Сколько мужей было у анны ахматовой, секреты ее личной жизни и сын

Потомок чингизидов

«Моего предка хана Ахмата, — писала позже Анна Ахматова, — убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго. В этот день, как в память о счастливом событии, из Сретенского монастыря в Москве шел крестный ход.

Этот Ахмат, как известно, был чингизидом. Одна из княжон Ахматовых — Прасковья Егоровна — в XVIII веке вышла замуж за богатого и знатного симбирского помещика Мотовилова. Егор Мотовилов был моим прадедом. Его дочь Анна Егоровна — моя бабушка. Она умерла, когда моей маме было 9 лет, и в честь ее меня назвали Анной…» Следует еще упомянуть, что мать Анны Ахматовой в молодости была каким-то образом причастна к деятельности «Народной воли».

Об отце, несколько отдаленном от семьи и мало занимавшемся детьми, Ахматова почти ничего не рассказывала, кроме горьких слов о развале семейного очага после его ухода: «В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов…»

В автобиографии, озаглавленной «Коротко о себе», Анна Ахматова писала: «Я родилась 23 июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село.

Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду».

Царское село

Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили. Читать я училась по азбуке Льва Толстого.

В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама. Училась я в Царскосельской женской гимназии…»

Среди родни по линии мамы у Анны были люди, занимавшиеся литературой. Например, ныне забытая, а когда-то известная Анна Бунина, названная Анной Ахматовой «первой русской поэтессой». Она приходилась теткой отцу матери, Эразму Ивановичу Стогову, оставившему небезынтересные «Записки», опубликованные в свое время в «Русской старине» в 1883 году.

В 1900 году Анна Горенко поступила в Царскосельскую Мариинскую гимназию. Она писала: «Я делала все, что полагалось в то время благовоспитанной барышне. Умела сложить по форме руки, сделать реверанс, учтиво и коротко ответить по-французски на вопрос старой дамы, говела на Страстной в гимназической церкви. Изредка отец… брал с собой в оперу (в гимназическом, платье) в Мариинский театр (ложа). Бывала в Эрмитаже, в Музее Александра III. Весной и осенью в Павловске на музыке — Вокзал … Музеи и картинные выставки… Зимой часто на катке в парке…»

Николай Гумилёв – единственный муж Анны Ахматовой и ставший роковым брак

Их знакомство состоялось, когда Ане было 14 лет, а Николаю – 17. Они учились в гимназии в Царском Селе и виделись довольно часто. Анна Горенко (настоящая фамилия поэтессы) не воспринимала молодого человека всерьёз, видя в нём только друга. Гумилёв же считал иначе. Он вообразил её своей романтической героиней, называл русалкой, забрасывал стихами, предложил стать женой. Она отказала.

Николай уехал учиться в Европу. Аня же переживала свои полудетские увлечения, но в конечном итоге отправила ему письмо, после которого он решил, что любовь возможна. Бросив всё, он мчится в Крым, где проводит лето семья Горенко. Гумилёв снова делает предложение, но опять получает отказ: мистически настроенная Анна видит выбросившихся на морской берег дельфинов и трактует это как дурной знак. После этих событий Николай предпринимает две попытки самоубийства и вновь делает предложение. И снова напрасно.

Измучившись от неразделённой любви, поэт отправляется в путешествие по Африке, там рождается его самое знаменитое стихотворение «Жираф». По возращении они изредка видятся у общих знакомых, четвёртое предложение было принято. Была ли это любовь со стороны Анны, неизвестно. Перед свадьбой она говорила всем, что Гумилёв – её судьба. Показательно, что церемонию венчания родственники невесты проигнорировали, сочтя этот брак бесперспективным. И в чём-то они оказались правы.

Николай Гумилев, Лев Гумилев и Анна Ахматова

Анну больше всего волновало её творчество, а Николай, добившись желаемого, резко охладел и к супруге, и к семейной жизни в принципе. Он начинает много путешествовать и увлекаться другими женщинами. Родившегося сына Льва (будущего без преувеличения великого учёного) решено отдать на воспитание свекрови.

С началом Первой мировой войны Николай уезжает на фронт, затем много путешествует. Каждый из супругов живёт своей жизнью, в 1918 году они разводятся. У них будут ещё другие браки, но что-то связующее, кроме сына, останется между ними навсегда. В 1921 году Гумилёва расстреляют, Анна напишет «крепко спаяна на двоих одна душа». Она не уничтожит его рукописи, даже будет пытаться опубликовать стихи «врага народа» и до конца своих дней будет называть себя его вдовой.

Любили и не понимали друг друга

Гумилёв вернулся из ГУЛАГа в возрасте 44-х лет, проведя в заключении годы, которые с точки зрения периодов активности человека считаются лучшими. Отношения с матерью были натянутыми. Сын был уверен, что Ахматова, с её возможностями и характером, не слишком старалась вызволить его. До него доходили слухи, что поэтесса вела жизнь богемы, полученные гонорары тратила на друзей, экономила на передачах сыну. Да и вообще он считал, что именно мать виновна в его судьбе. Ей казалось, что он стал чрезмерно раздражительным, резким, обидчивым, претенциозным. Анна Андреевна заявляла, что устала о нём хлопотать, называла Льва «ты сын и ужас мой». 

Ещё одной причиной холодности отношений стала стойкая память о том, что в детстве и отрочестве мальчик был совершенно лишён родительской любви. У Ахматовой, не принимавшей участия в воспитании ребёнка до 16 лет, в её новой семье не нашлось места и для юноши. Анна жила в коммуналке в Фонтанном Доме у своего гражданского мужа, вместе с его женой и дочерью. Хозяйкой тут она не была, а Пунину был ни к чему «лишний рот». Даже приезжая ненадолго, гость спал на сундуке в неотапливаемом коридоре. Такое отношение к себе трудно забыть и простить. В душе его жила обида на мать, равнодушную к нему и его интересам.

В  последние пять лет жизни Ахматовой они с Гумилёвым практически не общались. Ни сыну, ни матери, ставшим жертвами страшного времени, не хватило духа смиренномудрия и терпения, чтобы понять и простить друг друга. По невероятному стечению обстоятельств день кончины поэтессы совпал с датой смерти Сталина, которую Ахматова всегда «отмечала как праздник».

Что касается сыновнего долга, то простившись 5 марта 1966 года с матерью, Лев Николаевич взял на себя хлопоты по её погребению в Комаровском некрополе. Отказавшись от казённого типового памятника, предоставленного властями, Гумилёв заказал часть работ скульпторам Игнатьеву и Смирнову. Монумент он построил собственными силами. Вместе со студентами им были собраны камни и выложена стена как символ ограды следственного изолятора «Кресты», где Гумилёва содержали во время очередного ареста. В стене была ниша в виде тюремного окна, под которым стоит мать с передачей. В дальнейшем в нишу поместили барельеф с портретом поэтессы. Выполняя волю Ахматовой по завещанию, Гумилёв судился с Ардовыми и Пуниными за то, чтобы не дробить архив матери. Сын добился, чтобы всё её литературное наследие хранилось в одном месте.

Никто из биографов Анны Ахматовой не пишет о том, сколь трепетно и восторженно Лев воспринимал её поэтическое дарование. Умалчивают и об оценке сыном многочисленных любовных приключений матери. Она же в старости утверждала, что гордится «своим Лёвушкой». При этом вхожие в круг поэтессы люди отмечали, что«Сафо ХХ века», уделяя много внимания развитию молодых поэтических дарований, перенебрежительно относилась к научными трудами Льва Николаевича, предлагая заниматься исключительно переводами с фарси. А ведь «сын своих родителей», признанный коллегами «главным евразийцем», помимо достижений в истории и географии, был хорошим литератором и даже писал стихи. Когда в России были опубликованы все его книги, оказалось что их 15 ‒ по числу лагерных лет.

И в молодости, и в более поздние годы, мать не одобряла ни влюбчивости сына, ни его избранниц. Одной из самых нелицеприятных историй стала попытка Ахматовой очернить его возлюбленную Наталью Воробец. Та, давая надежды находящемуся в ссылке Гумилёву, встречалась с другим и не собиралась связывать с Лёвой свою судьбу. При расставании Гумилёв в отчаянии написал на каждом из писем от любимой Мумы: «и зачем было столько времени лгать». Ахматова, желая утешить его, клевещет на Воробец, приписывая женщине «стукачество» на ГБ. Это не делало чести матери ‒ сын перестал доверять ей и посвящать в свою личную жизнь.

Гумилёв женился лишь после смерти Ахматовой, в возрасте 55 лет. Он обрёл тихое и умиротворённое супружество с Натальей Викторовной Симоновской. Детей у возрастной пары не было. Наталья Викторовна ради мужа оставила работу художника книжной графики и посвятила себя заботам о нём. Уюта в доме добавлял четвероногий друг по кличке Алтын. Семейная жизнь длилась 24 года, до самой смерти Льва Николаевича. Все близкие называли их брак идеальным.

Предвоенный портрет: Вениамин Белкин (1941)

Портрет Ахматовой (Белкин)

Первые известные свидетельства работы Белкина над портретом Ахматовой относятся к маю 1922 года. Вениамин Павлович пишет в Берлин: «Я усердно занимаюсь живописью, пишу портрет Ахматовой и этюды». В музее Анны Ахматовой (Фонтанный Дом) хранится экземпляр «Белой стаи», который она подарила художнику, со следующей надписью: «Милому Вениамину Павловичу Белкину в первый день написания нашего портрета весной 1922 года. Петербург». Позже, по неизвестной причине, художник переписывает этот портрет и вновь показывает его уже на выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в 1932 году. Полностью портрет был завершен в 1941 году.

Николай Пунин и непростые отношения с Анной Ахматовой

В 1923 году в жизни Ахматовой появился ещё один учёный – Николай Пунин, знаменитый историк искусств. Что это было – любовь или выживание – сказать сложно, но квартирный вопрос играл в этих отношениях не последнюю роль. Ахматовой негде было жить, она уже не работала в библиотеке Агрономического института с предоставлением жилья. Дело в том, что в Петрограде к этому моменту было три сельскохозяйственных вуза, и их было решено объединить в один, всех прежних сотрудников уволили. Прописки у Анны, благодаря обману Шилейко, не было, на работу без неё не брали.

Ситуация сложилась неоднозначная, Пунин предложил жить у него в квартире вместе с его женой и дочерью. С супругой он не разводился, она же великодушно выделила им отдельную комнату. Более того, Ахматову не печатали, Николай зарабатывал крайне мало, все четверо жили на зарплату его жены, работавшей врачом. Вскоре к ним переехал ещё и сын Ахматовой – Лев. Ахматова пыталась разорвать эти мучительные отношения, но Пунин постоянно грозил самоубийством.

Николай Пунин

Вскоре прокатилась волна репрессий, Льва и Николая Пунина арестовали одновременно, обвинив в общем заговоре. Путём невероятных усилий и с помощью Бориса Пастернака Ахматова уехала в Москву и сумела передать письмо лично Сталину. В нём она ручалась за невиновность близких ей людей, удивительно, но их отпустили! А на арест самой Анны был наложен запрет также из Москвы!

Вскоре она находит в себе силы разорвать отношения с Пуниным окончательно. За 15 лет их непростого романа она почти не писала стихов, теперь же её творчество заиграло новыми красками. Именно к этому периоду относится знаменитая поэма «Реквием». А что же Пунин? А в его жизнь пришла новая любовь, супруга Анна Аренс умерла в 1943 году, и он снова женился на своей коллеге – искусствоведе Марте Голубевой.

Был ли Николай II любовником Анны Ахматовой?

Ахматова говорила всем, кто её знал близко, что она любила в жизни только один раз. Биографы до сих пор строят различные версии и предположения, пытаясь найти ответ в стихах поэтессы.

Одни исследователи вспоминают первую несчастную любовь юной Ани, которая привела к попытке самоубийства. Тогда, в 1904 году, объектом вожделения стал студент Петербургского университета Владимир Голенищев-Кутузов, подрабатывающий репетиторством в семье Горенко.

Другие уверенно называют имя художника Бориса Анрепа, ведь ему Ахматова посвятила более 30 стихов, в том числе с такими строками:

Высокий красавец, истинный аристократ, ведущий свой род с XV века, покорил Анну с первого взгляда. Они провели вместе всего три наполненных безграничным счастьем дня. Шёл 1914 год, и Анреп не только был женат, но и вынужден был уехать на фронт. Первая мировая война и две революции 1917 года способствовали тому, что после военных действий Борис уехал в Англию.

В следующий раз (и в последний) они увидятся только в 1965 году. И если Ахматова отразила свои чувства в стихах, то Анреп увековечил свою любовь в потрясающей красоты мозаике «Святая Анна». Её можно увидеть в соборе Христа Владыки в городе Муллингар (Ирландия), лицо святой поразительно напоминает лицо поэтессы.

Ряд литературоведов называют всё-таки Николая Гумилёва, ведь только с ним был оформлен официальный брак. Так кто же Он – Любовь всей жизни?

Строчки этого стихотворения сегодня знакомы любому, ведь оно изучается в рамках школьной программы по литературе. Многие критики считают это произведение лучшим среди любовной лирики Ахматовой. Оно написано в 1910 году, но кто же является объектом потерянной любви, если в это время Анна выходит замуж за Гумилёва? Ответ на этот вопрос претендует на сенсацию. Существует версия, что под «сероглазым королём» подразумевается император Николай II, он же – возможный отец Льва! Каковы же аргументы в её пользу?

Николай II – любовник Ахматовой?

Данная версия возникла в СМИ с подачи художников и писателей Евсевьевых, живших продолжительное время в Европе и возвратившихся в Россию. Они ссылаются на беседы с эмигрантами первой волны, знавших Ахматову лично. В качестве доводов приводятся следующие аргументы:

  1. Встреча и знакомство могли состояться в парке Большого Екатерининского дворца. Ахматова жила в Царском Селе, назвала себя в стихах «царскосельской весёлой грешницей», а доступ в парк был свободным для прогулок простых людей.
  2. В сатирическом романе Ю.Анненкова «Повесть о пустяках» есть упоминание о возможном романе. Анненков был знаком с Ахматовой.
  3. В цикле «Смятение» есть такие строчки: «…а взгляды его – как лучи» и «…и загадочных древних ликов на меня поглядели очи…» Те, кто знал царя лично, отмечали его лучистый взгляд, не свойственный больше никому другому. Древние лики – намёк на старинную династию Романовых.
  4. Первые сборники стихов («Вечер» и «Чётки») были, по мнению критиков, весьма слабыми. По этой причине Николай Гумилёв в принципе не хотел помогать публикациям жены. Тем не менее, юную Анну начинают воспринимать как одарённого и талантливого поэта, сочинения выходят большими тиражами. Получить признание в таких условиях можно только с помощью влиятельных покровителей.
  5. Николай Гумилёв не выражал радости при рождении сына, он много раз изменял жене, в конечном итоге они расстались.

Разумеется, все вышеупомянутые «доказательства» весьма сомнительны и могут трактоваться как «за», так и «против» возможного романа. В каждой женщине есть тайна, тем более, в талантливой поэтессе Анне Ахматовой, любившей «сероглазого короля».

Лирика Ахматовой

Лирика Ахматовой периода ее первых книг («Вечер», «Четки», «Белая стая») — почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось первоначально именно в этой традиционно вечной, многократно и, казалось бы, до конца разыгранной теме.

Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть ли не с первых ее стихов, опубликованных еще в «Аполлоне». Но, к сожалению, тяжелое знамя акмеизма, под которое встала молодая поэтесса, долгое время драпировало в глазах многих ее истинный, оригинальный облик. И заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеизмом, то с символизмом, то с теми или иными почему-либо выходившими на первый план лингвистическими или литературоведческими теориями.

Выступая в Москве в 1924 году на вечере Ахматовой, Леонид Гроссман остроумно и справедливо заметил: «Сделалось почему-то модным проверять новые теории языковедения и новейшие направления стихологии на «Четках» и «Белой стае».

Вопросы всевозможных сложных и трудных дисциплин — семантики, семасиологии, речевой артикуляции, стихового интонирования. Начали разрешаться специалистами на хрупком и тонком материале этих замечательных образцов любовной элегии. К поэтессе можно было применить горестный стих Блока: ее лирика стала «достояньем доцента».

Это, конечно, почетно и для всякого поэта совершенно неизбежно; но это менее всего захватывает то неповторяемое выражение поэтического лица, которое дорого бесчисленным читательским поколениям».

Весна 1913 года ознаменовалась для Ахматовой встречей и началом влюбленной дружбы с Николаем Владимировичем Недоброво. Тем временем в марте 1914 года вышел второй сборник Ахматовой «Четки», а в августе Гумилев добровольцем записался в лейб-гвардии Уланский полк, и ушел на фронт.

Осенью 1915 года в связи с обострением хронического туберкулезного процесса в легких она лечилась в Финляндии, а лето 1916-го года по настоянию врачей провела его на юге, в Севастополе, где произошло ее последнее свидание с Николаем Недоброво.

В марте 1917 года она проводила Гумилева за границу, в Русский экспедиционный корпус и оправилась на все лето в Слепнево, где писала стихи, вошедшие затем в сборник «Белая стая». Ахматова так же много времени проводила с сыном и свекровью.

Начало творческого кризиса

В скором времени новый избранник сердца Владимир Шилейко стал законным мужем Ахматовой. Через три года супружеской жизни она оборвала все отношения с мужем и выпустив сборник «Подорожник» начала новые отношения с Николаем Пуниным. В этот период отношения между сыном Львом и Анной окончательно испортились, и они практически не общались. Смерть бывшего мужа и отца Льва стала ударом для писательницы, и она некоторое время пребывала в депрессии. С началом Октябрьской революции Ахматова предпочла остаться в родных краях и поддерживать своих соотечественников новыми книгами. С началом 1922 года Ахматову начали игнорировать и в печать поступало ничтожно малое количество ее книг. Из-за постоянных смен мест жительства большая часть написанных ею в тот период стихотворений была утеряна. Нескончаемые эвакуации и обыски тяготили творчество Анны. В 1924 году был разорван брак с Владимиром Шилейко, который решил жениться повторно.

Разрыв с Гумилевым и революция

В марте Анна Андреевна проводила Николая Гумилева за границу, где тот служил в Русском экспедиционном корпусе. А уже в следующем 1918 году, когда он вернулся из Лондона, между супругами произошел разрыв. Осенью того же года Ахматова вышла замуж за В. К. Шилейко, ученого-ассиролога и переводчика клинописных текстов.

Октябрьскую революцию поэтесса не приняла. Ибо, как она писала, «все расхищено, продано; все голодной тоскою изглодано». Но Россию не покинула, отвергнув «утешные» голоса, звавшие на чужбину, где оказались многие ее современники. Даже после того, как в 1921 году большевики расстреляли ее бывшего мужа Николая Гумилева.

Декабрь 1922 года ознаменовался новым поворотом в личной жизни Ахматовой. Она переехала к искусствоведу Николаю Пунину, позже ставшему ее третьим мужем.

Начало 1920-х годов отмечено новым поэтическим взлетом Ахматовой — выходом поэтических сборников «Anno Domini» и «Подорожник», закрепивших за ней славу выдающейся русской поэтессы. В эти же годы она серьезно занималась изучением жизни и творчества Пушкина. Результатом этих исследований работы: «О золотом петушке», «Каменный гость», «Александрина», «Пушкин и Невское взморье», «Пушкин в 1828 году».

Новые стихи Ахматовой с середины 1920-х годов печатать перестали. Ее поэтический голос умолк вплоть до 1940 года. Для Анны Андреевны наступили тяжелые времена. В начале 1930-х годов был репрессирован ее сын Лев Гумилев, переживший в период репрессий три ареста и проведший в лагерях 14 лет. Все эти годы Анна Андреевна терпеливо хлопотала об освобождении сына, как хлопотала она и за арестованного в то же время своего друга, поэта Осипа Мандельштама. Но если Лев Гумилев все же впоследствии был реабилитирован, то Мандельштам погиб в 1938 году в пересыльном лагере по дороге на Колыму. Позже судьбам тысяч и тысяч заключенных и их несчастным семьям Ахматова посвятила свою великую и горькую поэму «Реквием».

В год смерти Сталина, когда начал отступать ужас перед репрессиями, поэтесса произнесла пророческую фразу: «Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили. Началась новая эпоха».

Ранние стихи

После развода с мужем в 1905 году, Инна Эразмовна забрала детей и переехала в Евпаторию, где Анна из-за обострившегося туберкулеза вынуждена была проходить гимназический курс на дому. Много гуляла и наслаждалась морскими просторами. Она научилась плавать так хорошо, словно морская стихия была для нее родной.

Если перечитать ее ранние стихи, в том числе и те, что собраны в первой книге «Вечер», считавшейся насквозь петербургской, то можно удивиться тому, как много в них южных, морских реминисценций. Можно сказать, что внутренним слухом благодарной памяти она на протяжении всей своей долгой жизни постоянно улавливала никогда полностью не замиравшее для нее эхо Черного моря.

С 1906-го по 1907-й год Анна жила у родственников в Киеве, где поступила в последний класс Фундуклеевской гимназии. После ее окончания она записалась на юридическое отделение Высших киевских женских курсов, и начала переписку с уехавшим в Париж Гумилевым.

Тогда же состоялась первая публикация ее стихотворения «На руке его много блестящих колец…» в парижском русском еженедельнике «Сириус», издателем которого был Гумилев. Ахматова как-то сказала, что не любила Киев, но если говорить объективно и точно, она, скорее всего, не любила свое тогдашнее бытовое окружение. Постоянный контроль со стороны взрослых (и это после херсонесской вольницы!), и мещанский семейный уклад.

Брак с  Гумилевом

В 1909 году Анна приняла официальное предложение Гумилева стать его женой, и 25 апреля 1910 года Анна Горенко и Николай Гумилев были обвенчаны в Николаевской церкви села Никольская слободка под Киевом.

На венчании никого из родственников Гумилева не было, так как они считали, что этот брак продержится недолго. А в мае супруги оправились в свадебное путешествие в Париж, после чего провели лето в Слепневе, тверском имении свекрови А.И.Гумилевой.

О Париже Анна Ахматова вспоминала с иронией: «…Стихи были в полном запустении, и их покупали только из-за виньеток более или менее известных художников. Я уже тогда понимала, что парижская живопись съела французскую поэзию…»

Самый известный портрет: Натан Альтман (1914)

Портрет Ахматовой (Альтман)

Этот портрет — одно из лучших произведений русского художника Натана Альтмана и самое известное воплощение образа поэтессы. Натан Исаевич Альтман (1889 — 1970) был русским и советским художником-авангардистом, художником-кубистом, сценографом и иллюстратором. Он родился в семье еврейских купцов. Знаменитый портрет был вдохновлен поэзией и личным знакомством с Анной Ахматовой в Париже в 1911 году и в Санкт-Петербурге. Портрет был включен в шорт-лист на Нобелевскую премию в 1965 году и получил второе место. На картине поэтесса изображена именно такой, какой ее помнят многие современники — высокая, стройная, с угловатыми формами и острым профилем лица. И, конечно, грустный взгляд. Поэтесса изображена на фоне сверкающих кристаллов, символизирующих мир возвышенных и абстрактных снов.

«Русская Сапфо» Анна Ахматова

1946 год стал в биографии Ахматовой новой проверкой на прочность: подвергнув несправедливой и безжалостной критике, ее, «типичную представительницу чуждой народу поэзии», исключили из Союза писателей, лишив тем самым средств к существованию. Вынужденная переводами зарабатывать на хлеб, только в 1951 году Анна Андреевна была восстановлена в СП СССР.

Поэт Анна Ахматова. (mir24.tv)

60-е годы XX века стали для поэта Ахматовой временем широкого признания. Ее, «русскую Сапфо», номинировали на Нобелевскую премию, присудили степень доктора «honoris causa» Оксфордского университета, вручили «Этна-Таормина», поэтическую премию Европейского сообщества писателей.

Сборник «Бег времени», вышедший в свет в 1965 году, стал последней прижизненной книгой Анны Андреевны. Спустя год Ахматовой не стало. Поэта, «душу Серебряного века», чья лирика подобна музыке Моцарта, похоронили под Петербургом, на Комаровском кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector