Илья олейников
Содержание:
Всенародная любовь
Все поменялось, когда Олейников повстречал единомышленника – Юрия Стоянова. «Два нереализованных человека», которые много знали и умели, полные амбиций встретились, чтобы воплотить свои замыслы. Оба работали в жанре юмора, скетча и пародии.
С 1990 по 1993 артисты вели на телевидении рубрику с подборкой анекдотов «Адамово яблоко». Первый самостоятельный проект «Кергуду» не состоялся. 17 апреля 2013 года проекту «Городок», принесшего талантливому юмористу славу на долгие годы, исполнилось бы 20 лет. Только Илья Львович к тому моменту ушел из жизни, и датой, завершающей скетч-шоу, значится 2012.
Дуэт «Олейников и Стоянов»
Поначалу дуэт «Олейников и Стоянов» боялся новаторства. Чтобы не провалить проект, юмористы ориентировались на раскрученные, получившие признание миниатюры коллег. Лишь позже, нащупывая шаг за шагом почву под ногами, стали внедрять свои идеи и не ошиблись: популярность «Городка» росла.
Выпуски шоу состоялись при любых обстоятельствах, даже когда Илья Львович был болен и снимался на грани физических возможностей. Он никогда не был суеверным и для дела снимался и в инвалидной коляске, и на смертном одре. Этим качеством пользовались не раз нечистоплотные журналисты, выхватывая из контекста игровые кадры и выдавая за действительность.
Огромное удовлетворение должна была принести постановка его детища – мюзикла «Пророк» в 2007 году. Пьеса носит биографический характер. Слепой старик пытается узнать, в чем был смысл его жизни. В поисках пророка он забредает на помойку, где подвергается чудовищному обману лжеца.
Получить желаемое признание на новом поприще автору мюзикла не удалось, не судьба. На премьере постановки зал не был заполнен даже наполовину. Проект провалился, не успев начаться. В него были вложены огромные средства, которые невозможно «отбить».
Вместо того чтобы обсуждать удачные моменты спектакля и оценивать игру актеров, публика принялась гадать, продал ли Олейников квартиру, чтобы рассчитаться за воплощение «Пророка» на сцене. Закрытие проекта было равносильно убийству своего ребенка – настолько переживал Илья Львович провал.
Лишь дважды творческие порывы композитора и поэта-песенника Олейникова принесли бальзам на душу. Первый раз – авторская работа «Память детства», ставшая Песней года в исполнении Эдиты Пьехи в 1985, другой – спетая Надеждой Бабкиной по его просьбе – «Судьба».
Илья Львович специально выбрал Бабкину, мотивируя, что это произведение ей будет «впору, как платье». Песню Надежда исполнила единожды, задыхаясь от слез и переполнявших чувств, и посвятила брату, рано ушедшему из жизни.
Начало пути
Во время учебы Илья подрабатывал в Москонцерте, выступал с монологами и юмористическими скетчами. За основу брал тексты известных сатириков, но добавлял что-то и от себя. В 1969 году он окончил училище и пошёл в армию, где отбыл положенные два года. Во время службы в героической танковой Кантемировской дивизии выступал в военном оркестре и был демобилизован в забавном звании «ефрейтор-конферансье».
В армии Олейников был ефрейтором-конферансье
После армии он вернулся в Кишинев, устроился в ансамбль «Зимбет» («Улыбка») при местной филармонии. В расшитой жилетке и щегольски заправленных в сапоги шароварах играл на аккордеоне и читал со сцены фельетоны, а сам мечтал, как бы поскорее снова оказаться в Москве.
Его амбициозным планам помешала встреча с будущей женой Ириной Олейниковой, с которой он познакомился во время гастролей в Славянске. Девушка оказалась ленинградкой, что, общем-то, тоже было неплохо карьеры начинающего артиста.
Илья Олейников в молодости
Женившись и переехав в город на Неве, Клявер устроился в Ленконцерт, где уже традиционно стал выступать с эстрадными сатирическими монологами. Спустя три года у него появился напарник – Роман Бронштейн, с которым Илья дружил с детства и учился в эстрадно-цирковом училище. У них сложился гармоничный дуэт, но популярность пришла только после того, как артистов взял под свое крыло Владимир Винокур.
С Романом Бронштейном (Казаковым)
Кстати, это Винокур посоветовал приятелям взять русские фамилии жён, и Клявер стал Олейниковым, а Бронштейн – Казаковым. Вместе они придумали программу «Нет ли лишнего билетика?», с которой успешно гастролировали по городам и весям Советского Союза. А визитной карточкой дуэта стал номер «Ну, вопрос, конечно, интересный», с которым они в 1977 году стали лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Олейников и Казаков: «Вопрос, конечно, интересный» Артисты начали появляться на телевидении, в передачах «Утренняя почта» и «Вокруг смеха». Их узнавали на улицах, просили автографы и даже приглашали сниматься в кино. И вдруг в один момент все рухнуло – Роман умер от внезапной остановки сердца, и Илья остался без партнера.
Для Олейникова наступила черная полоса бездействия и вынужденного простоя – как самостоятельную творческую единицу его по-прежнему не воспринимали, да и он сам признавал, что лучше всего работает в паре. Найти достойную замену Казакову не получалось, поэтому приходилось мучительно думать, чем заниматься дальше. Но судьба все-таки смилостивилась над артистом и послала человека, который стал его другом и партнером на целых двадцать лет.
От чего умер Илья?
Олейников Илья Львович умер 11 ноября 2012 года от рака легкого. Прежде, 31 октября, актер почувствовал себя плохо на площадке, где проходили съемки очередного эпизода “Городка”. Вскоре, проведя несколько несколько суток в больнице Ильи Львовича не стало.
Все время, пока актер лежал в больнице, туда приходили навестить многие друзья и, естественно, семья. Среди посетителей был Юрий Стоянов – близкий друг и коллега. На шестую годовщину со дня смерти своего друга говорит: “Он изменил мою жизнь на 360 градусов. Единственная фраза – за что? Это не правильно! Так не должно было быть. Поэтому и к болезни никто не был готов, и к уходу, казалось бы предрешенному этим страшным диагназом. Но все равно ты не готов”.
Осознавая то, что от съемочного процесса зависит целая группа людей, которые не могут остаться без работы, он долгое время замалчивал о своей болезни, впоследствии ставшей причиной смерти Олейникова Ильи Львовича. Многие коллеги и друзья не догадывались, что у него все настолько серьезно. В последних выпусках “Городка” Олейникова уже озвучивал Геннадий Богачёв по причине того, что у него совсем пропал голос.
Многие поклонники Ильи Олейникова уверены, что если бы он отказался от роли финдиректора театра “Варьете” Григория Даниловича Римского в телесериале “Мастер и Маргарита”, то велика вероятность того, что болезни можно было избежать. Негласно считается, что играть в фильмах по мотивам данного произведения М. Булгакова – дурной знак. Многие артисты, которые, как и Илья Львович погибли,
согласившись на участие в течении девяти лет именно от онкологии.
Проводить в последний путь актера пришло бесчисленное количество коллег, друзей, поклонников. Сопровождалась процессия самой знаменитой и полюбившейся песней, игравшей на протяжении многих лет в конечных титрах такого всеми любимого и уже ставшего родным “Городка”. Многие интересуются, сколько лет было Олейникову
? На момент смерти ему исполнилось всего 65 лет.
Фильмы
На экране актёр появился в далёком 1968 году. Сначала он был задействован в массовке съёмочной группы в картине «Солдат и царица». Режиссёр Игорь Николаевский пригласил харизматичного исполнителя на эпизодическую роль Михася – жителя закарпатского села – в музыкальном фильме «Трембита». В этом фильме Олейников впервые пересёкся с Ольгой Аросевой, с которой много позже играл на сцене театра.
Затем в кинематографической карьере Олейникова наступил двадцатилетний перерыв. В 1988-м Александр Полынников снимал двухсерийную лирическую комедию «Приморский бульвар». Олейникову досталась небольшая роль одного из пациентов больницы с переломом шеи.
Через год артиста пригласили сняться в эпизоде военной драмы о штрафниках «Гу-га» в постановке Виллена Новака.
В 1990-м Олейников вжился в образ писателя Максима Горького в фильме «Анекдоты».
Новая встреча с режиссёром Полынниковым на съёмочной площадке у Олейникова состоялась в 1999 году, когда снималась криминальная комедия «Тонкая штучка» с Александрой Захаровой и Дмитрием Певцовым в главных ролях. Илья Львович исполнил в этой ленте роль Владимира Викторовича Матвеева по кличке «Мотя» – главы местной преступной группировке, вора в законе.
Через год Олейников и Стоянов снялись в главных ролях в фильме Дмитрия Астрахана «Алхимики».
В 2003-м Илью задействовали в комедии Максима Воронкова «Колхоз Интертейнмент» в роли сценариста Артура Лошадкина.
В 2005-м постановщик из Украины Максим Паперник предпринял очередную попытку экранизации бессмертных «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова и попробовал это сделать в жанре новогоднего мюзикла. На роль Остапа Бендера он пригласил шоумена Николая Фоменко, а изобразить Кису Воробьянинова доверил Олейникову. В том же году последний оказался в приключенческой комедии Воронкова «Тайский вояж Степаныча», где снялся в главной роли. Играть шофера Степаныча Олейникову придётся ещё дважды, когда тот отправится в путешествия по Испании и Мексике. Но самую значительную роль и не только 2005-го, но и, пожалуй, всей своей фильмографии, Илья Львович получит от Владимира Бортко. Большой поклонник и интерпретатор произведений Булгакова возьмётся за съёмки фильма по культовому роману «Мастер и Маргарита». Олейников в этом многосерийном полотне исполнит роль Григория Римского, финдиректора театра «Варьете».
В 2006-м на экраны телевизоров вышел комедийный сериал «Трое сверху». Одна из главных ролей досталась «грустному клоуну всея Руси».
Также в 2007-м Александром Игудиным был снят ещё один новогодний мюзикл под названием «Королевство кривых зеркал» по мотивам сказки Виталия Губарева и фильма Александра Роу. Там была задействована неразлучная пара из «Городка»: Стоянов сыграл продюсера, а Олейников – режиссёра.
В неоднозначной комедии Марюса Вайсберга «Гитлер капут!» Илья был занят сразу в двух ролях – подпольщика и Сталина.
В 2011-м Олейникова пригласили сыграть самого себя (камео) в мелодраматическом сериале «Ласточкино гнездо». Тогда же он поработал над озвучиванием роли медведя Брюса в американской семейной комедии «Мой парень из зоопарка». И ещё начал сниматься в сериале «Молодожёны».
В 2012-м снимется в комедии «Ржевский против Наполеона», «Мексиканском вояже Степаныча» и «Искателях приключений».
Прочие ленты с участием Олейникова:
- «Влюблённый манекен»;
- «Жажда страсти»;
- «Карнавальная ночь 2»;
- «Мифы. Подвиги Геракла»;
- «С ног на голову»;
- «Богатыри Online»;
- «Перстень наследника династии»;
- «Жизнь и смерть Леньки Пантелеева»;
- «Закон зайца»;
- «А мама лучше!»;
- «Союз нерушимый»;
- «Демон и Ада»;
- «Старики».
Илья Олейников
Как актер Илья Олейников полюбился зрителям по комическим ролям, но наибольшую известность и популярность он получил как создатель и актер программы «Городок», которую запустил в 1993 году вместе с Юрием Стояновым.
Илья Львович Олейников
(настоящая фамилия – Клявер) родился 10 июля 1947 года в Кишиневе. В 1969 году он окончил отделение клоунады, речевых и музыкально-эксцентрических жанров Московского государственного училища циркового и эстрадного искусства. В годы учебы Илья также работал артистом разговорного жанра в «Москонцерте», а по окончании училища год проработал в оркестре Саульского «ВИА-66». Затем он проходил службу в рядах Советской Армии.
В 1974-1990 годах Илья Львович работал в «Ленконцерте». Именно тогда для работы в дуэте с Романом Казаковым он взял себе сценический псевдоним Олейников – в честь девичьей фамилии жены Ирины. Незаурядный талант артиста впервые был отмечен в 1977 году – он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Дуэт «Казаков и Олейников» работал также с Владимиром Винокуром (в частности, в эстрадном спектакле «Нет ли лишнего билетика»).
В середине 1980-х годов дуэт впервые появился и на телеэкране. Но вскоре Казаков умер, и Олейникову пришлось искать нового партнера. Как он сам говорил, партнеров менял как перчатки, пока не встретил Юрия Стоянова. Их дуэт увидел свет в 1990 году, когда актеры снялись в фильме В.Титова «Анекдоты» и поступили работать на Петербургское телевидение. В том же году был снят их первый и единственный совместный выпуск передачи «Кергуду».
Начиная с 1991 года, Олейников и Стоянов выступали в телепрограмме «Адамово яблоко» в рубрике «Анекдоты от Адама до наших дней» на питерском телевидении. Сам Илья Львович позднее признавался, что те программы были еще очень слабые и сырые. Но рубрика пользовалась огромной популярностью у зрителей, а актеры настолько замечательно подошли друг другу, что все это привело к созданию на ее основе собственного проекта.
В 1993 году Олейников вместе со Стояновым создали свою телепрограмму под названием «Городок», которая выходила в эфир с тех пор постоянно, и в которой Илья Львович участвовал вплоть до смерти. Очень скоро программа стала очень популярной и завоевала симпатии зрителей. В 1996, 1999 и 2002 годах она была награждена премией «ТЭФИ» в номинациях «Развлекательная программа», а Олейников получил «ТЭФИ» в номинации «Лучший ведущий развлекательной программы». Всего на сегодняшний день выпущено около 300 выпусков «Городка», а Олейников и Стоянов сыграли, в общей сложности, более 6000 различных персонажей.
Параллельно с работой на телевидении, Олейников также снимался в кино. Дебютом стала роль в картине «Трембита» в 1968 году. Хотя он снимался немного, но каждое его появление на экране было заметным. Наиболее запомнились зрителям его роли в картинах: «Анекдоты» (1990), «Карнавальная ночь 2» (1996), «Тонкая штучка» (1999), «Подвиги Геракла» (2000), «Алхимик» (2001), «Двенадцать стульев» (2005), «Мастер и Маргарита» (2005), «Королевство кривых зеркал» (2007), «Гитлер капут!» (2008), «Молодожены» (2011). Всего в фильмографии актера более 20 киноролей.
Помимо этого, Олейников написал и поставил мюзикл «Пророк» в 2008 году, блистательно играл в спектакле «Идеальное убийство» в театре Сатиры, снимался в рекламе, а в 2010 году вместе со своей женой выпустил альбом «Шансон на двоих». Также он является автором книг – «До встречи в Городке» (1997, в соавторстве с Юрием Стояновым), «Жизнь как песТня» (2007).
Актер был награжден Орденом Почета и званием Народный артист Российской Федерации.
Супруга Олейникова – Ирина Викторовна Клявер, их сын Денис Клявер, музыкант и солист группы «Чай вдвоём».
Последние месяцы актер тяжело болел, но мужественно боролся за жизнь, работал, продолжая радовать поклонников своим творчеством. И уже казалось, что болезнь начала отступать. Но в конце октября он был госпитализирован со съемочной площадки.
11 ноября 2012 года в 4 часа утра остановилось сердце артиста. Илья Львович Олейников скончался в больнице Санкт-Петербурга в результате остановки сердца. Ему было 65 лет.
Факт № 5. Они были семьей
После смерти Олейникова Юрия Николаевича напрямую спросили: «Какие у нас были отношения?» Стоянов задумался, после чего ответил: «Знаете, что такое семья? Я вам скажу, семейные отношения — это когда может быть размолвка, может быть выяснение отношений, но мысль о разводе не появляется никогда. Конечно, Илья был папой передачи «Городок», а я был ребенком, которому все можно — и в творчестве, и в личных отношениях. Все держалось на его терпении и терпимости, на его мудрости, на его расчетливости, на его уме, на его опыте. Я бы сказал, я — это действие «Городка», а Илюша — это его атмосфера. Ну, казалось бы, когда Бог дал тебе такую комедийную внешность, можно было бы и вовсе не работать. В высоком смысле этого слова. Один мой товарищ сказал, — «Что ты его мучаешь? Чего ты от него добиваешься? Он появляется в кадре — уже смешно». Такая характеристика его очень обижала. Он был глубокий большой драматический артист».
Личная жизнь
Несмотря на внешнюю нескладность, Олейников пользовался огромным успехом у противоположного пола. Известно, что у него было два брака, которые друзья актёра считают фиктивными. Но настоящую любовь Илья Львович встретил, когда отслужил в армии и вернулся в Кишинёв. Во время гастролей эстрадного коллектива, в котором выступал молодой артист, он и познакомился с Ириной Олейниковой. Благодаря ей оказался в Ленинграде.
Илья Олейников и его жена Ирина
В этом браке родился единственный сын пары Денис Клявер. Семейный очаг для Ильи Олейникова был очень дорог. В их доме царили любовь и согласие. Ирина Клявер (она после замужества взяла фамилию мужа, а он для сценического псевдонима «одолжил» её фамилию) была настоящей хранительницей домашнего очага. По профессии Ирина была химиком. Можно с уверенностью утверждать, что личная жизнь Ильи Олейникова была счастливой. Вместе пара прожила до самой смерти актёра.
Работа в театре
Согласно Википедии, помимо энергичной деятельности на телевидении артист с 2009 года был задействован в одном из спектаклей Театра Сатиры. Им исполнялась роль инспектора Бакстера в постановке режиссёра Андрея Житинкина под названием «Идеальное убийство» в интерпретации произведения Джека Поплуэлла «Миссис Пайпер ведёт следствие». Олейников составил в этом представлении великолепный дуэт с легендарной актрисой Ольгой Аросевой.
Ещё Илья Львович участвовал в некоторых антрепризах, к примеру, в спектакле по пьесе «Месье Амедей» французского драматурга Алена Рейно-Фуртона. Правда, многие театральные критики сравнивая игру на сцене Олейникова и его друга Стоянова, отмечали, что первому драматическое перевоплощение удаётся не столь удачно, как второму.
Ах, как хочется ворваться…
И кто знает, как бы сложилась дальнейшая жизнь Ильи Львовича, если бы не одно обстоятельство. Его педагогом был молодой еще тогда Александр Ширвиндт, который и пригласил Олейникова принять участие в своей новой программе под названием «Телеинтервью». В передаче принимали участие многие актеры очень популярного тогда театра Сатиры – Татьяна Пельтцер, Андрей Миронов и другие известные артисты. И хотя сама программа получилась, прямо скажем, так себе, именно благодаря ей и родился артист Илья Олейников. Биография его как актера, правда, могла бы быть несколько иной, если бы именно в это время он не получил повестку в армию. В те далекие времена на телевидении было всего несколько каналов. Каждая новая программа вызывала неподдельный интерес у телезрителей, буквально вся страна «прилипала» к экранам. А потому сразу же после выхода передачи молодой актер в буквальном смысле слова стал узнаваем. Но за два года армейской службы зритель Олейникова изрядно подзабыл, долгий путь к славе пришлось начинать сначала.
Основатели «Городка»
Знакомы они были и раньше, но особого интереса друг к другу не проявляли. На съемочной площадке их сблизило отношение к собственным крохотным ролям — обоим было противно такое играть, но выхода не было. Стоянов с Олейниковым часто сбегали вместе на перекур и изливали друг другу душу.
Съемки проходили летом. 10 июля Олейников принес на площадку сумку с водкой и закуской — проставляться по случаю дня рождения. Стоянов пришел с точно таким же набором. «Поморгал Илюша на меня своим тиком, и что-то у него с тех пор в голове отложилось. Про нас… «Ну как это может быть, чтобы в один день? Это что-то да значит…» — все время повторял Лелик», — рассказывал Стоянов. Сначала они взялись вести рубрику в программе Кирилла Набутова «Адамово яблоко». Собрали самые интересные анекдоты и инсценировали их раз в месяц. Когда канал «Россия» заказал съемки такой рубрики для себя, поняли — из этого может получиться отдельная программа.
Но даже когда несколько серий «Городка» уже вышли в эфир, Стоянов по‑прежнему считал это чем-то несерьезным и не хотел уходить из театра. Решиться помог случай: актер увидел распределение ролей в очередном спектакле, где напротив фамилии Стоянова стояла ремарка: «Выходит Обноскин с гитарой».
В тот же день актер написал заявление об уходе и позвонил Олейникову. «Молобздец!», — одобрил тот поступок партнера и дал понять, что не бросит его в сложной ситуации. Когда артистов стали узнавать на улице, Олейников настоял, чтобы они вместе ездили с концертами и всю прибыль от них делили пополам. А в «Городке» Стоянов и вовсе получал больше — по инициативе друга. «Он разом расставил точки над i в наших с ним финансовых отношениях: мы все делили пополам, за все годы жизни «Городка» ни разу не выясняли денежные вопросы. Большая редкость, чтобы в телевизионном, концертном бизнесе не было обиженных», — рассказывал Стоянов. К 2000 году их программа получила три премии «ТЭФИ», а они сами — долгожданное признание.
Оба по‑прежнему хотели реализоваться в кино, но действовали абсолютно по‑разному. Харизматичный Олейников так прочно ассоциировался у зрителя с «Городком», что снимался в основном в комедиях. Стоянов же сумел реализоваться и в других амплуа — после съемок в фильме «Двенадцать» Никиты Михалкова раскрылся его драматический талант.
У обоих партнеров появились проекты «на стороне», но «Городок» продолжал жить — пока жил их дуэт.
Детство и юношеские годы
Илья Львович Клявер родился в послевоенном Кишиневе в традиционной еврейской семье. Отец, Лейб Нафтулович (Лев Анатольевич) Клявер, бывший фронтовик-артиллерист, работал на кожевенном заводе. Мать, Хая (Клара) Борисовна, вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием Ильи и его старшей сестры Жени. Семья ютилась в небольшом деревянном домике на две комнаты, где кроме них жили брат отца с семьей и бабушка с дедушкой. Илюша рос артистичным ребенком с отличным чувством юмора. Правда, с ранних лет у него были проблемы с дикцией, но это не мешало ему читать стихи на домашних праздниках и распевать незатейливые песенки, сопровождая их смешными ужимками.
Илья Олейников в детстве
Рос он на попечении у дяди. Отец Ильи увлекся замужней женщиной, супругой сотрудника милиции. О романе судачила вся округа, а обманутый муж несколько раз пытался прикончить обидчика. Из-за всех этих потрясений мама мальчика слегла и вскоре ушла из жизни. Отец же эмигрировал в Израиль, оставив сына брату на воспитание.
Мальчик учился играть на аккордеоне, фортепиано и гитаре, пробовал «пиликать» на скрипке – и в целом демонстрировал музыкальные способности, что символично, ведь фамилия Клявер с идиша переводится как «пианино». Но больше всего любил бегать с приятелями во дворе, а музыкой, как и многие дети, занимался из-под палки. Учиться он тоже не любил, хотя художественную литературу читал запоем.
В подростковом возрасте у Клявера проснулся интерес к творчеству. Он начал сочинять музыку, записался в театральный кружок, а после окончания школы поступил в труппу Кишиневского народного театра. Полгода Илья выходил на сцену в образе священника Веласкеса в спектакле «Девушка из Сантьяго» и произносил на сцене всего одну фразу, после чего его сразу «убивали».
Илья Олейников в юности
Поняв, что на большее рассчитывать не приходится, юноша по объявлению устроился в местный кукольный театр. Его рост был на двадцать сантиметров выше ширмы, и приходилось постоянно пригибаться, из-за чего куклы выписывали странные пируэты. Но артистов-кукловодов катастрофически не хватало, и режиссеру приходилось закрывать глаза на эти моменты.
Немного поиграв белочек и барсучков, Клявер справедливо решил, что достоин большего, и уехал в Москву поступать в эстрадно-цирковое училище. На вступительных экзаменах он здорово повеселил приемную комиссию своим еврейско-молдаванским говором и ужасным произношением, но все же был принят на эстрадное отделение: Педагог по сценической речи поставила Илье условие, что если он не займется своей дикцией, то через полгода уедет домой. И с этого момента каждый день новоиспеченного студента начинался со специальных упражнений, благодаря которым его речь стала более-менее членораздельной.
Творческий путь
Карьера Ильи стартовала в студенческие годы, когда он пробовал силы на подмостках Ленконцерта. Юмористические монологи и скетчи в исполнении импозантного брюнета (тогда ещё безусого) пользовались у публики бешеным успехом. Обычно он читал миниатюры за авторством Семёна Альтова, Михаила Мишина и многих других популярных сатириков, но неизменно добавлял в текст что-то от себя.
После окончания циркового училища был призван в ряды Вооружённых сил, а демобилизовавшись, на кратковременный срок возвратился в родной Кишинёв, где выступал в эстрадном ансамбле «Улыбка». Однако чуть позже он переехал в Ленинград, к своей любимой – Ирине Олейниковой. Она стала Ириной Клявер, а Илья решил взять себе фамилию супруги. В молодости Олейников выступал на сцене сольно, но с 77-го – с напарником в лице Романа Казакова. Однажды Владимир Винокур пригласил Илью в спектакль «Нет ли лишнего билетика?» по сценарию Аркадия Хайта.
Дуэт Олейников-Казаков первое время выступал в театрах, но в конце семидесятых их выступления появились на телеэкране. Коронная фраза маленького творческого коллектива звучала так: «Вопрос, конечно, интересный». В 1986 году Илья Олейников лишился сценического партнёра – Роман Казаков внезапно скончался. До начала девяностых Илья Львович сотрудничал с разными коллегами по жанру, но особого успеха эти пары не снискали. На съёмках комедии «Анекдоты» Олейников познакомился с Юрием Стояновым. Встреча оказалась знаковой.
Личная жизнь актёра
В личной жизни известного артиста было немало любовных романов, и что самое интересное – фиктивных браков ради прописки. А самой крепкой, и как выяснилось впоследствии, настоящей любовью для этого мужчины стала Ира Олейникова – дочь военного, певица, со временем – кандидат химических наук.
Знакомство молодых людей состоялось в 1974 году на Украине, в городе Славянске. Ирина прибыла в командировку на Донбасс на местное предприятие химической промышленности в качестве сотрудника Ленинградского НИИ. Командировочная эпопея растянулась на полгода. Ирина и её подруги испытывали культурный голод среди повседневных трудовых будней. В выходные тоже некуда было податься. В один из вечеров девушка посетила местный Дом культуры.
На сцене выступал коллектив из Молдавии «Зымбет» (в переводе на русский «Улыбка»), в составе которого в качестве конферансье числился Илья
Влюбчивый парнишка сразу же обратил внимание на симпатичную шатенку, сидящую в первом ряду. Во время антракта он уговорил гримёршу ансамбля договориться с ней на предмет знакомства с энергичным ведущим после концерта
Юная ленинградка оказалась заинтригована. А Илья, едва поприветствовав Ирину и узнав, как её зовут, что называется, полез на абордаж. Ребята обменялись адресами и договорились в дальнейшем встретиться. Парень с искромётным чувством юмора и романтичной натурой не мог не очаровать молодого химика, и между ними зародилось обоюдное чувство.
Вскоре они расписались, а в 1975 году у пары появился малыш, которого родители назвали Денисом. Мальчик вырос, увлёкся поп-музыкой, создал с другом Стасом Костюшкиным дуэт «Чай вдвоём». Денис одарил отца и маму внуками – Тимофеем, Эвелиной и Даниэлем от трёх разных женщин.
Последние годы и смерть
Олейников был талантливым композитором и писал замечательные песни. Некоторые из них даже вошли в репертуар звезды советской эстрады Эдиты Пьехи. Во время гастролей по Соединенным Штатам Олейников попал на Бродвей, где впервые увидел мюзикл «Чикаго». Он так впечатлился этим грандиозным действом, что сам задумал создать нечто подобное. Он написал музыку, подобрал актеров и даже сумел привлечь к работе режиссера Януша Юзефовича, поставившего «Метро». «Пророк» стал делом всей его жизни – в этот мюзикл Илья Львович вложил те только все свои силы и умения, но и личные сбережения, накопленные за последние годы. Он даже продал квартиру в Петербурге, чтобы окупить дорогостоящие декорации, костюмы и спецэффекты (около двух с половиной миллионов долларов).
Илья Олейников в мюзикле «Пророк»
Премьера мюзикла состоялась в 2008 году. Но для 50 актеров, танцоров и гимнастов и более 12 тонн декораций нужны были огромные современные залы, аренда которых стоила сумасшедших денег. Прокатчиков, способных взяться за столь масштабный проект, не нашлось, и довольно скоро мюзикл пришлось закрыть. Отрывок из мюзикла «Пророк» Это стало для Олейникова огромным психологическим ударом, настоящей катастрофой, которая повергла его в жесточайший стресс. И хотя он продолжал сниматься в «Городке», выступать с концертами и играть в кино, взгляд его потух, в нем появилась какая-то отчаянная безысходность. «Пророк» стал его личным «Реквиемом» – в мюзикле явно прослеживаются темы жизни и смерти и в целом смысла прихода человека на этот свет. Олейников сам исполнил главную роль, и неудача спектакля стала его личной трагедией.
История с «Пророком» подорвала не только психологическое, но и физическое состояние Олейникова. Он все чаще стал плохо себя чувствовать, но виду не подавал, не желая подвести Стоянова и других коллег по съемкам. Его последней работой в кино стала комедия «Мексиканский вояж Степаныча», где Илья Львович исполнил главную роль. А последний выпуск «Городка» был отснят за две недели до его смерти, и озвучивал его актер Геннадий Богачев.
Неудача с «Пророком» стала для артиста роковой…
Летом 2012 года у Олейникова диагностировали рак легких. Несмотря на все старания врачей, болезнь стремительно прогрессировала. Актер прошел несколько курсов химиотерапии, но состояние его не улучшилось. В конце октября Илья Львович был госпитализирован в клиническую больницу №122 с двусторонним воспалением легких. Его подключили к аппарату искусственной вентиляции легких, а затем ввели в искусственную кому. Но все эти меры не помогли – 11 ноября 2012 года актер скончался. Он похоронен на Казанском кладбище города Пушкина.
Могила Ильи Олейникова
Интересные факты
- Олейников был страстным коллекционером и всю жизнь что-нибудь да собирал. Когда они только начали жить с Ириной, он украшал квартиру красивыми бутылками из-под импортного алкоголя и пустыми пачками сигарет, считая, что таким образом придает их жилищу богатый и респектабельный вид. Из всех заграничных поездок он привозил сувенирные тарелочки, а к концу жизни начал собирать статуэтки клоунов. Сейчас все эти раритеты бережно хранятся в большом загородном доме, который Илья Яковлевич построил для своей семьи в начале 2000-х годов.
- У Олейникова также был талант к дизайну – в своей питерской квартире он собственноручно расписывал обои, так как в магазинах ничего интересного не находил. Интерьер загородного дома тоже разработан при его непосредственном участии.
- Олейников практически никогда не расставался со своими знаменитыми усами, но один раз согласился побриться, проявив благородство по отношению к Стоянову. Юрий Николаевич тогда заявил, что ему надоело играть женщин, а так как усатых дам не бывает, партнер пошел ему навстречу и решился на этот отчаянный шаг. Но когда Стоянов увидел партнера без усов, то пришел в ужас от этого зрелища и тут же заставил Илью наклеить усы бутафорские, чтобы «не шокировать окружающих».
- Илья Яковлевич был добрейшим человеком и ни разу в жизни не поднял ни на кого руки, даже будучи «дедом» в армии. На съемках «Городка» он не мог, даже по сценарию, отвесить Стоянову пощечину, зато его партнер, особенно находясь в женских образах, отрывался на полную катушку.