Иван бортник — биография, новости, личная жизнь

Где похоронили Ивана Бортника

Прощание с Иваном Бортником состоялось под песни Владимира Высоцкого в родном Театре на Таганке, где больше полувека проработал актёр. Проводить Ивана Бортника пришло более 200 человек – родные и близкие, друзья и приятели, коллеги и поклонники талантливого и самобытного актёра.

Первоначально планировались похороны Ивана Бортника на Котляковском кладбище, где похоронены его родители. Но из-за отсутствия достаточного места для ещё одного захоронения, могила Ивана Бортника разместилась на Троекуровском кладбище.

День смерти Ивана Бортника – это лишь физический уход из жизни известного актёра. По-настоящему талантливый, интересный, не похожий на других актёр Иван Бортник навсегда останется в памяти и сердцах своих поклонников.

В «Щуке»

После школы Бортник решил поступать в ГИТИС. Но через некоторое время он подал документы в Щукинское училище. Так будущий актер оказался на курсе В. Этуша. Вместе с ним учились А. Збруев, В. Смехов, З. Высоковский, Л. Максакова, А. Белявский. А преподавателями стали Ю. Катин-Ярцев, Ц. Мансурова, М. Ульянов и, конечно же, Ю. Любимов.

Однажды он поставил один из отрывков пьесы «Без вины виноватые», где молодому артисту удалось сыграть главную роль – Незнамова. Работа с Любимовым оказалась на поверку неожиданным открытием для него. Через несколько лет они встретятся еще…

Ну а когда Бортник оканчивал вуз, студенты поставили дипломный спектакль. Он назывался «Горячее сердце». Режиссировал куратор Этуш.

Биография, детство и юность

Родной город лидера группы Би-2 – Минск, соответственно можно сказать, что по национальности музыкант белорус. Автор хита «Полковнику никто не пишет» появился на свет во 2 день сентября 1972 года. Родился Егор (имя Левы Би-2, которое он получил при рождении) в интеллигентной семье. Его отец – Михаил Васильевич Бортник – был радиофизиком, доцентом, кандидатом наук, знаменитым преподавателем. Также певец говорит, что является потомком поэта Аркадия Александровича Кулешова, широко известного в Белоруссии.

Егор Бортников в детстве

Прозвище Лева появилось у будущего рокера в детские годы. Отцу Левы Би-2 предложили преподавать в одном из учебных заведений Конго. Михаил Васильевич отправился в Африку вместе с семьёй. Однажды он подарил Егору настоящий львиный клык. Мальчик так полюбил этот подарок, что никуда не ходил без него. За это друзья и прозвали Егора Львом. Прозвище пришлось будущему музыканту по душе, вскоре он сам начал ассоциировать себя с этим именем.

Лева Би-2 с мамой Натальей Федоровной

Невзирая на то, что и отец, и мать Левы были интеллигентами, мальчик рос хулиганом. Хорошие оценки в школе он получал, но недолго, только до 7 класса. Затем Егор увлёкся театральным искусством, стал посещать кружок, а затем и театральную студию. В результате к учёбе юноша утратил интерес. В студии Лева познакомился с Александром Уманом, что стало переломным моментом в биографии эпатажного музыканта. В последующем Егор с новым другом основали группу, которой суждено было стать одной из самых популярных на отечественной рок-сцене.

Егор Бортников и Александр Уманов в молодости

Достигнув совершеннолетия, Лева получил третье имя – Игорь. Музыкант отправился в Израиль, чтобы встретиться с друзьями и просто совершить путешествие. Но местные чиновники неправильно записали имя Бортника. В результате Егор получил на руки израильский документ, в котором был записан, как Игорь. Поскольку у музыканта есть гражданство Израиля, некоторые думают, что он по национальности – еврей.

Интерес к музыке у Левы появился ещё в детстве после прослушивания песни «Крейсер Аврора». Композиция запала мальчику в душу, и он решил собственноручно написать песню. Попытка оказалась не слишком удачной, поэтому Егор переключился на психоделическую музыку.

Карьера

Впрочем, с намеченного пути Иван не сошел. Хотел стать артистом — и стал им, поступив в 1957 году в ГИТИС на актерский факультет. Однако вскоре перешел учиться на курс Владимира Этуша, в Московское театральное училище имени Щукина. В 1961 году Бортник уже держал в руках диплом. Сразу несколько театров были готовы принять начинающего актера, но сам он выбрал Московский драматический театр имени Гоголя. Как потом вспоминал Иван Сергеевич, там он «переиграл всех дегенератов». Уж очень любил режиссер ставить спектакли про бандитов и хулиганов. А у актера, как назло, хорошо получалось изображать их на сцене. В 1967 году, спустя шесть лет, устав от однообразия ролей, актер перешел к Юрию Любимову в Театр на Таганке.

Многие однокурсники Ивана служили именно здесь, в Театре на Таганке. Атмосфера располагала к творчеству. Сам актер к тому времени снялся лишь в одной картине -«Исповедь» (1962 г.). А потом — восемь лет простоя… актеру предлагали роли, но все они казались актеру неинтересными, пустыми, банальными.

В Театре на Таганке Бортник познакомился с Владимиром Высоцким. Сначала они присматривались друг к другу, затем подолгу беседовали, оставаясь после репетиций. А позже поняли: их характеры совпадают, да и взгляды на жизнь тоже. Время от времени вместе выпивали, потом зашивались, пытаясь справиться с пагубным пристрастием. Тоже вместе.

Роли второго плана стали своеобразным клеймом для актера Бортника. Он мог больше, но режиссеры видели в нем исполнителя эпизодов — ярких, запоминающихся. Свою первую главную роль Иван Сергеевич получил лишь в 1986 году, сыграв в картине «Я -вожатый форпоста».

В театре везло больше: и центральные роли были, и второстепенные. Бортник искренне любил и те, и другие. Однажды ему предложили заменить Высоцкого в роли Гамлета. Какой актер откажется от такого предложения? Иван Сергеевич отказался. Дружба для него была превыше всего. Высоцкий, ценя такое отношение, написал много стихов, посвященных своему товарищу. Например: «Я же Ваню оттенял, / Как же Ваня без меня?» или «А в общем, Ваня, мы с тобой в Париже / Нужны, как в русской бане пассатижи».

История с «Гамлетом»

В эти времена Бортник был задействован и в легендарной постановке «Гамлет» Ю. Любимова. Сначала ему доверили роль могильщика, потом – Лаэрта, а впоследствии — самого сына датского короля. Правда, от роли Гамлета он был вынужден отказаться.

Дело в том, что однажды режиссер предложил ему играть главную роль. Любимов был крайне недоволен Владимиром Высоцким. Он признавался, что не может рассчитывать на него и не верит ему. Он сказал, что актер может уехать куда угодно. Поэтому режиссер попросил, чтобы Бортник начал учить текст, добавив, что темперамент Ивана аналогичен Высоцкому. А поэтому ему, как режиссеру, не придется перестраивать весь спектакль.

После этого Бортник сразу же приехал к своему другу. Тот дал добро на то, чтобы он начал играть вместо него.

Тем не менее после раздумий Иван Бортник отказался от роли. Одной из причин отказа был тот факт, что в постановке Гамлет играет на гитаре, а Иван не был обучен игре на этом инструменте.

Биография

Иван Бортник – советский и российский актер театра и кино, ведущий артист Театра на Таганке, получивший всероссийское признание после появления в эпизодической роли в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя» режиссера Станислава Говорухина.

16 апреля 1939 года в интеллигентной московской семье родился сын Иван, будущий актер. Мать работала в Институте мировой литературы, защитила докторскую диссертацию по филологии. Отец был заместителем главного редактора Государственного литературного издательства. Ничего удивительного в том, что сыну Ивану точные науки в школе давались тяжело, зато по русскому языку и литературе всегда были пятерки. К тому же родители в первых классах определили сына в музыкальную школу, где Иван занимался по классу виолончели.

