43 года спустя. что стало с актёрами из советских «трёх мушкетёров»?

«Бюджетные» подвески и оператор в инвалидном кресле

Во всех экранизациях Дюма алмазные подвески Анны Австрийской, вокруг которых разворачивается сюжет картины, выглядят по-разному. В отечественной версии – это 12 сияющих камней на голубых атласных лентах. Алмазными эти подвески, разумеется, не были. Более того, смастерил их сам Юнгвальд-Хилькевич! В бюджете картины денег на изготовление украшений не было – все было рассчитано до копейки.

«Мне дали самую плохую камеру и 140 тысяч рублей на серию!» – признается создатель «Мушкетеров». Мало кто догадывался, что трехсерийный приключенческий фильм сделан буквально на коленке. Не хватало элементарного – осветительных приборов и операторской техники, а вместо операторской тележки было инвалидное кресло. Кстати, эфесы шпаг мушкетеров Юнгвальд-Хилькевич тоже изготовил сам – из обычных консервных банок. А украшения на мушкетерских нарядах хоть и выглядят весьма натурально, сделаны они из обычной фольги.

Творческий путь

Успешно окончив в 1972 году Ленинградский институт театра и кино, Боярский пришел в труппу Театра Ленсовета, где прослужил следующие четырнадцать лет. Начинающий актер сразу же был введен в основной состав спектакля «Бременские музыканты» на роль Трубадура, на репетициях которого познакомился со своей будущей женой Ларисой Луппиан.

Михаил Боярский, Евгений Леонов и Николай Караченцов в фильме «Старший сын»Отслужив два года в армии, Боярский стал активно сниматься в кино. Его первой заметной работой стала роль в картине Виталия Мельникова «Старший сын» в 1975 году, где также снялись Евгений Леонов и Николай Караченцов.

Михаил Боярский с Арменом Джигарханяном в картине «Собака на сене»Но настоящий успех харизматичному актеру принесли музыкальные костюмные драмы, такие как «Собака на сене» (1977) Яна Фрида с Маргаритой Тереховой и Арменом Джигарханяном и «Д’Артаньян и три мушкетера» (1979) с Вениамином Смеховым и Алисой Фрейндлих. Образ Д’Артаньяна навсегда стал ассоциироваться с Боярским, от которого советские девушки были без ума.Михаил Боярский в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера»Не менее успешной стала и музыкальная комедия Светланы Дружининой «Сватовство гусара» (1979) с Боярским в главной роли. Лихой гусар по жизни, Боярский очень органично смотрелся на коне со шпагой в руках.

Михаил Боярский с Алисой Фрейндлих на сцене Театра ЛенсоветаЯркую отрицательную роль он исполнил в комедии «Человек с бульвара Капуцинов», собравших таких мэтров отечественного кино, как Андрей Миронов, Олег Табаков и Николай Караченцов. Романтический образ влюбленного в русскую аристократку Ягужинскую француза Шевалье де Брильи в костюмной драме Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!» (1988) в исполнении Боярского тронул сердца многих зрителей.

Михаил Боярский в комедии «Человек с бульвара Капуцинов»Удавались разноплановому актеру и роли отрицательных персонажей – такой стала, к примеру, работа в еще одной картине Юнгвальда-Хилькевича «Узник замка Иф» (1988), где Боярский сыграл графа де Морсера, предавшего некогда того, кто стал называть себя Монте-Кристо.

Михаил Боярский в фильме «Гардемарины, вперед!»В 90-е годы артист продолжил играть в костюмных драмах – на его счету роли в продолжении истории о мушкетерах «20 лет спустя» (1992) и экранизация Дюма «Королева Марго» (1996). С новой стороны Боярский открылся в сериале Дмитрия Астрахана «Зал ожидания» (1998), где сыграл надломленного мужчину в кризисе среднего возраста. В фильме также снялись такие известные артисты, как Михаил Ульянов, Вячеслав Тихонов, Вера Глаголева и Нина Усатова.

