Василий владимирович сигарев — биография
Содержание:
- Бизнес по-русски(«Черное молоко», 2002)
- Василий Сигарев и Яна Троянова: история самой НЕзвездной пары отечественного кинематографа
- Призы и награды
- Три вариации личного апокалипсиса
- Официальные страницы и социальные сети
- Биография
- Награды
- Главная муза режиссера
- Ссылки [ править ]
- Личная жизнь
- Детство
- О разрыве с Яной Трояновой
- О доходах и «сложных» отношениях с алкоголем
- Фильмы
- Выбери жизнь, чтобы жить («Жить», 2011)
- Литературная деятельность
- Личная жизнь
Бизнес по-русски(«Черное молоко», 2002)
Будучи учеником Николая Коляды, Сигарев как драматург и театральный режиссер во многом следовал созданной учителем эстетике. С одной стороны, он делал подчеркнуто бедный театр (в нем костюмы и декорации собраны с миру по нитке и с бору по сосенке), с другой — подчеркнуто шумный. Здесь любили громкую, откровенно попсовую музыку, световые эффекты, педалированные эмоции (драка так драка, погоня так погоня). Принципиальная разница была в том, что Коляда всегда избыточен, у него прекрасно найденные детали часто нивелируют друг друга: ошеломленный зритель теряется и перестает следить за смыслом происходящего. Сигарев же намеренно скуп. Вместо увешанной гирляндами новогодней елки у него получаются несколько больших новогодних шаров: это могут быть как детали костюма (варежки на веревочках у Олега Ягодина — Левчика, подчеркивающие бесконечную инфантильность героя в «Черном молоке»), так и детали сценографии (ящик с углем без дела стоит весь спектакль в углу и «выстреливает» только в последней сцене: озверевший Левчик заваливает этим углем юную сожительницу, рассказывая, кто она такая, и демонстрируя свою власть).
В основе произведений Сигарева всегда лежит архетипическая ситуация — взаимоотношения матери и дочери, взаимоотношения человека со смертью. Несмотря на ерничание, балаган, шутки и очень современный антураж, конфликт у него часто почти античный: мать должна выбирать между собой и своим ребенком.
При этом Сигарева интересуют странные люди с очень размытыми возрастными, социальными, национальными, а временами и гендерными характеристиками. Вот и в «Черном молоке» акулы капитализма носят имена Левчик и Мелкий (это, между прочим, женщина) и ведут себя как сущие дети. Они с ног до головы увешаны светящимися прибамбасами, постоянно фотографируют друг друга и все вокруг (сегодня они бы делали селфи) и разговаривают на каком-то немыслимом жаргоне, которому позавидовала бы Эллочка-людоедка — ее словарный запас был явно богаче. Апофеозом детскости становится блистательно придуманный танец чупа-чупсов, дважды исполненный героями. Детали у Сигарева не одномерны: уголь символизирует не только мрачную тяжесть жизни, но и ее живительную, спасительную силу — за этим углем в финале потянется ручеек местных жителей с ведрами, спасающихся от холода. Банка молока, данная молодым в дорогу тетей Пашей, разбивается, и молоко сначала становится черным, обозначая беспросветность их жизни, а потом снова белеет, давая надежду.
Не склонный к декларациям, он все же верит в человека, в возможность его преображения. Именно поэтому, плоть от плоти новой драмы, он парадоксальным образом оказывается одновременно частью самого что ни на есть традиционного театра.
Василий Сигарев и Яна Троянова: история самой НЕзвездной пары отечественного кинематографа
Василий Сигарев и Яна Троянова. Фото: ekburg.tv Режиссер и драматург Василий Сигарев и актриса Яна Троянова являются одной из самых интересных пар российского кинематографа. Они оба достаточно мало рассказывают о своей жизни. А что говорить? Их собственные истории и наблюдения положены в основу их фильмов.
Да, они снимают кино про жизнь. Иногда фантасмагорическое, иногда слишком реалистичное, но это наша жизнь, какая она есть. В прессе даже придумали жанр для их произведений — новый русский реализм.
Такие фильмы, как правило, собирают множество призов на международных кинофестивалях, а вот у нас в России многие такого бьющего в глаза реализма не понимают. Сигарев и Троянова за деньгами не гонятся, им комфортно в своем авторском кино, а потому их редко встретишь и среди московского бомонда. Они просто другие и живут не напоказ.
Знакомство и начало творческого пути
Василий Сигарев и Яна Троянова И Василий, и Яна родились в Свердловской области и не сразу пришли в свои профессии. Яна окончила философский факультет, а Василий сначала поступил на педагогический, но после третьего курса понял, что драматургия — его призвание. Учился у Николая Коляды и очень рано его пьесы стали получать различные призы.
Удивительно, но, получив признание на многих мировых театральных подмостках, Сигарева всегда привлекал жанр кино. Он даже как-то обмолвился, что в театре даже на собственных пьесах ему скучно.
И Василий, и Яна рано обзавелись детьми. Но жизнь с их вторыми половинками не сложилась. На момент встречи с Яной Сигарев был женат и в браке росла дочь. Яна же рассталась с отцом своего сына сразу после его рождения и серьезных отношений так больше и не завела.
Встретив Яну Троянову, тогда начинающую актрису, в театре на репетиции своей пьесы, Василий проговорил с ней неделю. Она рассказывала ему о своей непростой жизни, о сложных отношениях с матерью — о том, что никому никогда не говорила. И эти истории легли в основу их первого фильма «Волчок» (2009).
Яна и Василий — это очень прочный семейный и творческий тандем, где каждый дополняет друг друга. Правда, официально они не женаты. Не считают нужным ставить штамп в паспорт.
Сегодняшняя жизнь пары
Яна Троянова и Василий Сигарев Сразу после съемок тяжелой драмы «Жить» (2012) Яна потеряла единственного сына, ему было всего 20 лет. Она начала пить, и только Сигарев тогда вернул ее к жизни.
Сейчас настал черед Яны поддерживать Василия. Каждый раз после съемок нового фильма он выкладывается на все сто, а потом приходит период творческих поисков, когда несколько лет Сигарев не снимает, и не пишет. По чужим сценариям он работать категорически отказывается, он должен прожить его от и до. В этом время их кормит «Ольга» — сериал, в котором сейчас снимается Яна.
Василий Сигарев в одном из интервью говорил, что любит снимать в разных жанрах. В его послужном списке не только жесткие драмы, но и комедии. Также он снял зомби-короткометражку Z в комедийной манере и говорил, что жанр ужасов ему крайне интересен.
Надо сказать, что это сложный жанр, где легко можно скатиться в глум. И он переживает кризис сейчас во всем мире, а в России и вовсе нет ни одного достойного фильма ужасов. Поэтому, если уж Сигарев возьмется за такое кино, то надеемся, что оно станет очередным шедевром. И, конечно, с Яной Трояновой в главной роли!
Призы и награды
- Для своего фильма La Toupie :
- Кинотавр в Сочи (2009):
- Приз Гильдии кинокритиков России
- Назначение в IFCC (Международная федерация кинематографических обществ) на 44- м международном кинофестивале в Карловых Варах (2009).
- Приз за лучший фильм в Цюрихе (2009)
- Премия Молодости 39 в Киеве (2009): ФИПРЕССИ
- Премия фестиваля урожая фильмов Дору (Португалия) (2009)
- Премия Kunst Film Biennale ( Кельн , Германия) (2009)
- Приз за лучший дебют Фестиваль российского кино в Онфлёре 2009 (Франция)
- Национальная премия критиков за « Белый слон» в России: лучший фильм и лучший новичок
- Приз за лучшую режиссуру на Батумском международном кинофестивале Art House (Грузия) (2009)
- Taken Sputnik в Польше (фестиваль) (2009)
- Для его фильма Vivre (2012):
- Приз ФИПРЕССИ в Висбадене (2012)
- Приз за лучшую режиссуру на Кинотавре (2012):
- Имиа премия на Tekstura фестивале в Перми (2013)
- Для своего фильма Страна Оз :
- Кинотавр в Сочи (2015):
- Приз Гильдии кинокритиков России
- Премия Григория Горина за лучший сценарий
- Премия Лістапад в Минске (2015):
- Премия Валентина Чёрника за сценарий » Слово» (2016)
Три вариации личного апокалипсиса
Изначально режиссер хотел поставить картину о конце света, но работа над сценарием «не пошла», поэтому вместо этого Сигарев снял три новеллы о персональном конце света. Три истории персонажей, утративших самых родных и близких людей и пытающихся справиться с потерей, неравноправны и неравноценные. Возможно, из-за того, что в ленте участвует любимая актриса, по совместительству супруга и муза режиссера Яна Троянова. С нее повествование начинается и ею заканчивается
Все внимание автора сосредоточено на истории ее героини. Некоторые кинокритики интерпретируют название проекта «Жить» как цитирование монолога трояновской героини из «Волчка», которая постоянно твердила о том, что хочет жить
Официальные страницы и социальные сети
Биография
Детство и юность режиссера прошли в небольшом городе Свердловской области, Нижней Салде. Василий Сигарев получил диплом педагога в институте Нижнего Тагила, а также окончил факультет драматургии Екатеринбургского театрального института.
В театральном институте Сигарев смог раскрыть свою творческую натуру. Им были написаны первые пьесы, небольшие сценарии. Многие из его пьес опубликованы в журнале «Современная драматургия», который освещает театральную жизнь России и зарубежья.
В настоящее время ранние работы режиссера переведены на несколько иностранных языков и успешно используются за границей для постановок на сцене.
В 2000 году за пьесу «Пластилин» Сигарев получил премию «Дебют». Для выпускника театрального ВУЗа это стало первым значимым событием в карьере. В дальнейшем по пьесе был поставлен спектакль, режиссером которого выступил Кирилл Серебренников.
Как сценарист Василий Сигарев был отмечен литературной премией «Антибукер», британской премией театра «Evening Standart».
Помимо «Пластилина» драматург выпустил более десятка востребованных произведений. «Яма», «Замочная скважина» и другие пьесы с большим успехом используют режиссеры-постановщики по всему миру.
Сам Сигарев отмечает, что его успешный «Пластилин» изначально задумывался, как сценарий для большого кино. Несмотря на успех в мире театра, режиссера всегда влек кинематограф, театр он считает второстепенным увлечением, которое, однако, помогло ему получить известность и признание. Василий Сигарев не любит посещать постановки, даже на премьерных показах своих пьес ему откровенно скучно.
В 2009 году произошел дебют в большом кино. На экраны вышла драма «Волчок» с супругой режиссера, Яной Трояновой, в главной роли. Социальная драма, поднимающая на поверхность острые вопросы современного мира, нашла отклик у зрителя и критиков, режиссер получил множество премий и наград.
В 2012 Сигарев вновь шокировал публику тяжелым и честным фильмом – вышла картина «Жить», которая окружена противоречивыми отзывами. На премьере «Жить» в Роттердаме зрительный зал аплодировал стоя. Равнодушным история о принятии неизбежности смерти не оставила никого.
Социальный и глубокий смысл Сигарев продолжил вкладывать в свои картины и дальше. В 2015 вышел новый фильм Сигарева «Страна ОЗ». Режиссер снова самостоятельно написал сценарий и подобрал актерский состав. Эти полномочия он старается не передавать другим людям, контролируя процесс съемок от начала и до конца.
На главные роли были приглашены несравненная Яна Троянова и Гоша Куценко.
Награды
- 2009 – фестиваль «Кинотавр», приз «Российской гильдии кинокритиков» («Волчок»).
- 2009 – МКФ в Цюрихе, приз за лучший иностранный фильм («Волчок»).
- 2000 – Национальная премия кинопрессы «Белый слон», лучший фильм-дебют («Волчок»).
- 2012 – 23 кинофестиваль «Кинотавр», приз за лучшую режиссуру («Жить»).
- 2015 – кинофестиваль «Кинотавр», приз «Российской гильдии кинокритиков» («Страна ОЗ»).
- 2016 – премия «Слово» им. Валентина Черных, лучший сценарий («Страна ОЗ»).
Главная муза режиссера
Режиссер счастлив в браке с актрисой Яной Трояновой. Она появилась в его жизни после неудачного первого брака, от которого у Сигарева есть дочь, и стала верной супругой, настоящей музой. Именно Троянова помогла в создании сюжета «Волчка», поделилась для сценария своими детскими воспоминаниями.
Актриса играет главные роли во всех фильмах мужа и это настоящий творческий союз, в котором каждый блестяще выполняет свою работу. Сейчас Троянова и Сигарев занимаются воспитанием дочери Елизаветы.
Ссылки [ править ]
- . Королевский придворный театр . Проверено 1 августа 2012 года .
- O’Mahoney, Джон (3 февраля 2003). . Лондон: GuardianUK . Проверено 1 августа 2012 года .
- . vsigarev.ru (на русском языке ) . Проверено 1 августа 2012 года .
- . TicketsR Здесь . Проверено 1 августа 2012 года .
- Finkle, Дэвид. . ТеатрМания . Проверено 1 августа 2012 года .
- Soloski, Алексис. . Village Voice . Проверено 1 августа 2012 года .
- Шек, Франк. . Нью-Йорк Горшок . Проверено 1 августа 2012 года .
- . КиноПоиск (на русском языке ) . Проверено 6 февраля 2021 .
- . www.spletnik.ru (на русском языке ) . Проверено 6 февраля 2021 .
- . www.znak.com . Проверено 6 февраля 2021 .
- . www.westendtheatre.com . 2011-03-28 . Проверено 6 февраля 2021 .
- Стандарт, вечер (2019-11-05). . www.standard.co.uk . Проверено 6 февраля 2021 .
- . kinotavr.ru . Проверено 6 февраля 2021 .
- . Цюрихский кинофестиваль . Проверено 6 февраля 2021 .
- . kinotavr.ru . Проверено 6 февраля 2021 .
- . kinotavr.ru . Проверено 6 февраля 2021 .
- (на французском языке) . Проверено 6 февраля 2021 .
Личная жизнь
Встреча с Яной Трояновой полностью изменила жизнь Василия. Для него актриса стала музой и верным соратником. Их объединили не только возникшие чувства, но и работа.
Они познакомились в 2003 году, когда Екатеринбургский Малый драматический театр «Театрон» взялся поставить «Черное молоко». Яна, учившаяся тогда в театральном институте, прошла кастинг на главную роль. В процессе репетиций сложился альянс двух творческих натур без формальных обязательств.
Несмотря на то, что пара распалась осенью 2019 года, Василий считает бывшую супругу другом, готов снимать ее в своих фильмах и дальше.
Свободное время Василий Владимирович предпочитает проводить за компьютером, его увлечение – это создание новых сайтов.
Живёт в Москве. От первого брака у него есть дочь, которая живёт в Екатеринбурге. Они регулярно общаются.
Детство
Василий Владимирович родился в простой уральской семье. Родина Сигарева – Верхняя Салда, небольшой уральский рабочий город. Мама, добрый и хлебосольный человек, работала на местной птицефабрике. Отец – электриком на заводе титановых изделий. Когда будущему драматургу было 14 лет, семья переехала в Екатеринбург.
В детстве Сигарев много читал, учился довольно хорошо. По свидетельству матери постоянно что-то писал, но никому из домочадцев не показывал плоды своих трудов. Главным увлечением подростка с переездом в уральскую столицу стало кино. В 90-е годы с появлением видеомагнитофонов открылась возможность увидеть зарубежные фильмы, не идущие в прокате. Василий был завсегдатаем видеосалонов. К скромному опыту наблюдений за жизнью провинции прибавились куда более яркие события и образы американских боевиков и фильмов ужасов, что в комплексе, вероятно, и послужило основой для будущих произведений.
О разрыве с Яной Трояновой
Василий Сигарев рассказал, что больше не живет с Трояновой, с которой 7 лет состоял в гражданском браке. Режиссер поделился, что разрыв у них произошел в сентябре прошлого года. До этого они еще полтора года жили вместе, но уже не были близки, как раньше: «Просто жили на одной территории, но уже не как муж и жена».
Причиной расставания Сигарев назвал то, что Яна разлюбила его «как мужчину». Василий признался, что разрыв дался ему непросто: полтора года он ходил к психотерапевту и пытался «отпустить» Троянову. Режиссер отметил, что пытался поговорить с актрисой, решить какие-то спорные вопросы. Но сейчас Василий понимает, что гармоничные отношения – это когда партнеры не навязывают друг другу какие-то свои идеалы.
«Если тебя что-то не устраивает, поменять что-то в человеке – это неправильно. Ты должен принимать его таким, какой он есть. Если не устраивает, то лучше не продолжать. Менять человека – это насилие», – поделился мнением Сигарев.
О доходах и «сложных» отношениях с алкоголем
Сигарев не отрицает, что является поклонником спиртных напитков, но уверяет, что в запой последний раз уходил 2 года назад. Сейчас отношения с алкоголем режиссер описывает как «сложные» и признается, что старается себя контролировать.
Но ведущий проекта Юрий Дудь поспорил с Василием. Интервьюер считает, что из-за горячительных напитков Сигарев обрел неоднозначную репутацию в шоу-бизнесе: «Часто приходилось слышать: “Сигарев – невероятный талант, невероятный драматург, крутой режиссер, но алкаш”».
Несмотря на это, Сигарев подчеркнул, что алкоголь не мешает ему создавать новые проекты и зарабатывать деньги. Так, после расставания с Трояновой режиссер купил квартиру в центре Москвы, сделал ремонт и затратил на все 24,5 млн руб. Василий признался, что улучшил жилищные условия благодаря работе сценаристом в двух сериалах. Расценки Сигарева на создание сюжета для эпизодов позволяют ему не нуждаться в деньгах: 1 млн руб. за часовую серию и 500 тыс. руб. – за получасовую. Также постановщик снимает крупнобюджетные рекламные ролики, за которые получает солидные гонорары. Как режиссер авторского кино Василий сейчас может зарабатывать по 3,5 млн руб. за фильм.
Василий Сигарев и Юрий Дудь / Скриншот (ютьюб-канал «вДудь»)
Фильмы
Так случилось, что творческая карьера Василия Сигарева началась в театре, хотя настоящей любовью драматург считает кинематограф. Сигарев утверждает, что театру не удалось поймать его в свои сети. Он говорит, что его пьесы выглядят скорей как готовые сценарии для кино, а не театра. Да и «Пластилин» задумывался для кинематографа, но случайно попал в театр. Василий планировал съемки. К работе уже подключился французский продюсер Жан Луи Пиэль, который сотрудничал с Вонгом Кар-Ваем, Питером Гринуэем, Никитой Михалковым. Были найдены локации, но проект сорвался по независящим от Сигарева причинам.
Василий Владимирович, получивший чрезвычайно престижные награды за театральные постановки, несколько шокирует поклонников своего таланта, когда откровенно признается, что в театре ему скучно. Это чувство посетило его даже тогда, когда он пришел на премьеру собственной драмы.
Удовлетворение от творчества уральский драматург получил, когда на экраны начали выходить фильмы по его сценариям. В 2005 году был представлен первый кинопроект Сигарева «Продается детектор лжи», в котором в качестве сценария использовалась пьеса автора. Режиссер Владимир Назаров создал не просто фильм, а настоящий комедийный мюзикл, в котором сыграли Евгения Лоза, Артем Назаров, Любовь Руденко.
Спустя 2 года последовали съемки короткометражки «Сахар», в которой Сигарев выступил не только сценаристом, но и режиссером и оператором. Фильм стал первой работой актрисы Яны Трояновой в кино.
Дебютной полнометражной лентой Василия Сигарева как режиссера стала драма «Волчок». Эта картина, где в главной роли вновь появилась талантливая актриса Яна Троянова, принесла Сигареву не меньше популярности, чем несколькими годами ранее пьеса «Пластилин». Сама артистка была не уверена в своих способностях и просила режиссера взять более опытную исполнительницу для возможной замены.
Фильм и его творец сразу были осыпаны множеством наград, как российских, так и мировых. В 2009 году в России «Волчок» был награжден премией киноведов и кинокритиков «Белый слон», а также первым призом имени Григория Горина за лучший сценарий на «Кинотавре».
Василий Сигарев и его жена на награждении картины «Волчок»
Что касается международного признания, то и тут оглушительный успех. Картина «Волчок» удостоилась специального упоминания FICC на 44-м Международном кинофестивале в Карловых Варах, а также была награждена на фестивалях в Швейцарии, Германии, Португалии, Франции, Грузии и Польше. Фильм получил награду от Международной федерации кинопрессы.
Вдохновленный первым успехом в кино, Василий Сигарев в 2012 году представил зрителям свою вторую картину — драму под названием «Жить». И снова выступил как сценарист и режиссер. Он считает, что только тот, кто писал сценарий, может лучше всего понимать, как нужно снимать по нему фильм.
Премьера картины «Жить» состоялась в январе 2012 года в Роттердаме, где проводился международный фестиваль. Зрительный зал после просмотра фильма российского режиссера взорвался продолжительными овациями. Лента вновь получила множество наград, среди которых главный приз российского фестиваля «Кинотавр».
Василий Сигарев и Яна Троянова на съемках фильма «Волчок»
Сюжеты к сценариям Сигарев черпает из жизни, как собственной, так и близких людей. Примечательно, что картины Василия Владимировича всегда имеют глубокий смысл, остросоциальны и драматичны по своей сути. Например, «Волчок» — о девочке, которую бросила мать, а фильм «Жить» — о том, как пережить смерть самых близких людей.
В 2015-м Василий Сигарев порадовал поклонников своего таланта новым творением — фильмом «Страна 03». Премьера картины состоялась летом этого же года на 26-м фестивале «Кинотавр». И снова приз за лучший сценарий, а также награда Гильдии киноведов и кинокритиков «Слон». На экраны фильм вышел в декабре 2015-го. В цензурированном варианте его показал канал ТНТ. В главной роли снялись Яна Троянова и Гоша Куценко.
Несмотря на то, что Василий Сигарев только начинает режиссерский путь, он уже прославился как один из наиболее талантливых режиссеров современного российского кинематографа. Критики специально для творений Сигарева придумали термин «новый народный реализм».
Одной из последних работ в фильмографии артиста является короткометражка «Z», которая была представлена зрителю в 2017 году. Фильм посвящен теме зомби-апокалипсиса, который случается в России. В центре событий — мать с двумя детьми, которой необходимо преодолеть все препятствия и оказаться в городе, под защитой.
Выбери жизнь, чтобы жить («Жить», 2011)
Любовь и смерть — главные темы искусства. О любви Сигарев рассказывает скупо, часто она принимает у него столь болезненные формы, что не скажешь наверняка, любовь это или, напротив, ненависть. Зато тема смерти звучит мощно. В «Черном молоке» она возникает ближе к концу, когда один из героев умирает от некачественной водки, а производительница этой водки пытается наложить на себя руки. В «Волчке» постоянно маячит где-то на обочине (фильм начинается с того, что грудной младенец заболевает воспалением легких), а в середине фильма становится чуть ли не основной (сначала действие переносится на кладбище, потом умирает бабка, потом и мать пропадает, и ее считают умершей). Апофеоза тема смерти — а в широком смысле и вообще потери и возможности/невозможности ее пережить — достигает в фильме с оптимистичным названием «Жить».
С формальной точки зрения «Жить» более кинематографичен, чем «Волчок»: Сигарев пересекает три сюжетные линии, и это дает возможность интересных монтажных ходов (встык идут мальчик, ждущий своего папу у окна, и героиня, ждущая дочерей). Фильм перенасыщен крупными планами, часто намеренно статичными фигурами, вписанными в интерьер. Есть в нем и длинные проходы, и сцены, снятые сквозь стекло, и любимые сигаревские символы (фигурка ангела, которая исчезает после смерти героя). Но выигрывая как режиссер, Сигарев проигрывает как драматург. Строгий и логичный сценарий, почти дословно воспроизведенный на экране, кажется затянутым и несколько сумбурным. Попытка в лоб связать три разные истории (героиня по имени Гришка рвет стоп-кран, пытаясь спасти своего возлюбленного Антоху/ маршрутка с близняшками разбивается/ мальчик кричит в темноте: «Папа умер») выглядит нарочитой, хотя математически все выверено. Смерть детей пережить невозможно, и бедная мама слетает с катушек, смерть родителей пережить сложно, и мальчик живет в каком-то своем мире (зритель так и не поймет, происходит рассказанная история в реальности или в воображении ребенка), смерть возлюбленного пережить тяжело, но можно, особенно если перед этим повенчаться.
За адом потери следует чистилище — состояние, в котором человек пытается отправиться вслед за ушедшим, не представляя себе жизни без него. Гришка допивается до белых слонов и пытается вскрыть вены. Только сама оказавшись на пороге смерти, она может переступить его и пойти дальше, буквально говоря призраку Антона: «Мне надо идти». Если же этого не происходит, то человек так и зависает в своем аду, как героиня Ольги Лапшиной, отрицающая смерть дочерей и полностью уходящая в безумие. В этом безумии она крушит все, что мешает ее вере, бьет собутыльника лопатой по голове и готова взорвать тех, кто пытается отобрать у нее мертвых детей. Реальная смерть подменяется иллюзией жизни.
На грани безумия находится и мальчик, которому постоянно является призрак отца. Это выглядит как парафраз «Гамлета», неизвестно только, в самом ли деле мать сразу же выскочила замуж за врача скорой помощи или это такая же фантазия, как и все остальное. Сигарев всегда был склонен к обобщениям, но «Черное молоко» при всей его яркой театральности было абсолютно вписано в быт, оно отражало характерные приметы эпохи накопительства. В киноработах Сигарев все дальше уходит от сиюминутного, нам все меньше известно о его героях, часто мы лишь приблизительно можем определить их возраст и социальное положение. Перед нами просто люди, поставленные в определенную ситуацию. Для режиссера важнее всего их эмоции, их реакции, их человеческая природа. Снимает Сигарев не про то, в чем его часто обвиняют (про бытовыху и чернуху), а про мироустройство и философию жизни.
Литературная деятельность
Первой работой, обрётшей долгую жизнь на сцене, для Василия стала инсценировка по повести А.С.Пушкина «Метель» в 1999 году. Её сразу же поставили в Камерном театре Екатеринбурга и опубликовали в сборнике пьес уральских авторов «Метель».
В 2000 году за публикацию своей первой пьесы «Пластилин» в журнале «Урал» Василий Сигарев был удостоен премии «Дебют». В том же году сценическую версию пьесы, достаточно известный к тому времени, режиссёр Кирилл Серебренников показал на фестивале современной драматургии «Любимовка». Спектакль стал подлинным театральным экспериментом и был по достоинству оценён. Через два года британский режиссёр Алан Рикман представил пьесу уральского гения на сцене London’s Royal Court Theatre (Великобритания), а Сигарев за своё произведение получил Международную драматургическую премию Evening Standard Theatre Award в номинации «Most Promising Playwright (самый перспективный драматург)». Награду вручал один из крупнейших драматургов современности, Том Стоппард.
Пьеса основана на реальных трагических событиях. Её главный герой, 14-летний парнишка, лепит свой собственный мир, а действительность лепит его жизнь по-своему. Сигарев воссоздаёт сумрачную бессмысленную жизнь молодых людей, не знающих, куда себя деть. У пьесы нет традиционной композиции, структура её дискретна, преобладает разговорный язык, много ненормативной лексики. Вопреки всему или благодаря, «Пластилин» стал бестселлером. Пьеса была поставлена в Москве в «Центре драматургии и режиссуры», в театре «Шаушпильхаус» (Гамбург), прозвучала на радио БиБиСи. Она благополучно идёт в национальных театрах Норвегии, Болгарии, Сербии и во многих других европейских странах. Опубликована в российских сборниках «Пластилин» и «Репетиция», в антологии современной русской драмы «Гвоздени век» (Белград), в журналах «Урал», «Свежая литература», «Театр Хойте» (Германия), «Диалог» (Польша) и других журналах Европы.
После успеха «Пластилина» Сигарев создал новую пьесу «Черное молоко», смело рассчитывая на то, что и она попадёт на театральные подмостки. В ней автор затрагивает тему наркомании, и не случайно, – Василию доводилось сталкиваться с наркоманами и среди земляков, и в семье (старший брат Василия был зависим от наркотиков). Больная тема присутствует и в других пьесах автора.
Пьеса опубликована в журнале «Современная драматургия и в сборнике «Репетиция». Вслед за постановкой в «Коляда-театре» в 2013 году, «Черное молоко» получило приз «Надежда» на 7-м Международном фестивале современной драматургии «Коляда-Plays».
Первая книга пьес и сценариев Василия Сигарева «Замочная скважина» вышла в 2011 году. В неё вошли новые на тот момент («А. Каренин») и ранние произведения («Замочная скважина», «В моем омуте») автора.
Секрет популярности пьес Сигарева, возможно, заключается не в том, что автор пользуется новыми литературными приёмами и уличным лексиконом, а в том, что его кудлатые герои правдивы, неприкрыто естественны. В одном из своих ранних интервью Василий даёт очень простое определение созданных им произведений: «…главная тема в них – это Человек, его истории, страсти, беды и прочее. Я всего лишь рассказчик. Ни философ, ни моралист, ни политик. Просто рассказчик».
Пьесы и инсценировки уральского автора неизменно производят сильное впечатление на зрителей, отмечаются критиками, привлекают всё новых режиссёров, воплощаются в театрах, завоёвывая всевозможные награды и титулы.
Личная жизнь
Встреча с актрисой Яной Трояновой оказалась для драматурга и режиссера судьбоносной. Она стала не только женой Василия Сигарева, но и его музой. Артистка снялась во всех его фильмах.
Знакомство состоялось еще в стенах екатеринбургского театра «Театрон», где служила Яна, а Василий был приглашен для постановки спектакля «Черное молоко». Драматург сильно удивил актрису тем, что оказался не пожилым мужчиной, а стильно одетым молодым парнем. Между постановщиком и исполнительницей завязалось общение и вне стен театра.
Яна — это второе «я» уральского гения. Она была незаменимой в его жизни, подсказала мужу сюжет «Волчка». Ее детские воспоминания вошли в сценарий. К тому же Троянова дебютировала в кино в фильме избранника.
Для Яны и Василия этот брак второй, хоть и незарегистрированный. От первого у режиссера подрастает дочь Елизавета. Общих детей у них не было.
Жили супруги в Екатеринбурге и не собирались переезжать в Москву. У них был гражданский брак, свадьбу не играли. Как говорит Яна, «опечатывать» свои отношения они боялись: остался страх от неудачных законных союзов. Главное, что связывало пару, — это любовь. В общении Яна называла мужа по фамилии, а Василий ее — Трошиной.
Супруги считали, что у них совместное хобби — работа, к которой они относятся крайне серьезно. На съемочной площадке Троянова и Сигарев — актриса и режиссер. Во время создания фильма они даже жили в разных номерах. Вместе, подготовив материал, отправлялись на съемки, после чего начинался период премьер, презентаций нового проекта. Творческую деятельность влюбленные совмещали с отдыхом.
В свободные часы Василий просиживает у компьютера: драматург любит создавать новые сайты. При этом Сигарев не ведет персональный «Инстаграм», но его фото часто появлялись на фан-страничках Яны.
В феврале 2021 года в интервью Юрию Дудю режиссер признался: с Трояновой не живет с сентября 2020-го. По его словам, актриса сказала, что разлюбила избранника как мужчину. Сигарев тяжело переживал этот момент, даже посещал психолога. Сейчас они остаются друзьями.