Актер Иван Бортник

Театром мальчик увлекся еще в детстве, поэтому выбор профессии не был неожиданностью для родителей. Так как детские годы Ивана прошли во дворе, дворовые законы и были его главным воспитателем. Многие дворовые обитатели успели пройти через «зону», а один раз взяли «на дело» и будущего актера. Ваня стоял «на шухере», пока парни грабили ларек: это было в первый и последний раз в биографии Ивана Бортника.

Удивительно, но дворовая жизнь не мешала парню читать и писать стихи, ходить в городской дом пионеров, а после в самодеятельную киностудию. В 1957 году юноша поступил в ГИТИС, однако передумал и решил учиться в Щукинском театральном училище. Иван Бортник поступил на курс Владимира Этуша и успешно окончил вуз в 1961 году.

Владимир Высоцкий и Иван Бортник

Театральная карьера артиста связана с Театром на Таганке, хотя туда Иван Бортник попал не сразу. Сначала актер служил в театре им. Н. Гоголя, но из-за разногласий с художественным руководителем ушел к Юрию Любимову, с которым был знаком со времени студенчества.

На Таганке Иван Бортник стала ведущим артистом, хотя часто проявлял свой непокорный нрав. Но коллегам и друзьям по театру артист никогда не переходил дорогу. Случилось это с ролью Гамлета, с которой Юрий Любимов решил снять Владимира Высоцкого и отдать другому актеру. Иван Бортник отказался от предложения. Когда в начале 80-х годов в театре появился новый руководитель Анатолий Эфрос, то Иннокентий Смоктуновский представил Ивана Бортника режиссеру как единственного гениального актера труппы.

Фильмы

В кино Иван дебютировал в 1962 году, это была роль художника Василия в драме «Исповедь». Герой Бортника – студент духовной семинарии, разочаровавшийся в религии и оставивший церковь. Актер не понравился себе в этой роли, потому что на экране он выглядел страдальцем. После этого в кинокарьере случился 8-летний перерыв. Следующей работой Ивана Бортника стали съемки в драме «Впереди день».


Иван Бортник в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Затем артист появился на экране в сказке «Иван да Марья», снятой в 1974 году. Актер сыграл солдата Ивана. После этой роли режиссеры чаще начали приглашать Бортника в кино, предлагали преимущественно роли второго плана. Иван Бортник сыграл Шуру Бегункова в фильме «Чужие письма», кладовщика ресторана в киноромане «Сентиментальный роман», Бориса Крохина в драме «Вторая попытка Виктора Крохина», рядового Кройкова в мелодраме «Объяснение в любви». Партнерами актера становились Елена Проклова, Елена Коренева, Станислав Любшин, Людмила Гурченко, Николай Рыбников, Юрий Богатырев.

Всенародная известность пришла после выхода многосерийного фильма «Место встречи изменить нельзя», в котором артист блистательно сыграл бандита по кличке Промокашка. Владимир Высоцкий, с которым дружил Бортник, хотел, чтобы тот сыграл Шарапова, но режиссер Станислав Говорухин предложил актеру Промокашку. В сценарии это была небольшая роль без слов – Иван Бортник придумал текст самостоятельно. Его еще долго называли «Промокашкой». Иван Бортник признается, что уже давно не смотрит этот фильм – устал от сравнений с телевизионным героем.


Иван Бортник в фильме «Поживем – увидим»

Далее последовал ряд запоминающихся ролей – инвалида войны Ивана Никанорыча в военной драме «Старшина», Вовчика — бывшего мужа Марии (Нонна Мордюкова) — в трагикомедии «Родня», пациента госпиталя в военной драме «Привет с фронта», бригадира Ивана Кузьмича в комедии «Поживем – увидим».

Свою первую главную роль актер получил только в 1986 году в экранизации «Я – вожатый форпоста». Сюжет картины был построен на основе воспоминаний о юности вышедшего на пенсию педагога Николая Гудкова. Роль учителя в молодости исполнил Василий Мищенко, а во взрослом возрасте – Павел Кадочников. Ивану Бортнику досталась роль принципиального партийного работника.


Иван Бортник в фильме «Затворник»

Через год последовала следующая значимая работа. Борник сыграл горного инженера Андрея в картине «Зеркало для героя» режиссера Владимира Хотиненко. В 1990 году с участием актера вышли социальная драма «Мир в другом измерении» о детях, живущих в интернатах, и детектив «Смерть в кино». В обоих фильмах артист предстал в главных ролях.

Затем последовали съемки в главной роли в детективе «Убийство на Ждановской», где Иван Бортник примерил образ следователя. Во второй половине 90-х годов на экране Бортник появлялся редко, но работы актера, зачастую эпизодические, не остались незамеченными. Это роль крестного в драме «Мусульманин», роль Гитлера в комедии «Мама, не горюй!», образ доктора Кожина в драме «Затворник».


Иван Бортник в сериале «Сонька Золотая Ручка»

В 2000 году Ивану Бортнику было присвоено звание Народного артиста России.

Среди работ начала 2000-х годов сам артист выделяет съемки в «Антикиллере» и «По ту сторону волков». Свою лепту актер внес и в сериал «Демон полдня», посвященный теме роковой любви. В фильме, помимо Ивана Бортника, сыграли Лариса Малеванная, Елизавета Боярская, Сергей Чонишвили. Снявшись в 2006 году в трех проектах, в том числе и в сериале «Сонька Золотая Ручка», Иван Борник завершил список фильмографии работами в исторических фильмах «Око за око» и «Жила-была одна баба».

Таганка

Спустя некоторое время актер Бортник Иван Сергеевич в очередной раз пришел к Юрию Любимову. Он уже видел ряд постановок «Таганки». Так, актеру очень не понравился спектакль «Антимир», а вот от «Десяти дней, которые потрясли мир» он пришел в неописуемый восторг. Одним словом, он был зачислен в любимовскую труппу и начал работать.

Коллеги, конечно, приняли Бортника в свой дружный коллектив. Тем более сам актер, трудоустраиваясь, шел к «своим». Дело в том, что очень многие из его однокурсников уже работали там.

На Таганке Бортник начал с главной роли Паши Власова. Речь идет о нашумевшем в то время спектакле «Мать». В «Пугачеве» он получил сразу две роли сподвижников мятежного атамана. Также он принял участие в таких постановках, как «Деревянные кони», «Что делать?», «Павшие и живые», «Живой», «Борис Годунов», «Ревизская сказка» и многие другие.

А однажды в «Пире во время чумы» актер блистательно исполнил роль Вольфганга Амадея Моцарта. Причем сцену он делил с Леонидом Филатовым. Их дуэт стал просто уникальным, а игру Бортника отмечали все московские газеты.

В 1977-м труппа отправилась на гастроли во Францию. Там театр дал 65 спектаклей за 45 дней. В Париже на открытии гастролей публика аплодировала стоя, и овация длилась почти тридцать минут.

Несмотря на это Любимов признавался, что работать с актером было ему очень тяжело. Причиной стал взрывной характер Бортника. Мастистый режиссер называл его «злым мальчиком», повторяя, что «он – этой мой крест»…

Собственно, такими тяжелыми характерами обладали многие актеры Таганки. И одним из них являлся Владимир Высоцкий.

Творческий путь Ивана Бортника

Творческая деятельность Ивана Бортника началась в 1961 году в театре имени Николая Гоголя. Продлилась она там совсем недолго. Из-за своего вздорного характера и недомолвок с руководством Иван Бортник вскоре переходит в Театр на Таганке. На тот момент театром руководил его студенческий друг Юрий Любимов.

Театр на Таганке стал настоящим началом творческого пути Ивана Бортника. Там он был ведущим актёром и, несмотря на свой нрав, хорошо ладил с коллегами и руководством, никому не переходил дорогу. Там же Иван Бортник познакомился с Владимиром Высоцким, который впоследствии стал лучшим другом актёра. Более 30 лет они играли на одной сцене, были горой друг за друга, их связывали какие-то особые человеческие отношения, душевность и теплота. Карьера в театре стала весьма успешной. Иван Бортник исполнял главные роли в известных спектаклях и обрёл настоящую популярность, став звездой Таганки. В последние годы актёр участвовал лишь в одном спектакле, посвященном памяти близкого друга – «Высоцкий».

В отличие от театра, карьера актёра в кино была наполнена преимущественно ролями второго плана. Но Ивану Бортнику удавалось настолько точно, ярко и харизматично вживаться в роли своих героев, что и они стали запоминающимися и всем известными. Дебют Ивана Бортника в кино состоялся в 1962 году в драме «Исповедь». Как потом признавался сам актёр, он не любил себя в сыгранной им роли студента духовной семинарии, так как на экране выглядел мучеником и страдальцем. Немного позже зрители увидели Ивана Бортника на экранах и в других жанрах – сказках, комедиях, мелодрамах и прочее.

Но всенародную любовь и признание миллионов актёру принесла блистательно исполненная им роль бандита Промокашки в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Изначально это была небольшая роль практически без слов, но Иван Бортник вжился в неё и сам придумал образ и текст своему герою.

Первую главную роль актёру доверили лишь в 1986 году в фильме «Я – вожатый форпоста». Впоследствии были и другие главные роли, но все же они занимали небольшую часть в кинокарьере актёра.

Биография актера Ивана Бортника

ТАСС-ДОСЬЕ. 4 января 2021 года на 80-м году жизни скончался народный артист РФ Иван Бортник.

Иван Сергеевич Бортник родился 16 апреля 1939 года в Москве. Отец — Сергей Васильевич Бортник (1895-1979) — заместитель главного редактора Государственного издательства художественной литературы. Мать — Мария Сергеевна Горячкина (1912-1987) — доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. М. Горького.

В подростковом возрасте посещал театральную студию при Московском городском доме пионеров и октябрят, затем — самодеятельную киностудию при Центральном парке культуры и отдыха им. М. Горького.

В 1957 году поступил на актерский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ныне — Российский институт театрального искусства — ГИТИС), но перевелся в Театральное училище им. Б. В. Щукина (ныне — Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова). Окончил его в 1961 году. Художественным руководителем курса был Владимир Этуш.

В 1961-1967 годах — актер Московского драматического театра им. Н. В. Гоголя.

С 1967 года являлся актером Московского театра на Таганке. Был задействован в спектаклях: «А зори здесь тихие…» по произведению Бориса Васильева, «Гамлет» по трагедии Уильяма Шекспира, «Деревянные кони» по повести Федора Абрамова, «Мать» по роману Максима Горького, «Павшие и живые» на стихи поэтов военного и послевоенного поколений, «Пристегните ремни» по пьесе Григория Бакланова, «Пугачев» по поэме Сергея Есенина, «Три сестры» по пьесе Антона Чехова и др. Был другом актера Театра на Таганке, поэта и певца Владимира Высоцкого.

Иван Бортник получил широкую известность в качестве киноактера. Дебютной для него стала роль художника Василия в драме Всеволода Воронина «Исповедь» (1962). Среди наиболее известных работ: Шура Бегунков в мелодраме «Чужие письма» (1975, режиссер Илья Авербах), уголовник Промокашка в телефильме «Место встречи изменить нельзя» (1979, Станислав Говорухин), Владимир Иванович Коновалов в трагикомедии «Родня» (1981, Никита Михалков), горный инженер Андрей Немчинов в драме «Зеркало для героя» (1987, Владимир Хотиненко), следователь Глеб Ярин в детективе «Убийство на Ждановской» (1992, Суламбек Мамилов) и др. Последняя к настоящему времени роль — председатель трибунала Бадунов в фильме Геннадия Полоки «Око за око» (2010). В общей сложности снялся в более чем сорока фильмах и сериалах.

Входил в гильдию актеров Союза кинематографистов РФ.

Народный артист РФ (2000).

Был женат. Супруга — Татьяна Николаевна Борзых (род. 1947) — преподаватель Московского Театрального художественно-технического колледжа. Сын — Федор (род. 1968) — художник по свету, фотограф.

Жизни и карьере Ивана Бортника посвящен документальный фильм «Зеркало для актера. Иван Бортник» (2009, режиссер Галина Самойлова). Владимир Высоцкий адресовал Ивану Бортнику песню «Письмо к другу, или Зарисовка о Париже» (1975).

Личная жизнь

У Ивана Сергеевича был роман с актрисой Инной Гулая. Это была не просто любовь, а практически зависимость друг от друга. Ужиться вместе темпераментные молодые люди не могли, но и порознь им было тяжело.

После расставания Инна начала спиваться с новым супругом Геннадием Шпаликовым. В конце концов она решила уйти из жизни. Бортник, который до последнего приезжал по каждому звонку актрисы, очень сожалел о ее гибели и говорил, что всему виной творческая невостребованность.

Но истинная любовь и единственный брак актера случились с художницей Татьяной. Именно с ней Иван Сергеевич прожил всю жизнь. В этой семье появился сын Фёдор.

Знаковые роли

А ведь артист Иван Бортник снялся во множестве картин, причем некоторые роли были главными.

На его счету много военных образов в таких фильмах как «Старшина», «Привет с фронта». Истинный комедийный талант актера проявился в работе над фильмами «Родня», «Мама, не горюй!», «Поживём – увидим».

Образы. главных героев Ивану Сергеевичу удалось воплотить в «Зеркале для героя», «Я – вожатый форпоста», «Мир в другом измерении», «Смерть в кино». Примерил на себя актер и образы следователя («Убийство на Ждановской») и криминального авторитета («Антикиллер», «Сонька Золотая Ручка», «По ту сторону волков»).

Сам Бортник в редких интервью объяснял свои частые эпизоды в кино неуживчивым и колючим характером.

«Я ж по матери Горячкин. А прапрадед у меня Лютый. Значит я Горячкин и Лютый. Мне мать говорила, что у меня врагов нет, потому что я сам себе враг».

А коллеги говорили, что гениальность Бортника могла затмить любого артиста, поэтому и роли ему боялись давать главные, чтобы не заслонил остальных своим талантом.

Артист не затерялся с наступлением нового времени. Его все так же приглашали сниматься. С начала двухтысячных Иван Бортник имел звание Народного артиста.

Семья и личная жизнь актера

Иван Бортник считает себя счастливым человеком, потому что ему пришлось познать в жизни большую любовь. Даже две. Его избранницей стала Инна Гулая, коллега по актерскому цеху. Эта любовь была настолько большой, что граничила с безумием. Они были страстно влюблены, но счастья в семейной жизни не получилось. У молодых людей были одинаковые темпераменты и сильные характеры, никто не хотел уступить, и ужиться вдвоем не получилось. Детей у пары не было.

После того, как они расстались, Инна постоянно находилась на грани срыва. Она бесконечно звонила Ивану по ночам, ее мучили какие-то непонятные страхи и видения. Женщина боялась даже своих близких, всем говорила, что ее или зарежут или отравят. Бортник понимал, что Инна мучается из-за невостребованности в профессиональном плане, и что такое положение дел может ее сломать. Так и случилось, однажды Инну нашли мертвой, она наелась таблеток.

Личная жизнь Ивана Бортника изменилась, когда он встретил Татьяну. Она училась в театрально-художественном училище, но актрисой не была. Женщина стала преподавателем в том же училище, которое закончила сама. На долю Татьяны выпало многое. Она уже давно смирилась с тяжелым характером мужа, научилась не обращать внимания на его капризы, предотвращала конфликты, и даже прощала запои любимого.

Супруги уже давно вместе, они справились со всеми проблемами, возникающими на жизненном пути. В 1969-м в семье родился единственный сын Федор. Он не стал творческим человеком, выучился на инженера и нашел себе работу художника по свету.

Дипломированный актер

Когда Бортник получил диплом, его пригласили сразу же в 6 театров. Но дипломированный специалист остановил свой выбор на театре Гоголя. Он признавался, что туда он пошел исключительно за компанию с другом.

Именно здесь он получал главные роли в таких постановках, как «Сестры-разбойницы», «Передай улыбку», «Свидания у черемухи», «Тарас Бульба» и многие другие.

Но со временем у него не сложились отношения с одним из режиссеров. Тогда Бортник решил прийти к своему бывшему педагогу «Щуки» Ю. Любимову. Тот принял его и был готов взять его в свою труппу. Но после этого разговора Бортник на протяжении года не появлялся на Таганке и, соответственно, продолжал работать в Театре Гоголя. Правда, разногласия там стали еще острее. Бортник даже перестал здороваться с режиссером…

БОРТНИКИванСергеевич

Иван Сергеевич Бортник – советский и российский актёр театра и кино, ведущий артист Театра на Таганке. Известность пришла к нему после съемок в фильме “Место встречи изменить нельзя” режиссера Станислава Говорухина.

Иван Сергеевич Бортник

Родился Иван 16 апреля 1939 года в Москве. Его отец был заместителем главного редактора Государственного литературного издательства, а мать – работала в институте мировой литературы, доктор филологических наук. Родители Бортникова славились своей интеллигентностью, и всячески поддерживали идеи сына, потому вскоре он стал ходить в музыкальную школу, где занимался по классу виолончели.

Будучи дворовым мальчишкой, Иван всё же интересовался литературой, порой даже писал собственные стихи, а также увлекался театром еще с детства. Он любил посещать городской дом пионеров на Кировской, а позже и киностудию при Парке Горького.

Изначально Бортников вступил в театральный институт, но позже передумал и стал обучаться в театральном училище. Окончил обучения в 1961 году.

Иван вскоре был принят в московский драматический театр имени Гоголя, но из-за разногласий с художественным руководителем ушел в труппу к приятелю, с которым познакомился во время учёбы в училище — Юрию Любимову. Он стал работать в Театре на Таганке, где подружился с Владимиром Высоцким. Тот, однажды, очень хотел, чтобы Бортников играл в фильме “Место встречи изменить нельзя” именно Шарапова, но в то время это было невозможно совершить, потому на роль поставили другого актера. Также Высоцкий посвятил песню Ивану “Письмо к другу».

Первая роль была в фильме Всеволода Воронина “Исповедь”, которая ему не понравилась, ибо на экране сам Бортник выглядел, по его словам, как страдалец. После этого Иван взял перерыв на 8 лет в кинокарьере и уже появился в фильме “Впереди день” 1970-го года. После роли в “Иван да Марья” Бортникова стали приглашать на съемки в кино, конечно, по большей мере предлагая роли второго плана. Сыграл Шуру Бегункова в фильме «Чужие письма», кладовщика ресторана в киноромане «Сентиментальный роман», Бориса Крохина в драме «Вторая попытка Виктора Крохина», рядового Кройкова в мелодраме «Объяснение в любви». Партнерами актера становились Елена Проклова, Елена Коренева, Станислав Любшин, Людмила Гурченко, Николай Рыбников, Юрий Богатырев.

Иван Бортник

Свою первую главную роль Бортник получил в фильме под названием “ Я — вожатый форпоста” в 1986 году, снятый по произведениям Н. Огнёва “Дневник Кости Рябцева» и “Исход Никпетожа”. Год спустя он также снялся в значимой картине “Зеркало для героя” режиссера Владимира Хотиненко, где сыграл горного инженера Андрея. Затем последовали съемки в главной роли в детективе «Убийство на Ждановской», где Иван Бортник примерил образ следователя. Во второй половине 90-х годов на экране Бортник появлялся редко, но работы актера, зачастую эпизодические, не остались незамеченными. Это роль крестного в драме «Мусульманин», роль Гитлера в комедии «Мама, не горюй!», образ доктора Кожина в драме «Затворник».

В 2000-м году Ивану Бортнику было присвоено звание Народного артиста России. Среди работ начала 2000-х годов сам артист выделяет съемки в “Антикиллере” и “По ту сторону волков”. Свою лепту актер внес и в сериал “Демон полдня”, посвященный теме роковой любви. Снявшись в 2006 году в трех проектах, в том числе и в сериале “Сонька Золотая Ручка”, Иван Бортник завершил список фильмографии работами в исторических фильмах “Око за око” и “Жила-была одна баба”.

Последний фильм в котором он снялся — “Глубина” 2015 года, где исполнил роль бармена.

Его первой любовью была актриса Инна Гулая. После разрыва отношений у Инны случались срывы – актриса могла позвонить под утро и попросить Бортника приехать. Девушке казалось, что близкие хотят ее отравить или зарезать. Актер считает, что не востребованность в профессии сломала Инну. В итоге артистка покончила жизнь самоубийством.

Вторая большая любовь актера – выпускница театрально-художественного училища Татьяна. К актерской профессии, супруга Бортника отношения не имеет – преподает в родном училище. Татьяна стала единственной женой актера, терпела взрывной характер и капризы Ивана, прощала обиды и конфликты, запои мужа.

В 1969 году у них родился сын Федор. По отцовским стопам он не пошёл — выучился на инженера, а сейчас работает художником по свету.

Последние дни и смерть

К сожалению, великий актер скончался 4 января 2021 года, причиной смерти стал тромб. Об этом сообщил его друг — Владислав Маленко на своей странице в Facebook. Прощание состоялось 8 января в московском Театре на Таганке. Иван Бортник похоронен на Котляровском кладбище.

«Место встречи изменить нельзя»: актеры, история создания

За основу сценария взята только что вышедшая и успевшая понравиться многим книга «Эра милосердия».

Когда Высоцкому попал в руки один из первых экземпляров книги, он пошел к Аркадию Вайнеру и сразу заявил – должен сниматься фильм. И в роли Жеглова должен быть только он. Сам писатель удивился, сказав, что есть и много других хороших актеров: «Например, Николай Губенко или Сергей Шакуров, оба хорошие, талантливые актеры».

Высоцкий согласился, что актеры они хорошие, но образ Жеглова, капитана милиции, который работает не просто в милиции, а в МУРе, да еще в Отделе по борьбе с бандитизмом, хорошо удастся только ему.

Смоктуновский считал его гением

По оценкам коллег, Бортник всегда выделялся своей честностью, открытостью и порядочностью, которая некоторых откровенно выводила из себя. И всех, конечно же, восхищала его невероятная игра.

Вспомним роли Бортника в кино. Забулдыга Вовчик из «Родни», Гитлер из «Мама, не горюй», Клоп в фильме Кончаловского. Сам Никита Михалков, увидев Бортника на премьере фильма «Антикиллер», встал и заявил, обращаясь к зрителям в зале:

Иннокентий Смоктуновский и вовсе считал Бортника гениальным. Когда в начале 80-х на Таганке появился новый руководитель Анатолий Эфрос, то Смоктуновский сказал ему, что в их труппе есть единственный гений и это Иван Бортник.

Иван Бортник. Кадр из фильма

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector