Сколько мужей было у анны ахматовой, секреты ее личной жизни и сын
Содержание:
- Потомок чингизидов
- Николай Гумилёв – единственный муж Анны Ахматовой и ставший роковым брак
- Любили и не понимали друг друга
- Предвоенный портрет: Вениамин Белкин (1941)
- Николай Пунин и непростые отношения с Анной Ахматовой
- Был ли Николай II любовником Анны Ахматовой?
- Лирика Ахматовой
- Начало творческого кризиса
- Разрыв с Гумилевым и революция
- Ранние стихи
- Самый известный портрет: Натан Альтман (1914)
- «Русская Сапфо» Анна Ахматова
Потомок чингизидов
«Моего предка хана Ахмата, — писала позже Анна Ахматова, — убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго. В этот день, как в память о счастливом событии, из Сретенского монастыря в Москве шел крестный ход.
Этот Ахмат, как известно, был чингизидом. Одна из княжон Ахматовых — Прасковья Егоровна — в XVIII веке вышла замуж за богатого и знатного симбирского помещика Мотовилова. Егор Мотовилов был моим прадедом. Его дочь Анна Егоровна — моя бабушка. Она умерла, когда моей маме было 9 лет, и в честь ее меня назвали Анной…» Следует еще упомянуть, что мать Анны Ахматовой в молодости была каким-то образом причастна к деятельности «Народной воли».
Об отце, несколько отдаленном от семьи и мало занимавшемся детьми, Ахматова почти ничего не рассказывала, кроме горьких слов о развале семейного очага после его ухода: «В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов…»
В автобиографии, озаглавленной «Коротко о себе», Анна Ахматова писала: «Я родилась 23 июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село.
Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».
Царское село
Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили. Читать я училась по азбуке Льва Толстого.
В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама. Училась я в Царскосельской женской гимназии…»
Среди родни по линии мамы у Анны были люди, занимавшиеся литературой. Например, ныне забытая, а когда-то известная Анна Бунина, названная Анной Ахматовой «первой русской поэтессой». Она приходилась теткой отцу матери, Эразму Ивановичу Стогову, оставившему небезынтересные «Записки», опубликованные в свое время в «Русской старине» в 1883 году.
В 1900 году Анна Горенко поступила в Царскосельскую Мариинскую гимназию. Она писала: «Я делала все, что полагалось в то время благовоспитанной барышне. Умела сложить по форме руки, сделать реверанс, учтиво и коротко ответить по-французски на вопрос старой дамы, говела на Страстной в гимназической церкви. Изредка отец… брал с собой в оперу (в гимназическом, платье) в Мариинский театр (ложа). Бывала в Эрмитаже, в Музее Александра III. Весной и осенью в Павловске на музыке — Вокзал … Музеи и картинные выставки… Зимой часто на катке в парке…»
Николай Гумилёв – единственный муж Анны Ахматовой и ставший роковым брак
Их знакомство состоялось, когда Ане было 14 лет, а Николаю – 17. Они учились в гимназии в Царском Селе и виделись довольно часто. Анна Горенко (настоящая фамилия поэтессы) не воспринимала молодого человека всерьёз, видя в нём только друга. Гумилёв же считал иначе. Он вообразил её своей романтической героиней, называл русалкой, забрасывал стихами, предложил стать женой. Она отказала.
Николай уехал учиться в Европу. Аня же переживала свои полудетские увлечения, но в конечном итоге отправила ему письмо, после которого он решил, что любовь возможна. Бросив всё, он мчится в Крым, где проводит лето семья Горенко. Гумилёв снова делает предложение, но опять получает отказ: мистически настроенная Анна видит выбросившихся на морской берег дельфинов и трактует это как дурной знак. После этих событий Николай предпринимает две попытки самоубийства и вновь делает предложение. И снова напрасно.
Измучившись от неразделённой любви, поэт отправляется в путешествие по Африке, там рождается его самое знаменитое стихотворение «Жираф». По возращении они изредка видятся у общих знакомых, четвёртое предложение было принято. Была ли это любовь со стороны Анны, неизвестно. Перед свадьбой она говорила всем, что Гумилёв – её судьба. Показательно, что церемонию венчания родственники невесты проигнорировали, сочтя этот брак бесперспективным. И в чём-то они оказались правы.
Николай Гумилев, Лев Гумилев и Анна Ахматова
Анну больше всего волновало её творчество, а Николай, добившись желаемого, резко охладел и к супруге, и к семейной жизни в принципе. Он начинает много путешествовать и увлекаться другими женщинами. Родившегося сына Льва (будущего без преувеличения великого учёного) решено отдать на воспитание свекрови.
С началом Первой мировой войны Николай уезжает на фронт, затем много путешествует. Каждый из супругов живёт своей жизнью, в 1918 году они разводятся. У них будут ещё другие браки, но что-то связующее, кроме сына, останется между ними навсегда. В 1921 году Гумилёва расстреляют, Анна напишет «крепко спаяна на двоих одна душа». Она не уничтожит его рукописи, даже будет пытаться опубликовать стихи «врага народа» и до конца своих дней будет называть себя его вдовой.
Любили и не понимали друг друга
Гумилёв вернулся из ГУЛАГа в возрасте 44-х лет, проведя в заключении годы, которые с точки зрения периодов активности человека считаются лучшими. Отношения с матерью были натянутыми. Сын был уверен, что Ахматова, с её возможностями и характером, не слишком старалась вызволить его. До него доходили слухи, что поэтесса вела жизнь богемы, полученные гонорары тратила на друзей, экономила на передачах сыну. Да и вообще он считал, что именно мать виновна в его судьбе. Ей казалось, что он стал чрезмерно раздражительным, резким, обидчивым, претенциозным. Анна Андреевна заявляла, что устала о нём хлопотать, называла Льва «ты сын и ужас мой».
Ещё одной причиной холодности отношений стала стойкая память о том, что в детстве и отрочестве мальчик был совершенно лишён родительской любви. У Ахматовой, не принимавшей участия в воспитании ребёнка до 16 лет, в её новой семье не нашлось места и для юноши. Анна жила в коммуналке в Фонтанном Доме у своего гражданского мужа, вместе с его женой и дочерью. Хозяйкой тут она не была, а Пунину был ни к чему «лишний рот». Даже приезжая ненадолго, гость спал на сундуке в неотапливаемом коридоре. Такое отношение к себе трудно забыть и простить. В душе его жила обида на мать, равнодушную к нему и его интересам.
В последние пять лет жизни Ахматовой они с Гумилёвым практически не общались. Ни сыну, ни матери, ставшим жертвами страшного времени, не хватило духа смиренномудрия и терпения, чтобы понять и простить друг друга. По невероятному стечению обстоятельств день кончины поэтессы совпал с датой смерти Сталина, которую Ахматова всегда «отмечала как праздник».
Что касается сыновнего долга, то простившись 5 марта 1966 года с матерью, Лев Николаевич взял на себя хлопоты по её погребению в Комаровском некрополе. Отказавшись от казённого типового памятника, предоставленного властями, Гумилёв заказал часть работ скульпторам Игнатьеву и Смирнову. Монумент он построил собственными силами. Вместе со студентами им были собраны камни и выложена стена как символ ограды следственного изолятора «Кресты», где Гумилёва содержали во время очередного ареста. В стене была ниша в виде тюремного окна, под которым стоит мать с передачей. В дальнейшем в нишу поместили барельеф с портретом поэтессы. Выполняя волю Ахматовой по завещанию, Гумилёв судился с Ардовыми и Пуниными за то, чтобы не дробить архив матери. Сын добился, чтобы всё её литературное наследие хранилось в одном месте.
Никто из биографов Анны Ахматовой не пишет о том, сколь трепетно и восторженно Лев воспринимал её поэтическое дарование. Умалчивают и об оценке сыном многочисленных любовных приключений матери. Она же в старости утверждала, что гордится «своим Лёвушкой». При этом вхожие в круг поэтессы люди отмечали, что«Сафо ХХ века», уделяя много внимания развитию молодых поэтических дарований, перенебрежительно относилась к научными трудами Льва Николаевича, предлагая заниматься исключительно переводами с фарси. А ведь «сын своих родителей», признанный коллегами «главным евразийцем», помимо достижений в истории и географии, был хорошим литератором и даже писал стихи. Когда в России были опубликованы все его книги, оказалось что их 15 ‒ по числу лагерных лет.
И в молодости, и в более поздние годы, мать не одобряла ни влюбчивости сына, ни его избранниц. Одной из самых нелицеприятных историй стала попытка Ахматовой очернить его возлюбленную Наталью Воробец. Та, давая надежды находящемуся в ссылке Гумилёву, встречалась с другим и не собиралась связывать с Лёвой свою судьбу. При расставании Гумилёв в отчаянии написал на каждом из писем от любимой Мумы: «и зачем было столько времени лгать». Ахматова, желая утешить его, клевещет на Воробец, приписывая женщине «стукачество» на ГБ. Это не делало чести матери ‒ сын перестал доверять ей и посвящать в свою личную жизнь.
Гумилёв женился лишь после смерти Ахматовой, в возрасте 55 лет. Он обрёл тихое и умиротворённое супружество с Натальей Викторовной Симоновской. Детей у возрастной пары не было. Наталья Викторовна ради мужа оставила работу художника книжной графики и посвятила себя заботам о нём. Уюта в доме добавлял четвероногий друг по кличке Алтын. Семейная жизнь длилась 24 года, до самой смерти Льва Николаевича. Все близкие называли их брак идеальным.
Предвоенный портрет: Вениамин Белкин (1941)
Портрет Ахматовой (Белкин)
Первые известные свидетельства работы Белкина над портретом Ахматовой относятся к маю 1922 года. Вениамин Павлович пишет в Берлин: «Я усердно занимаюсь живописью, пишу портрет Ахматовой и этюды». В музее Анны Ахматовой (Фонтанный Дом) хранится экземпляр «Белой стаи», который она подарила художнику, со следующей надписью: «Милому Вениамину Павловичу Белкину в первый день написания нашего портрета весной 1922 года. Петербург». Позже, по неизвестной причине, художник переписывает этот портрет и вновь показывает его уже на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. Полностью портрет был завершен в 1941 году.
Николай Пунин и непростые отношения с Анной Ахматовой
В 1923 году в жизни Ахматовой появился ещё один учёный – Николай Пунин, знаменитый историк искусств. Что это было – любовь или выживание – сказать сложно, но квартирный вопрос играл в этих отношениях не последнюю роль. Ахматовой негде было жить, она уже не работала в библиотеке Агрономического института с предоставлением жилья. Дело в том, что в Петрограде к этому моменту было три сельскохозяйственных вуза, и их было решено объединить в один, всех прежних сотрудников уволили. Прописки у Анны, благодаря обману Шилейко, не было, на работу без неё не брали.
Ситуация сложилась неоднозначная, Пунин предложил жить у него в квартире вместе с его женой и дочерью. С супругой он не разводился, она же великодушно выделила им отдельную комнату. Более того, Ахматову не печатали, Николай зарабатывал крайне мало, все четверо жили на зарплату его жены, работавшей врачом. Вскоре к ним переехал ещё и сын Ахматовой – Лев. Ахматова пыталась разорвать эти мучительные отношения, но Пунин постоянно грозил самоубийством.
Николай Пунин
Вскоре прокатилась волна репрессий, Льва и Николая Пунина арестовали одновременно, обвинив в общем заговоре. Путём невероятных усилий и с помощью Бориса Пастернака Ахматова уехала в Москву и сумела передать письмо лично Сталину. В нём она ручалась за невиновность близких ей людей, удивительно, но их отпустили! А на арест самой Анны был наложен запрет также из Москвы!
Вскоре она находит в себе силы разорвать отношения с Пуниным окончательно. За 15 лет их непростого романа она почти не писала стихов, теперь же её творчество заиграло новыми красками. Именно к этому периоду относится знаменитая поэма «Реквием». А что же Пунин? А в его жизнь пришла новая любовь, супруга Анна Аренс умерла в 1943 году, и он снова женился на своей коллеге – искусствоведе Марте Голубевой.
Был ли Николай II любовником Анны Ахматовой?
Ахматова говорила всем, кто её знал близко, что она любила в жизни только один раз. Биографы до сих пор строят различные версии и предположения, пытаясь найти ответ в стихах поэтессы.
Одни исследователи вспоминают первую несчастную любовь юной Ани, которая привела к попытке самоубийства. Тогда, в 1904 году, объектом вожделения стал студент Петербургского университета Владимир Голенищев-Кутузов, подрабатывающий репетиторством в семье Горенко.
Другие уверенно называют имя художника Бориса Анрепа, ведь ему Ахматова посвятила более 30 стихов, в том числе с такими строками:
Высокий красавец, истинный аристократ, ведущий свой род с XV века, покорил Анну с первого взгляда. Они провели вместе всего три наполненных безграничным счастьем дня. Шёл 1914 год, и Анреп не только был женат, но и вынужден был уехать на фронт. Первая мировая война и две революции 1917 года способствовали тому, что после военных действий Борис уехал в Англию.
В следующий раз (и в последний) они увидятся только в 1965 году. И если Ахматова отразила свои чувства в стихах, то Анреп увековечил свою любовь в потрясающей красоты мозаике «Святая Анна». Её можно увидеть в соборе Христа Владыки в городе Муллингар (Ирландия), лицо святой поразительно напоминает лицо поэтессы.
Ряд литературоведов называют всё-таки Николая Гумилёва, ведь только с ним был оформлен официальный брак. Так кто же Он – Любовь всей жизни?
Строчки этого стихотворения сегодня знакомы любому, ведь оно изучается в рамках школьной программы по литературе. Многие критики считают это произведение лучшим среди любовной лирики Ахматовой. Оно написано в 1910 году, но кто же является объектом потерянной любви, если в это время Анна выходит замуж за Гумилёва? Ответ на этот вопрос претендует на сенсацию. Существует версия, что под «сероглазым королём» подразумевается император Николай II, он же – возможный отец Льва! Каковы же аргументы в её пользу?
Николай II – любовник Ахматовой?
Данная версия возникла в СМИ с подачи художников и писателей Евсевьевых, живших продолжительное время в Европе и возвратившихся в Россию. Они ссылаются на беседы с эмигрантами первой волны, знавших Ахматову лично. В качестве доводов приводятся следующие аргументы:
- Встреча и знакомство могли состояться в парке Большого Екатерининского дворца. Ахматова жила в Царском Селе, назвала себя в стихах «царскосельской весёлой грешницей», а доступ в парк был свободным для прогулок простых людей.
- В сатирическом романе Ю.Анненкова «Повесть о пустяках» есть упоминание о возможном романе. Анненков был знаком с Ахматовой.
- В цикле «Смятение» есть такие строчки: «…а взгляды его – как лучи» и «…и загадочных древних ликов на меня поглядели очи…» Те, кто знал царя лично, отмечали его лучистый взгляд, не свойственный больше никому другому. Древние лики – намёк на старинную династию Романовых.
- Первые сборники стихов («Вечер» и «Чётки») были, по мнению критиков, весьма слабыми. По этой причине Николай Гумилёв в принципе не хотел помогать публикациям жены. Тем не менее, юную Анну начинают воспринимать как одарённого и талантливого поэта, сочинения выходят большими тиражами. Получить признание в таких условиях можно только с помощью влиятельных покровителей.
- Николай Гумилёв не выражал радости при рождении сына, он много раз изменял жене, в конечном итоге они расстались.
Разумеется, все вышеупомянутые «доказательства» весьма сомнительны и могут трактоваться как «за», так и «против» возможного романа. В каждой женщине есть тайна, тем более, в талантливой поэтессе Анне Ахматовой, любившей «сероглазого короля».
Лирика Ахматовой
Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной, многократно и, казалось бы, до конца разыгранной теме.
Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов, опубликованных еще в «Аполлоне». Но, к сожалению, тяжелое знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса, долгое время драпировало в глазах многих ее истинный, оригинальный облик. И заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеизмом, то с символизмом, то с теми или иными почему-либо выходившими на первый план лингвистическими или литературоведческими теориями.
Выступая в Москве в 1924 году на вечере Ахматовой, Леонид Гроссман остроумно и справедливо заметил: «Сделалось почему-то модным проверять новые теории языковедения и новейшие направления стихологии на «Четках» и «Белой стае».
Вопросы всевозможных сложных и трудных дисциплин — семантики, семасиологии, речевой артикуляции, стихового интонирования. Начали разрешаться специалистами на хрупком и тонком материале этих замечательных образцов любовной элегии. К поэтессе можно было применить горестный стих Блока: ее лирика стала «достояньем доцента».
Это, конечно, почетно и для всякого поэта совершенно неизбежно; но это менее всего захватывает то неповторяемое выражение поэтического лица, которое дорого бесчисленным читательским поколениям».
Весна 1913 года ознаменовалась для Ахматовой встречей и началом влюбленной дружбы с Николаем Владимировичем Недоброво. Тем временем в марте 1914 года вышел второй сборник Ахматовой «Четки», а в августе Гумилев добровольцем записался в лейб-гвардии Уланский полк, и ушел на фронт.
Осенью 1915 года в связи с обострением хронического туберкулезного процесса в легких она лечилась в Финляндии, а лето 1916-го года по настоянию врачей провела его на юге, в Севастополе, где произошло ее последнее свидание с Николаем Недоброво.
В марте 1917 года она проводила Гумилева за границу, в Русский экспедиционный корпус и оправилась на все лето в Слепнево, где писала стихи, вошедшие затем в сборник «Белая стая». Ахматова так же много времени проводила с сыном и свекровью.
Начало творческого кризиса
В скором времени новый избранник сердца Владимир Шилейко стал законным мужем Ахматовой. Через три года супружеской жизни она оборвала все отношения с мужем и выпустив сборник «Подорожник» начала новые отношения с Николаем Пуниным. В этот период отношения между сыном Львом и Анной окончательно испортились, и они практически не общались. Смерть бывшего мужа и отца Льва стала ударом для писательницы, и она некоторое время пребывала в депрессии. С началом Октябрьской революции Ахматова предпочла остаться в родных краях и поддерживать своих соотечественников новыми книгами. С началом 1922 года Ахматову начали игнорировать и в печать поступало ничтожно малое количество ее книг. Из-за постоянных смен мест жительства большая часть написанных ею в тот период стихотворений была утеряна. Нескончаемые эвакуации и обыски тяготили творчество Анны. В 1924 году был разорван брак с Владимиром Шилейко, который решил жениться повторно.
Разрыв с Гумилевым и революция
В марте Анна Андреевна проводила Николая Гумилева за границу, где тот служил в Русском экспедиционном корпусе. А уже в следующем 1918 году, когда он вернулся из Лондона, между супругами произошел разрыв. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого-ассиролога и переводчика клинописных текстов.
Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Ибо, как она писала, «все расхищено, продано; все голодной тоскою изглодано». Но Россию не покинула, отвергнув «утешные» голоса, звавшие на чужбину, где оказались многие ее современники. Даже после того, как в 1921 году большевики расстреляли ее бывшего мужа Николая Гумилева.
Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем.
Начало 1920-х годов отмечено новым поэтическим взлетом Ахматовой — выходом поэтических сборников «Anno Domini» и «Подорожник», закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы. В эти же годы она серьезно занималась изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом этих исследований работы: «О золотом петушке», «Каменный гость», «Александрина», «Пушкин и Невское взморье», «Пушкин в 1828 году».
Новые стихи Ахматовой с середины 1920-х годов печатать перестали. Ее поэтический голос умолк вплоть до 1940 года. Для Анны Андреевны наступили тяжелые времена. В начале 1930-х годов был репрессирован ее сын Лев Гумилев, переживший в период репрессий три ареста и проведший в лагерях 14 лет. Все эти годы Анна Андреевна терпеливо хлопотала об освобождении сына, как хлопотала она и за арестованного в то же время своего друга, поэта Осипа Мандельштама. Но если Лев Гумилев все же впоследствии был реабилитирован, то Мандельштам погиб в 1938 году в пересыльном лагере по дороге на Колыму. Позже судьбам тысяч и тысяч заключенных и их несчастным семьям Ахматова посвятила свою великую и горькую поэму «Реквием».
В год смерти Сталина, когда начал отступать ужас перед репрессиями, поэтесса произнесла пророческую фразу: «Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха».
Ранние стихи
После развода с мужем в 1905 году, Инна Эразмовна забрала детей и переехала в Евпаторию, где Анна из-за обострившегося туберкулеза вынуждена была проходить гимназический курс на дому. Много гуляла и наслаждалась морскими просторами. Она научилась плавать так хорошо, словно морская стихия была для нее родной.
Если перечитать ее ранние стихи, в том числе и те, что собраны в первой книге «Вечер», считавшейся насквозь петербургской, то можно удивиться тому, как много в них южных, морских реминисценций. Можно сказать, что внутренним слухом благодарной памяти она на протяжении всей своей долгой жизни постоянно улавливала никогда полностью не замиравшее для нее эхо Черного моря.
С 1906-го по 1907-й год Анна жила у родственников в Киеве, где поступила в последний класс Фундуклеевской гимназии. После ее окончания она записалась на юридическое отделение Высших киевских женских курсов, и начала переписку с уехавшим в Париж Гумилевым.
Тогда же состоялась первая публикация ее стихотворения «На руке его много блестящих колец…» в парижском русском еженедельнике «Сириус», издателем которого был Гумилев. Ахматова как-то сказала, что не любила Киев, но если говорить объективно и точно, она, скорее всего, не любила свое тогдашнее бытовое окружение. Постоянный контроль со стороны взрослых (и это после херсонесской вольницы!), и мещанский семейный уклад.
Брак с Гумилевом
В 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой, и 25 апреля 1910 года Анна Горенко и Николай Гумилев были обвенчаны в Николаевской церкви села Никольская слободка под Киевом.
На венчании никого из родственников Гумилева не было, так как они считали, что этот брак продержится недолго. А в мае супруги оправились в свадебное путешествие в Париж, после чего провели лето в Слепневе, тверском имении свекрови А.И.Гумилевой.
О Париже Анна Ахматова вспоминала с иронией: «…Стихи были в полном запустении, и их покупали только из-за виньеток более или менее известных художников. Я уже тогда понимала, что парижская живопись съела французскую поэзию…»
Самый известный портрет: Натан Альтман (1914)
Портрет Ахматовой (Альтман)
Этот портрет — одно из лучших произведений русского художника Натана Альтмана и самое известное воплощение образа поэтессы. Натан Исаевич Альтман (1889 — 1970) был русским и советским художником-авангардистом, художником-кубистом, сценографом и иллюстратором. Он родился в семье еврейских купцов. Знаменитый портрет был вдохновлен поэзией и личным знакомством с Анной Ахматовой в Париже в 1911 году и в Санкт-Петербурге. Портрет был включен в шорт-лист на Нобелевскую премию в 1965 году и получил второе место. На картине поэтесса изображена именно такой, какой ее помнят многие современники — высокая, стройная, с угловатыми формами и острым профилем лица. И, конечно, грустный взгляд. Поэтесса изображена на фоне сверкающих кристаллов, символизирующих мир возвышенных и абстрактных снов.
«Русская Сапфо» Анна Ахматова
1946 год стал в биографии Ахматовой новой проверкой на прочность: подвергнув несправедливой и безжалостной критике, ее, «типичную представительницу чуждой народу поэзии», исключили из Союза писателей, лишив тем самым средств к существованию. Вынужденная переводами зарабатывать на хлеб, только в 1951 году Анна Андреевна была восстановлена в СП СССР.
Поэт Анна Ахматова. (mir24.tv)
60-е годы XX века стали для поэта Ахматовой временем широкого признания. Ее, «русскую Сапфо», номинировали на Нобелевскую премию, присудили степень доктора «honoris causa» Оксфордского университета, вручили «Этна-Таормина», поэтическую премию Европейского сообщества писателей.
Сборник «Бег времени», вышедший в свет в 1965 году, стал последней прижизненной книгой Анны Андреевны. Спустя год Ахматовой не стало. Поэта, «душу Серебряного века», чья лирика подобна музыке Моцарта, похоронили под Петербургом, на Комаровском кладбище.