Михаил Боярский в роли детектива Лестрейда («Шерлок Холмс»)После ряда неудачных проектов Боярский вернулся в кино – он сыграл детектива Лестрейда в «Шерлоке» (2013) с Андреем Паниным и Игорем Петренко, исполнил небольшую, но запоминающуюся роль домашнего «шамана» в альманахе «Петербург. Только по любви» (2016).

Шерлок, Воланд и исчезающий Атос

Роль Атоса, от которой в итоге отказался Боярский, как мы знаем, досталась блистательному Вениамину Смехову. Однако был и еще один претендент на это место – не менее замечательный артист Василий Ливанов. По воспоминаниям режиссера, Ливанов дважды появлялся на пробах в Одессе и прекрасно показал себя. Но в то же самое время Ливанов пробовался на роль Шерлока Холмса, которая впоследствии оказалась ключевой в его карьере. Ливанов выбрал сыщика, а Юнгвальд-Хилькевич вновь пустился на поиски Атоса. Его он нашел в Театре на Таганке: там шел спектакль «Мастер и Маргарита» Юрия Любимова, где образ мрачного, таинственного Воланда воплотил не кто иной как Вениамин Смехов. Юнгвальд-Хилькевич без лишних раздумий предложил ему роль Атоса, и после некоторых уговоров актер согласился. Но даже в период съемок Смехов не бросал театр и на съемки в Одессу прилетал только по выходным. Поэтому во многих эпизодах актера подменял дублер. Конечно, для зрителей это осталось незаметным благодаря искусной работе оператора. Только самые внимательные могли заметить, что в ряде сцен с участием мушкетеров все они стоят лицом к камере, а Атос – спиной (например, после первой дуэли в монастыре, в сцене в кабаке и в момент «штурма» стены Бетюнского монастыря). А в сцене после смерти Констанции дублер показан спереди, но он старательно скрывает лицо, низко склонив голову. 

Еще один любопытный момент связан со знаменитой арией Атоса «Есть в графском парке черный пруд». Смехова часто хвалят за прекрасное исполнение этой песни, но немногие знают, что пел ее вовсе не он. Смехову никак не удавалось вытянуть несколько нот, и запись отложили. Но перезаписать песню артист так и не успел – поджимали сроки. В итоге песню исполнил джазовый тромбонист, пианист и вокалист Вячеслав Назаров. Смехов позже признавался, что страшно обиделся за это на создателей картины. «Когда фильм вышел, я регулярно набирал номер телефона Дунаевского и пел ему страшным голосом: «Есть в графском парке черный пру-уд!» – рассказывает Смехов. Но одна песня в его исполнении в фильм все же вошла – «На волоске судьба твоя…».

Д’Артаньян на волоске от смерти

Выполнять трюки самостоятельно рвалась не только Терехова. Михаил Боярский тоже старался максимально вжиться в образ лихого гасконца. Когда готовились снимать сцену, в которой д’Артаньян прыгает с 15-метровой высоты, режиссер велел Боярскому отдать свой костюм каскадеру. Но артист обиделся не на шутку: «Если я сам не прыгну, я не смогу играть эту роль». В итоге Боярский успешно выполнил трюк, причем целых три раза, чтобы выбрать самый удачный дубль. Кстати, в этом же эпизоде, в массовке, снялась мама Михаила: она сыграла женщину, бросающую тесто в гвардейцев, которые гонятся за мушкетером

В азарте Боярский часто забывал об осторожности. Съемки одной из боевых сцен едва не закончились для актера плачевно

Речь идет о «марлезонском балете», который снимали в Одесском оперном театре. Этот тот самый захватывающий момент, когда Боярский прорывается во дворец с добытыми подвесками и сражается с Рошфором. Игравший Рошфора Борис Клюев по сюжету редко выхватывал шпагу, поэтому фехтовать его, в отличие от других героев картины, практически не учили. Но, готовясь к съемкам схватки, оба актера настолько вошли в роль, что Клюев не выдержал – выхватил шпагу и нанес Боярскому укол. Михаил продолжил работать как ни в чем не бывало.

