталинскую премию. В дальнейшем актриса блистала в таких постановках, как «Сломанный кнут», «Я — цыганка», «Когда догорают костры» и нескольких десятках других.

Начало работы в театре «Ромэн», первые шаги к успеху

Провожали будущую звезду цыганского искусства всем колхозом – на вокзал пришли все, и старики, и маленькие дети. По словам артиста, «посадили в общий вагон (на этот билет хватило денег), плакали и смеялись». И вот она, Москва! Николай уже знал, куда идти: в переулок рядом с Пушкинской площадью, там тогда расположился театр «Ромэн». Сразу, буквально «с улицы», после первого прослушивания юношу взяли в коллектив. В первых, пока небольших ролях Коля уже показал свой несомненный талант, а шлифовать его помогали более опытные наставники. По словам Сличенко, больше всего ему помог Иван Хрусталев (настоящее имя – Вано Тимофеев). Это был один из ведущих артистов театра, который также писал стихи, песни и позднее стал главным балетмейстером в «Ромэне». Тогдашняя прима театра Ляля Черная, актер Ром-Лебедев – они тоже стали наставниками молодого артиста.

Первой серьезной работой в коллективе для Николая стала роль Лексы в музыкальном спектакле «Четыре жениха». Это случилось на гастролях театра в Подольске. Актер, который должен был играть Лексу, заболел, а Сличенко, оказывается, знал текст наизусть, и он предложил себя, чтобы спасти положение

На парня, который еще и пел, танцевал и виртуозно играл на гитаре, обратили более пристальное внимание. Ему дали роль в спектакле «Грушенька», где партнершей начинающего артиста была легендарная Ляля Черная

Сыграл он в этой постановке так талантливо, что актера много раз вызывали потом на бис, весь зал стоя аплодировал и кричал «ура».

Игре на гитаре, как и на других музыкальных инструментах, Сличенко никогда не учился. «Так выходило само собой, что я брал в руки гитару, и руки сами начинали играть», – вспоминает он. А вот актерское профессиональное образование он получил: трудясь в «Ромэне», Сличенко без отрыва от работы поступил в ГИТИС и окончил в 1972-м режиссерский факультет. Вся молодость артиста прошла на сцене цыганского театра, его уже стали узнавать, появились поклонники, которые ходили в «Ромэн» именно «на Сличенко».

Признание[ | ]

Почётные звания

  • Заслуженный артист РСФСР (10 января 1968 года) — за заслуги в области советского театрального искусства
  • Народный артист РСФСР (15 мая 1975 года) — за заслуги в области советского музыкального искусства
  • Народный артист СССР (11 августа 1981 года) — за большие заслуги в развитии советского театрального искусства

Награды

Государственные награды СССР

  • Государственная премия СССР (1987) — за постановку и исполнение роли в театрализованном представлении «Мы — цыгане» в МЦТ «Ромэн»
  • Орден Дружбы народов (26 декабря 1984 года) — за заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения

Государственные награды Российской Федерации

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 февраля 2020 года) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (27 декабря 2004 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 декабря 1994 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, культуре, искусстве, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • Орден Почёта (24 декабря 2009 года) — за большие заслуги в развитии отечественного театрального и музыкального искусства, многолетнюю общественную деятельность
  • Орден Дружбы (25 декабря 2014 года) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Благодарность Президента Российской Федерации (23 декабря 2001 года) — за большие заслуги в области театрального искусства

Премии и общественные награды

Президент России Дмитрий Медведев награждает Николая Сличенко орденом Почёта

  • Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры (23 декабря 2013 года) — за создание спектакля «Мы — цыгане»
  • Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (в области театрального искусства) (17 августа 2001 года) — за спектакль «Таборные игры» в Московском цыганском театре «Ромэн» .
  • Орден «За заслуги перед Отечеством и казачеством» I степени
  • Орден «Меценат»
  • Орден «Честь и достоинство Нации»
  • Орден «Великая победа»
  • Орден «Служение искусству»
  • Орден Петра Великого I степени
  • Орден «За возрождение России, XXI век»
  • Орден Михайла Ломоносова (АБОП)
  • Орден Святого Владимира с мечами (АБОП)
  • Знак ордена Св. Александра Невского «За труды и Отечество»
  • Золотая звезда «Честь, гордость и слава России» (АБОП)
  • Орден Первопечатника Ивана Фёдорова (2008) Общественного фонда «Первопечатника Ивана Фёдорова»
  • Премия «Овация»
  • Премия России «За труды и Отечество»
  • Премия имени Михайла Ломоносова
  • Диплом фестиваля «Московская театральная весна» — за спектакль «Грушенька» И. Штока по Н. Лескову (1972)
  • Первая премия фестиваля «Московская театральная весна» — за роль Голованова в спектакле «Грушенька»
  • Премия фестиваля «Московская театральная весна» — за спектакль «Мы — цыгане» (1976)
  • Первая премия фестиваля «Московская театральная весна» — за роль Непоклонова в спектакле «Непоклонов» по пьесе Н. Мирошниченко
  • Премия Министерства культуры РФ — за спектакль «Братья» по пьесе З. Тоболкина (1981).

4 декабря 1998 года на площади Звёзд Эстрады в Москве заложена именная звезда Николая Сличенко.

Имя Николая Сличенко присвоено одной из звёзд в созвездии Тельца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector