Три богатыря и наследница престола

БЫЛИННЫЕ СЮЖЕТЫ

В главе, посвященной Добрыне Никитичу, мы уже упоминали о сюжете, в котором Настасья Микулишна выступает одним из глав
ных персонажей. Пойдем иным путем. Вспомним другой сюжет — историю о том, как сложилась эта могучая супружеская пара.

Былина о Добрыне Никитиче и Настасье Микулишне имеет две основные вариации. Согласно одной, витязь едет во чисто поле и замечает следы богатырского коня. Из любопытства ли или из желания помериться силами он отправляется на поиски седока и находит незнакомого воина, с которым решает сойтись в бою. Но ни палицей, ни мечом не может его ударить. У Добрыни отнимаются руки, как будто нечто удерживает его от кровопролития. И только когда богатырь понимает, что напротив него невероятной силы, но женщина, становится очевидно: такова воля судьбы. Поленица пленила сердце Добрыни, он сватается к ней и, получив согласие, играет в Киеве громкую свадьбу.

Вторая версия является менее миролюбивой и продолжает былину о Добрыне и Змее. Возвращаясь после славной победы, богатырь вступает в бой с незнакомым воином, но на этот раз терпит поражение. Настасья Микулишна сдергивает противника с седла, не глядя сует в карман. Лишь потом она задумывается, а кто же попался ей под горячую руку. Принятое решение оказывается весьма простым. Если воин придется ей по сердцу, она станут ему женой, а уж коль не глянется — срубит голову. На счастье Добрыни, сердце девицы дрогнуло при взгляде на витязя, и былина завершается счастливо.

Поделиться ссылкой

Биография и сюжет

Настасья Филипповна на сцене театра

Князь Мышкин впервые видит Настасью Филипповну на портретном изображении. Фотография так впечатляет героя, что он не может отвести от нее взгляд, любуясь чертами женщины. Ухаживающие за ней генерал Епанчин и Ганя Иволгин не сразу разглядели в князе соперника. Мышкин, в свою очередь, сумел по фотографии разглядеть израненную душу и трагическую судьбу Настасьи Филипповны. Им движет глубокое сострадание к еще незнакомой персоне.

Девушка с 16 лет живет как содержанка у богатого помещика Тоцкого. Отданная ему на воспитание в юности, она не ожидала, что опекун воспылает к ней не только платонической любовью. К 25 годам Настасья Филипповна предстает перед читателем как любовница Тоцкого, имеющая опыт нахождения в свете.

Князь Мышкин

К среднему возрасту Настасья Филипповна уже не считалась девушкой, но черты, присущие инфантильным красавицам, оставались при ней. Нарциссизм и некий мазохизм оправданы тем, что из порядочной девочки она превратилась в наложницу развратника. Теперь в ее жизни не предвидится просвета.

Женщина с характером, она отличается яркими вспышками гнева. Окружающие боятся попасть ей под горячую руку. Чувствуя себя конченым человеком, она позволяет себе устраивать истерики, демонстрируя, как глубоко была оскорблена. Тоцкий, которого привлекла внешность подопечной, считает ее «колоритной». Тем не менее, поступки героини предсказуемы и однообразны. Она проклинает свою жизнь, представляясь падшей женщиной, конфликтует с мужчинами и мстит за потерянную честь.

Ганя Иволгин (кадр из фильма)

Настасья Филипповна представляет на суд читателей театр одного актера, заявляясь к Иволгину, превращает собственный день рождения в балаган, выставляя себя оскорбленной невинностью. Она порицает Тоцкого, дающего за нее большое приданое, чтобы обеспечить удачное замужество, и высмеивает вероятного жениха – Ганю Иволгина. Девушка бросает в огонь деньги, предложенные ей Рогожиным, и принуждает Иволгина лезть за ними в пламя. Злоба и гнев движут каждым ее поступком.

Энергичная и волевая героиня оказывается в замкнутом круге. Неспособная испытывать иные чувства, она не понимает, чего хочет и к чему стремится. Женщина живет прошлым, зациклившись на собственных несчастьях и используя их как оправдания.

Князь Мышкин и Рогожин

Мало кто помнит, что фамилия Настасьи Филипповны – Барашкова. Проводя аналогию с Рогожиным, можно понять, что имена героев – «говорящие». Мужчина преследует возлюбленную, как хищник жертву. Кажется, что своим ножом Рогожин обрывает жизнь женщины, но на самом деле она завершилась задолго до физической гибели. Предлагавшая примириться с ситуацией, Аглая не понимала, что для Настасьи Филипповны больше не существовало будущего.

Достоевский неслучайно выбрал главной героиней женщину, осознающую трагичность своей судьбы. Писатель одарил ее мечтательностью и наивностью, соседствующими с взбалмошностью и истеричностью. Он увидел в этой женщине сильный и твердый характер, который воспел в произведении. Героини, подобные Настасье Филипповне, присутствуют в каждом произведении Достоевского. Описание аналогичных судеб просматривается и в «Бедных людях», и в «Белых ночах».

Эмоциональные мечтательницы, живущие в мире грез, ассоциируются с супругой писателя, которая в последние годы жизни была прикована к кровати и существовала в постоянном забытьи.

Настасья Филипповна Барашкова

Все мужчины в романе пытаются завоевать расположение и благосклонность Настасьи Филипповны. Епанчин, Иволгин, Рогожин – все они подкупают Настасью Филипповну

Последний не принимает во внимание, что она сожгла деньги, а значит, руководствуется не материальным интересом

Только Мышкину стала понятна глубокая душевная травма женщины. Он разглядел в Барашковой живую натуру, страдающую, израненную душевными переживаниями. Мечась между властным и горячим Рогожиным и скромным Мышкиным, женщина обещает себя то одному, то второму. История завершается ее гибелью от рук ревнивого купца-миллионщика Парфена Рогожина.

Фильмы

В кино Юлия Борисова снималась мало. В 1958 году актриса снова сыграла Настасью Филипповну в экранизации романа Федора. Достоевского «Идиот». Картина вышла на экраны в том же 1958 году. До сих пор игра актрисы и сам фильм считаются гениальными, лучшей экранизации романов Достоевского еще не было.

В 1969 году зрители увидели картину «Посол Советского Союза», в которой Борисова сыграла главную роль — Елену Кольцову. Прототипом героини стала Александра Коллонтай, знаменитая женщина-дипломат.

Режиссер фильма Георгий Натансон категорически отказался снимать какую-либо другую актрису. Он долго уговаривал Борисову. Георгию Натансону это удалось, когда режиссер кратко и емко описал героиню фильма: умница, красавица, дочь генерала, участница революции и теоретик любви. После последних слов Юлия Константиновна рассмеялась и согласилась.

Последней работой Юлии Борисовой в кино стал фильм «Иркутская история», в котором актриса сыграла гулящую Вальку. Фильм вышел на экраны в 1973 году. Режиссеры предлагали Юлии Борисовой разные роли, но актриса отказывалась, потому что не было человеческого масштаба, который мог заинтересовать артистку.

Юлия Борисова в роли Кручининой (кадр из фильма-спектакля «Без вины виноватые)

Это вовсе не означало, что актриса перестала появляться на телеэкранах. Юлия Борисова играла в фильмах и спектаклях. Уже в следующем году телезрители увидели актрису в главной роли Эпифании в экранизации спектакля театра имени Вахтангова «Миллионерша» по одноименной пьесе Бернарда Шоу. Затем последовали телеспектакли «Конармия» и «Насмешливое мое счастье».

В 1977 году актриса снова исполнила главную роль. Юлия Борисова сыграла роль Анисьи в фильме-спектакле «На золотом дне» по пьесе Мамина-Сибиряка в постановке все того же государственного Академического театра имени Вахтангова.

Затем была главная роль в телепостановке пьесы «Антоний и Клеопатра» Уильяма Шекспира. Не обошлись без телевизионной адаптации и две пьесы, в которых Ольга Борисова блистала в театре. Телезрители вскоре тоже увидели актрису в драме «Без вины виноватые» Островского в роли провинциальной актрисы Елены Кручининой, и в спектакле «Милый лжец» по пьесе Килти в роли Патрик Кемпбелл.

После этого актриса на десять лет пропала с телеэкранов, но в 2012 году вернулась в фильме-спектакле «Пристань», а через два года в «Евгении Онегине».

Интересные факты

  • В доме Тихона и бабули, когда Князь выгонял Юлия проверять хвост, тот сказал: «Может нам поджечь Киев и организованно отступить?». Это отсылка к действию Кутузова в 1812 г., который поджёг Москву и отступив отдал её Наполеону.
  • Гамуму является пародией на Кинг-Конга. Во время нападения он играет с одним из аборигенов, которого сажает на игрушечный самолет, при этом он копирует аналогичную сцену из фильма «Кинг-Конг».
  • Богатыри возвращаются в Киев под музыку из фильма «Неуловимые мстители», на этот же фильм намекает название взятое князем для ячейки сопротивления — «Народные мстители».
  • В конце влюбленная корова бодает Двоих из ларца под мелодию «Bésame mucho».
  • В эпизоде, когда князь возвещает народу, что он жив, он копирует распространенный в советском искусстве образ Ленина на броневике и в конце речи даже произносит один из главных большевистских лозунгов: «Долой самодержавие!». На Октябрьскую революцию намекает и план захвата дворца, придуманный князем.
  • Во время своей речи князь так же повторяет конец выступления Молотова «Наше дело правое»: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
  • Когда Добрыня Никитич и Илья Муромец отдыхают на берегу, можно заметить, что Добрыня одет в тельняшку Воздушно-Десантных войск.
  • Это последний мультфильм франшизы слоганом которого является «Героический блокбастер».
  • В тизере к фильму Три богатыря на дальних берегах присутствовал Моисей, а также Слон «Бизнес», и верблюд Вася. Однако в финальной версии их по каким-то причинам нет.

Алёша Попович

Алёша — младший из героев — не обладал колоссальной физической силой, но был смекалист, хвастлив и охоч до женского пола. Прототипом этого героя считается боярин из Ростова, некто Александр Попович. В Никоновской летописи упоминается, что он погиб в бою на речке Калке в 1223 году, а до этого прославился подвигами, совершенными во время Липецкой битвы.

Согласно другой версии, Алёша появился в былинах благодаря реально существовавшему боярину Ольбергу Ратиборовичу. Тот был дружинником и соратником Владимира Мономаха. В 1095 году этот человек вел переговоры с половецким ханом Итларем, но миссию свою не завершил, поскольку был коварно застрелен через дыру в крыше.

Исследователи образа богатыря (Борис Рыбаков, Анатолий Членов) считают, что хан Итларь как раз и является прообразом Идолища поганого, с которым сразился былинный Алёша Попович. Языческое имя «Ольберг» трансформировалось с православное «Олеша», а затем и «Алёша». Так и появился третий русский богатырь, которого сейчас можно увидеть на известной картине Васнецова.

Персонажи

В интервью «Парку культуры» продюсер картины Сергей Сельянов о главных персонажах отозвался так: cquote| Ведь кто такие богатыри? Это наши выразители и представители, наш имидж для самих себя. При всех достоинствах классической былинной интерпретации, она сегодня уже, наверное, не очень актуальна, а через такое кино, как наше, через таких персонажей зрителю проще любить страну. Богатыри у нас такие – немного смешные, человечные, но у них есть принципы, которые не обсуждаются, – «один за всех и все за одного», Родина, Русь. В этом есть какое-то правильное сообщение, мы все в нем нуждаемся, а кино сегодня – вид искусства, создающий и объединяющий нацию. Посмотрят люди от Владивостока до Калининграда некий хит – население страны таким образом объединяется, наверное, лучше, чем каким бы то ни было .

  • Шамаханская царица — прекрасная царица из восточной страны (Азербайджан, Шемаха), владеющая колдовскими чарами. Постарев, она прячет своё лицо под никабом (кроме магических глаз, которые по-прежнему прекрасны), и никто до определённого момента даже не догадывается о том, что царица уже старая (и к тому же лысая). Мечтает вернуть себе утраченную молодость и былую красоту.
  • Князь Киевский — не историческая личность. Князь жадный, хитрый, при этом трусливый. Появлялся в каждом мультфильме серии.
  • Илья Муромец — самый старший богатырь. Добрый, бескорыстный, верит в судьбу, приметы и землю русскую. Женат на журналистке Алёнушке, летописце и феминистке. На службе Князя Киевского был, но благополучно её покинул из-за недовольства князем, защищал народ и помогал своей старой маме по хозяйству.
  • Добрыня Никитич — богатырь, который любит поспать и считает, что сон придаёт силы. Как правило, Добрыня не только сильный, но и образованный, много знает и умеет. Ведёт дружбу со Змеем Горынычем и гонцом Елисеем. Начальник дружины Князя Киевского. Женат на властной и хозяйственной Настасье.
  • Алёша Попович — самый младший богатырь, весьма глуп, но весел и честен. Не смог обучиться грамоте (но в этом мультфильме видно, что он всё же обучился грамоте и умеет читать), первый его подвиг окончился провалом, он понял, что нужно исправиться и не подвести Русь, и родной город Ростов. У Алёши есть жена — юная красавица Любава, говорящий конь Юлий и дядька Тихон. У Князя Киевского он не служил (ему предлагали, но он отказался).
  • Гай Юлий Цезарь — просто Юлий, фантастический конь Алёши Поповича, который умеет говорить. Один из самых смешных сказочных персонажей. Родной город — Новгород. Там он прочёл много книг, потому назвал себя в честь римского полководца и императора.
  • Змей Горыныч — старый друг Добрыни. Красный дракон. Страдает расстройством личности. Владеет богатырской силой (возможно, он сильнее богатырей). В конце мультфильма «Добрыня Никитич и Змей Горыныч» научился летать. Здесь он попал в Китай (не исключено, что из меркантильных соображений — ведь в Китае драконов очень уважают), где служил при даосском монастыре в качестве священного дракона. Добрыня встретил Горыныча и полетел в Киев на нём. По дороге присоединились другие богатыри.

Сюжет[]

К Бабе Яге из-за границы приезжает Колыван и, для маскировки надев парик (боясь, что князь уже знает о его прошлых кознях во втором фильме гексалогии), собирается открыть продажу китайских сувениров. На базаре его находит конь Юлий, принимает за немца и отводит к князю Киевскому. Там он рассказывает ему о заграничных порядках. Доверчивый князь решает ввести западные традиции на Руси и своим бездействием позволяет Колывану привлечь на свою сторону бояр. Но на следующий день должны приехать богатыри, и князь отстраняет иностранца от власти.

Отрицательные герои составляют заговор. Взамен на фактическое правление Киевом, Баба Яга заманивает богатырей в огромную бочку, которую избушка на курьих ножках закидывает в океан. Затем она материализует богатырей с картины «Три богатыря» (которую можно было увидеть в начале предыдущего фильма) и отправляется вместе с Колываном во дворец. Там новоявленная фрейлина (на самом деле Баба Яга) вызывает из ларца двух гигантских зайцев, которые оглушают стражу и вынуждают князя верхом на Юлии сломать стену и прыгнуть на вершину башни.

К построенной дружине выходит Колыван с боярами и говорит, что князь Киевский свихнулся, но до сумасшествия назначил его главным правителем. В доказательство он вызывает клонов богатырей, которые подтверждают его слова, и дружина расходится. В это время настоящие богатыри, заброшенные на экзотический остров, приходят к папуасам. Те назначают их великими царями и просят спасти от большой гориллы Гомумы. Богатыри побеждают Гомуму, и тот обещает не обижать островитян.

В Киеве же Колыван отбирает у горожан драгоценности, а Баба Яга организует бал. Жёны богатырей узнают, что их мужей подменили: богатыри-самозванцы не отбрасывают тени и не отражаются в зеркале. Юлий, князь, бабка и Тихон организуют партизанское движение. В коровнике их находят гигантские зайцы, но корова, влюблённая в Юлия, спасает партизан.

Князь появляется на улицах города и призывает горожан восстать против узурпаторов, а жёны богатырей со Змеем Горынычем пробираются во дворец и чинят расправу над Колываном и Бабой Ягой. Последние убегают в подземелье и снова вызывают зайцев из ларца. Народ разбежался, а заговорщики схвачены. Тут возвращаются настоящие богатыри с папуасами и спасают положение, а Баба Яга с Колываном успевают убежать. В конце фильма клоны богатырей уплывают на плоту с папуасами и становятся их царями.

Персонажи[]

* Князь Киевский (Сергей Маковецкий) — князь жадный, хитрый, при этом трусливый, немного инфантильный. Однако способен на подвиг и в целом, герой положительный. Общий персонаж всех пяти фильмов.

  • Илья Муромец (Дмитрий Быковский) — самый старший богатырь. Добрый, бескорыстный, верит в судьбу, приметы и силу «Земли Русской». Женат на красавице Алёнушке, журналистке (летописце).
  • Добрыня Никитич (Валерий Соловьев) — любит поспать и считает, что сон придаёт силы (при этом не просыпается до рассвета, а точнее, до первого касания первого солнечного луча его лица). Как правило, Добрыня не только сильный, но и образованный, много знает и умеет. Женат на властной и хозяйственной Настасье.
  • Алёша Попович (Олег Куликович) — самый младший богатырь, глуповат, но весел и честен. Его первый подвиг окончился провалом, но он понял, что нужно исправиться и не подвести Русь, и родной город Ростов. У Алёши есть жена — юная красавица Любава, а также говорящий конь Юлий, осёл Моисей и дядька Тихон. В первой части Князь предложил Алёше служить ему, но последний отказался. Постоянно кричит: «Отведай-ка силушки богатырской!»
  • Гай Юлий Цезарь (Дмитрий Высоцкий) — просто Юлий; конь Алёши Поповича, который умеет говорить. Отличается умом (при этом уровень его знаний ближе к сегодняшним дням). Иногда он возит на себе Алёшу Поповича, а иногда это делает осёл Моисей, но Алёша может заставить его проехать с собой. Один из самых смешных сказочных персонажей. Его прототипами послужили Сивка-Бурка, Конёк-горбунок и Осёл из тетралогии «Шрек». Родной город — Новгород. Там он жил при храме, в котором прочёл много книг, а потому назвал себя в честь «римского полководца и императора». Потом был угнан цыганами, которые позднее продали его Тихону, забрав взамен золото,рубашку, сапоги и меч.
  • Баба Яга (Елизавета Боярская) — потомственная колдунья в шестом поколении («Я Баба Яга в шестом поколении!»), знающая толк в тёмной магии.
  • Колыван (Федор Бондарчук) — он же барон фон Курдюк. Один из главных злодеев. Отлично играет в лото, благодаря чему имеет много должников, которыми пользуется в корыстных целях. Врёт, умён, но труслив, низок и толст.
  • Гомума — гигантская горилла, которую пришлось победить богатырям на дальних берегах. Напоминает Кинг-Конга. Инфантильная, любит играть в «войнушку», не задумываясь о том, что своими действиями она причиняет другим вред. 
  • Жёны богатырей — Алёнушка (Мария Цветкова), Настасья Филипповна (Елена Шульман) и Любава (Лия Медведева). И в избу горящую войдут, и скалкой приголубят.
  • Тихон (Анатолий Петров) — дядька (наставник) Алёши, заботливый и слегка ворчливый. В некоторых случаях находчив, но трусоват. Любит Алёшу как своё дитя. В мультфильме «Три богатыря и Шамаханская царица» проявил себя находчивым, найдя возможность для Князя бежать из темницы.
  • Бабуля (Наталья Данилова) — бабушка Любавы. Ворчлива, согбенна, но всё время заботится обо всех и помогает в нелёгких делах и трудностях.
  • Змей Горыныч (Олег Куликович) — трёхголовый антропоморфный дракон и лучший друг Добрыни Никитича. Страдает растроением личности. Вследствие этого каждая голова говорит своим голосом, а в речи все три головы часто путают единственное и множественное число в речи: «Проигрался мы Колывану в лото», и тому подобное. Если в былинах Добрыня бился со Змеем, то в мультфильме Добрыня доверяет Змею, как себе. Ещё Змей является мастером восточных единоборств, так как в четвёртой части он служил священным драконом в Китае.
  • Папуасы — туземцы маленького роста. Умеют говорить, читать и писать. Просили богатырей, чтобы последние стали их царями и спасли от Гомумы.

Противостояние мужчин и женщин

Конь Юлий, несмотря на свою эгоистичную и алчную натуру, все-таки старается держаться своих и Русь не предает. Правда, иногда от своих же хитростей и страдает.  Собственно, если бы не он, половины приключений бы не случилось. Причем все его мысли по большей мере касаются того, как бы разбогатеть. Хотя и польза от него есть. одна беда, не всегда Юлий договаривает того, что знает.

Интересный момент — отношения богатырей со своими женами. Мужикам дома сидеть скучно, работу домашнюю выполнять тоже, им подвиги подавай. С другой стороны жены требуют от них внимания и помощи. Правы и те и другие, но тема реально сложная. Как по мне, конфликт возникает, потому что в нашем мире его создают искусственно, подогревая чувства одни и других и настраивая женщин и мужчин друг против друга. На этой почве у героев еще не раз будут разногласия. В частности седьмая часть полностью на этом построена.

Тем не менее, мужчины действительно находят идеи, женщины их реализуют. Если говорить примитивно, мужики созданы для подвигов, женщины для рождения детей и домашнего быта. Но почему-то мы не можем соблюдать ту золотую середину, когда мужчины совершают подвиги, а в свободное время помогают женам, а женщины нормально относятся к подвигам своих мужей и не стараются держать их возле своей юбки, требуя постоянного внимания.

Кадр из мультфильма «Три богатыря и Шамаханская царица»

Сюжет[]

Придворный конь Гай Юлий Цезарь подслушивает разговор бояр и узнаёт о заговоре против Князя. Защитить Князя некому — богатыри далеко: ловят пирата Потаню, Змей Горыныч в отпуске, войско на учениях. Конь Юлий — вот кто настоящий герой, который придёт на помощь и всех спасёт. Если у него не получится, то он хотя бы постарается. Князь и Юлий сбегают из дворца, и Юлий ведёт верблюда Васю к дереву, чтобы он заработал деньги. Дерево ловит Юлия и узнав, что происходит, отправляется во дворец. Там Князь проигрывает царство дереву. Они ночуют вместе с пегасами и встречают богатырей, поймавших Потаню.

Последние отказываются отбирать царство, так как Князь и дерево играли честно. Богатыри решают отыграться, но дерево выигрывает у них всё имущество. Князь решает строить новый Киев. При строительстве богатыри с помощью Тихона понимают, что князя провели, так как дерево не показало, в какой шкатулке яблоко. Они отправляются во дворец.

Тем же временем бояре идут в Киев, но их не пускают туда. Они бегут к богатырям, и выясняется, что никакого заговора не было — бояре просто делали подарок Князю на юбилей. Тихон предлагает въехать в Киев на коне. Он играет с деревом в азартные игры, а затем богатыри вылезают из коня. Там они побеждают дерево, и оно убегает из Киева. Фильм заканчивается митингом в честь Князя и его любимой песней.

«Ценная» идея Юлия и подводный Киев

Так вот, сокровища Морского царя Князь и Юлий нашли сразу, в книге было указано точное место. Вот только тут же им пришлось познакомиться с огромным осьминогом, который забрал Юлия и опустил его на дно морское в царство Морского царя. А тот как раз в это время выбирал себе невесту. Стоит ли говорить, что Юлий умудрился выбраться и из этой ситуации.

Для начала он подкинул Морскому царю идею, что много красавиц живет в Киеве. После чего Эдуард сделал Киев частью своего царства. Причем он не опустил город на дно, напротив, он поднял уровень мирового океана. Так что, по сути, должен был случиться почти всемирный потоп. Кстати, столь ценная идея вовсе не избавила Юлия от наказания – того отправили на каменоломни, где он усиленно пытался поднять на бунт морских коней.

Кадр из мультфильма «Три богатыря и Морской царь»

Личная жизнь Юлии Борисовой

Она всегда старалась никого не впускать в свою личную жизнь, и поэтому о семье Юлии Константиновны известно не очень много. В сорок девять лет актриса овдовела – муж Юлии Борисовой Исай Исаакович Спектор умер рано – ему было всего пятьдесят восемь лет.

На фото: Юлия Борисова с мужем

Борисова очень тяжело переживала смерть мужа, ей казалось, что и ее жизнь окончена, и только осознание того, что у нее есть еще сын, ради которого нужно продолжать жить, заставило ее взять себя в руки.

С будущим мужем Юлия Константиновна познакомилась в театре – Спектор тогда работал замдиректора, был женат уже во второй раз, но, увидев начинающую актрису, посмотрев, как она играет, был сражен наповал.

Борисова в спектакле «Много шума из ничего»

Позже они познакомились ближе, несмотря на наличие у Исая Исааковича семьи, начали встречаться. Когда Юлия сказала, что ждет ребенка, Спектор сделал ей предложение. Они поженились, Борисова родила сына, и вскоре после родов снова вышла на сцену.

Она просто не могла не играть и даже маленький ребенок не стал для этого препятствием – Юлия Константиновна брала сына на гастроли, и маленький Саша с пеленок узнал, что такое театральная жизнь.

Он стал первым и единственным из детей Юлии Борисовой и Исая Спектора, но когда вырос не стал продолжать театральную династию – Александр Исаевич Борисов служит в Министерстве иностранных дел.

Муж Юлии Борисовой навсегда остался единственным мужчиной всей ее жизни – после его смерти актриса больше не выходила замуж, а посвятила себя работе, сыну и внукам. У нее всегда было много поклонников, но ни одному не давала шансов – Юлия Константиновна всегда отличалась твердостью характера и принципиальностью, и навсегда сохранила любовь к рано ушедшему мужу.

Исай Спектор был удивительным человеком – умным, благородным, ответственным.

Он не отличался внешней красотой, но его душевные качества затмевали все остальное.

Вокруг него всегда было много народа – люди тянулись к нему, и он относился ко всем душевно и искренне. Работа для Спектора значила очень много – он целыми днями пропадал в театре, но Юлия Константиновна не обижалась на мужа, ведь она также как он любила театр.

Исай Исаакович долгие годы проработал директором-распорядителем Вахтанговского театра и очень много сделал на своем месте.

Сейчас Борисова продолжает выходить в театральной постановке «Возьмите зонт, мадам Готье», в котором играет женщину, сбежавшую из дома из-за того, что сценические приемные дети Юлии Борисовой хотели сдать ее в психиатрическую лечебницу. Вместе с ней в этом спектакле играет ее правнук – одиннадцатилетний Никита, сын одной из двух внучек Юлии Константиновны.

На фото: актриса с правнуком

И сегодня личная жизнь Юлии Борисовой скрыта от глаз окружающих – актриса не дает интервью, избегает публичности, потому что это ей не нужно.

Она любит проводить время в кругу близких – сына и его семьи.

С внучкой Машей и правнуком

Общение с внучками и правнуками делает ее по-настоящему счастливой. Она продолжает ездить со спектаклями на гастроли, правда, по состоянию здоровья уже не летает на самолетах и даже в дальние поездки отправляется по железной дороге.

Борисова в спектакле «Визит старой дамы»

Специально для Юлии Борисовой к девяностолетию Театра им. Вахтангова был поставлен отрывок из пьесы «Визит старой дамы», а в 2013 году она была приглашена в постановку «Евгений Онегин», в которой читала «Сон Татьяны».

Образ и биография Забавы Путятишны

О племяннице князя становится известно из былины «Добрыня Никитич и Змей-Горыныч». Согласно преданию, русский богатырь вызвался спасти унесенную чудищем племянницу великого государя. Змей запер красавицу в пещере.

Забава Путятишна в мультфильме «Три богатыря»

Боялись воины подступиться к страшному злодею с тремя головами, но Добрыня не испугался и победил Горыныча в честном бою. Посадил воин освобожденную пленницу на коня да повез обратно в Киев-град. Девушка предложила спасителю стать его женою. Добрыня не согласился обручиться с княжной, поскольку сам был обычным крестьянином.

Еще одна былина рассказывает о том, как к княжне сватался Соловей Будимирович. Приехал удалой купец в Киев, когда дошла до него весть о красавице русской. Многие бояре одаривали племянницу государя золотом и украшениями, но никому Забава не давала согласия стать женой.

Соловей построил терем напротив покоев завидной невесты. Каждый день девушка выходила на балкон и смотрела на работу купца. Видела она, как мужчина строит дома и вырезает из дерева диковинные изделия, и решила познакомиться с иностранным гостем.

Слово за слово — поняла княжна, что Соловей Будимирович достойный претендент на руку и сердце, поскольку делом занимался, а не подкупал девицу золотом. Князь Владимир обрадовался будущей свадьбе и устроил пир на 12 дней. Муж и жена отправились на ладье к родителям Соловья.

Появляется героиня и в былине про Василису Микулишну. Супруга Ставера Годиновича обрезала косы и переоделась послом Василием из Золотой Орды, чтобы явиться к князю Киевскому и освободить из плена суженого.

Ставер Годинович похвастался умной и хитрой женой на пиру, чем вызвал гнев Владимира. Василиса сумела обвести вокруг пальца знатных бояр и даже добилась того, чтобы князь выдал за нее замуж свою племянницу.

Родственница государя оказалась единственной, кто сразу понял, что посол — женщина, да только князь не поверил. Когда же удалось Василисе вызволить пленника, она переоделась в платье и предстала перед боярами. Владимир признал ошибку и отпустил с миром Ставера.

Забава Путятишна — истинная русская красавица, верная и кроткая супруга Соловья Будимировича. Несмотря на положение в обществе, она не оценивала женихов по их состоянию, будучи еще невестой. Характерная черта героини стала основной для дальнейшей популяризации ее образа в мультфильмах.

История создания персонажа

Русские былины являлись увлекательным способом познания мира. Чаще они отражали реальные, но приукрашенные события. Изменение в описании исторических фактов преследовало цель восхваления героев, богатырей, всего русского народа.

Еще одна причина привнесения элементов сказки — создание архетипов. Образы смелого воина, бескорыстной русской девушки, хитрого иноземного захватчика помогали передавать из поколения в поколение представления о добре и чести.

Память народа хранит истории, описывающие жизнь при дворе князя Владимира. О приключениях богатырей Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца сегодня известно каждому из школьной программы, а также благодаря популяризации этих персонажей в кинематографе.

Есть в былинах и откровенно сказочные персонажи, чаще всего злодеи. Это Змей-Горыныч, Соловей-разбойник, Баба-яга. Не обошлось и без угроз в виде захватчиков — например, татаро-монгольского ига. Но нельзя говорить о славянских сказаниях как о политическом мифе. Это воссоздание образа целого народа, его устоев, обычаев, менталитета.

Что касается женщин, то они наделялись высокой моралью. Кроткие и послушные, девы нередко проявляли жертвенность, преданность и смелость, тем самым рисуя облик верной подруги воина.

Забава Путятишна в былинах предстает племянницей князя Владимира. В героине преобладают не только покорность, кротость, но также своеволие и смелость. Такие разночтения в характеристике персонажа, возможно, вызваны тем, что ее путали с другой русской красавицей — Василисой Микулишной.

Самая ранняя история о Забаве повествует об освобождении ее из плена Змея Горыныча. В сказании фигурирует другой колоритный завсегдатай былин — Добрыня Никитич.

В некоторых источниках приводятся доказательства, что героиня имеет реальный прототип родом из Киевской Руси. Ее отцом был воевода Путята Вышатич. А вот наличие родственных связей с князем Владимиром в биографии девушки оспаривается.

Возможно, русская красавица стала племянницей великого государя в связи с тем, что Змею-Горынычу надлежало похищать только знатных особ. По другой гипотезе, одна из сестер Владимира вполне вероятно могла выйти замуж за тысяцкого. Подтверждения такая информация не нашла.

Хеппи-энд для всех и мои выводы

Богатыри, кстати, тоже только пришли в дом Кикиморы и увидели что избушка разваливается, немедленно принялись за ремонт. Да такую избу отгрохали, что Кикимора обалдела и даже позавидовала их женам, какие мужья у них хорошие. То есть, и мужья и жены вполне способны выполняют свою работу где-то в другом месте, а дома друг на друга шипят. Увы, тут нужно учесть, что посуда грязная есть каждый день, а изба ломается раз в год, а то и реже.

В итоге все закончилось хорошо, Киев осушили, морскому царю нашли достойную жену, которая, как обычно, все это время была у него под самым носом. Не совсем поняла, какую клятву дала Брунгильда матери Эдуарда. Погибнуть за него? Ну а Добрыня с Настасьей помирились, в момент опасности осознав, что у них есть главное – любовь друг к другу, а все остальное мелочи.

Что сказать? при первом просмотре мульт меня не впечатлил, когда посмотрела второй раз немного рпод другим углом, фильм показался немного получше. Даже со смыслом. И да, очень надеюсь, что никакого тайного умысла в мультипликационном цикле нет, и в нем действительно просто переданы реалии, к которым мы, увы, привыкли. Засим закругляюсь и перехожу к следующей серии. А всем желают приятного просмотра и собственных идей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector