Александр кайдановский: причина смерти
Содержание:
Семья [ править | править код ]
Родители поженились в 1945 году вскоре после демобилизации отца.
- Отец — Леонид Львович (Лев Львович, Лейб Лейбович) Кайдановский (1921, Екатеринослав — 2 декабря 1970, Ленинград), участник Великой Отечественной войны (радист службы земного обеспечения самолётовождения, младший сержант) , работал начальником радиолокационной станции в Батайске, впоследствии заместителем начальника ростовского СМУ-5, специализирующегося на подводной сварке .
- Мать — Вера Александровна Онищук (умерла 1 декабря 1990 года), после окончания Московского библиотечного института (1955) заведовала детским сектором в ростовском Дворце энергетиков, была режиссёром-постановщиком детской театральной студии.
После развода родителей в 1960 году жил с отцом, с 1962 года — в новой семье отца, приёмная мать — Ирма (Ирина) Михайловна Пухальская (родом из Киева) . Единокровные сёстры — Ольга (род. 1963) и Татьяна (род. 1964) Кайдановские. Мать вторично вышла замуж в начале 1960-х годов, занималась надомным трудом в комбинате прикладных искусств. Единоутробный брат — Михаил Владимирович Есипов (1965—2000), работал ревизором.
- Дед, Лев-Иезекииль Кайдановский, был артистом в Народном театре Екатеринослава; вместе с женой, Фридой Шульман, был расстрелян во время истребления еврейского населения Днепропетровска в 1941 году .
- Первая жена (1966—1975) — Ирина Анатольевна Бычкова (Кайдановская), впоследствии доцент кафедры психофизиологии и клинической психологии Ростовского-на-Дону госуниверситета .
дочь Дарья (род. 1970).
Надгробный памятник на могиле Александра Кайдановского |
- Вторая жена (1975—1980) — актриса Евгения Симонова, с которой познакомился на съёмках фильма «Пропавшая экспедиция» (1974).
- дочь Зоя (род. 1976).
- Третья жена — Наталия Судакова (Кайдановская), балерина Большого театра
- сын Кайдановский Андрей Александрович (род. 1987), учился в Московском хореографическом училище, потом в балетных школах Санкт-Пёльтена (Австрия), Штутгарта (Германия), Вены. Был принят в балет Штатсоперы (Вена, Австрия). Пробует свои силы в хореографии.
- Четвёртая жена (1995) — Инна Пиварс. Брак продлился всего три недели (до смерти актёра).
Фильмография[ | ]
Актёрские работы
1967 — Таинственная стена (реж. И. И. Поволоцкая, М. Н. Садкович) — Некто
1967 — Анна Каренина (реж. А. Г. Зархи) — Жюль Ландо
1968 — Первая любовь (реж. В. С. Ордынский) — Майданов
1969 — Дворянское гнездо (эпизод с участием Кайдановского не вошел в фильм)
1970 — Драма на охоте (реж. Б. Э. Ниренбург) — граф Алексей Карнеев
1970 — Красная площадь (реж. В. С. Ордынский) — солдат
1970 — Спокойный день в конце войны (короткометражный, реж. Н. С. Михалков) — сержант
1971 — И был вечер, и было утро… (реж. А. А. Салтыков) — мичман
1971 — Собака Баскервилей (реж. А. Зиновьева) — Джек Стэплтон
1972 — Пятнадцатая весна (реж. И. С. Туманян) — связной
1972 — Игрок (реж. А. В. Баталов) — Астлей
1972 — Четвёртый (реж. А. Б. Столпер) — Второй
1972 — Следствие ведут знатоки 6. Шантаж — Миркин
1972 — Математик и чёрт (новелла из альманаха «Горизонт», вып. 2, реж. С. Райтбурт) — Чёрт
1973 — Дети Ванюшина (реж. Е. И. Ташков) — Константин
1973 — Крах инженера Гарина (реж. Л. А. Квинихидзе) — доктор Вольф
1973 — Былое и думы (реж. Л. Елагин) — критик Виссарион Белинский
1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — ротмистр Лемке
1974 — Следую своим курсом (реж. В. Г. Лысенко) — Миша
1974 — Когда постиг меня судьбины гнев… (короткометражный, реж. В. В. Бровкин)
1975 — Пропавшая экспедиция (реж. В. Д. Дорман) — офицер Зимин
1975 — Мой дом — театр (реж. Б. В. Ермолаев) — А. Н. Островский
1975 — Под крышами Монмартра (реж. В. М. Гориккер) — Рауль
1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата (реж. Г. Е. Кроманов) — Воронцов
1976 — Огненный мост — Геннадий Дубравин, поручик (реж. Б. Ниренбург)
1976 — Золотая речка (реж. В. Д
Дорман) — Зимин
1976 — Как важно быть серьёзным (реж. А
А. Белинский)
1976 — Моё дело (реж. Л. Г. Марягин)
1977 — Кто поедет в Трускавец (реж. В. Ахадов)
1977 — Это было в Коканде (реж. У. Е. Назаров) — Зайченко
1978 — Жизнь Бетховена (реж. Б. Д. Галантер) — Антон Шиндлер, секретарь Бетховена
1978 — Поворот (реж. В. Ю. Абдрашитов)
1979 — Дознание пилота Пиркса — нейролог и кибернетик Том Новак
1979 — Телохранитель (реж. А. Хамраев) — Мирзо
1979 — Сталкер (реж. А. А. Тарковский) — Сталкер
1980 — Рассказ неизвестного человека (реж. В. Жалакявичюс) — Владимир
1980 — Рафферти (реж. С. Аранович) — прокурор Эймс
1980 — Спасатель (реж. С. А. Соловьев) — Николай Вараксин, режиссёр-документалист (озвучил А. Ромашин)
1980 — Факт (реж. Альмантас Грикявичюс) — Станислав
1981 — И с вами снова я (реж. Б. Галантер) — читает стихи от лица декабриста Н. В. Путяты
1982 — Извините, пожалуйста (реж. В. П. Жалакявичюс) — Пранас
1982 — Кафедра — Орлов
1982 — Братья (к/м)
1987 — Десять негритят (реж. С. С. Говорухин) — Филипп Ломбард
1987 — Хареба и Гоги (реж. Г. Н. Шенгелая) — князь Ольшевский
1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — Ланселот
1992 — Ноябрь (Польша—Франция) (реж. Л. Карвовский)
1992 — Дыхание дьявола (Испания) (реж. Пако Лусио)
1994 — Волшебный охотник (Волшебный стрелок), (Венгрия) (реж. И. Эньеди)
1995 — Откровения незнакомцу (Франция—Россия) (реж. Ж. Бардавиль) — Крючков
1995 — Свадебный марш (новелла из киноальманаха «Прибытие поезда») (реж. А. Ф. Хван)
Озвучивание мультфильмов
- 1977 — Вперёд, время! (реж. В. И. Тарасов) (читает текст)
- 1980 — Возвращение (реж. В. Тарасов) (в титрах не указан)
- 1985 — Контракт (реж. В. Тарасов)
- 1985 — Два билета в Индию (реж. Р. А. Качанов)
- 1988 — Перевал (реж. В. Тарасов)
- 1992 — Сон смешного человека (реж. А. К. Петров)
Озвучивание фильмов
- 1982 — Кондор / Dögkeselyű (Венгрия, реж. Ф. Андраш)
- 1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — студент-юрист (роль Б. Г. Плотникова)
- 1985 — Простая смерть — Иван Ильич (роль В. М. Приёмыхова)
- 1988 — Жена керосинщика — Василий Петрович (роль Н. Исполатова)
Режиссёрские работы в кино
- 1983 — Иона, или художник за работой — режиссёр. Курсовая работа, созданная по окончании 3 курса мастерской С. А. Соловьёва, по одноимённому рассказу А. Камю, сценарий написан совместно с Г. И. Рербергом
- 1983 — Сад (по рассказу Х. Л. Борхеса «Сад расходящихся тропок»)
- 1985 — Простая смерть… — режиссёр, сценарист. Дипломная работа по повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»
- 1987 — Гость — режиссёр-постановщик, сценарист (по рассказу Х. Л. Борхеса «Евангелие от Марка»)
- 1988 — Жена керосинщика — режиссёр-постановщик, сценарист
- 1989 — Маэстро: Сергей Параджанов — режиссёр, сценарист
- 1989 — For a Million — режиссёр, сценарист (видеоклип для немецкой группы Alphaville)
- 1992 — Бронзовый Христос — художественный руководитель
- 1992 — Всё кончается, только любовь — никогда — художественный руководитель
- 1993 — Дефлорация — художественный руководитель
- 1995 — Гарсон № 2 — режиссёр, сценарист (видеоклип для Б. Б. Гребенщикова и группы «Аквариум»)
Болезнь и смерть
Александр перенес 2 инфаркта подряд. Утром 3 декабря 1995 года у актера случился 3-й инфаркт, который и стал причиной смерти Кайдановского. По словам его супруги Инны, 49-летний режиссер очень боялся этого рубежа — его отец и мать умерли от сердечного приступа именно в этом возрасте.
Могила артиста находится на 10-м участке Кунцевского кладбища в городе Москве, на захоронении установлен каменный православный крест без фото.
Александр Кайдановский и его жена Инна Пиварс
Через 3 года после этого трагического события в память о творчестве Кайдановского режиссер Евгений Цымбал презентовал биографическую картину «Сны Сталкера».
В 2000 году вышла первая книга, в которой была описана биография актера «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели» авторства Раззакова. А через 2 года издательство «Искусство» выпустило еще одну биографическую книгу об артисте «Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях».
Режиссеру посвящены документальные фильмы «Трагедия Сталкера» (2005), «Жажда крови» (2019) и «По лезвию бритвы» (2021), где раскрываются тайны личной жизни и карьеры Кайдановского на основании архивов и воспоминаний бывших жен и любовниц, детей, друзей и коллег.
Последние годы
1 ноября 1994 года Кайдановский Александр Леонидович впервые перенес инфаркт. Тем временем популярность актера и режиссера в мире стремительно росла. Однажды директор Каннского фестиваля вместе с Клином Иствудом и Катрин Денев пригласили Кайдановского в жюри фестиваля. Это приглашение свидетельствовало о его признании и уважении в мировом киносообществе. С участием Александра в жюри фестиваля «Золотую пальмовую ветвь» получил пресловутый фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». 1 августа 1995 года Александр перенес второй инфаркт. Третьего он уже не смог вынести. В новую квартиру мужчина так и не успел переехать. Он умер 3 декабря 1995 года в своей коммуналке.
Последние годы. смерть
1 ноября 1994 года Саша перенес первый инфаркт. Тем временем его популярность в мире росла. Директор Каннского фестиваля Жиль Жакоб, Клинт Иствуд и Катрин Денёв пригласили его участвовать в жюри. Это стало признанием вклада Кайдановского в мировой кинематограф. Именно с его участием жюри Каннского фестиваля присудило «Золотую пальмовую ветвь» фильму Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». 1 августа 1995 года Александр Кайдановский перенес второй инфаркт. Третьего уже не вынес. Три инфаркта, почти подряд и явились причиной смерти еще молодого, талантливого актера. Ему было 49 лет.
В свою квартиру на Сивцевом Вражке Кайдановский въехать не успел. Он так и умер в коммуналке на улице Воровского 3 декабря 1995 года. Когда друзья собрались там на поминки, его огромная, прежде забитая книгами, картинами и пластинками комната была пуста. Из нее было вывезено абсолютно все. На стенах сиротливо висела пара пустых рам, удивленно смотрели вниз гипсовые ангелы с потолка да тускло поблескивал пузырящейся амальгамой трельяж кота Носферату…
Детство и юность строптивца
Мальчик Саша родился в Ростове-на-Дону, 23 июля 1946 года. Семья была обычная. Папа — инженер, мама — режиссер в детском театре.
Тяжёлое послевоенное детство быстро закалило характер белобрысого бойкого мальчишки. Кайдановский с ранних лет демонстрировал удивительную самостоятельность и свободолюбивость. Ни авторитетов, ни кумиров у парня не было.
Развод родителей тоже не лучшим образом сказался на личности Саши. И опять же он поступил по-своему. Вместо того, что бы остаться жить с матерью, выбрал отца. Но и в его новой семье места много не занимал. По окончании школы сразу же пошел получать рабочую профессию сварщика.
Правда, этот труд прельщал юношу недолго. Вскоре он решает круто изменить судьбу и стать артистом. И для этого поступает в училище искусств в родном городе.
Здесь Кайдановский вовсю показывал характер: скандалил с педагогами по поводу и без, отстаивая свою точку зрения. Некоторые мастера даже отказывались обучать строптивца. Но Александру удалось найти своего учителя, который его понял и принял. И дал совет — нужно учиться в Москве.
Основная информация
ID
686747692
Можно редактировать:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
нет
Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.
Домен
id686747692
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
нет
Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.
Имя
Наталия
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
да
Можно скрыть настройками приватности:
нет
Фамилия
Судакова
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
да
Можно скрыть настройками приватности:
нет
Отчество
не указано
Можно редактировать:
нет
Обязательно к заполнению:
нет
Можно скрыть настройками приватности:
нет
ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.
Пол
женский
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
да
Можно скрыть настройками приватности:
нет
Дата рождения
29 апреля 1979
Можно редактировать:
да
Обязательно к заполнению:
да
Можно скрыть настройками приватности:
да
ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).
Образование
Желая обрести свободу, Саша уехал в Днепропетровск и поступил там в сварочный техникум. Ему было все равно, где учиться, лишь бы избавиться от семейных драм. Отец был очень рад тому, что сын пошел по его стопам. Однако Кайдановский Александр задержался в техникуме всего на год. Вопреки негодованиям отца, будущий актер поступил в Ростовское театральное училище.
К учебе парень отнесся с крайней серьезностью. Он часами прослушивал пластинки художественного чтения и работал над своей дикцией. Его очень увлекало то, как великие поэты читали свои стихи. В начале 60-х Александр стал много общаться с ростовскими художниками Чарскими. Он быстро взрослел и становился все требовательнее как к самому себе, так и к окружающим. Быстро опередив своих сокурсников в интеллектуальном развитии, Александр Кайдановский перестал видеть толк в обучении. Дипломный руководитель отказался от него, поэтому парню пришлось искать ему замену. Устроившись после училища в ростовский театр, молодой актер быстро оттуда уволился из-за конфликта с режиссером.
Личная жизнь
Всего Александр Леонидович был женат четыре раза. И каждой из его жен приходилось нелегко, так как бунтующая натура актера вкупе с любовью к алкоголю вечно толкала его на приключения и пребывание в отделении милиции.
По воспоминаниям первой жены актера, Ирины Бычковой, Кайдановский любил помахать кулаками, за что однажды едва не был осуждён, но благодаря поручительству Михаила Ульянова, отделался условным сроком.
Часто супруге приходилось отыскивать непутёвого мужа в сомнительных компаниях или забирать из милиции. Девиз актера «Будь собой, живи спонтанно» приводил его к известным конфликтам и саморазрушению.
После девяти лет брака, Ирина устала терпеть и ушла, забрав дочь Дашу.
Широко известен страстный и бурный роман актера с коллегой Валентиной Малявиной. Актеры были несвободны, но не смогли противиться внезапно нахлынувшим чувствам.
Их личная жизнь напоминала действующий вулкан — Александр дико ревновал Валентину, не обходилось без ссор и драк. Эта больная любовь изводила их обоих, влюблённые даже хотели вместе уйти из жизни. Им пришлось расстаться, иначе бы этот роман закончился трагедией.
Второй женой скандального актера стала коллега Евгения Симонова. Они познакомились на съёмках «Пропавшей экспедиции». Красавица-актриса была поражена талантом и работоспособностью Кайдановского.
Александр Кайдановский и Евгения Симонова. “Пропавшая экспедиция” 1975 г.
Это была любовь с первого взгляда. Евгения подарила Александру дочь Зою, которая продолжила актёрскую династию. Но этот брак не пролился долго.
В третьем союзе с Натальей Судаковой у Кайдановского родился наследник — сын Андрей. Юноша стал артистом балета европейского уровня.
Незадолго до своего ухода, артист узаконил отношения с молодой актрисой Инной Пиварс. У них была серьезная разница в возрасте, но пару это не смущало. К сожалению, они не успели как следует насладиться новосельем в такой долгожданной квартире, выделенной актеру. Их брак продлился три недели.
Выбор профессии, становление, карьера
В 1960 году он поступает в сварочный техникум им. Е.О. Патона. Отец руководил СМУ, специализирующемся на подводной сварке, и чем-то эта профессия привлекла сына. Но через год его обучение рабочей профессии закончилось. Он забрал документы и уехал обратно в Ростов поступать в театральное училище. Из-за взрывного характера у него тут же не сложились отношения с руководителем курса. Но среди ростовских мастеров нашелся один, кого не испугала неуправляемость начинающего актера. Настоящий талант в парне разглядел Михаил Ильич Бушнов. После окончания училища в Ростове, Кайдановский решил продолжить обучение в Москве.
Он даже сыграл Гамлета в студенческой постановке
С этих пор биография Александра Кайдановского стала связана с театром и кино. Александр Леонидович с легкостью поступил в школу-студию МХАТ. Что его не устроило в прославленном учебном заведении, неизвестно, но через пару месяцев он перевелся в училище им. Щукина, которое закончил в 1969 году. Его приняли в труппу театра им. Вахтангова. Актер с большой неохотой вспоминал этот период своей творческой жизни. В интервью он рассказывал, что именно вахтанговская труппа, отношения внутри коллектива навсегда отбили у него очарование театральной жизнью. Как свободолюбивому человеку ему были чужды принципы иерархии, принятой в театре. В 1971 году он ушел. Попробовал поработать во МХАТе, Театре на Малой Бронной, но во всех труппах царил один и тот же порядок иерархического подчинения.
Жизнь круто изменилась в период срочной службы в армии. Кайдановский попал в кавалерийский полк при «Мосфильме». Армия стала для актера своеобразной палочкой-выручалочкой. Несмотря на интеллектуальный подход к работе над каждой ролью, ни один московский театральный режиссер не хотел видеть Александра Леонидовича в своей труппе. Михаил Ульянов тогда предложил Кайдановскому уехать обратно в Ростов, чтобы попробовать наладить заработок, то тот, как всегда, решил по-своему.
Интересный факт! Актер снимался в кино, начиная с 1967 года, но оставался незамеченным для широкой публики. Роль ротмистра Лемке в дебютном фильме режиссера Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» стала пропуском в широкий кинематограф.
Имя Кайдановского всегда связывают с именем другого интеллектуала советской режиссуры – Андреем Тарковским. Их совместные проекты стали классикой мирового кинематографа. В 1979 году на экраны вышел фильм «Сталкер». Главный герой, сыгранный Александром Леонидовичем, был крайне неоднозначной фигурой. После работы с Тарковским актер сам решил снимать фильмы. Гений режиссуры чуть ли не него одного создал собственную мастерскую при Высших курсах сценаристов и режиссеров. Обучение началось в 1982 году, но Андрей Арсеньевич подписал контракт с итальянской киностудией и уехал из СССР (на родину он больше не вернулся). Курс возглавил Сергей Соловьев, у которого Кайдановский в 1980 году снялся в фильме «Спасатель».
Кайдановский и Тарковский на съемках «Сталкера»
В 1984 году обучение на курсах закончилось. Как режиссер, сценарист и художественный руководитель, он выпустил 11 проектов. Они не имели особой популярности у советского зрителя, зато вызывали интерес у западноевропейской публики. В 1985 году он снимает фильм «Простая смерть» по повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». За эту работу он был удостоен приза на кинофестивале в Испании. Его карьера строится с переменным успехом. Взрывной нрав играет не на руку Кайдановскому, но режиссеры все чаще хотят видеть актера в своих картинах.
Интересный факт! Эмигрировавший в Италию Тарковский хотел снять актера в фильме «Ностальгия», но того не выпустили из СССР.
С 1989 года Александр Леонидович начинает преподавать режиссуру в Щукинском театральном училище. Он уже считается признанным мэтром советского кинематографа. Горбачевская перестройка открыла границы страны. В 1994 году Кайдановский становится челном жюри кинофестиваля в Каннах. За два года до этого ему присуждают звание «Заслуженного деятеля искусств РФ». В 1995 году он открывает собственную мастерскую при высших курсах сценаристов и режиссеров. Но 3 декабря этого же года его сердце останавливается от третьего инфаркта. Он умер в своей комнате коммунальной квартиры, похоронен на Кунцевском кладбище.
«Десять негритят» (1987)
Режиссер Станислав Говорухин, славящийся умением четко подбирать актеров на роли, позвал Кайдановского в свой детективный триллер «Десять негритят». Фильм считается одной из самых удачных советских экранизаций романов Агаты Кристи. Говорухин же, понимая свою удачу, сказал по поводу «Десяти негритят»: «Этот фильм будут смотреть всегда». В год проката «Десять негритят» посмотрели 35 миллионов зрителей, но фильм настолько хорош и до жути страшен, что его продолжают смотреть по сей день. Англичане же признали, что говорухинская версия – одна из самых удачных за всю мировую историю экранизации Агаты Кристи.
Десять незнакомых друг с другом человек собрались на отдаленном скалистом острове в роскошном особняке. Таинственный голос, услышанный за обедом, обвиняет присутствующих в содеянных преступлениях, оставшихся без наказания. Судью и инспектора Скотланд-Ярда, гувернантку и светского повесу… Вскоре странная смерть поочередно настигает гостей… Кто же этот загадочный мститель?
Говорят, что Александр Кайдановский, который сыграл роль лощеного и опасного капитана Филиппа Ломбарда, не горел желанием сниматься в детективной истории, однако дал согласие на участие, руководствуясь финансовым интересом. И сыграл персонажа яркого и запоминающегося. Примечательно, что герой Кайдановского в одном из эпизодов утверждает, что приехал на остров только из-за обещанных ему денег. Многие также усматривают некий мистический момент в том, что героя Кайдановского в фильме убивают выстрелом в сердце, а через восемь лет он умер именно от проблем с сердцем. Но в «Десяти негритятах» много мистики, а вот Кайдановский действительно хорош матеростью зверя, чующего опасность.
Watch this video on YouTube
Первые роли, фильмы
В 21 год Кайдановский впервые в своей актерской биографии снялся в эпизоде в фильме Поволоцкой и Садковича «Таинственная стена», затем у Зархи в «Анне Карениной». Первые роли, связанные с фантастикой и мистикой, таинственным образом наложили печать на все его дальнейшее творчество. В фильме Михалкова-Кончаловского по роману Тургенева «Дворянское гнездо» Александр сыграл в эпизоде «Певцы», перенесенном из «Записок охотника»
Эпизод не вошел в окончательный монтаж, но именно эта роль обратила на него внимание Андрея Тарковского, который хотел снимать Кайдановского во всех своих следующих фильмах, начиная с «Соляриса». Их сотрудничеству было суждено состояться только через восемь лет
А пока Александр закончил учиться и был приглашен в Театр им. Вахтангова. В это же время после неудачной операции неожиданно умер его отец.
Еще в училище Кайдановский начал писать, а затем и ставить собственные театральные композиции по Булгакову, Пушкину. Стиль мышления с неизбежностью вел его в режиссуру.
В 1970 году вышел двухсерийный телевизионный фильм «Драма на охоте» по Чехову. Кайдановский сыграл графа Карнеева. Это была его первая значительная роль на телевидении. В том же году в личной жизни у Александра родилась дочь Дарья. Саша был несказанно рад, но жизнь его уже накрепко соединилась с кино, и семье он уделял меньше внимания, часто и надолго уезжал на съемки. Фильмы с его участием стали выходить один за другим, его стали узнавать на улицах.
И у него случился роман с самой роковой женщиной тогдашней театральной Москвы Валентиной Малявиной. Александр от этой нечаянной любви совершенно потерял голову. Он бросал театр за театром. После Театра им. Вахтангова Кайдановский работал на Малой Бронной, во МХАТе. После чего решил, что играть в театре не его дело, и оставил театр навсегда. С Ириной Кайдановской они разошлись, а вскоре закончился и злосчастный роман с Малявиной.
В это время его призвали в армию. Александр служил в кавалерийском полку и стал отменным наездником, физически сильным, координированным и ловким. Самые отчаянные трюки выполнял на съемках без дублеров. В фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» Александр бегал по крышам несущегося на полном ходу поезда, по веревке спускался вниз, разбивал окно и впрыгивал в вагон.
Кайдановского наперебой приглашали сниматься в ролях иностранцев, бывших и настоящих аристократов. Наиболее заметные роли этого периода: мистер Астлей в экранизации Баталова повести Достоевского «Игрок», поручик Лемке в уже упоминавшемся фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова.
А вот мнение Михалкова, высказанное более чем через двадцать лет:
«Кайдановский был замечательный артист. Один из немногих, кто умел, что называется, играть на одной струне. Тут нужно обладать огромным сосредоточением и концентрацией внутреннего мира. И он это умел. Его самоограничение позволяло ему на одной струне играть виртуозные мелодии — это, конечно, редчайший дар». «Свой среди чужих» принес Александру всесоюзную известность. Его персонаж отличался тонкостью реакций, благородством поведения и холодным аристократизмом. Этот аристократизм сделал Кайдановского первым «белогвардейцем» советского кино. Наиболее заметная роль этого периода — граф Воронцов в «Бриллиантах для диктатуры пролетариата».
Начало карьеры
В 1967 году Александра пригласили на роль Гамлета в Экспериментальный театр Аксеновой-Арди. Он блестяще справился с ролью, но критики настороженно отнеслись к предложенной Кайдановским трактовке роли, хотя отмечали талант, интеллектуальность и жесткость исполнения. Но его заметили и стали приглашать в кино. Кайдановский пробовался на роль Родиона Раскольникова у Кулиджанова, Алеши Карамазова у Пырьева, солдата Голубкова в фильме «Бег» Алова и Наумова. Но его хронически не утверждали. Слишком непривычным выглядел актер, не вписывавшийся в привычное амплуа положительного героя. Он казался слишком самостоятельным и своенравным.