Но когда понадобилось снять еще несколько дублей, обнаружилось, что Боярский исчез с площадки. Юнгвальд-Хилькевич отправился на поиски и нашел окровавленного актера в туалете: Клюев случайно попал ему шпагой в рот и пронзил небо. Боярского срочно госпитализировали. В больнице выяснилось, что рана была очень глубокой: еще пара сантиметров – и острие проникло бы в мозг. Героизм Боярского проявился и в еще одной детали. «На следующий день он должен был петь в Клубе моряков, вспоминает Юнгвальд-Хилькевич. – Директриса нам сказала: «Пусть Боярский споет нашим людям, тогда я вас пущу снимать». Боярский взял гитару и два часа пел».

Валентин Смирнитский (1944)

Фильм “Д’Артаньян и три мушкетера”: актер Валентин Смирнитский в роли Портоса — тогда и сейчас

Фильм «Десять негритят»: актеры и судьба

Актер Валентин Смирнитский сыграл Портоса в фильме “Д’Артаньян и три мушкетера”. Несмотря на то, что фильмография Смирнитского довольно обширна и продолжает пополняться даже по сей день, эта роль навсегда осталась самой “звездной” в его карьере, в том числе и из-за того, что в большинстве случаев он играл в эпизодах.

Хотя Валентина Смирнитского до сих пор называют Портосом, он сыграл во многих других интересных кинофильмах, а также занимался дубляжом героев зарубежных фильмов и сериалов, в том числе мушкетера Портоса.

Худой Портос в гипсе

Первым из четверки верных друзей-мушкетеров режиссер нашел Портоса. Юнгвальд-Хилькевич сразу захотел взять на эту роль Валентина Смирнитского, но также предложил пройти пробы актеру Георгию Мартиросяну. Последний справился хорошо, но против его кандидатуры выступила зампред Гостелерадио СССР. В итоге актеру пришлось довольствоваться ролью второго плана: Мартиросян сыграл одного из гвардейцев.  Валентина Смирнитского же режиссер практически увел с другой картины: у актера уже были запланированы съемки за границей, и он ждал разрешения на выезд. По словам самого актера, он согласился полететь на пробы в Одессу «от нечего делать». «Я был на 99% убежден, что это глупый эксперимент», – рассказывает артист. 

Была и еще одна сложность: незадолго до начала съемок Смирнитский сломал ногу и на пробы явился в гипсе. Для актера до сих пор загадка – почему его утвердили на роль Портоса, ведь он на него совсем не похож. Даже веса ему тогда не хватало: Смирнитский был далеко не таким тучным, каким Дюма задумал Портоса. Однако на роль его в итоге утвердили, а объем фигуре добавили при помощи специальных накладок. Впрочем, к концу съемок они уже были не нужны – Портос набрал необходимый вес.

Д’Артаньян против Рошфора

В современном понимании фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» немыслим без знаменитой четверки в исполнении Боярского, Смирнитского, Старыгина и Смехова. Но в первоначальном замысле режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича фигурировали совсем другие актеры. Так, задолго до того, как Юнгвальд-Хилькевич познакомился с Михаилом Боярским, на роль д’Артаньяна был утвержден Александр Абдулов. Боярскому же режиссер сначала предложил сыграть заклятого врага главного героя – Рошфора. Но актер отказался: он устал играть отрицательных персонажей. Юнгвальд-Хилькевич не отсупался, и вскоре Боярскому поступило новое предложение: выбрать между двумя ролями – Атоса и Арамиса. «Я думаю: ничего себе, такие разные характеры – и вдруг на выбор. Что это за режиссер, который не соображает, что он будет снимать? Нет, тем более не поеду», – вспоминает Михаил Боярский. Но когда ему наконец пришла третья телеграмма с упоминанием Д’Артаньяна, артист не устоял – в первый же выходной отправился в Одессу, где шли съемки картины.

В пользу кандидатуры Боярского говорило еще одно важное обстоятельство: он прекрасно пел, в то время как Александр Абдулов не справлялся с музыкальным материалом. Финальную точку в утверждении Боярского на роль молодого гасконца поставил композитор Максим Дунаевский, написавший музыку к картине. Юнгвальд-Хилькевич устроил им встречу, но не стал предупреждать Дунаевского, что придет артист, утвержденный на главную роль

Композитор тогда как раз закончил работу над одной из главных песен фильма – «Пора – порадуемся». «Я ему сыграл, и он тут же мне спел это – мгновенно, за одну минуту просто подхватил!» – вспоминает Дунаевский. После этого не осталось никаких сомнений: вот он – настоящий д’Артаньян! Кстати, Боярский был одним из немногих актеров, чьи голоса мы слышим в музыкальных номерах картины; помимо гасконца, сами исполняли свои партии кардинал Ришелье (Александр Трофимов), королева Анна (Алиса Фрейндлих) и Бэкингем (Алексей Кузнецов).

Вениамин Смехов (1940)

Фильм «Д’Артаньян и три мушкетера»: актер Вениамин Смехов в роли Атоса — тогда и сейчас

Хотя Вениамин Смехов и снимается в кино с 1968 года, стать действительно популярным он смог только после того, как исполнил роль Атоса в фильме о мушкетерах и всех его продолжениях. Тем не менее, Смехов не слишком часто балует зрителей своим появлением на большом экране. Гораздо больше времени он уделяет игре в театре и режиссуре некоторых театральных постановок, телеспектаклей и опер.

Сегодня Вениамин Смехов проживает в Москве, продолжает заниматься творчеством, гастролирует со спектаклями, устраивает творческие и поэтические вечера и много путешествует. Также он является автором нескольких книг и создателем ряда документальных фильмов.

Михаил Боярский (1949)

Фильм «Д’Артаньян и три мушкетера»: актер Михаил Боярский в роли д’Артаньяна — тогда и сейчас

Фильм «Анна Каренина»: актеры и роли

С выходом фильма “Д’Артаньян и три мушкетера” настал звездный час Михаила Боярского, исполнившего роль д’Артаньяна. Сначала режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич хотел отдать Боярскому роль Рошфора или одного из мушкетеров, но композитор киноленты Максим Дунаевский попросил отдать актеру роль д’Артаньяна.

После выхода фильма слава Боярского достигла невероятных масштабов, его пригласили играть во многие фильмы, в том числе “Гардемарины, вперед!”. Подросла и востребованность Боярского как музыканта. Сегодня он продолжает сниматься в кино и петь, а также является активным борцом за права курильщиков и болельщиком ФК «Зенит».

Мушкетеры против КГБ

Были в истории картины и политически острые моменты. Не секрет, что вне съемочной площадки артисты часто устраивали шумные вечеринки. Так произошло и во Львове, где «мушкетеров» поселили в гостинице «Колхозная».  Название во многом отвечало качеству сервиса, и актеров это категорически не устроило. В знак протеста они всей дружной компанией вселились в номер Хилькевича в другой гостинице и устроили там пьяный дебош. Режиссер тут же договорился, чтобы актеров переселили в обкомовскую. В силу своего статуса эта гостиница, как и многие другие, была оснащена «жучками», но молодых повес-«мушкетеров» это мало волновало. По вечерам актеры развлекались тем, что изображали советских политических деятелей: Боярский искусно пародировал Брежнева, а Дуров, игравший де Тревиля, показывал несравненный этюд «Ленин с Крупской». Естественно, так как все номера прослушивались, о происходящем вскоре узнали в КГБ. Отчитываться за нерадивых актеров пришлось режиссеру: сотрудники ведомства вызвали его для беседы и продемонстрировали злосчастную запись. Юнгвальд-Хилькевичу пришлось извиняться и клясться, что такого больше не повторится. На первый раз всех простили, только Дуров тогда упустил звание народного артиста – пришлось подождать еще три года.

Любопытно, что это не единственный случай, когда у «мушкетеров» возникли проблемы с законом. Так, в своей книге «За кадром» Юнгвальд-Хилькевич описывает кражу ящика с рыбой. «Однажды мушкетеры пропили все, что можно, и суточные в том числе, сидели голодные, а потом пошли в магазин и украли там ящик с копченой рыбой. Неделю только это и ели…» – пишет режиссер.

Все упомянутые лица признали себя виновными в краже, но свалили вину на актера Георгия Мартиросяна. «Он отвлекал продавщицу, а мы стащили этот ящик. И меняли эту рыбу потом. Но не украли, а взяли в долг. Потом извинились и отдали деньги», – вспоминает Михаил Боярский. 

Фото: кадры из фильма

Миледи как новый секс-символ

Роковая искусительница в исполнении бесподобной Маргариты Тереховой – та классическая Миледи, которая осталась в сознании большинства советских и российских зрителей. Изначально на эту роль режиссер утвердил другую актрису – Елену Соловей. Однако незадолго до начала съемок актриса объявила, что находится в положении, и отказалась сниматься. Тогда Юнгвальд-Хилькевич предложил сыграть пособницу Решелье другой темпераментной блондинке – Маргарите Тереховой.

«Мне нужна была такая женщина, чтоб было видно, что она может покорять, что ее можно бояться. Зритель до конца должен был верить, что она все-таки выйдет из этой ситуации, что ей не отрубят голову. «Ей? Нет, не может быть!» – рассказыает режиссер.

Терехова была известна своим пылким и неуправляемым нравом. Многие сложные трюки в фильме актриса выполняла сама, без подготовки галопом скакала на лошади. Образ своей героини Терехова тоже придумала сама. В качестве наряда она выбрала шелковую мужскую блузу.

«Я ей говорю: это Бекингем! Она отвечает: «Мне плевать». Надели на нее эту блузку – и там все прозрачное», – вспоминает Юнгвальд-Хилькевич. По его словам, впервые в истории советского кинематографа в кадре была видна женская грудь не в течение одного момента, а практически постоянно. 

В ролях[]

  • Михаил Боярский — д’Артаньян
  • Вениамин Смехов — Атос, граф де Ла Фер (песню «Есть в графском парке чёрный пруд» исполнил Вячеслав Назаров)
  • Валентин Смирнитский — Портос
  • Игорь Старыгин — Арамис (озвучил Игорь Ясулович, песни исполнял солист ВИА «Коробейники» Владимир Чуйкин)
  • Олег Табаков — король Людовик XIII
  • Александр Трофимов — кардинал Ришелье (озвучил Михаил Козаков, песни исполнял сам Александр Трофимов)
  • Алиса Фрейндлих — Анна Австрийская, королева
  • Лев Дуров — де Тревиль (дуэт с М. Боярским исполнил Лев Дуров, сольную партию — Александр Левшин)
  • Маргарита Терехова — Миледи (в первой серии в дуэте с Борисом Клюевым пела Елена Дриацкая, в третьей серии песню исполнила сама Маргарита Терехова)
  • Борис Клюев — Рошфор
  • Ирина Алфёрова — Констанция Бонасье (озвучила Анастасия Вертинская, песни исполняла Елена Дриацкая)
  • Леонид Каневский — господин Бонасье, галантерейщик
  • Алексей Кузнецов — герцог Бэкингем
  • Владимир Балон — де Жюссак
  • Елена Цыплакова — Кэтти (в титрах первой серии И. Цыплакова, песни исполняла Елена Дриацкая)
  • Валерий Мышастый — отец д’Артаньяна (озвучивание и вокал Дмитрий Атовмян)
  • Ольга Матешко — девушка из Менга
  • Юрий Дубровин — Ла Шене
  • Виолетта Клименко — аббатиса Бетюнского монастыря (озвучила Лия Ахеджакова)
  • Мария Ярыгина — маркиза, любовница короля (озвучила Нина Маслова)
  • Юрий Шерстнёв — палач из Лилля

Эпизоды

  • Николай Павлюк — гвардеец кардинала / наёмный убийца, подосланный Миледи к д`Артаньяну
  • Сергей Кустов — мушкетёр Монтаран
  • М. Евшин
  • Виктор Лысенко
  • О. Белкин
  • Анатолий Ходюшин — гвардеец кардинала
  • Геннадий Макоев — мажордом
  • Николай Ващилин — гвардеец кардинала
  • Сергей Васильев — гвардеец, брошенный в камин
  • Эдуард Ковдерер — гвардеец кардинала
  • Иосиф Кринский — гвардеец кардинала

В титрах не указаны

  • Георгий Юнгвальд-Хилькевич — шкипер, хозяин шхуны (озвучил Алексей Булдаков)
  • Евгений Данчевский — Фельтон
  • Виктор Павловский — первый судейский
  • Владимир Долинский — второй судейский (озвучил Георгий Вицин)
  • Леонид Маренников — хозяин трактира
  • Валентин Букин — придворный на Мерлезонском балете
  • Борис Астанков — трактирщик-отравитель
  • Инга Третьякова — девушка в трактире
  • Георгий Мартиросьян — гвардеец кардинала
  • Екатерина Мелентьева — женщина с тестом

Ирина Алферова (1951)

Фильм «Д’Артаньян и три мушкетера»: актриса Ирина Алферова в роли Констанции — тогда и сейчас

Популярность Ирине Алферовой принесла роль в фильме “Хождение по мукам”. Констанция Бонасье для нее — второй крупный опыт. Кандидатуру Алферовой на эту роль настойчиво рекомендовало Госкино. Режиссеру пришлось подчиниться, хотя он и считал, что у актрисы слишком славянский тип внешности, в котором нет “французской легкости”.

Так или иначе, картина имела успех, а вместе с тем еще большая слава пришла и к Алферовой. Ее стали приглашать в другие кинопроекты, и эти приглашения не прекращаются по сей день. Алферова играет в кино и театре.

Олег Табаков (1935—2018)

Фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра»: актер Олег Табаков в роли короля Людовик XIII — тогда и в последние годы

Фильм «Весна на Заречной улице»: актеры и судьба

Российский актер Олег Табаков сыграл в фильме “Д’Артаньян и три мушкетера” короля Людовика XIII, и эта роль стала одной из самых известных в его фильмографии наряду с более ранними фильмами “Война и мир”, “Семнадцать мгновений весны” и “12 стульев”. После этого Табаков продолжил сниматься в кино и играть в театре.

Олег Табаков работал режиссером, художественным руководителем нескольких театров, продюсером, преподавателем и возглавлял собственный театр “Табакерка”. Умер Табаков в 2018 году из-за продолжительной болезни. Артисту было 82 года.

Песни[]

  • Песня-наказ д`Артаньяна-отца — Дмитрий Атовмян
  • Песенка о шпионах кардинала — Марк Розовский
  • Куплеты Рошфора и Миледи — Борис Клюев и Елена Дриацкая
  • Баллада де Тревиля — Александр Левшин
  • Дуэт де Тревиля и д`Артаньяна — Михаил Боярский и Лев Дуров
  • Марш гвардейцев кардинала — ансамбль «Коробейники»
  • Романс Арамиса — Владимир Чуйкин
  • Песня мушкетёров — Михаил Боярский и музыканты ансамбля «Коробейники» (Владимир Чуйкин, Александр Левшин и Александр Попов).
  • За мною, милорд! — Елена Дриацкая
  • Дуэт королевы и Бекингэма — Алиса Фрейндлих и Алексей Кузнецов
  • Дуэт королевы и кардинала — Алиса Фрейндлих и Александр Трофимов
  • Отчаяние королевы — Алиса Фрейндлих
  • Дуэт Констанции и д’Артаньяна — Михаил Боярский и Елена Дриацкая
  • Баллада об опасной дороге — Михаил Боярский и ансамбль «Коробейники»
  • Угрозы Людовика XIII — Владимир Чуйкин
  • Триумф королевы — Алиса Фрейндлих
  • Смерть Констанции — Михаил Боярский
  • Песня о католиках и гугенотах — ансамбль «Коробейники»
  • Баллада Атоса — Вячеслав Назаров
  • Пуркуа па — Михаил Боярский
  • Песня Миледи — Маргарита Терехова
  • Песня служанки — Елена Дриацкая
  • Перед грозой — Михаил Боярский и Владимир Чуйкин
  • Баллада о дружбе — Михаил Боярский, Вениамин Смехов и ансамбль «Коробейники»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector