Николай сличенко: биография, личная жизнь, семья, дети

Сын Николая Сличенко – Алексей

Как уже было упомянуто ранее, у актера всего трое детей. Двое сыновей и дочь. Самым старшим из детей стал сын Николая Сличенко – Алексей, который родился в первом браке. Тот, впрочем, продлился недолго, но, тем не менее, Николай очень любит своего сына, с которым ни разу не прерывал связь, даже невзирая на развод с его матерью. К большому сожалению, известно об этом уже взрослом мужчине достаточно мало. Он уже обзавелся собственной семьей. Но о ней ничего не известно.

Сведений о том, чем он занимается, тоже нигде нет. Известно лишь то, что актером, как отец, он не стал. В сети можно отыскать лишь несколько его фотоснимков.

Про военное детство и юность Николая Сличенко

Родился будущий руководитель театра «Ромэн» в Белгородской области за семь лет до Великой отечественной войны в цыганской семье. Родители Николая были сэрвами: это большая этническая группа цыган, которые в давние времена пришли в Россию и на Украину из Румынии и Сербии. Сэрвы всегда отличались от других цыган тем, что проще приспосабливались к новым условиям, часто становились оседлыми, даже много сэрвов служило в царские времена в казачьих войсках. Именно сэрвы заложили основу культуры русских цыган.

В предвоенное время принадлежность к цыганскому роду не доставляла мальчику огорчений: семья вела оседлый образ жизни, родители трудились в одном из Белгородских колхозов. Но вот грянула Великая Отечественная, в родной край мальчика пришли фашисты. Как рассказывал Сличенко в интервью, поначалу немцы никого не трогали, потом началось уничтожение евреев. Николай Алексеевич вспоминает, что его отец спас одного еврея (припоминает, что его звали Саша».

А потом пришла очередь и цыган… В памяти артиста сохранилась ужасная сцена, когда людей сгоняли, как скот, в большие группы, и расстреливали. Отца Сличенко сначала ударили прикладом по голове, потом выстрелили в голову. Это произошло на глазах матери Николая и ее четверых маленьких детей.

После войны Николая отправили в один из колхозов в Воронежской области. Колхоз был не простой, а полностью цыганский, и как вспоминает Сличенко сейчас, он был там в каждой семье как родной сын: «Я трудился, как мог, и все мне помогали, заботились, подкармливали, так же, как своих детей».

Удивительный случай произошел с юношей Николаем, когда он жил в этом колхозе. С другом-украинцем они разбирали в сарае мусор, искали дрова: на вес золота была каждая щепка, чтобы топить дом и не замерзнуть. Друг вытащил из кучи хлама грязную доску и собрался ее рубить. Как рассказывал позднее Николай, будто что-то кольнуло его в сердце, и он попросил доску отдать ему. Товарищ по-украински ему сказал: «Ты шо! Батько мене убье, дрова нужны!» Но Николай настоял на своем, отобрал доску и принес ее домой. Дома родственница начала кусок дерева чистить, и… из-под грязи показался лик Божьей матери! Почистить полностью не получалось – дерево было залито мазутом, и в таком виде повесили на стену. Через несколько дней икона Знаменской Божьей матери (это оказалась она) засияла всеми красками.

Николай Сличенко в молодости

В тяжелые, голодные годы после войны молодежь все равно находила время, чтобы повеселиться: цыгане колхоза собирались по вечерам, пели и танцевали. Старшие сказали юноше, который уже тогда выделялся чистым звонким голосом и артистичностью: «Есть, Коля, в Москве такой театр, «Ромэн», там наши выступают, поехать бы тебе туда, попробовать свои силы». Когда Николай окончил школу, цыгане-родственники и соседи скинулись, собрали полмешка пшеницы, продали его, и на эти деньги Сличенко купил билет в Москву.

Николай Сличенко в театре «Ромэн»

Продолжая выступать на сцене театра «Ромэн», наш сегодняшний герой поступил в ГИТИС на высшие режиссерские курсы. Здесь талантливый цыганский актер оттачивал свое мастерство под руководством народного артиста СССР А. Гончарова. В 1972-м году Николай получил диплом о профессиональном образовании, а вместе с ним и новые роли в театре. Всего за несколько лет он принял участие во многих замечательных спектаклях. Кроме того, несколько ярких ролей наш сегодняшний герой исполнил также и в кино. Среди наиболее примечательных экранных работ актера – картины «Свадьба в Малиновке», «В дождь и солнце», «Мой остров синий» и некоторые другие. Он работал с такими легендарными актерами как Зоя Федорова,Михаил Пуговкин, Алексей Смирнов и другие. С 1977-го года Николай Сличенко начал работать в театре «Ромэн» в качестве главного режиссера. В этот период его главной темой в творчестве стала «цыганская» романтика. В его спектаклях легенды и придания цыганского народа оживали, превращаясь в настоящие шедевры искусства. Ярким примером тому является спектакль «Мы – цыгане», за который Николай Алексеевич получил премию кинофестиваля «Московская театральная весна». Впоследствии в личной коллекции наград актера было еще много примечательных «экземпляров». Орден «Честь и достоинство Нации», Орден «Служение искусству», Орден Петра Великого I степени, а также Государственная премия СССР, приз «Овация», орден «За заслуги перед Отечеством» (3 и 4 степени), а также многие другие награды. Большая часть их них была вручена нашему сегодняшнему герою в восьмидесятые и девяностые годы. В 1981-м году Николай Сличенко стал обладателем звания Народного артиста СССР. Однако самой главной наградой в жизни актера всегда было признание зрителей. Простые ценители искусства всегда с удовольствием приходили на его постановки, а представители цыганского народа и вовсе не чаяли в нем души. Особую любовь к своей нации питал и сам Сличенко

Цыганские легенды, песни и другие отличительные особенности данной культуры всегда были важной частью его творчества. Он любил музыку, а потому всегда охотно исполнял со сцены старинные романсы

Особенно популярной стала композиция «Очи черные», которая на долгие годы стала визитной карточкой артиста и всего театра «Ромэн».

Основные факты биографии актера

  1. 1951 год – прибытие в столицу в общем вагоне, зачисление в труппу после первого прослушивания, начало работы в театре «Ромэн». Наставничество известных актёров, среди которых были: Иван Хрусталев, Ляля Черная и Ром-Лебедев. Первые незначительные роли.
  2. 1952 год – первая большая роль Лексы в пьесе «Четыре жениха» на гастролях в Подольске. Начало творческой карьеры. Свадьба с Сетарой Ахмедовной Казымовой, коллегой по театру.
  3. 1952-1960 годы – исполняет роли в спектаклях, становится популярным. Блестяще сыграл роль Дмитрия в «Грушеньке» по повести Николая Лескова.
  4. 1958 год – второстепенная роль в ленте югославского режиссёра «Олеко Дундич».
  5. 1960 год – пробует себя как режиссер, принимает участие в постановках спектаклей. Второй брак с Тамиллой Суджаевной Агамировой, актрисой «Ромэн».
  6. 1963 год – рождение дочери Тамиллы.
  7. 1966 год – режиссура и постановка пьесы «Пражские куранты».
  8. 1967 год – значимая роль красногвардейца Петра в кинокомедии «Свадьба в Малиновке».
  9. 1968 год – становится заслуженным артистом Российской Федерации.
  10. 1970 год – самостоятельный режиссерский дебют.
  11. 1972 год – окончание учебы в ГИТИСе на режиссёрских курсах.
  12. 1975 год – присвоение Народного артиста РСФСР.
  13. 1977 год – руководит театром «Ромэн» и исполняет обязанности главного режиссера. Среди самых ярких работ постановки: «Птицам нужно небо», «Графиня-цыганка», «Непоклонов».
  14. 1978 год – создание студии театра при Музыкальном училище Гнесиных.
  15. 1998 год – последняя работа Сличенко в кинематографе в музыкальном фильме «Военно-полевой романс».
  16. С 2001 года – профессор, академик Международной академии театра.
  17. 2005 год – руководит цыганским курсом при Театральном институте им. Щукина.
  18. 2017 год — сорокалетний юбилей пьесы «Мы — цыгане», где Сличенко сыграл главную роль. Проблемы со здоровьем, госпитализация актера с диагнозом неврология.
  19. 2019 год – поздравления мэра Москвы Сергея Собянина с 85-летием.
  20. 2020 год – работа в любимом театре «Ромэн».

Начало карьеры

1951 год ознаменовался поступлением начинающего артиста в театр его мечты «Ромэн». Творческая биография будущей звезды сцены начиналась с небольших ролей. Но, даже воплощая образы второстепенных персонажей, молодой актер проявлял свою индивидуальность. Блистательную игру отметили его наставники: знаменитая Ляля Черная, ведущие артисты Н.Г.Нарожный, И.И.Ром-Лебедев. Вскоре талантливому юноше стали доверять более значимые образы.

Свою дебютную главную роль Сличенко блестяще сыграл в спектакле «Четыре жениха». Она принесла ему признание поклонников и стала первой ступенькой в его дальнейшей карьере.

Театр

Однажды Николай Сличенко пошел на авантюру, в которой артиста поддержал наставник и ведущий актер «Ромэна» Сергей Шишков. В 1952 году театр гастролировал с блестящей постановкой «Четыре жениха». Шишков играл главного героя – Лексу. Сличенко, давно изучивший тексты ролей и втайне отрепетировавший главную, упросил Сергея Федоровича «заболеть». Тот согласился и уступил талантливому ученику «своего» Лексу.

Николай Сличенко на сцене

Так Николай Сличенко дебютировал в первой главной роли, сразу же принесшей артисту признание и ставшей трамплином для дальнейшей карьеры. Вскоре талантливому артисту предложили роль Дмитрия в драматическом спектакле «Грушенька» по повести Николая Лескова. Сличенко сыграл блестяще. Вместе с Николаем на сцене появились ведущие артисты «Ромэна» Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев.

С этого момента актера начали вводить во многие спектакли театрального репертуара. Николай Сличенко сыграл Чанго в телевизионной постановке «Сломанный кнут». Потом молодому человеку досталась роль возрастная – дедушки в спектакле «Плясунья».

Играя на сцене, причем успешно, молодой актер понимал, что без образования не обойтись. Николай много читал и посещал вечернюю школу. Без отрыва от работы в «Ромэне» Сличенко поступил в ГИТИС, выбрав режиссерский факультет. Сличенко попал на курс Андрея Гончарова и в 1972 году получил диплом о высшем образовании.

Художественный руководитель театра «Ромэн» Николай Сличенко

В годы учебы артист сыграл множество заметных ролей в родном театре. Дебютной самостоятельной работой оказалась роль Василя в постановке «Цыганка Аза». Потом были роли Марко в «Дочери шатров», Николая в «Родился я в таборе», Барбаро в «Горячей крови», Яшки-короля в «Кабачке «Макрель».

Интересно! Дмитрий Шепелев — биография и личная жизнь на сегодня

Чем Николай Сличенко занимается сейчас

В 1977-м артиста назначили главным режиссером его любимого театра. Он занимается постановкой пьес, где цыганские предания, старинные истории обретают жизнь, и все его работы в качестве режиссера «Ромэна» имеют огромный успех у зрителей. Одновременно Сличенко выступает на эстрадных концертах, исполняя цыганские романсы, и всегда его выступления вызывают восторг.

Николай Алексеевич трепетно относится к вопросу сохранения своей национальной культуры. В его театре, где он сейчас главный художественный руководитель, нашли свою актерскую судьбу многие молодые яркие цыганские актеры. В «Гнесинке» под руководством Сличенко работает студия по подготовке кадров для театра «Ромэн», а в театральном институте имени Щукина он создал специальный «Цыганский курс для молодых талантов».

В родном театре Сличенко любят и уважают. Он, по словам коллег, никогда не повышает голоса на актеров во время репетиций. «Криком взаимопонимания не добиться. Надо уважать всех артистов, маститых и молодых, и тогда результат будет отличным», – так говорит Николай Алексеевич.

До сих пор в театре идет спектакль «Грушенька», премьера которого состоялась около сорока лет назад. В мощном цыганском хоре поет и Сличенко – все такой же подтянутый, с ослепительной улыбкой. Его каждый раз встречают шквалом аплодисментов, фанаты выстраиваются в очередь за автографом.

Артист принимает участие и в общественной жизни, несмотря на большую занятость в театре. В 2012-м, например, он был доверенным лицом кандидата в президенты Владимира Путина.

Признание[ | ]

Почётные звания

  • Заслуженный артист РСФСР (10 января 1968 года) — за заслуги в области советского театрального искусства
  • Народный артист РСФСР (15 мая 1975 года) — за заслуги в области советского музыкального искусства
  • Народный артист СССР (11 августа 1981 года) — за большие заслуги в развитии советского театрального искусства

Награды

Государственные награды СССР

  • Государственная премия СССР (1987) — за постановку и исполнение роли в театрализованном представлении «Мы — цыгане» в МЦТ «Ромэн»
  • Орден Дружбы народов (26 декабря 1984 года) — за заслуги в развитии советского театрального искусства и в связи с пятидесятилетием со дня рождения

Государственные награды Российской Федерации

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 февраля 2020 года) — за выдающиеся заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (27 декабря 2004 года) — за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 декабря 1994 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, культуре, искусстве, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • Орден Почёта (24 декабря 2009 года) — за большие заслуги в развитии отечественного театрального и музыкального искусства, многолетнюю общественную деятельность
  • Орден Дружбы (25 декабря 2014 года) — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
  • Благодарность Президента Российской Федерации (23 декабря 2001 года) — за большие заслуги в области театрального искусства

Премии и общественные награды

Президент России Дмитрий Медведев награждает Николая Сличенко орденом Почёта

  • Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры (23 декабря 2013 года) — за создание спектакля «Мы — цыгане»
  • Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (в области театрального искусства) (17 августа 2001 года) — за спектакль «Таборные игры» в Московском цыганском театре «Ромэн» .
  • Орден «За заслуги перед Отечеством и казачеством» I степени
  • Орден «Меценат»
  • Орден «Честь и достоинство Нации»
  • Орден «Великая победа»
  • Орден «Служение искусству»
  • Орден Петра Великого I степени
  • Орден «За возрождение России, XXI век»
  • Орден Михайла Ломоносова (АБОП)
  • Орден Святого Владимира с мечами (АБОП)
  • Знак ордена Св. Александра Невского «За труды и Отечество»
  • Золотая звезда «Честь, гордость и слава России» (АБОП)
  • Орден Первопечатника Ивана Фёдорова (2008) Общественного фонда «Первопечатника Ивана Фёдорова»
  • Премия «Овация»
  • Премия России «За труды и Отечество»
  • Премия имени Михайла Ломоносова
  • Диплом фестиваля «Московская театральная весна» — за спектакль «Грушенька» И. Штока по Н. Лескову (1972)
  • Первая премия фестиваля «Московская театральная весна» — за роль Голованова в спектакле «Грушенька»
  • Премия фестиваля «Московская театральная весна» — за спектакль «Мы — цыгане» (1976)
  • Первая премия фестиваля «Московская театральная весна» — за роль Непоклонова в спектакле «Непоклонов» по пьесе Н. Мирошниченко
  • Премия Министерства культуры РФ — за спектакль «Братья» по пьесе З. Тоболкина (1981).

4 декабря 1998 года на площади Звёзд Эстрады в Москве заложена именная звезда Николая Сличенко.

Имя Николая Сличенко присвоено одной из звёзд в созвездии Тельца.

Семья и дети Николая Сличенко

Сличенко был дважды женат. Хотя у красавца-артиста были толпы поклонниц.

Николай унаследовал от матери мягкий и покладистый характер

Первая жена Николая Сличенко – Сетара Казымова

В молодости Николай влюбился в миловидную Сетару Казымову. Девушка тогда только заканчивала школу. Спустя год молодые люди поженились. Супруга стала работать вместе с Сличенко в театре «Ромэн».

Влюбленные Николай и Сетара прожили вместе восемь лет

Жена Николая Сличенко – Тамилла Агамирова

Второй раз Николай женился на своей коллеге по театру азербайджанке Тамилле Агамировой. Отец девушки не одобрял брак, так как считал, что супруги должны быть одной национальности, но из глубокого уважения к уже известному Сличенко уступил.

Молодые сыграли очень скромную свадьбу, жили в крохотной комнатушке, выделенной театром, они много перенесли вместе. Сдержанная и образованная супруга во всем поддерживала и направляла Сличенко. Он прислушивался к своей жене, считал ее своей музой и вдохновением. Николай и Тамилла прожили вместе более 60 лет.

Каждый год в день рождения супруги Тамиллы артист украшал квартиру ее любимыми цветами — сиренью

Сын Николая Сличенко – Алексей

Алексей – сын Николая и Сетары. Унаследовавший от родителей талант парень был актером театра «Ромэн». Ему пророчили светлое будущее. Появились первые поклонники. Одновременно с работой в театре Алексей занимался бизнесом, но, к сожалению, проект рухнул, на парня обрушились долги. Чем сейчас занимается старший сын популярного исполнителя, неизвестно.

После развода Николай не прекращал общаться с сыном от первого брака

Сын Николая Сличенко – Петр

Петр – сын Николая и Тамиллы. Парень не стал продолжать дело своих родителей, хотя с любовью и трепетом относился к их творчеству и всегда и во всем их поддерживал.

Чем именно занимается мужчина не известно, но судя по тому, что у него есть семья и дети, он нашел себя в этой жизни.

Дочь Николая Сличенко – Тамилла

Тамилла – дочь Николая и Тамиллы. Любимица отца, девочка, младший ребенок в семье. Именно она продолжила творческий путь своего звездного родителя. Девушка — известная артистка цыганского театра, таланту которой рукоплещут критики и сотни поклонников.

Дочь Николая Сличенко некоторое время жила и работала в США

Первая крупная роль

Прекрасно показав себя на первых порах и набравшись опыта, Николай Сличенко вскоре получил свою первую главную роль в постановке. Для него это случилось довольно неожиданно – во время гастролей театра в Сергиеве Посаде Николаю «подвернулась» роль Лексы в представлении «Четыре жениха».


Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»

Всё дело в том, что Николай был настолько увлечён актёрской деятельностью, что выучивал и репетировал тексты даже тех ролей, которые были заняты другими актёрами. Так было и с ролью Лексы, которая уже была занята опытным артистом Шишковым.

Николай Сличенко в шутку попросил у своего товарища дать ему сыграть эту роль один раз, а тот взял и согласился. Так, под предлогом того, что Шишков «заболел», Николай договорился со сценаристом и сыграл вышеописанную роль.


Кадр из фильма «Остров синий»

Эта роль до сих пор является одной из самых запоминающихся в карьере Сличенко. Лекс настолько ярко отложился в памяти зрителей, что после дебютного выступления Николая в этой роли на него буквально посыпались предложения от режиссёров о сотрудничестве.

После этого Сличенко получил ещё одну главную роль – в спектакле «Грушенька». На этот раз роль была по-настоящему его. Премьера этого спектакля с участием Ляли Чёрной – ещё одной наставницы Николая, прошла на «ура». Затем начинающий актёр впервые появился на экранах телевизоров в постановке «Сломанный кнут».

Фильмы

Широкая известность пришла к Николаю Сличенко после появления на экране. В фильмографии артиста не так уж много ролей в кино, так как театр в творчестве цыганского певца доминировал. Но эти киноработы достойны внимания. Впервые на большом экране Сличенко появился в 1958 году в картине совместного советско-югославского производства «Олеко Дундич», описывающей деятельность сербского революционера против белогвардейцев. Николай Сличенко исполнил роль цыгана. В фильме также сыграли Валентин Гафт, Михаил Пуговкин.

Николай Сличенко в фильме «Свадьба в Малиновке»

В этом же году артист засветился в киноповести «Трудное счастье», где опять исполнил роль соотечественника. Сюжет охватывал события Гражданской войны, главного героя – цыганенка Николая Нагорного, который отбился от табора, сыграл молодой Михаил Козаков. В 1960 году состоялась очередная встреча звезды цыганского театра со зрителями с экрана кинотеатров. На этот раз Сличенко появился в фильме «В дождь и в солнце».

Следующую роль Николай получил в 1967 году. Уже популярного актера утвердили на роль красного конника Петри в кинокомедии «Свадьба в Малиновке». Фильм принес создателям успех, заняв второе место в прокате года, а через год на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде картина получила премию в номинации «лучший комедийный ансамбль года». Фильм разобрали на цитаты, фото актеров, снявшихся в кинокомедии, Владимира Самойлова, Людмилы Алфимовой, Евгения Лебедева, Зои Федоровой, Михаила Пуговкина, Николая Сличенко еще долго украшали обложки журналов о кинематографе.

Николай Сличенко в фильме «Мой остров синий»

В 1972 году состоялась премьера музыкального фильма «Мой остров синий», где Николай Сличенко выступил режиссером и исполнителем главной роли. В 1986 году артист участвовал в создании фильма-спектакля «Мы – цыгане», где снялись также все актеры театра «Ромэн». В 1998 году Сличенко последний раз появился на большом экране в музыкальной картине «Военно-полевой романс», созданной в формате «Старых песен о главном». Выпуск был посвящен песням, звучавшим на дорогах войны.

В начале декабря 1998 года на столичной Площади звезд появилась именная звезда Николая Алексеевича Сличенко. Это событие оказалось ярким подтверждением всенародного признания таланта артиста и праздником для цыган.

Работа в кино и театре

Николай Сличенко быстро стал успешным, его биография, семья и дети стали интересовать всех все больше.

Первые годы с момента окончания учебы были насыщенными, Николай практически жил в стенах театра, где постоянно репетировал или выступал перед публикой на сцене. Вместе с популярностью в театре пришел успех в кино.

В современности люди с удовольствием пересматривают «Свадьбу в Малиновке», и киноленту «Мой синий остров», в которых Сличенку удалось полностью раскрыть свой потенциал, как актера кино. Фильму удалось стать хитом.

Кадр из фильма «Свадьба в Малиновке»

Ему посчастливилось работать с Пуговкиным и Федоровой, Смирновым и многими другими звездами.

Спустя какое-то время актер решил вернуться к планам попробовать силы в режиссуре. Знания, полученные в области в ГИТИСе, удалось применить на практике в «Ромэн».

Критики назвали начало режиссерской работы Сличенка периодом «цыганской» романтики, о которой все отзывались теплыми словами восхищения.

Николаю удалось представить историю и культуру своего народа так, как это не делал ни кто. Его постановкам выдалось стать шедевром.

Николай Сличенко имел много ярких моментов в биографии и творчестве, но с популярностью приходилось все чаще отвечать на вопросы журналистов о семье и детях, хотя актер всегда старался сосредоточить внимание общественности на работе. Хороший пример успеха Сличенка его постановка «Мы – цыгане»

Она принесла мужчине первую престижную премию в рамках фестиваля «Театральной весны»

Хороший пример успеха Сличенка его постановка «Мы – цыгане». Она принесла мужчине первую престижную премию в рамках фестиваля «Театральной весны».

Вслед за этой наградой за другие работы последовали иные премии и ордена за заслуги актера и за кропотливую работу в сфере искусства. Многие награды Сличенко получил после 80-тилетия.

Николай Алексеевич стал Народным артистом, любовь публики и ее признание для Сличенка остается главной наградой, которая дороже всех других.

Николай Алексеевич стал Народным артистом

Постановки с уклоном на цыганскую культуру, освещение проблем, знакомых этому народу, стали популярны во всей стране.

Каждая постановка Николая Алексеевича срывала овации. Сличенко не переставал радовать и удивлять публику новыми ролями, великолепной режиссерской работой, песнями, что он исполнял со сцены.

О цыганских романсах, исполненных актером в театральных постановках, говорят до сих пор. Огромной популярностью стала пользоваться песня «Очи черные».

Даже те люди, которые далеки от мира кино и театра, хоть раз в жизни, но слышали эту композицию.

Сличенку удалось сохранить цыганскую культуру, увековечить ее в работе. Николай Алексеевич позже решил создать собственный цыганский театр, что работал благодаря «Гесинскому» училищу.

Популярными стали его цыганские курсы, открытые в «Щукинском». Последние, кстати, дают возможность получать знания в этой области в наши дни.

В собственном театре Сличенко продолжает работать не только руководителем и актером, но и педагогом. Николай Алексеевич признавался, что возможность передавать опыт молодому поколению – бесценный шанс.

Жертвы цыган

В интервью Николай Сличенко признавался, что отдача из зрительного зала для него всегда шла колоссальная, а любовь публики ощущалась на физическом уровне. Именно это уважение к цыганской культуре и любовь к музыке когда-то и разглядели цыгане колхоза, в котором работал Сличенко. В тяжелые послевоенные годы работникам на земле зарплату платили трудоднями, а иногда и галочками.

Старый цыган, разглядевший в молодом Николае дарование, обратился к колхозникам с просьбой помочь пареньку добраться до Москвы. Клич услышали, а в талант Николая поверили. В складчину насобирали полмешка пшеницы, продали зерно и на вырученные деньги купили билет до столицы в одну сторону.

19 июня 1951 года в 7 утра Николай уже стоял у ворот театра «Ромэн», полный желания стать артистом. Подростку объяснили, что двери открываются только с 11 часов. Это не остановило упрямого юношу.

Будущий народный артист СССР стоял и ждал, когда его прослушают. Мимо него проходили музыканты, которые взялись аккомпанировать пареньку. На прослушивании Сличенко попросили спеть, станцевать, прочитать стихотворение. А затем труппа аплодировала новому артисту, которого приняли во вспомогательный состав.

Театр

Однажды Николай Сличенко пошел на авантюру, в которой его поддержал наставник и ведущий актер «Ромэна» Сергей Шишков. В 1952 году театр гастролировал с блестящей постановкой «Четыре жениха». Шишков играл главного героя Лексу. Сличенко, давно изучивший тексты ролей и втайне отрепетировавший главную, упросил Сергея Федоровича «заболеть». Тот согласился и уступил талантливому ученику «своего» Лексу.

Так Николай Сличенко дебютировал в первой главной роли, сразу принесшей артисту признание и ставшей трамплином для дальнейшей карьеры. Вскоре ему предложили роль Дмитрия в драматическом спектакле «Грушенька» по повести Николая Лескова. Сличенко сыграл блестяще. Вместе с ним на сцене появились ведущие артисты «Ромэна» Ляля Черная и Иван Ром-Лебедев.

Николай Сличенко, жена Тамилла Агамирова, дочь Тамилла Сличенко и сын Петр Сличенко

С этого момента актера начали вводить во многие спектакли театрального репертуара. Николай Сличенко сыграл Чанго в телевизионной постановке «Сломанный кнут». Потом ему досталась роль возрастная — дедушки в спектакле «Плясунья».

Играя на сцене, причем успешно, молодой актер понимал, что без образования не обойтись. Николай Алексеевич много читал и посещал вечернюю школу. Без отрыва от работы в «Ромэне» Сличенко поступил в ГИТИС, выбрав режиссерский факультет. Он попал на курс Андрея Гончарова и в 1972 году получил диплом о высшем образовании.

В годы учебы артист сыграл множество заметных ролей в родном театре. Дебютной самостоятельной работой оказался Василь в постановке «Цыганка Аза». Потом были роли Марко в «Дочери шатров», Николая Алексеевича в «Родился я в таборе», Барбаро в «Горячей крови», Яшки-короля в «Кабачке “Макрель”». В качестве режиссера поставил ряд спектаклей, самые яркие из которых — «Мы — цыгане», «Непоклонов», «Огненные кони», «Птицам нужно небо» и «Графиня-цыганка».

Особое место в творческой биографии Сличенко занимает песня. Николай Алексеевич пел с детства. Попав в театр, юноша часто вспоминал услышанные возле костра цыганские песни и романсы. Исполнял музыкальные композиции мастерски, заставляя слушателей пережить за несколько минут жизнь героя. Больше всего слушателям запомнились в исполнении певца композиции «Письмо матери», «Очи черные», «Ах, ручеек, ручеек» и «Гитара семиструнная».

Николай Сличенко в молодости В ноябре 2021 года с аншлагом прошел 2222 показ спектакля «Мы — цыгане», премьера которого состоялась 40 лет назад. Постановка официально зарегистрирована в Книге рекордов Гиннесса в категории российского спектакля-долгожителя. Николай Сличенко, постановщик спектакля, и сейчас участвует в нем в качестве исполнителя ведущей роли.

Артист преодолел кризис, связанный с ухудшением здоровья, который произошел с ним летом того же года, и продолжил выступать с любимой труппой. О других болезнях мастера журналистам ничего не известно. До сих пор Сличенко сохраняет достойную своего возраста форму и стать — при росте 183 см его вес достигает 85 кг.

Сегодня новости из его театральной жизни по-прежнему связаны с родным «Ромэном». О мероприятиях творческого коллектива поклонники узнают со странички в «Инстаграме», где размещены видеоматериалы с концертов, фото артистов.

Николай Сличенко и труппа театра «Ромэн» В конце 2021 года в театре «Ромэн» состоялся праздничный концерт, посвященный 85-летию его художественного руководителя. Актера и режиссера пришли поздравить не только артисты творческого коллектива, друзья и родственники, но и звезды российской эстрады. Среди гостей вечера были Ольга Янковская, Николай Сергиенко, Лев Лещенко.

Николай Сличенко сейчас

Несмотря на преклонный возраст, «самый известный цыган России» продолжает руководить родным театром. После окончания пандемии на сцене «Ромэна» было представлено несколько премьер, включая такие постановки, как «Луна — сестра печали» и «Дрома ромэн».

Николай Сличенко (кадр из фильма «Свадьба в Малиновке» В 2021 году театр отметил 90-летие, не обошлось и без интервью художественного руководителя. Николай Алексеевич рассказал об истории создания культурного заведения, а также поделился тем, как труппе удалось пережить пандемию. Так, в период самоизоляции ему и коллегам пришлось освоить онлайн-формат. К примеру, к Международному дню театра коллектив не стал изменять традиции и транслировал с официального аккаунта акцию «Ночь театра». А чуть позже артисты подготовили и отсняли марафон «Песни военных лет».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector