Сергей мартинсон
Содержание:
- Избранная фильмография
- Вася (взрослый) – Савелий Крамаров
- Детство и юность
- Личная жизнь
- Библиография
- Мирдзе Мартинсоне – 68! Как выглядит и чем занимается сегодня латвийская актриса?
- Театр
- Детство и юность
- Звёздная роль авантюристки
- Хотела стать химиком
- Политическое участие
- Рекомендации
- Журнальные статьи
- Избранная фильмография
- Первый брак
Избранная фильмография
- Приключения Октябриной (1924, короткометражка)
- Колесо дьявола (1926)
- Маленький брат (1927, короткометражный)
- Две встречи (1932) — полковник Белов
- Дезертир (1933)
- Марионетки (1934) — Sol — Парикмахер
- Восстание рыбаков ( Восстание рыбаков ) (1934) — г н Бредель, рыбалка магнат
- Потеря ощущения (1935) — Дайзер
- Ревизор (1936)
- Рыцари гусиного пера (1936)
- Приключения Петрушки ( Петрушка-иностранец ) (1936)
- Друзья из табора (1938) — Головин
- Семья Оппенгейма (1939) — Гутветтер, поэт
- Золотой ключик ( Золотой ключик ) (1939) — Дуремар, деревня бестия
- Степан Разин ( Степан Разин ) (1939) — Федор Шпын
- Дезертир (1939)
- Ветер с востока (1940) — Стефан
- Антон Иванович сердится (1941) — Керосинов
- Боевой киносборник 6 (1941) — фашистский летчик (сегмент ‘Ненависть’)
- Боевой киносборник 7 (1941) — Адольф Гитлер (сегмент «Самый храбрый»)
- Волшебное зерно (1942)
- Боевой киносборник 11 (1942) — Фридрих Гопп ( отрывок «Карьера лейтенанта Гоппа»)
- Швейк готовится к бойю (1942) — немецкий офицер / манекен
- Карьера лейтенанта Гоппа (1942)
- Юные партизаны (1942)
- Лермонтов ( Лермонтов ) (1943) — барон де Брабант / Степан Степанович
- Учительница Карташова (1943) — немецкий солдат
- Новые похождения Швейка ( Солдатская сказка ) (1943) — Адольф Гитлер
- Свадьба (1944) — Ять — телеграфист
- Сильва (1944) — Бони
- Мы с Урала (1944)
- Секретный агент ( Подвиг разведчика ) (1947) — Вилли Поммер
- Третий удар ( Южный узел ) (1948) — Адольф Гитлер
- Эркрорд караван (1950)
- Незабываемый 1919 год (1951) — Служащий министерства
- Пржевальский ( Пржевальский ) (1952) — Шатило — профессор
- Садко (1953) — Монах
- Атака с моря (1953) — Король Фердинанд
- Сеанс гипноза (1953)
- Безумный день (1956) — Миусов
- Илья Муромец (1956) — Мишатичка
- Снежная королева (1957) — Карракс (голос)
- Идиот ( Идиот («Настасья Филипповна )» (1958) — Лебедев
- В нашем городе (1959)
- Черноморочка (1959) — Виталий Омельский
- Произведение искусства (1959)
- Приключения Буратино (1960) — Лекарь Богомол (титры)
- Спасите наши души (1960) — Нортон Мейсфилд
- Человекка нарисовал я (1960) — (голос)
- Спасите наши души (1960)
- Алые паруса ( Алые паруса ) (1961) — Filipp
- Вольный ветер (1961) — Кабатчик
- Ночь перед Рождеством ( Вечера на хуторе близ Диканьки ) (1961) — Осип, ризник
- Ветер свободы ( Вольный ветер ) (1961) — Кабатчик
- Ключ (1961) — (голос)
- Смешные истории (1962) — Dyadya сек sobyakoy
- Дикие лебеди (1962) — Монах (голос)
- Веселые истории (1962)
- Знакомый адрес (1963)
- Джалграттатальцутажад (1964) — Старый гонщик
- Укротители велосипедов (1964)
- Сказка о Мальчише-Кибальчише ( Сказка о Мальчише-Кибальчише ) (1964)
- Повесть забытых времен (1964) — Старик Прокофий Прокофьевич
- Москва-Генуя (1964) — Луи Барту
- Тридцать три (1965) — Валентин Петрович, отец Розочка
- Крысы гинахавс, веганский нахав (1965) — князь Борис
- Сказка о Малчише-Кибальчише (1965) — Дядя 518
- Спящий лев (1965)
- Иные нынче времена (1966)
- Сон смешного человека ( Дядюшкин сон ) (1966)
- Сказка о царе Салтане (1967) — опекун Салтана
- Калиф-аист (1968, ТВ)
- Улыбнись соседу (1968)
- 13 поручений (1969)
- Улыбнис соседу (1969)
- Красивая девушка (1969) — Одинокий старик
- Время счастливых находок (1969)
- В тридевятом царстве (1970)
- Руслан и Людмила ( Руслан и Людмила ) (1972) — посол
- Летние сны (1972) — Главный бухгалтер
- Маугли (1973) — Табаки (голос)
- Города и годы (1974) — Перси
- Большой аттракцион (1974) — Дед Матвей
- Про дракона на балконе, про ребенок и самокат (1976)
- Вооружены и опасны (1978)
- Ярославна, королева Франции (1978)
- Новые приключения капитана Ронгеля (1978) — сэр Хант
- Собака Баскервилей ( Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей ) (1981, мини-сериал) — Мистер Франкленд
- И жизнь, и слезы, и любовь … (1984) — Егошкин (финальная роль в кино)
Вася (взрослый) – Савелий Крамаров
кадр из фильма «Сказка о потерянном времени» 1964 г., Реж. Александр Птушко., Мосфильм
В возрасте 16 лет Савелий Крамаров остался полной сиротой, он неважно учился, а вместо уроков посещал кинотеатр, куда его бесплатно пропускала соседка по коммунальной квартире. Именно это и повлияло на его дальнейшую судьбу
После окончания школы Савелий пытался поступить в театральный институт, куда его не приняли. А в 1954 году во время обучения в Московском лесотехническом институте он поступил в Центральный Дом работников искусств, в театральную студию «Первый шаг».
Первым фильмом, в котором снялся Савелий Крамаров, стал фильм «Ребята с нашего двора», а после картины «Друг мой, Колька!» актер получил признание. Огромный успех принесла роль в фильме «Неуловимые мстители». А к началу 70-х годов Крамаров снялся более чем в 30-ти фильмах. Особенно популярной стала роль Косого в фильме «Джентльмены удачи». В 1972 году Савелий Крамаров наконец смог поступить в ГИТИС на актерский факультет, а спустя два года получил звание «Заслуженный артист РСФСР».
Однако круг общения и дядя, эмигрировавший в Израиль, поставили точку на его карьере. Тогда актер решил тоже переехать в Израиль, но его не выпустили из СССР – ведь он снялся более чем в 40 фильмах, которые в случае его эмиграции должны были изъять из проката. Чуть позже Савелий Крамаров принял решение написать письмо президенту США Рональду Рейгану, в котором пожаловался на свою судьбу. В итоге актера выпустили и он выдвинулся в Израиль, но в Вене его встретил импресарио Виктор Шульман, организовавший ему гастроли в Европе, Америке, Австралии, Японии и Израиле. В 1982 году Крамаров переехал в США, где снялся в фильмах «Космическая одиссея 2010», «Оступившийся парень», «Москва на Гудзоне». В течение следующих 10 лет он сыграл еще в девяти фильмах.
Актер был женат три раза. Первой супругой стала однокурсница из ГИТИСа – Людмила. В 1986 году актер женился во второй раз. В этом браке у него родилась дочь, которую было решено назвать в честь матери Савелия – Басей. Последней женой актера стала Наталья Сирадзе, которая была на 21 год младше него. С ней Крамаров прожил всего лишь полгода до смерти.
Савелий Крамаров был очень суеверным человеком и боялся заболеть раком. К сожалению, его опасения сбылись – в 1995 году он почувствовал боль в левой стороне живота, тогда у него обнаружили рак сигмовидной кишки. Актер прошел большой курс химиотерапии, который отрицательно сказался на его организме. У Крамарова случился тромбоз, затем инсульт, а 6 июня 1995 года на 61-м году жизни он скончался от повторного инсульта.
Детство и юность
Мартиньш Вилсонс говорил, что его родина — сибирский барак. И это чистая правда, ведь знаменитый актер появился на свет 13 декабря 1954 года в бараке, находящемся в поселке Транспортный Магаданской области.
Дело в том, что родители актера отбывали ссылку в этом Богом забытом месте: поляку Роланду Чеховичу и латышке Зенте Вилсоне, которая училась на актрису, пришлось перекочевать из солнечной Риги в холодную и суровую Сибирь. Постройку, где родился Мартиньш, снесли, а под ней нашли золотой самородок.
Также у Вилсонса есть брат Эрик, занимающийся актерским мастерством, и сестра Снедза, работающая психологом с трудными детьми и умеющая играть на скрипке. К сожалению, Роланд Чехович ушел из жизни рано из-за силикоза. При жизни отец актера был чемпионом по настольному теннису.
Мартиньш Вилсонс в молодости
В его биографии много пробелов, информации о детстве и юности Мартиньша мало. После школы юноша устроился работником сцены в театр, затем его призвали в армию. Актер признавался, что если описывать то, что происходило во время службы, то не хватит и целой книги, чтобы рассказать о событиях и эмоциях, пережитых Вилсонсом. Через полгода после «учебки» в Чернигове будущий деятель киноискусства как отличник боевой подготовки был переведен на БАМ под Тындой.
Мартиньш делился в интервью, что на «гражданку» он вернулся еле живым, а многие ребята так и не смогли отправиться домой. Вилсонс вспоминал, что порой в армии не было возможности помыться на протяжении трех месяцев, потому что на дворе был 60-градусный мороз, солдаты часто болели, а из еды приходилось довольствоваться только замерзшей кашей, которую согревали за пазухой. Тем не менее, по словам актера, армия — это отличная школа жизни.
Демобилизовавшись, Мартиньш Вилсонс поступил на театральный факультет Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола, а затем начал сниматься в кино.
Личная жизнь
Личная жизнь советского артиста была такой же насыщенной, как и профессиональная. Впервые Мартинсон женился еще в студенчестве, когда ему было 20 лет. Его супругой стала однокурсница Екатерина Ильина, которая впоследствии занималась домашним хозяйством. В браке родились четверо детей, но выжила лишь одна дочь по имени Анна.
https://youtube.com/watch?v=1EwDV3uVPKA
Документальный фильм «Сергей Мартинсон. Легенды мирового кино»
В конце 1930-х годов актер познакомился с яркой балериной Еленой Добржанской, в которую сразу влюбился. Танцовщица стала гражданской женой Сергея, подарившей ему сына Александра. Однако этот союз получился несчастливым — женщина была репрессирована, а ребенок вырос в нелюбви к родителям и впоследствии выбрал путь уголовника.
Третьей женой Мартинсона стала Луиза, с которой он познакомился на съемочной площадке. У пары родилась дочь по имени Наталья. Но и этот брак не принес актеру желанного семейного счастья — после того, как Сергей приобрел супруге квартиру, она решила покинуть комедийного артиста.
Библиография
Работы Мартинсона:
- Пигмамма (« Мать-служанка »), сериал (1928–29) СЕЛИБР
-
Роман » Квиннор оч äppelträd» (» Женщины и яблони «) (1933) SELIBR
-
Салли Сёнер (« Сыновья Салли »), роман (1934) SELIBR
- Рогвакт (« Ржаной страж »), роман (1935) SELIBR
- Мор Гифтер Сиг (» Моя мама выходит замуж «), роман, сериал «Миа» (1936) SELIBR
- Дроттнинг Грагиллен (» Королева Грейголд «), исторический роман (1937), SELIBR
- Моцольс (« Против часовой стрелки »), стихи (1937) СЕЛИБР
- Киркбрёллоп (« Церковная свадьба »), роман, серия «Миа» (1938) SELIBR
- Kungens rosor (« Королевские розы »), роман из серии «Миа» (1939) SELIBR
- Vägen under stjärnorna (» Дорога под звездами «), исторический роман (1940) SELIBR
- Брандлилджор (« Огненные лилии »), исторический роман (1941) СЕЛИБР
- Armén vid horisonten (« Армия на горизонте »), очерки и рассказы (1942) SELIBR
- Den osynliga älskaren (« Невидимый любовник »), сериал «Бетти» (1943) SELIBR
- Баком свенскваллен (« За шведской стеной »), воспоминания (1944) SELIBR
- Карлек меллан криген (« Любовь между войнами »), мемуары (1947) SELIBR
- Livets fest (» Праздник жизни «), исторический роман (1949) СЕЛИБР
- Jag möter en diktare (« Я встречаю поэта »), мемуары (1950) SELIBR
- Du är den enda (« Ты — единственный »), сериал «Бетти» (1952) SELIBR
- Kvinnorna på Kummelsjö (» Женщины в Kummelsjö «), исторический роман (1955) SELIBR
- Klockor vid sidenvägen (» Колокола на Шелковом пути «), сериал Бетти (1957) SELIBR
- Хемлигетен (« Секрет »), сериал «Бетти» (1959) SELIBR
Мирдзе Мартинсоне – 68! Как выглядит и чем занимается сегодня латвийская актриса?
Мирдзе стала популярна после выхода в широкие массы кинокартины «Мираж», последующие роли нашей героини были не менее удачными, и вскоре она стала одной из самых востребованных актрис Советского союза. В ее послужном списке десятки успешных киноработ, среди прочих о, «Мы обвиняем», «Барбара» и другие.
Не так давно актрисе исполнилось 68, несмотря на возраст, она продолжает радовать поклонников своими выступленями. К слову, Мирдзе по сей день прекрасно выглядит.
Будущая артистка появилась на свет летом 1951 года, в школе была отличницей, любила математику, физику и химию, поэтому по окончанию школы без раздумий подала документы в политех, а во внеурочное время занималась в театральном кружке.
Вскоре она поняла, что выбрала для себя не ту профессию. Вскоре Мирдза поступила в театральный и практически сразу оказалась в центре внимания режиссеров.
Мирдза была очень высокой и обладала пухлыми губами – всем вокруг это нравилось, а вот актриса комплексовала, поэтому, когда появилась возможность пользоваться услугами профессиональных гримеров, она выдохнула с облегчением. Макияж помог избавиться актрисе от ее «причуд», а вскоре визажисты смогли убедить девушку, что она прекрасна и без косметики.
Актриса дебютировала в 1970 году в киноленте «Стреляй вместо меня», затем была роль в фильме «Клав-сын Мартина», а уже через пять лет она сыграла роль леди Анны в фильме «Стрелы Робин Гуда».
А вот всесоюзная любовь и признание пришли гораздо позже, после премьеры фильма «Смерть под парусом». Лучшая роль в послужном списке актрисы, на наш взгляд, это – образ Джинни Гордон из кинокартины «Мираж». Всего в фильмографии Мирдзе свыше полусотни киноработ, среди них: «Отряд специального назначения», «Единственный мой грех», «Охота на дракона» и другие.
Ее последняя работа в кинематографе — роль врача в фильме «Алешкина любовь». Что касается театра, то на сцену «Дайлеса» она выходит с 74-го года по сей день.
О личной жизни актрисы известно крайне мало, говорят, что у нее было очень много мужчин, но правда ли это – неизвестно. Знаем, что знаменитость была влюблена в Ремигиюса Сабулиса, они познакомились на съемочной площадке.
Ее единственным мужем стал Мартиньш Вердиньш – тот самый коп из фильма «Мираж», их союз просуществовал больше 20 лет, вместе они вырастили сына и дочку.
Сейчас они не вместе, хоть развод и не оформлен, каждый живёт сам по себе.
В свободное от работы время актриса увлекается нумерологией и астрологией. Секрет молодости актрисы прост — она прекрасно выглядит, потому что ведет активный образ жизни и правильно питается.
Театр
Сразу после получения среднего образования Сергей Мартинсон был призван на 2 года в армию, а вернувшись, поступил в Технологический институт по настоянию родных. Однако душа юноши настолько лежала к сцене, что он бросил учебу в техническом вузе и отправился покорять театральный. Студент защитил диплом Института сценических искусств в 1923 году, после чего началась его артистическая карьера.
Мартинсон входил в актерскую труппу театра «Вольная комедия» и «Свободного театра». В одной из своих первых постановок он изображал балерину-неудачницу, которой никак не удавалось исполнить танец маленьких лебедей из-за неуклюжести и постоянных падений.
Сергей Мартинсон в театре (кадр из фильма «Бенефис Сергея Мартинсона»)
Далее артист перебрался в столицу, где посвятил себя работе в 2 театрах — Революции и имени Мейерхольда (куда его пригласил сам владелец после того, как увидел Сергея в спектакле «Балаганчик»). Роль в постановке «Мандат» сделала Мартинсона знаменитостью.
За роль Хлестакова ему аплодировала стоя парижская публика. Вообще актера за пределами Советского Союза считали русским Чарли Чаплином благодаря его эксцентричности и умению рассмешить.
Детство и юность
Биография Сергея Александровича Мартинсона началась еще в 19 веке — 25 января (6 февраля) 1899 года. Актер являлся коренным петербуржцем русско-шведской национальности. Его мать Феодосия Петрова (которая после заключения брака сменила фамилию) была русской дворянкой, а отец Александр Мартинсон — шведским бароном и почетным гражданином Санкт-Петербурга.
С юных лет родители окружали единственного сына любовью и творчеством. Феодосия и Александр всюду брали с собой маленького Сережу — в балет и драму, в оперу и кабаре. Последним он особенно проникся за атмосферу вечного праздника и веселья. Вдохновленный вечерними представлениями, Мартинсон-младший приходил утром в гимназию и до колик в животе развлекал одноклассников и учителей, за что его прозвали главным клоуном.
Сергей также любил примерять одежду своей матери и ставить смешные сценки (например, в роли Снегурочки в 5-летнем возрасте). Когда кинематограф стал активно развиваться в Санкт-Петербурге, юноша постоянно проводил время в кино на Невском проспекте. И снова перевоплощался дома в разных персонажей (даму из общества или дворника), тем самым развлекая семью.
В 5-м классе Мартинсон записался в любительскую театральную студию, в рамках которой исполнил одну из главных ролей в популярном на тот момент водевиле. А всего спустя год мальчик открыл собственный кружок, в котором поставил «Ревизора» и сыграл Добчинского.
Родители наблюдали за всем этим с беспокойством — дело в том, что Сергей довольно небрежно относился к школьным предметам и имел невысокие показатели по учебе, все время посвящая сцене. Феодосия и Александр всячески работали над качественным образованием сына — с 7 лет он изучал немецкий и французский языки, которые впоследствии знал в совершенстве. В 1918 году артистичный парень окончил частную гимназию Штемберга.
Звёздная роль авантюристки
Как и многие начинающие актеры, в начале творческого пути Мирдза комплексовала из-за своих реальных и вымышленных недостатков: слишком, как ей казалось, высокого роста (на уроках физкультуры в школе, например, ей всегда приходилось стоять в начале шеренги), излишне (как она думала) пухлых губ и формы носа. Одна из актрис сказала ей, что иметь такие пухлые губы — это неприлично, и порекомендовала сильно сжимать их перед камерой. К счастью, театральные педагоги и профессиональные гримеры сумели объяснить Мирдзе, что высокий рост для актрисы — это не минус, а плюс, а чувственные губы сводят мужчин с ума. Это помогло ей поверить в себя. Хотя жизнь, конечно, оказалась сложнее, чем профессиональные установки: в начале 1980-х Федор Бондарчук не взял Мартинсоне на главную роль в фильме о Мексиканской революции «Красные колокола» как раз из-за высокого роста: Мирдза оказалась на голову выше исполнителя главной мужской роли.
Ее кинодебют состоялся в 1970 году, когда, будучи еще студенткой, она снялась в эпизодической роли в героико-приключенческом фильме о Гражданской войне «Стреляй вместо меня» режиссёра Яниса Стрейча. А спустя 5 лет режиссер Сергей Тарасов предложил ей роль леди Анны в кинокартине «Стрелы Робин Гуда».
Кадр из фильма «Стрелы Робин Гуда» (1975).
Первую в своей карьере главную роль она получила в 1976 г. у режиссёра Ады Неретниеце в 2-серийной детективной ленте «Смерть под парусом» по мотивам одноименного романа Чарльза Сноу. Там ее героиней стала подруга сына судостроительного магната. 1982-м Мартинсоне сыграла одну из ведущих ролей — роль жены одного из героев в телевизионной драме «Богач, бедняк…» о судьбе немецких эмигрантов в США, снятой по мотивам одноимённого романа Ирвина Шоу.
Но больше всего она запомнилась зрителям по роли в 3-серийной криминальной драме режиссера Алоиза Бренча «Мираж», сделанной, как говорили кинокритики, в лучших традициях Голливуда по роману мастера детективного жанра Джеймса Хэдли Чейза «Весь мир в кармане». По сюжету героиня Мартинсоне — рыжеволосая красавица-авантюристка, а по психотипу — расчетливая стерва Джинни Гордон разрабатывает план ограбления инкассаторского фургона с 3-мя млн долл., а после ограбления, когда преступники терпят неудачу, бросается, взявшись за руки вместе со своим возлюбленным с отвесной скалы и разбивается насмерть. Как рассказывали, Мирдзе и ее партнеру по съемкам Мартиньшу Вилсонсу действительно пришлось прыгать со скалы — правда, не с той, что видна в кадре, а пониже. Для страховки к ногам актеров при этом привязывали тросы, а внизу стелили мягкие маты.
Статья по теме
Маленькие роли большого актера. Из-за чего плакал Юрий Катин-Ярцев?
Эта роль стала звездным часом Мартинсоне, после чего на нее обрушилась всенародная любовь. Она сыграла в кино более 60 ролей, в числе которых — пикантная деталь! — была и роль учительницы в одном из первых постсоветских эротических фильмов «Фотография женщины с диким кабаном», где Мартинсоне с ее прекрасной фигурой предстала перед зрителем полностью обнаженной, чем вызвала множество упреков. К ее чести, актриса реагировала на эти нападки спокойно, а после развала СССР не отказывалась от предложений российских режиссёров: например, в 2012 г. сыграла главную роль в сериале Каринэ Фолиянц «Единственный мой грех», сериале режиссера Славы Росса «Сын» (роль сиделки в финском доме престарелых) и музыкальной мелодраме «Рождённая звездой». А в 2015-м сыграла врача скорой помощи в сериале «Алёшкина любовь» режиссера Елена Николаевой.
В театре Мартинсоне сыграла более 90 ролей. Её театральной крёстной стала Вия Артмане. В первый раз Мирдза вышла на сцену в 1973-м в спектакле «Ночь игуаны» по пьесе Теннесси Уильямса. А в дальнейшем воплотила в Театре Дайлес множеcтво ярких персонажей в постановках произведений Шекспира, Чехова, Бернарда Шоу.
Кадр из фильма «Рождённая звездой» (2015)
Хотела стать химиком
Она родилась в 16 августа 1951 года в Риге. Отец и мать Мартинсоне встретились в Краю голубых озёр — Латгальском регионе Латвии, уроженкой которого была мать Мирдзы. Ее будущий папа в то время служил в погранвойсках, и в увольнении на танцах познакомился с Моникой, на которой вскоре женился. Там же, в Латгалии Мирдза в детстве проводила каждое лето под присмотром бабушки. Это красивое место на всю жизнь стало для нее любимым пристанищем. А имя, которое родители выбрали для дочери, в переводе с греческого означает «мир», а с латышского — «сияющая».
Поклонники окружали ее с малых лет: например, однажды в детском саду влюбленный в нее мальчик даже рискнул жизнью — выбежал на дорогу и лег на асфальт перед идущим троллейбусом. И все ради того, чтобы завоевать сердце Мирдзы…
Статья по теме
Нелюбимый муж, внебрачная дочь, нищета. Горькая доля Вии Артмане
В школе ей нравились химия, физика и математика. Мирдза с удовольствием принимала участие в школьных постановках, хотя о карьере актрисы в те годы не думала. После получения аттестата поступила на химический факультет Рижского политеха, параллельно посещая театральную студию. В это студенческое время учитель Вернер Страупе предсказал, что его любимой ученице суждена творческая карьера. Она задумалась над тем, что, возможно, ошиблась в выборе профессии. А затем хороший знакомый показал ей объявление в газете «Голос Риги» о наборе студентов в Народную студию киноактёра. Мирдза вспомнила совет своего наставника и поступила с первой попытки.
Там судьба сразу же сделала ей подарок — педагогом в Народной студии оказался главный режиссер знаменитого рижского театра «Дайлес», который заметил Мирдзу и направил ее на театральный факультет Латвийской госконсерватории, а потом принял в труппу собственного театра. В 1971 г. Мирдза стала студенткой консерватории, а вскоре режиссеры стали приглашать ее на пробы.
Кстати, и позже она часто искала в том, что с ней происходило, знаки судьбы. Был случай — когда скончалась мама актрисы, ей неожиданно предложили хорошую роль и героиню так же, как и маму Мирдзы, звали Моникой. И конечно, она согласилась. Однажды она попросила хирурга перенести операцию мужа, так как считала, что день для неё выбран неудачно.
Кадр из фильма «Смерть под парусом» (1976)
Политическое участие
Статуя Моа Мартинссона в Норрчёпинге, автор Питер Линде
Политический интерес Мартинсона начал развиваться в 1921 году, когда безработица в Швеции была выше, чем когда-либо прежде, и в 1922 году она и Йоханссон присоединились к Центральной организации рабочих Швеции, где Мартинсон стал очень активным. Чтобы получить дальнейшее образование, она читала произведения таких авторов, как Федор Достоевский , Эмиль Золя , Максим Горький и Мартин Андерсен Нексё . Из-за ее политической заинтересованности в улучшении оплаты и условий для рабочих, а также ее способности говорить в любом контексте, она была избрана в муниципальный совет Сорунды, где представляла рабочую партию . Она ушла с поста в 1926 году. В ноябре 1922 года Мартинссон написала свою первую статью для женской страницы синдикалистской газеты Arbetaren ‘ s (« Рабочий »). Она продолжала писать для газеты, и в 1923 году ее статьи еженедельно публиковались в « Арбетарене» . В своих статьях она писала о том, как мужчины и женщины должны работать вместе для улучшения мира. Она часто участвовала в дебатах, особенно касающихся женских проблем.
Работая для Arbetaren, она развивала свои писательские навыки, но, хотя она часто раздвигала границы в своих статьях, она зашла слишком далеко в 1924 году, когда написала, что женщины и мужчины должны получать равную оплату за равный труд. В журнале начались ссоры, в результате которых Мартинсон ушла из газеты, но благодаря ее вкладам в Arbetaren теперь она была известна публике, хотя в основном в синдикалистских кругах.
Одним из авторов, оказавших значительное влияние на Мартинсона, был Мартин Андерсен Нэксё. Это был первый раз, когда она осознала собственный опыт литературного творчества. Она написала ему письмо, рассказав ему о своей жизни, а также прислала статью, которую она написала для Арбетарена . Näxö ответила положительно, сказав ей, что она должна написать книгу о своей жизни. Вскоре после этого Мартинсон начал писать книгу Pigmamman (« Мать-служанка »). В 1925 году она работала в новом журнале « Ви квиннор» (« Мы, женщины »), где писала статьи, романы и статьи .
Рекомендации
Библиография
Андерссон, Фрида (2000). Моа Мартинсон: en bibliografi (на шведском языке). Линчёпинг: Университет Линчёпинга . SELIBR 8239889 .
Андерссон, Карл-Улоф (2003). Гарри Мартинсон: naturens, havens och rymdens diktare (на шведском языке). Стокгольм: Bilda i samarbete med Harry Martinson-sällsk. п. 137. ISBN 91-574-7688-8. SELIBR 9199287 .
Энгман, Керстин (2004). Моа Мартинсон: ordet och kärleken: en biografi (на шведском языке) (2-е изд.). Стокгольм: Hjalmarson & Högberg. ISBN 91-89660-53-6. SELIBR 9481318 .
Гилленстен, Ларс (2000). Minnen, bara minnen (на шведском языке). Стокгольм: Альберт Бонниерс Ферлаг. ISBN 91-0-057140-7. SELIBR 7150260 .
Хёйер, Магнус; Хёйер, Ульф (1996). På jakt efter en utställning (на шведском языке). Норрчёпинг: городской музей Норрчёпинга. ISBN 91-970812-8-0. SELIBR 7792531 .
Киндал, Анетт, изд. (1994). Alla tiders Norrköping: vägvisare till kulturhistoriska sevärdheter i Norrköpings kommun (на шведском языке). Норрчёпинг: городской музей Норрчёпинга. SELIBR 1942455 .
Ло-Йоханссон, Ивар (1982). Tröskeln: мемуар из 30-ти талетов (на шведском языке). Стокгольм: Бонье. ISBN 91-0-045582-2. SELIBR 7146589 .
Лоос, Вигго (1972). Хельмфрид, Бьорн; Крафт, Саломон (ред.). Kulturen i Norrköping от 1800 талетов до 1914 года. Norrköpings история V. (на шведском языке). Норрчёпинг: Norrköpings kommuns Historiekommitté. стр. 109f. SELIBR 53529 .
Мартинсон, Моа (1988). Моя мама выходит замуж . Перевод Лейси, Маргарет С. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Feminist Press в Городском университете Нью-Йорка . ISBN 0-935312-99-4. SELIBR 10197077 .
Мартинсон, Моа (1990). Kungens rosor . Карман Legenda, 99-0500049-6 (на шведском языке) (3-х карманное издание). Стокгольм: Легенда. ISBN 91-582-1636-7. SELIBR 7438234 .
Седерблом, Стаффан (1994). Гарри Мартинссон . Litterära profiler, 99-1548962-5 (на шведском языке). Стокгольм: Natur & Kultur . ISBN 91-27-03523-9. SELIBR 7229091 .
Тигерштедт, Эжен Наполеон ; Линдер, Эрик Ялмар, ред. (1965). Ny illustrerad svensk litteraturhistoria. , Fem decennier av nittonhundratalet , Пять десятилетий двадцатого века ] (на шведском языке) (4., omarb. Och utökade uppl. Av Fyra decennier av nittonhundratalet ed.). Стокгольм: Natur & Kultur . SELIBR 65835 .
Витт-Браттстрём, Эбба (1988). Моа Мартинсон: skrift och drift i trettiotalet (на шведском языке). Стокгольм: Норштедт. ISBN 91-1-883422-1. SELIBR 7154992 .
Журнальные статьи
В апреле 1925 года два младших сына Мартинсона, Манфред и Кнут, прошли через лед и утонули в озере Штиран из-за торпа, и она была опустошена. Она непрерывно работала, чтобы сдержать свое горе.
В сентябре 1925 года производство Vi Kvinnor было прекращено, и вскоре после этого Мартинсон снова начал работать на Arbetaren . В апреле 1925 года она также работала в газете « Бранд» и вошла в политические круги Стокгольма. Свой первый рассказ « Пигмамма» (« Мать-девица ») она написала в 1924-1925 годах, и в 1927 году он был опубликован в виде сериала в Brand . В июне 1926 года была опубликована ее первая статья для Arbetarekuriren, а в 1927 году ее работа была опубликована в Templar- Kuriren ( » тамплиеры Courier «), Arbetaren и Nynäshamns-Posten (» Nynäshamn Post «). В октябре того же года, она также пишет для Tidevarvet ( Эпоха ) , который был политически радикальный журнал для женщин , опубликованных Citizen школы Fogelstad для женщин с Элин Wagner в качестве редактора. Первым ее вкладом была статья о безработных мужчинах и женщинах. Она написала его под новой подписью Моа, потому что не хотела, чтобы синдикалистские круги, в которые она вошла, видели, что она работает на либеральный журнал. Тем не менее, ее работа для Tidevarvet состояла в основном из романов и рассказов, а ее политические статьи по-прежнему публиковались в синдикалистской прессе. Она нашла имя «Моа» в романе датского писателя Йоханнеса В. Йенсена Jökeln ( Bræen ) , где персонаж «Моа» был описан как первая мать человечества.
В ноябре 1927 года Мартинсон отправился в Гетеборг по просьбе главного редактора журнала « Arbetare-kuriren» Велиндера . Она надеялась, что ей предложат работу в газете, но вместо этого Велиндер хотел, чтобы она работала у него горничной и писала для журнала в обмен на еду и кров в его доме. Мартинсон отклонил предложение. Находясь в редакции, она впервые встретила Гарри Мартинсона . Он был бывший моряк, теперь бродяга писатель , который был опубликован в Бранд и Arbetare-Kuriren так , что слышала о нем и прочитать некоторые из его работ.
Избранная фильмография
- Приключения Октябриной (1924, короткометражка)
- Колесо дьявола (1926)
- Маленький брат (1927, короткометражный)
- Две встречи (1932) — полковник Белов
- Дезертир (1933)
- Марионетки (1934) — Sol — Парикмахер
- Восстание рыбаков ( Восстание рыбаков ) (1934) — г н Бредель, рыбалка магнат
- Потеря ощущения (1935) — Дайзер
- Ревизор (1936)
- Рыцари гусиного пера (1936)
- Приключения Петрушки ( Петрушка-иностранец ) (1936)
- Друзья из табора (1938) — Головин
- Семья Оппенгейма (1939) — Гутветтер, поэт
- Золотой ключик ( Золотой ключик ) (1939) — Дуремар, деревня бестия
- Степан Разин ( Степан Разин ) (1939) — Федор Шпын
- Дезертир (1939)
- Ветер с востока (1940) — Стефан
- Антон Иванович сердится (1941) — Керосинов
- Боевой киносборник 6 (1941) — фашистский летчик (сегмент ‘Ненависть’)
- Боевой киносборник 7 (1941) — Адольф Гитлер (сегмент «Самый храбрый»)
- Волшебное зерно (1942)
- Боевой киносборник 11 (1942) — Фридрих Гопп ( отрывок «Карьера лейтенанта Гоппа»)
- Швейк готовится к бойю (1942) — немецкий офицер / манекен
- Карьера лейтенанта Гоппа (1942)
- Юные партизаны (1942)
- Лермонтов ( Лермонтов ) (1943) — барон де Брабант / Степан Степанович
- Учительница Карташова (1943) — немецкий солдат
- Новые похождения Швейка ( Солдатская сказка ) (1943) — Адольф Гитлер
- Свадьба (1944) — Ять — телеграфист
- Сильва (1944) — Бони
- Мы с Урала (1944)
- Секретный агент ( Подвиг разведчика ) (1947) — Вилли Поммер
- Третий удар ( Южный узел ) (1948) — Адольф Гитлер
- Эркрорд караван (1950)
- Незабываемый 1919 год (1951) — Служащий министерства
- Пржевальский ( Пржевальский ) (1952) — Шатило — профессор
- Садко (1953) — Монах
- Атака с моря (1953) — Король Фердинанд
- Сеанс гипноза (1953)
- Безумный день (1956) — Миусов
- Илья Муромец (1956) — Мишатичка
- Снежная королева (1957) — Карракс (голос)
- Идиот ( Идиот («Настасья Филипповна )» (1958) — Лебедев
- В нашем городе (1959)
- Черноморочка (1959) — Виталий Омельский
- Произведение искусства (1959)
- Приключения Буратино (1960) — Лекарь Богомол (титры)
- Спасите наши души (1960) — Нортон Мейсфилд
- Человекка нарисовал я (1960) — (голос)
- Спасите наши души (1960)
- Алые паруса ( Алые паруса ) (1961) — Filipp
- Вольный ветер (1961) — Кабатчик
- Ночь перед Рождеством ( Вечера на хуторе близ Диканьки ) (1961) — Осип, ризник
- Ветер свободы ( Вольный ветер ) (1961) — Кабатчик
- Ключ (1961) — (голос)
- Смешные истории (1962) — Dyadya сек sobyakoy
- Дикие лебеди (1962) — Монах (голос)
- Веселые истории (1962)
- Знакомый адрес (1963)
- Джалграттатальцутажад (1964) — Старый гонщик
- Укротители велосипедов (1964)
- Сказка о Мальчише-Кибальчише ( Сказка о Мальчише-Кибальчише ) (1964)
- Повесть забытых времен (1964) — Старик Прокофий Прокофьевич
- Москва-Генуя (1964) — Луи Барту
- Тридцать три (1965) — Валентин Петрович, отец Розочка
- Крысы гинахавс, веганский нахав (1965) — князь Борис
- Сказка о Малчише-Кибальчише (1965) — Дядя 518
- Спящий лев (1965)
- Иные нынче времена (1966)
- Сон смешного человека ( Дядюшкин сон ) (1966)
- Сказка о царе Салтане (1967) — опекун Салтана
- Калиф-аист (1968, ТВ)
- Улыбнись соседу (1968)
- 13 поручений (1969)
- Улыбнис соседу (1969)
- Красивая девушка (1969) — Одинокий старик
- Время счастливых находок (1969)
- В тридевятом царстве (1970)
- Руслан и Людмила ( Руслан и Людмила ) (1972) — посол
- Летние сны (1972) — Главный бухгалтер
- Маугли (1973) — Табаки (голос)
- Города и годы (1974) — Перси
- Большой аттракцион (1974) — Дед Матвей
- Про дракона на балконе, про ребенок и самокат (1976)
- Вооружены и опасны (1978)
- Ярославна, королева Франции (1978)
- Новые приключения капитана Ронгеля (1978) — сэр Хант
- Собака Баскервилей ( Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей ) (1981, мини-сериал) — Мистер Франкленд
- И жизнь, и слезы, и любовь … (1984) — Егошкин (финальная роль в кино)
Первый брак
Йоханнесдаль Торп, где жил Мартинсон
В 1908–1909 годах Мартинсон работал поваром-буфетом в ресторанах и отелях Швеции. Зимой 1909 года она встретила Карла Йоханссона в Осмо . Он был на девять лет старше ее и был каменщиком, который жил со своим братом Валфридом и их отцом Йоханом Петтером в торпе под названием Йоханнесдаль, в лесу между Осмо и Сорундой . Она забеременела в марте 1909 года, и Йоханссон сделала предложение, но Мартинсон сомневался, что выходит за него замуж. Несмотря на это, она и Карл переехали в Йоханнесдаль, и в своей книге Den osynlige älskaren (« Невидимый любовник ») она написала о своем первом году жизни в качестве матери и жены, тяжелой жизни в Йоханнесдале и о том, как она отчаянно хотела сбежать.
В 1910 году у нее родился первый сын Олоф, а в 1922 году они с Йоханссон поженились. Причина, по которой она так долго не решалась выйти за него замуж, отчасти была связана с пьянством Йоханссон, а отчасти с тем, что она не хотела жить в темном лесу. После рождения Олофа семья вскоре расширилась. В 1911 году у них родился второй сын Торе, за которым последовали еще трое сыновей: Эрик в 1913 году, Манфред в 1914 году и Кнут в 1916 году. Рождение Кнута было особенно тяжелым, поскольку ей пришлось рожать его в полном одиночестве на полу кухни в помещении. торп. Мартинсон рассказал о рождении ребенка в книге «Kvinnor och äppelträd» , которую назвали «одним из самых ярких изображений родов в шведской литературе».
Жизнь на Йоханнесдале была бедной и тяжелой, но для Мартинсона было важно воспитание ее сыновей. Она была против того, чтобы шлепать детей, и не любила воинственный националистический романтизм, которому в то время преподавали в школах.