Жизнь и творчество льва иванова (балетмейстер)
Содержание:
- Подробная информация о героях войны на сайте Памяти Народа
- Что стало с актерами фильма «Москва слезам не верит»?
- Статьи по систематике, филогении и онтогенезу
- Расплата за любовь
- Иван Николаевич Волков
- Другие работы
- Педагогическая деятельность
- Работы по паразитическим моллюскам
- Ошибки молодости Чулпан Хаматовой
- Критика о творчестве
Подробная информация о героях войны на сайте Памяти Народа
Теперь посмотрим, где на ресурсе “Память народа” находится более подробная информация о герое войны, найденном по фамилии. Кликаем по личным данным участника ВОВ. Открывается страница, где указаны фамилия, имя, отчество и звание бойца.
Сведения о награде
Также здесь расположена информация о награде, которую мы выбрали в результатах поиска: кто наградил, когда был совершен подвиг, сведения о месте рождения и призыва героя и другие данные, в том числе название архива, откуда эти данные взяты. Пролистав страницу чуть ниже, мы видим отсканированный документ. Это строка в наградном списке.
Переключаясь между разделами, мы читаем:
- “Подвиг” – подробное описание подвига, за совершение которого боец был представлен к награде, содержащееся в боевом журнале или других документах, в которых отражался ход военных действий.
- “Первая страница приказа или указа” – сведения о фронте и боевом подразделении, в котором служил участник ВОВ, а также от имени кого и за что он был награжден.
- “Наградной лист” – документ, свидетельствующий о вручении награды, с личными данными бойца и кратким изложением подвига.
Документы с этой страницы можно сохранять на компьютер, масштабировать по высоте и/ или ширине и увеличивать/ уменьшать. Также есть возможность просмотреть оригиналы представленных документов.
Боевой путь героя/ части
Ресурс “Память народа” позволяет нам отследить боевой путь, пройденный героем и частью, в которой он служил. Для этого из раздела “Документы о награждении” переходим в “Боевой путь героя/ части”.
На этой странице указаны все части, в которых служил боец. Переключаясь между ними, мы видим его путь и все боевые действия, в которых он участвовал в годы ВОВ. Каждая из координат военного пути означает конкретное сражение. Слева в таблице указаны даты операций, привязанные к координатам на карте.
Военный путь показан с самого начала (с места призыва в районном военкомате) и до победного конца. Масштаб карты можно увеличить так, что будут видны очертания сел, где шли бои или возле которых следовала наша армия. Такой эффект позволяет детально рассмотреть ход войны. Под картой имеются условные обозначения. Ориентируясь по ним, мы понимаем, в какое время боец, которого мы ищем, лежал в госпитале, получал награды, где родился, откуда призывался и многое другое. Также в панели над картой можно добавить вышестоящую часть, в которую входило соединение, где служил герой войны, и нижестоящую. Все эти нюансы позволяют воссоздать более полную картину событий ВОВ.
При нажатии на конкретную координату пути в правом верхнем углу карты мы видим табличку, где содержится следующая информация:
- Название части, где служил боец.
- Дата сражения, указанного на карте.
- Количество документов, свидетельствующее об этом событии.
После клика на число найденных документов частей, загружается следующая страница с письменными свидетельствами конкретных сражений. При розыске нужного приказа/ рапорта/ отчета можно воспользоваться общим списком или сузить круг поиска путем переключения между названиями разделов. То есть, если нам нужны только журналы боевых действий или карты/ схемы, то мы нажимаем на выбранную категорию и ищем тот документ, который необходим, или просматриваем все по очереди в Памяти Народа. Также можно воспользоваться удобным фильтром, находящимся справа от списка документов. Снимая либо устанавливая флажки в нужных нам разделах, мы сужаем круг поиска и быстрее ищем информацию.
Кликая на название рапорта или схемы, журнала или приказа, мы изучаем оригинальные свидетельства тех событий, написанные или начертанные самими участниками войны. По имеющимся сведениям узнаем, в каком архиве сейчас находится каждый из документов, и кто их составлял. С этой страницы можно сохранить в свой личный архив на сайте найденное письменное доказательство боевого пути участника ВОВ по фамилии вернувшихся с войны.
Таким образом, выполняя на сайте “Память народа” поиск вернувшихся с войны участников Великой Отечественной войны по фамилии, можно не просто получить сведения о наградах героя, но и максимально полно (насколько позволяют имеющиеся документы) отследить ход сражений от самого места призыва бойца.
Что стало с актерами фильма «Москва слезам не верит»?
Впервые публика увидела «Москва слезам не верит» 40 лет назад. Двухсерийный фильм завоевал не только любовь публики, но и премию «Оскар». Это один из шести российских фильмов, который удостоился этой награды. В романтической картине по-настоящему звездный состав: Вера Алентова, Ирина Муравьева, Алексей Баталов, Олег Табаков, Раиса Рязанова, Лия Ахеджакова. Но в фильме сыграли и те актеры, которые после выхода «Москва слезам не верит» особо не светились в кинематографе. Как сложились их судьбы после съемок фильма, рассказывает 5-tv.ru.
Наталья Вавилова — сыграла роль Александры Тихомировой
Актриса появилась во второй части фильма и сыграла дочь главной героини Александру. На момент съемок фильма Наталье было всего 20 лет, а сниматься она начала еще в 15. Вавилова играла второстепенные роли в успешных фильмах, например, в «Розыгрыше» и «Красных дипкурьерах».
Слева направо: Наталья Вавилова в к\ф «Москва слезам не верит» и сейчас. Фото: РИА Новости, Youtube.com / Сарафан TV
Но настоящую известность ей принесла именно работа в «Москва слезам не верит». Но после выхода фильма особо стоящих ролей ей не предлагали. Наталья сыграла главные роли во «Вторжение», «Шофере на один рейс» и в «Нас не венчали в церкви». Но в 90-х решила уйти из профессии и после этого избегала контактов с журналистами.
С тех пор об актрисе мало что известно. Наталья Вавилова вышла замуж за режиссера Самвела Гаспарова, который старше ее на 21 год. Пара жила в собственном доме на Рублевке, но почему-то продала его и переехала в небольшую квартиру на юго-западе Москвы. Также Наталья занималась благотворительностью и помогала детским домам.
Юрий Васильев — сыграл роль Родиона Рачкова
Васильев сыграл роль главного антигероя фильма Родиона Рачкова, бросившего главную героиню Катерину в положении. Известность пришла к актеру задолго до работы в фильме Меньшова. В 1967-м он сыграл главную роль в «Журналисте» Сергея Герасимова, но в основном играл роли второго плана. Это не помешало ему получить звание Заслуженного артиста СССР в 1974-м и служить в Малом театре Москвы до последних дней жизни.
Слева направо: Юрий Васильев в к\ф «Москва слезам не верит» и в 90-х. Фото: Kinopoisk.ru, Kino-teatr.ru
Вторая волна известности пришла к Юрию Васильеву после съемок в «Москва слезам не верит». Но так же, как и Наталье Вавиловой, потом главных ролей ему не предлагали. Юрий был женат на актрисе Нелли Корниенко, от которой у него осталась дочь Екатерина. Актер умер в 1999-м в возрасте 59 лет от острого сердечного приступа.
Евгения Ханаева — сыграла роль матери Родиона Рачкова
Актриса из эпохи старого советского кинематографа сыграла в фильме роль матери Рачкова. Евгения Никандровна обладательница всех возможных почетных званий СССР, которые вручали артистам того времени. Ханаева играла во МХАТЕ с 1948-го и ушла во время раздела театра в 1987-м вслед за Олегом Ефремовым.
Слева направо: Евгения Ханаева в к/ф «Москва слезам не верит» и в средине 80-х. Фото: Kinopoisk.ru, РИА Новости / Галина Кмит
Ханаева играла второстепенные роли: после премьеры «Москва слезам не верит» снялась еще в 23 картинах. Например, в 1984-м актриса сыграла роль матери главного героя в трагикомедии «Блондинка за углом», где ее коллегами по съемочной площадке были Андрей Миронов и Татьяна Догилева. Евгения Никандровна была замужем дважды: за экономистом Анатолием Успенским, с которым имела общего ребенка — сына Владимира, а вторым мужем был актер Лев Иванов.
Статьи по систематике, филогении и онтогенезу
- Современное состояние вопроса о происхождении многоклеточных животных. В кн.: Тез. докл. на Конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Н. Северцова. М., 1966: 6-9.
- О монофилетической природе Metazoa // Зоол. журн., 1967а, 46(10): 1446-1455.
- О монофилетическом происхождении многоклеточных животных. В кн.: Тез. докл. на научной сессии, посвященной 50-летию Сов. власти. Л., 1967б: 5-6.
- О происхождении Metazoa и их онтогенеза. Критическая оценка гипотезы синзооспоры А.А. Захваткина // Тр. Зоол. ин-та АН СССР, 1967в, 44: 5-25 (совм. с О.М. Ивановой-Казас).
- Современное состояние вопроса о происхождении многоклеточных животных // Журн. общ. биол., 1968, 29(1): 25-30.
- On the independent and convergent origin of sexual process // Monit. Zool. Ital. (N. S.), 1970, 5: 183-189.
- On the reasons of excurvation of the embryo in colonial Phytomonadida and Calcareous Sponges // Monit. Zool. Ital., 1971а, 5: 1-10.
- И.И. Мечников и современная эволюционная морфология // Журн. общ. биол., 1971б, 32(1): 109-118.
- О происхождении Coelomata // Журн. общ. биол., 1975, 36(5): 643-653.
- Соотношение между Protostomia и Deuterostomia в системе животного мира // Зоол. журн., 1976а, 55(8): 1125-1137.
- О происхождении целома // Зоол. журн., 1976б, 55(6): 805-814.
- К построению естественной системы животного мира // Биология моря, 1976в, 5: 3-7 .
- Новое подтверждение теории И.И. Мечникова о происхождении многоклеточных животных // Архив анат., гист. и эмбр., 1976г, 70(3): 53-57.
- Олигомеризация и филогения в отряде пауков. В кн.: Значение процессов полимеризации и олигомеризации в эволюции. Л., 1977а: 50-52.
- О совещании «Значение процессов полимеризации и олигомеризации в эволюции» // Журн. общ. биол., 1977б, 38(6): 150-154. (совм. с Л.Я. Боркиным и Ю.В. Мамкаевым).
- О некоторых очередных задачах филогенетической морфологии беспозвоночных. В кн.: Состояние и перспективы развития морфологии (Материалы к Всесоюзному совещанию). М., 1979: 59-70.
- Проморфология и естественная система. В кн.: Современные проблемы эволюционной морфологии, М., 1981: 39-40.
- Эволюция и система целомических животных // Журн. общ. биол., 1983, 44(1): 3-9.
- О макросистеме животного мира // Вестник АН СССР, 1984а, 8: 57-61.
- On the early evolution of the Bilateria // Forsch. Zool., 1984б, 36: 349-352.
- Проморфология и естественная система. В кн.: Морфологические исследования животных, М., 1985а: 90-98.
- New data supporting Mechnikov’s theory of the origin of Metazoa. In: Evolution and Morphogenesis. Praha, Academia, 1985б: 389-394.
- Об эволюции зародышевых листков // Зоол. Журн., 1986, 65(5): 652-665.
- О теории трохеи и филогенетическом значении ресничных личинок // Биология моря, 1987, 2: 6-21 [Trochea theory and phylogenetic significance of ciliate larvae // The Soviet J. of Mar. Biology, 1987, 13(2): 67-80.]
- Монофилия таксонов и параллельная эволюция систем органов. В кн.: Дарвинизм: история и современность. Л., 1988а: 104-107.
- Вопрос о происхождении Bilateria. В кн.: Современная эволюционная морфология (ред. Э.И. Воробьева и А.А. Вронский). Киев, 1991: 190-194.
Расплата за любовь
Евгения Ханаева.Она никогда не делилась с коллегами своими переживаниями, многие из них даже не догадывались о том, что происходило в её жизни. Лишь заметили, как часто она проводит время с актёром Львом Ивановым. Злопыхатели даже звонили домой актрисе и рассказывали её 12-летнему сыну подробности жизни мамы. Тогда-то и приняла Евгения Никандровна решение о разводе. Сын остался с отцом.
Евгения Ханаева, кадр из фильма «Розыгрыш», 1976. Актриса просто пропала из их жизни. Она не звонила, не просила о встречах. Казалось, что она просто вычеркнула из жизни свою семью. Сын видел маму только на экране. Не понимая причин, почему она отказывается с ним общаться, он смотрел фильмы с её участием и, конечно, переживал. При этом отец ни разу не сказал о бывшей жене ни одного плохого слова.
Лев Иванов. По утверждениям коллег, Евгения Никандровна была очень деликатным, благородным и порядочным человеком. Отказ от общения с собственным ребёнком мог быть той расплатой за любовь, которую актриса назначила себе сама.
Евгения Ханаева и Лев Иванов в спектакле «Чайка», 1968. Ведь она действительно любила. И ушла из семьи, исключая возможность вести двойную жизнь и лгать близким людям. Лев Иванов был женат и не мог оставить больную жену. Впрочем, Ханаева никогда этого и не требовала. Она была просто счастлива находиться рядом с любимым, слышать его голос, держать в руках его руку.
Иван Николаевич Волков
Иван Николаевич Волков. Родился 14 августа 1974 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Советский и российский актер театра и кино, композитор, музыкант. Сын актеров Николая Волкова-младшего и Ольги Волковой. Внук Николая Волкова-старшего. Иван Волков родился 14 августа 1974 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в актерской семье.
Отец – Николай Николаевич Волков (1934-2003), советский и российский актёр, Народный артист РСФСР.
Мать – Ольга Владимировна Волкова (в девичестве Политова), советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка России.
Родители Ивана жили гражданским браком, хотя Ольга Волкова говорила, что их отношения даже браком нельзя было назвать: “Наши отношения даже трудно романом назвать, а уж выходить за него замуж у меня вообще не было нужды, просто встретились на жизненном пути, и от этой встречи родился сын”.
Отчим – Владимир Ховралёв (1931-2015), заслуженный деятель искусств, главный художник Большого театра кукол в Санкт-Петербурге.
Мачеха – Вера Викторовна Волкова, театровед, педагог МХК в московской школе.
В детстве занимался музыкой и вокалом. В течение 8-ми лет учился в капелле мальчиков в Хоровом училище имени М.И.Глинки при государственной академической Капелле в Ленинграде. Там, кроме вокала, учился играть на фортепиано и флейте. Потом он окончил Ленинградское эстрадное училище.
В 1997 году окончил актерский факультет ГИТИСа, курс А.В. Бородина.
С отцом он познакомился, когда ему было уже 18 лет – Иван приехал учиться в Москву. Во время обучения в ГИТИСе жил в семье отца, подружился с его супругой. Вера Викторовна рассказывала: “Ваня сразу вошел в нашу семью, стал с нами жить, приехав из Питера в Москву и поступив в ГИТИС. Для меня он абсолютно мой ребенок. Однажды я даже сказала его маме, Ольге Волковой: «Мне кажется, это я его родила, а не вы»… Ваня – философ, думает о глобальных проблемах человечества”.
Иван Волков в юности с мамой
В 1997-2001 годах – актёр театра клоунады Вячеслава Полунина.
В 2001-2006 годах – актёр театра «Современник».
Далее был актёром Театрального центра им. Вс. Мейерхольда.
Актёр и один из учредителей Актёрского режиссёрского театрального общества (А. Р. Т. О.).
Вместе с братом Дмитрием Волковым и актером Михаилом Шкловским участник группы спазм-оркестр «Корень из девяти». Пишет музыку для кинофильмов и спектаклей.
Театральные работы Ивана Волкова:
- «Пчеловоды» – Крючкова – творческая группа «Корабль Дураков»;
- «Три сестры» – Андрея – театр «Современник»;
- «Король-Олень» – Дерамо – РАМТ;
- «Школа Шутов» (первая версия) – Гальгюта (старейшины) – А.Р.Т.О. совместно с центром имени Вс. Мейерхольда;
- «Филоктет» – Одиссея – А.Р.Т.О. совместно с центром имени Вс. Мейерхольда;
- «Lilla Weneda» – Друида – А.Р.Т.О. совместно с центром имени Вс. Мейерхольда;
- «Школа Шутов» (вторая версия) – А.Р.Т.О. совместно с центром имени Вс. Мейерхольда и фестивалем Passages, Nancy (France);
- «Эдип» – Эдипа – центр имени Вс. Мейерхольда, режиссёр А. Левинский;
- «Мистерия Буфф (вариант чистых)» – офицер – А.Р.Т.О. совместно с центром имени Вс. Мейерхольда и Фестивалем Passages, Nancy (France);
- «Савва. Ignis sanat» – Ирода – А.Р.Т.О.;
- «» – Поццо – А.Р.Т.О.;
- «Вишнёвый сад» – Петя Трофимов – La’Театр, режиссёр В. Дубровицкий;
- «Сирано де Бержерак» – Сирано – Александринский театр, режиссер Николай Рощин.
Музыкальные театральные работы Ивана Волкова:
- «Король-Олень» – РАМТ;
- «Пчеловоды» – А.Р.Т.О.;
- «Дура, это любовь» – La’Театр;
- «Любовь-Кровь» – La’Театр;
- «Слуга двух госпож» – театр ДОМ;
- «Филоктет» – А.Р.Т.О;
- «Ксения Петербургская», РАМТ;
- «Принцесса Турандот» – Ульяновский драматический театр имени И. А. Гончарова;
- «Старая женщина высиживает» – новая сцена Александринского театра, Санкт-Петербург;
- «Птица Феникс возвращается домой» – московский областной театр драмы и комедии, Ногинск;
- «Ворон» – Александринский театр;
- «Кролик Эдвард» – РАМТ;
- «Баня» – новая сцена Александринского театра;
- «Убийство Жана Поля Марата» – малая сцена Александринского театра;
- «Носороги» – ТЮЗ им.Брянцева;
- «Последний папа» – ТЮЗ имени Ю. П. Киселёва, Саратов;
- «Четвёртый богатырь» – РАМТ;
- «Сирано де Бержерак» – Александринский театр;
- «Манюня» – РАМТ;
- «Дети у власти» – Александринский театр (новая сцена).
Другие работы
- Список дневных и сумеречных бабочек // Тр. Горецкого сельс.-хоз. ин-та, 1925, 3: 1-7.
- Рец. на кн.: Н.А. Ливанов — Пути эволюции животного мира. Казань, 1945. (Уч. зап. Казанск. Унив., 105, Зоология, 9) // Зоол. журн., 1948, 27(1): 89-94.
- О нахождении современного представителя палеозойского класса Моллюсков – Monoplacophora // Тр. Лен. Общ-ва естествоиспыт., 1959, 70(1): 45-46.
- Живые ископаемые. В кн.: Наука и человечество. М., 1962а: 170-175.
- Николай Григорьевич Хлопин. Некролог // Зоол. журн., 1962б, 41(2): 300-301 (совм. с В.П. Михайловым).
- Г. Гейлер. «Общая зоология», 1960 (рецензия) // Зоол. журн., 1962в, 41(3): 471.
- Валентин Александрович Догель. В кн.: Люди русской науки. Л., 1963а: 423-433.
- Neopilina si important oi pentru filogenia Moluskeror // Anal. Rom. Sov. Biol., 1963б, 5(64): 87-96.
- Neopilina и ее значение в филогенезе моллюсков // Тр. Совещ. ЗИН АН СССР, 1964: 49-52.
- Д.М. Федотов. «Эволюция и филогения бескпозвоночных», М., 1966 (рецензия) // Зоол. журн., 1967, 47(11): 318.
- Е.Н. Павловский. «Работы по функциональной и сравнительной морфологии». Л., Наука, 1967 (рецензия) // Зоол. журн., 1968, 47(11): 318.
- Юрий Иванович Полянский (к 75-летию со дня рождения) // Цитология, 1979а, 21(3): 130.
- Основные направления морфологических исследований на 1980-2000 годы. В кн.: Информационные материалы Научного совета по проблеме «Биологические основы освоения, реконструкции и охраны животного мира» (Проблемная записка). М., 1979б: 12-22.
- Рец. на кн.: Kabata Z. Parasitic Copepoda of British fishes. London, 1979 // Паразитология, 1981, 15(4): 383-385. (совм. с А.В. Гусевым).
- Лаборатория эволюционной морфологии. В кн.: Зоологический институт — 150 лет. Л., 1982: 91-102. (совм. с И.М. Медведевой).
- Морфология мидии Грея. В кн.: Биология мидии Грея. М., 1983: 7-15.
- Замечания к статье З.С. Кауфмана «О жизненных циклах так называемых метагенетических книдарий» // Зоол. журн., 1990, 69(11): 152-153.
- Новая аберрантная асцидия (Oligotrema laethmobia sp. n.) и таксономический ранг группы // Зоол. журн., 1993, 72: 104-114. (совм. с О.М. Ивановой-Казас).
Педагогическая деятельность
С 1858 преподавал классический танец в младших женских классах Петербургского театрального училища. На его уроках азы балета постигали Екатерина Вазем, Александра Вергина, Евгения Соколова, Мария Горшенкова, Варвара Никитина, Клавдия Куличевская, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская, Агриппина Ваганова и многие другие будущие артистки и солистки Мариинского театра. Его знаменитые ученицы относились довольно критически к педагогическим талантам своего учителя, ведь «доброта — не главное достоинство учителя классического танца, науки суровой, подчас жестокой». Так, Екатерина Вазем, одна из первых учениц Иванова, отмечала:
Он никогда не был хорошим педагогом — главным образом вследствие природной мягкости и апатичности своего характера. Он не был способен заставить учиться и не умел поддерживать дисциплину.
— Е. О. Вазем
Ей вторит Агриппина Ваганова, учившаяся у Иванова 30 лет спустя:
два года безделья. Находясь уже в почтенном возрасте, Лев Иванович являлся со своей скрипкой (он на ней сам аккомпанировал) с хроническим опозданием… Урок вёлся лениво и приводил к малым результатам. Да и программа была довольно неопределённой.
— А. Я. Ваганова
Работы по паразитическим моллюскам
- Ein neuer endoparasitischer Mollusk Paedophoropus dicoelobius n. gen., n. sp. // Zool. Anz eiger., 1933, 104: 161-165.
- Новый эктопаразитический моллюск из рода Megadenus Rosen // Докл. АН СССР, 1937а, 14 (7): 467-470.
- Морфологические адаптации к паразитическому образу жизни // Проблемы общей паразитологии. Уч. зап. Ленингр. Гос. Унив., 1937б, сер. биол., 3 (4): 53-94.
- Die Organisation und die Lebensweise der parasitischen Molluske Paedophoropus dicoelobius A. Iwanow // Acta Zool., 1937в, 18: 111-208.
- Организация и образ жизни паразитического моллюска Paedophoropus dicoelobius A. Iwanow // Тезисы диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук, 1938: 1-2.
- Половые отношения у паразитических Gastropoda. Явления раздельнополости, полового диморфизма и гермафродитизма // Тр. Ленингр. общ. естествоисп., 1940, 68 (1): 61-80.
- Морфологические адаптации пищеварительной системы паразитических Gastropoda // Уч. зап. Ленингр. гос. универ., 1945а, сер. биол., 15: 112-119.
- Новый эндопаразитический моллюск Parenteroxenos dogieli n. gen., n. sp. // Докл. АН СССР, 1945б, 48 (6): 477-480.
- Entocolax rimski-kopcakovi — новый моллюск, паразитирующий в Myriotrochus mistakurii // Докл. АН СССР, 1945в, 49 (7): 535-555.
- О путях проникновения эндопаразитических брюхоногих в хозяина // Тр. Ленингр. общ. естествоисп., 1946а, 69: 88-92.
- Редукция организации личинок у паразитических брюхоногих // Тр. Ленингр. общ. естествоисп., 1946б, 69: 93-99.
- Строение и развитие эндопаразитического моллюска Parenteroxenos dogieli A. Iwanow. Сообщ. 1. Организация взрослого животного // Изв. АН СССР, 1947, сер. биол., 1: 3-28.
- О метаморфозе паразитического моллюска Parenteroxenos dogieli // Докл. АН СССР, 1948, 61(4): 765-768.
- Строение и развитие эндопаразитического моллюска Parenteroxenos dogieli (семейство Entoconchidae). Сообщ. 2. Организация личинки и постларвальный метаморфоз // Изв. АН СССР, 1949а, сер. биол., 2: 109-134.
- Строение и развитие эндопаразитического моллюска Parenteroxenos dogieli (семейство Entoconchidae). Сообщ. 3. О взаимоотношениях между родами Entoconchidae // Изв. АН СССР, 1949б, сер. биол., 2: 135-139.
- Строение эндопаразитических брюхоногих Stiliferidae как результат их образа жизни // Тр. Ленингр. общ. естествоисп., 1952, 71 (4): 86-140.
- Строение эндопаразитического моллюска Entocolax rimski-korsakovi A. Iwanow // Тр. Зоол. ин-та АН СССР, 1953, 13: 250-276.
- Половые состояния у паразитических брюхоногих и явление псевдогермафродитизма. В кн.: Генетика и размножение морских животных. Матер. 14 Тихоокеанск. научн. конгр. секц. морск. биол., Хабаровск, 1980, 2: 131-155.
Ошибки молодости Чулпан Хаматовой
Когда актрису «за длинный язык» травили однокурсники, за неё заступился только один мужчина 14 августа исполняется 40 лет Ивану ВОЛКОВУ. Он не только талантливый актер, а еще и композитор, пишущий музыку для кино и спектаклей. В начале творческой жизни Ивана преследовала тень знаменитых родственников. Поначалу о нем говорили как о сыне замечательных актеров Николая ВОЛКОВА-младшего и Ольги ВОЛКОВОЙ. Позже стали называть «мужем Чулпан ХАМАТОВОЙ». О том студенческом браке однокурсников по ГИТИСу до сих известно немного. Мачеха Ивана — педагог Вера Викторовна, последняя супруга его отца, рассказала о неизвестных страницах жизни Вани и Чулпан, которую тоже считает родной.
-Я познакомилась с Ваней, когда он был уже взрослым, — вспоминает Вера Волкова. — Он безумно похож на наших с Николаем Николаевичем детей (все они тоже получили творческие профессии: Дмитрий — режиссер, Коля и Александра — актеры. Последняя, например, сыграла роль примадонны Галы в недавно прошедшем сериале «Кураж». — Г. У.). Ваня сразу вошел в нашу семью, стал с нами жить, приехав из Питера в Москву и поступив в ГИТИС. Для меня он абсолютно мой ребенок. Однажды я даже сказала его маме, Ольге Волковой: «Мне кажется, это я его родила, а не вы». По словам Веры Викторовны, наш герой пошел в отца в манере говорить, оба — очень музыкальные: — Ваня — философ, думает о глобальных проблемах человечества, а про мужа Николая Николаевича я всегда говорила, что тот — среднерусский барин. Сидел бы, размышлял, рисовал, собирал оброк. Вот и Ваня такой же старорежимный, и это очень ему идет. Когда 11 лет назад Николай Николаевич умер, для меня Ваня стал большей опорой, чем собственные дети. Я тогда растерялась, а он вместе с театром организовал похороны, подсказывал, что делать и куда идти.
Узаконили секс
Сейчас Иван Волков женат в третий раз. Рассказывая об отношениях Вани с первой супругой Чулпан, Вера Викторовна замечает, что они вступили в брак, словно два юных пионера.
ВОЛКОВЫ: Ваня, его мачеха Вера Викторовна, мама Ольга Владимировна, сестра по отцу Александра и папа — Николай Николаевич (Фото из личного архива)
— Можно сказать, эти два желторотых птенца просто узаконили секс, — улыбается собеседница. — Поженились на втором курсе. А предшествовала этому неприятная конфликтная ситуация в институте, случившая с Хаматовой. Подробностей не помню, но вроде бы она предала гласности некрасивую историю, которую другие студенты-однокурсники пытались замять. Все посчитали это предательством, мол, нечего языком молоть. По другим слухам, студенты, ополчившись на Хаматову после ее выходки, написали коллективное письмо ректору и потребовали ее отчисления. Затравленная девушка опасалась даже ночевать в общежитии. Но ей некуда было деваться. И вдруг нашелся защитник — Ваня решился привести ее к Волковым, где жил сам. — Конечно, Чулпаше было очень страшно! А Иван водил ее за руку, несмотря на косые взгляды однокурсников, — говорит Вера Викторовна. — Ощущение, когда весь мир против тебя, — ужасное. Хаматова же на самом деле очень хрупкий и нежный человечек, при всей ее кажущейся мужественности. Пройдя все эти испытания, когда время от времени уже не курс, а толпа людей против нее ополчается, она стойко держит удар. Возвращаясь к той ситуации, добавлю, что Чулпан поселилась в комнате с нашей дочкой Шуркой. В отношениях с Ваней у них поначалу все было очень целомудренно. И все же через некоторое время новость о том, что дочка переехала в дом к мальчику, пришла в Казань, к маме Чулпан. И та, как любая татарская женщина, стала твердить, что это неправильно, когда девушка живет на территории мужчины. Я тогда пошутила, дескать, «Ваня, теперь ты, как честный человек, обязан жениться!». А он на полном серьезе ответил, что тоже так думает, и через два месяца они стали мужем и женой — расписались в Мещанском загсе. Брак Хаматовой и Волкова продолжался семь лет, в нем появилась дочка Арина. Хотя после получения дипломов супруги виделись не так часто, как хотелось бы. Чулпан пропадала на съемках, а Иван работал в театре клоунады Вячеслава Полунина. После развода с Хаматовой Волков женился на однокурснице по ГИТИСу Олесе Яковлевой, у них родился сын Георгий. Но и этот союз распался. А три года назад Волков вступил в третий брак — с актрисой Людмилой Харитоновой, которая подарила ему дочку Шурочку. У Хаматовой сейчас тоже третий муж и трое детей.
Критика о творчестве
Красовская В.: «Исключительная музыкальность позволила И. создать выдающиеся образцы симфонической разработки танца — характерного (половецкие пляски в опере „Князь Игорь“ Бородина, 1890) и классического (танец снежных хлопьев — „Щелкунчик“, 1892, сцены на озере — „Лебединое озеро“, 1895, Чайковского). Поэтическое содержание образов воплощалось балетмейстером в совершенную хореографическую форму. Деятельность И. — вершина академического стиля русского балета».
Б. В. Асафьев назвал Л. И. Иванова «душой русского балета». Соч.: Автобиография. (Мои маленькие воспоминания), «Петербургская газета», 1901, 13 дек., с. 5.