История любви муслима магомаева и тамары синявской: ты
Содержание:
Музыка
Рис. 2. На сцене
Дебютное выступление совместно с цыганским хором стало последствием того, что девушку с хорошими вокальными данными заметили опытные специалисты и предложили выступить с сольной партией в «Александре Невском» и «Москве». Завершив обучение, Тамара начала практиковаться в Большом.
Исключительным периодом стала поездка в Италию, произошедшая в 1973 г. В течение года певица стажировалась в одном из крупнейших оперных театров «Ла Скала». Совместно с коллегами она выступила во многих странах Европы, после чего триумфально возвратилась в Советский Союз.
Большой популярностью пользовались работы в Большом театре. Из всего репертуара певицы можно отметить несколько работ, имевших максимальный эффект у зрителя:
- Ария «Флора» из оперы «Травиата».
- Исполнение Кончаковны в опере «Князь Игорь».
- Персонаж Кэт в постановке «Чио-Чио-чан».
- Ульрик в «Бале-маскараде».
- Ария Азучена из «Трубадура».
На протяжении почти 40 лет Тамара Синявская исполняла ключевые оперные арии и романсы в многочисленных концертах и театральных постановках. Произведения Прокофьева, Вагнера и Чайковского невозможно представить без её голоса. Она удостоилась звания «Лучшая русская вокалистка, прошедшая итальянскую школу». Выступала не только на родном, но и на французском и итальянском языках.
Карьеру оперной певицы Тамара Ильинична Синявская завершила в 2003 г. на максимальном пике карьеры. Свой уход прокомментировала словами, что ушла, не став дожидаться потери голоса, для того, чтобы не дать повода для разговоров об этом.
Спустя почти 10 лет на вопрос репортёра «Российской Газеты», не сожалеет ли она о завершении карьеры и о том, что не попыталась предпринять попытку построить мировую карьеру, Тамара Ильинична ответила такими словами:
Завершив карьеру оперной певицы, Тамара Синявская после двухлетней передышки стала преподавать в ГИТИСе. Спустя 3 года после начала деятельности в образовании получила предложение возглавить кафедру вокального искусства, где и работает по сегодняшний день.
Начало творческой карьеры и стремительный путь на музыкальный Олимп
С замиранием сердца она выходила на сцену Академического Малого театра вместе с настоящими звездами, и надеялась на то, что когда-нибудь и ее имя будут ставить в одну строчку с этими талантливыми исполнителями
«Живой труп»: в этой постановке на юную певицу обратили внимание (там состоялся ее дебют в хоре цыган) и доверили сольные исполнения в кантатах «Москва», «Александр Невский». Диплом об окончании музыкального училища был получен в 1964-м, и встал вопрос о том, куда поступать (или идти работать) дальше
Последний экзамен был сдан не просто на пятерку, а на пять с плюсом – случай уникальный в истории училища, и преподаватели посоветовали выпускнице попробовать силы в конкурсе в Большом театре, где как раз набирали тогда практикантов.
Никто и предположить не мог в Большом (да и сама она в молодости только мечтала об этом), что двадцатилетняя практикантка скоро затмит своим талантом маститых звезд самой главной сцены страны. Но Борис Покровский, Галина Вишневская, Евгений Светланов (члены приемной комиссии) разглядели в скромной и доброжелательной девушке большой потенциал и не ошиблись в выборе, когда ей отдали на конкурсе явное предпочтение. Неполный год понадобился, чтобы выпускница музыкального училища без консерваторского образования вошла в основную труппу Большого. Удивительно, но факт: певицы с большим стажем, хоть без труда и могли разглядеть в девушке безусловный талант, не видели в ней конкурентку и относились к коллеге очень доброжелательно. Да она и не стремилась «перешагнуть» через корифеев сцены, только наблюдала за ними, робея, а в душе мечтала, конечно, о больших выступлениях.
Преодолеть робость помог ей Борис Покровский: главный режиссер Большого театра в тот момент, Борис Александрович несомненно повлиял на начальное становление карьеры Тамары Синявской в молодости, доверив ей партию пажа в «Риголетто» Верди. Список партий, который за годы работы в Большом она спела, огромен; вот некоторые, которые до сих пор вспоминаются с восхищением и трепетом «старичками»-поклонниками певицы:
- «Евгений Онегин», Чайковский, партия Ольги;
- «Садко» Римского-Корсакова – Любава;
- снова Чайковский, «Пиковая Дама» – Полина;
- «Травиата» Верди, партия Флоры;
- Мусоргский, «Хованщина»: Марфа;
- тот же композитор, «Борис Годунов» – Марина Мнишек;
- «Кармен» Бизе: главная одноименная роль;
- Молчанов, оперная версия легендарного произведения «А зори здесь тихие» – партия Жени Комельковой.
В 1970-м Международный конкурс имени Чайковского был приурочен правительством СССР к столетнему юбилею В. И. Ленина, и министром культуры Фурцевой далась установка: «На этом конкурсе все награды должны быть нашими!» Так и случилось: вместе с Зурабом Соткилавой, Еленой Образцовой, Владимиром Спиваковым и другими яркими представителями советской музыки престижная премия досталась и Тамаре Синявской. «Правда, что вас хвалила сама Мария Каллас на конкурсе?» – спросил ее Дмитрий Гордон в интервью в 2011-м. На что был ответ: «Да! А в Консерватории, когда мы пели уже после конкурса, она сидела в шестом ряду, и я видела, как Каллас мне подпевала! Можно сказать, что то выступление мы спели дуэтом».
Большой театр
И вот в 20 лет без консерваторского образования Синявскую принимают в группу стажеров. Спустя год, она становится солисткой главной труппы Большого. Почти 40 лет ее творческая жизнь была связана с этим театром.
Первая же роль «Пажа» в опере «Риголетто» Верди показала, что Тамаре подходит играть травести. Но однажды, когда большая часть труппы уехала на гастроли в Милан, ей пришлось исполнить в постанове «Евгений Онегин» партию Ольги.
С самых первых выступлений Тамары Синявской в Большом театре было понятно, что на оперной сцене появился настоящий бриллиант. Но успех в столь юном возрасте не вскружил певице голову. Исполняя контральто и меццо, она мечтала о партии высокого меццо.
И она упорно шла к мечте, расширяя голосовой диапазон, а с ним и творческий репертуар. С начала музыкальной карьеры на счету Синявской уже было несколько десятков партий. Причем это были далеко не простые постановки.
В приемную комиссию входила наиболее выдающаяся советская музыкальная элита, где можно было встретить Светланова Е., Рождественского Г., Покровского Б., Архипову И., Вишневскую Г.
Члены комиссии были поражены великолепными вокальными данными юной певицы. Ее сразу взяли стажером, хотя возраст ее не превышал двадцати лет, а консерваторское образование отсутствовало.
В основную труппу Большого театра в качестве солистки она вошла уже в следующем году, связав себя с этим творческим коллективом более чем на сорокалетний срок.
Долгий счастливый брак
Будучи оба сильными творческими личностями, супруги в первые годы совместной жизни много ссорились. После бурных выяснений Магомаев уезжал в родной Баку, но вскоре он остывал и возвращался к ней, одаривая любимую жену большим букетом цветов. Через несколько лет Тамара Ильинична уже смотрела философски на ссоры с мужем; она поняла, что часто сама вела себя неправильно, а вот Муслим Магометович был более мудрым. Сама оперная дива уверена, что в любящих семья должны присутствовать такие моменты, ведь именно они подтверждают, что супруги не равнодушны друг к другу. Синявская не ревновала супруга к поклонницам, и когда к ним домой приходили дамы с букетами, она вежливо принимала их и говорила, что певец занят и не может к ним выйти. У них не было общих детей, но у певца в первом браке тогда же подрастала дочь Марина. После развода он не бросил девочку и постоянно общался с ней. Нашла общий язык с единственной наследницей мужа и Тамара Ильинична.
Артисты любили проводить время на своей даче в Подмосковье, где они выращивали овощи, ягоды и цветы; наслаждались природой, бродили по лесу и плавали в бассейне. Дом у них был одноэтажный, но очень просторный. Именно там Магомаев сочинял музыку, делал аранжировки, лепил скульптуры и занимался любимым делом – писал картины. Среди работ певца есть портреты великих композиторов и его большого друга – Гейдара Алиева. Часто супруги пели и аккомпанировали друг другу на рояле.
В 2003 году ушел из жизни Алиев; певец тяжело переживал смерть близкого человека, он замкнулся в себе и почти не выступал. Его здоровье ухудшилось, и начались проблемы с сердцем. Именно в тот период прима Большого театра без колебаний оставила карьеру и посвятила себя уходу за любимым человеком. Благодаря ее любви и заботе Магомаев прожил еще несколько лет. Он умер в 2008 году от ишемической болезни сердца. Синявская решила похоронить мужа на его родине, рядом с могилой его дедушки, композитора Муслима Магомаева.
После смерти супруга она долгое время не выходила на публику и не давала интервью. Она все-таки нашла в себе силы жить дальше и заниматься любимым делом. Сейчас артистка не поет и не потому что не хочет или ленится: дело в том, что рядом нет любимого мужа. Главное для нее – это быть здоровой и иметь хорошее состояние духа.
Дочь Магомаева вместе со своей семьей сейчас живет в Америке. Ее муж, Александр Козловский – обладатель звонкого красивого голоса, в прошлом он занимался певческой карьерой. У пары подрастает сын Аллен. Марина росла музыкальной девочкой, но получила образование в географическом вузе. Сейчас она все время посвящает семье.
Тройной гонорар
— Нет, артист из фильма про Магомаева на него не похож, — согласился с Резановой ветеран эстрады Феликс Дадаев, работавший с певцом в 60-е в качестве конферансье. – Да, его как-то загримировали. Но, насколько я знал Муслима, сходства нет. И с обвинением Магомаева в получении тройного гонорара за выступление на стадионе все было не совсем так, как показано. Эти три ставки ему были официально положены. Просто люди, которые платили ему деньги, не совсем законно их оформляли. А у него было много завистников, которым не давали покоя его доходы. И на него начались гонения. Но тюрьма ему не угрожала. Это уж создатели фильма преувеличили.
Все ограничилось тем, что министр культуры Фурцева запретила на какое-то время его концерты. Она ему все прощала за безотказность. Все просили ее: «Хотим Магомаева!» И он по первому требованию ехал, куда скажет Екатерина Алексеевна. Однажды мы с Муслимом должны были гастролировать по Кубани. Все билеты были распроданы. Вдруг его куда-то срочно вызвала Фурцева. И пришлось наши гастроли переносить.
Брат артиста Юрий Леонтьевич (справа) с сыном Юрой (сейчас он звезда шансона), сестрой Татьяной, супругой Светланой (на руках у нее дочка Ая) и женой сына Дашей. Фото из личного архива
Переезд в Чечню
Из-за несогласий с родителями, Муслим вместе с Офелией переехал работать в Грозный. Офелия не укоряла мужа в том, что тот маловато зарабатывает, но когда забеременела, не могла пребывать рядом с мужем, который постоянно ездил выступать по аулам. Жена певца уже не знала, желает ли быть рядом с супругом, так как тот относился к ней неласково, словно вымещая злобу на её мать и отца, но по своей доброте не был явно грубым с супругой.
Фото: livejournal
Несмотря на несколько остывшие чувства супруга, Офелия желала вопреки советам родителей родить малыша или малышку от обаятельного и талантливого супруга. Скрыв от него своё положение, жена Магомаева вернулась в Баку и стала матерью там в 1961-м году, назвав дочку Мариной. А оставшийся в Грозном Муслим испытывал серьёзные денежные затруднения, так как ему задерживали гонорары, из-за чего ему даже довелось переночевать на парковой лавочке.
Фото: 24smi
Однажды Муслим, встретив коллегу Мусу Дудаева, высказал своё недовольство на жизнь, признавшись что является чеченцем.
Музыка
Днем Тамара училась, а вечерами выступала. Дебютировала с хором цыган в постановке «Живой труп», где вокальные данные певицы отметили и дали сольные партии в кантатах «Александр Невский» и «Москва». В 1964-м Синявская получила диплом музыкального училища, сдав экзамен на «пятерку с плюсом», что в учебном заведении было редкостью. Педагоги рекомендовали выпускнице попробовать силы в Большом театре, где в то время набирали группу практикантов.
Приемная комиссия Большого, куда прибыла Тамара Синявская, единогласно приняла 20-летнюю артистку, хотя у девушки не было консерваторского образования. Но члены приемной комиссии — светила в мире музыкального искусства Борис Покровский, Галина Вишневская и Евгений Светланов поняли, что имеют дело с исключительным талантом.
Тамара Синявская и Ирина Архипова Мэтры Большого театра не видели соперницы в молоденькой доброжелательной девушке, да и она о конкуренции не думала: у Тамары Синявской дух перехватывало, когда она выходила на сцену с Ириной Архиповой, Александром Огнивцевым и Зурабом Анджапаридзе.
Через год Тамару Синявскую приняли в основной состав труппы, но вокалистка понимала, что останавливаться нельзя: москвичка поступила в ГИТИС, где встретила знаменитого педагога по вокалу Дору Белявскую. Впервые Синявская услышала, что ей есть над чем работать, Дора Борисовна превратила алмаз в бриллиант.
В театре Тамара Синявская внимательно наблюдала за работой корифеев и робела. Преодолеть неуверенность помог режиссер Борис Покровский, доверив молодой певице роль Пажа в опере Джузеппе Верди «Риголетто». Мужская партия Пажа девушке удалась, в театре убедились, что певица справляется и с женскими ролями, и с травести.
Хозяйкой сцены Тамара Синявская почувствовала себя, когда основной состав труппы отправился на гастроли в Милан. В Италию поехала единственная исполнительница партии Ольги в постановке «Евгений Онегин». Роль доверили Синявской, и она с блеском справилась, услышав лестный отзыв 70-летнего мэтра Сергея Лемешева.
За 40 лет на сцене Большого театра Тамара Синявская стала примой, исполнив бархатным меццо-сопрано все главные оперные партии, считалась неповторимой Азученой, Кармен, Мариной Мнишек. За голосовой диапазон и мастерство певицу назвали лучшей русской вокалисткой итальянской школы. Армию поклонников таланта Тамары Ильиничны пополнили и российские, и зарубежные ценители оперного искусства.
Тамара Синявская, Галина Вишневская и Борис Покровский В репертуаре Синявской была французская и итальянская музыка, а исполняя партии русской оперы, певица чувствовала себя комфортно. Русскую душу оперной дивы отметили поклонники, услышавшие партию Любаши в опере Николая Римского-Корсакова «Царская невеста». Ее ценители и музыкальные критики называют лучшей в карьере знаменитости.
Помимо оперных арий, поклонникам полюбились романсы, эстрадные и народные композиции в исполнении Тамары «Тонкая рябина», «Черноглазая казачка», «Ночь светла», «Санта-Лючия», «Нежность», «Дым» и многие другие.
Артистка и сама походила на казачку — средний рост (170 см), темные волосы и горящие глаза, статная фигура. Синявская говорила, что никогда не отличалась стройностью, а попытка похудеть чуть не привела к утрате голоса. Но за весом она следила — сидела на диетах.
В 1970 году в России прошел конкурсный фестиваль имени Чайковского, где членами жюри стали Мария Максакова, Ирина Архипова, Мария Каллас и Тито Гобби. Тамара Синявская и Елена Образцова разделили главную награду — золотую медаль, причем иностранные члены жюри отдали предпочтение первой. Фестиваль принес оперной диве всесоюзную популярность и предложения выступать на мировых сценах, но Тамара Ильинична не гналась за славой и не представляла, что покинет Большой театр.
В 2003 году певица ушла со сцены на карьерном взлете. Позже она объяснила, что предпочла уйти раньше, чем услышит слова удивления по поводу карьерного «долгожительства».
Преемственность поколений
— Сейчас много разговоров о том, что современная творческая молодежь думает только о деньгах и славе, которые для них важнее искусства… Ваши студенты – какие они? Чем отличаются от молодежи вашего поколения?
— Когда они приходят, я чувствую, насколько они еще не открыли глаза на эту жизнь. Они ее видят, во‑первых, через ящик телевизионный, во‑вторых, через Интернет.
Что касается искусства, то студенты видят только поверхность айсберга, который называется «созданием человека, артиста, интеллигента». Моя обязанность педагога этому их учить. Мне так приятно, когда у моих студентов что-то начинает получаться. Я с ними провожу очень много времени. Часто устаю, если честно.
Потому что первые результаты трудов и сил, которые ты вкладываешь, появляются не сразу. Не через год, не через два, не через три. А к концу 4‑го курса все, как под копирку, начинают соображать. Поэтому даже в пять лет обучения невозможно «уместиться», а тут у нас отняли целый год учебы. Может быть, актерству еще можно за такой срок обучить, и то вряд ли.
Потом в процессе жизни люди будут набирать драматическое мастерство, если с ними рядом остается мастер и работают маститые, уже опытные артисты. А певцы – это совсем другое дело. Певец только к концу 4‑го курса вдруг начинает знакомиться со своим организмом.
Тамара Синявская и Муслим Магомаев
Если бы они приходили в институт после колледжа (раньше их называли училищами), обучившись там хотя бы азам. Совершенствовать потом их навыки и развивать мастерство пять лет или даже четыре года – это было бы разумно. Но к нам берут очень молоденьких…
— А когда формируется голос?
— Голос формируется не раньше 17 лет, и то у девушек. А у некоторых юношей голос вообще созревает в 21–22 года. Это мутация, у них меняется гортань, вся их физика. Если этот человек обладает даром свыше, тогда за его голосом нужно сильно следить. И делать это должны педагоги. Но если у них отнимают целый год преподавания, то сделать это очень сложно…
У меня самой были прекрасные педагоги, которым я всю жизнь благодарна. Меня замечательно воспитывали, я получила хорошее образование в музыкальном училище при консерватории, затем заканчивала практически экстерном ГИТИС. Я там, конечно, приходящей студенткой была, потому что уже работала в Большом театре.
Вся творческая жизнь, все поиски и труды труппы – все было у меня перед глазами. Я видела, как артисты живут, чем они дышат. Вся их жизнь проходила в Большом театре. Все остальное было как за стеклом, как нечто ненастоящее…
Тамара Синявская
— Театральные мастера говорят, что к каждому юному артисту нужен свой подход. С некоторыми можно только похвалой результата добиться, а на других надо прикрикнуть, и только тогда он начинает шевелиться.
— Да, опытный мастер знает, на кого прикрикнуть, а кого погладить. То же самое и у меня в классе. Кому-то можно сказать: «Извини, дорогая, но ты дуреха». Но надо интонацию выбирать, чтобы она не ушла и крылышки не опустились у нее и больше девочка не заглянула в вокальный класс…
— А у вас самой какие были педагоги? Признайтесь, ругали Синявскую?
— К сожалению, всем нравилось мое пение. А мне хотелось, чтобы меня ругали. Я хотела получить совет от своих педагогов, а они: «Ой, как хорошо, ой, как красиво!» Мне не хватало критики. Поэтому я стала искать педагога.
И нашла в этом самом ГИТИСе, где сейчас сама преподаю. Это была Дора Борисовна Белявская – профессор, известный на всю Москву и вообще на весь Советский Союз. Потому что у нее были национальные кадры, как это тогда называлось. У нее учились девушки из разных республик.
Когда я ей спела, она так внимательно посмотрела на меня… Я ей говорю: «Только очень вас прошу: не хвалите меня». И когда она мне сказала: «А за что вас хвалить, у вас есть недостатки», я ответила: «Ну все, я пришла туда, куда мне надо». (Смеется.) Я всегда любила, чтобы передо мной ставили трудные задачи.
На эту тему:
Ушел из жизни певец и композитор Александр Градский
У касс Большого театра второй день стоит очередь за билетами на «Щелкунчика»
Умер бас Леонид Зимненко
На Новой сцене Большого театра случился потоп
Смертельный номер: что говорят артисты Большого театра после гибели Евгения Кулеша
Михаил Меринг и Камерный оркестр Большого театра выступят в ММДМ
Семейная жизнь
Но не только оперная карьера была звездной у Синявской. В личной жизни ей тоже выпала звездная партия.
Со своим мужем, народным артистом Магомаевым они познакомились в Азербайджане в 1972 году. Там проходило представление русского искусства, где Синявская Тамара была гостьей. Ей очень не хотелось ехать в эту поездку. Но у судьбы свои планы. Она влюбилась в город, в филармонию и в молодого человека.
Немало женщин украдкой вытирали слезы, и вздыхали, когда узнали, что звездная пара поженилась. На концертной сцене и в браке они были вместе 35 лет. Эти годы пролетели, как один день.
Смерть всегда неожиданна, а смерть любимого человека неожиданна вдвойне. Муслим Магомаев ушел из жизни в 2008 году. Тамара Ильинична до сих пор не может смириться со смертью мужа. Слушая его песни, не стыдится слез. В жизни «оперной царицы Тамары» была одна любовь, и для другой места не было.
В 2013 году Синявкая отметила свое 70-летие. Будем надеяться, что эта великая оперная дива будет еще долгое время радовать нас своим творчеством.
«Оперная царица Тамара» — такой эпитет придумал в своё время Святослав Бэлза. И во многом он прав: исключительный артистизм и великолепный голос, редкий по своей красоте и насыщенности, да и по типажу как таковому (редчайшее контральто!), — вот главные составляющие успеха Тамары Синявской на оперной сцене.
Её творческий и жизненный союз с Муслимом Магомаевым был плодотворен и принёс артистке большие дивиденды: её слава была очень громкой на просторах бывшего Советского Союза благодаря тому, что она постоянно появлялась в правительственных и эстрадных концертах по Центральному телевидению, много гастролировала по стране.
Тем не менее, вклад Тамары Ильиничны в копилку Большого, конечно, неоценим: не так уж много было на его прославленной сцене столь ярких как она исполнительниц меццового и контральтового репертуара, столь ярких артистических личностей.
Сегодня Синявская — педагог, пестующий молодых, организатор вокальных конкурсов, человек искусства, делающий немало для развития классической музыки в нашей стране.
«Хочется напоследок сказать о незаменимом качестве характера Тамары. Это общительность, умение улыбкой встретить неудачу, а потом со всей серьезностью, как-то незаметно для всех бороться с ней. Несколько лет подряд Тамара Синявская избиралась секретарем комсомольской организации оперной труппы Большого театра, была делегатом XV съезда ВЛКСМ.
Вообще Тамара Синявская очень живой, интересный человек, любит пошутить, поспорить. А как смешно она относится к суевериям, которым подсознательно, полушутя-полусерьезно подвержены актеры. Так, в Бельгии, на конкурсе ей вдруг достается тринадцатый номер.
Известно, что этот номер «несчастливый». И вряд ли кто обрадовался бы ему. А Тамара смеется. «Ничего, — говорит она, — этот номер будет счастливым для меня». И что вы думаете? Певица оказалась права.
Гран-При и золотую медаль принес ей ее тринадцатый номер. Первый ее сольный концерт был в понедельник! Тоже по приметам тяжелый день. Вот уж не везет! И живет-то она в квартире на тринадцатом этаже…
Творческий путь
- 1964 – окончила музучилище и принята в Большой театр в качестве стажера, несмотря на отсутствие консерваторского образования и юный возраст: на прослушивании члены приемной комиссии были восхищены ее великолепными вокальными данными. Дебютировала в роли Пажа в опере Д. Верди «Риголетто». Тамара так волновалась во время дебюта, что спела единственную музыкальную реплику роли в замедленном темпе.
- 1964 – первое выступление на Центральном телевидении СССР – в «Голубом огоньке».
- 1967 – впервые выехала с театром на зарубежные гастроли в Канаду, на Всемирную выставку ЭКСПО-67. В спектакле «Война и мир» певица исполняла три партии – цыганки Матреши, Мавры Кузьминичны и Сони.
- 1968 – поступила учиться в ГИТИС им. Луначарского на отделение актеров музыкальной комедии сразу на третий курс. Училась на вечернем отделении и продолжала работать в театре.
- 1969 – получила Гран-при, золотую медаль и специальный приз «За лучшее исполнение романса» на Международном вокальном конкурсе в Вервье (Бельгия). На гастролях с театром в Париже выступила в партиях Ольги («Евгений Онегин»), Федора («Борис Годунов»), Кончаковны («Князь Игорь»). Это был европейский дебют певицы. Парижские газеты отозвались восторженными рецензиями на ее выступления.
- 1970 – заняла первое место (золотая медаль) на IV Международном конкурсе им. П. Чайковского, разделив его с Еленой Образцовой. Эта победа принесла Синявской мировую известность. Окончила ГИТИС (класс пения Д.Б. Белявской). Выступление на конкурсе им. Чайковского было дипломным экзаменом певицы.
- 1972 – по приглашению Сергея Лемешева приняла участие в спектакле, посвященном 70-летию великого певца: в опере «Евгений Онегин» исполнила партию Ольги.
- 1972 – в новой постановке оперы «Руслан и Людмила» в Большом театре исполнила партию Ратмира. Роль стала украшением и главной удачей спектакля. После премьеры Синявская вошла в основной состав солистов Большого театра. В опере Р. Щедрина «Не только любовь» в только что открывшемся Московском камерном музыкальном театре под руководством Б.А. Покровского исполнила заглавную партию Варвары Васильевны.
- 1973-1974 – стажировалась в театре «Ла Скала» в Милане.
- 1975 – на новогоднем «Огоньке» впервые выступила в вокальном дуэте с супругом Муслимом Магомаевым. Они исполнили неаполитанскую песню «Тиритомба». В дальнейшем супруги часто давали совместные концерты, исполняя дуэты из опер, неаполитанские песни, романсы.
- 1978 – первое исполнение роли Кармен в опере Ж. Бизе. При подготовке роли Синявская серьезно занималась танцем с известной балериной М.Т. Семеновой, и Кармен получилась у нее чрезвычайно яркой и выразительной не только благодаря вокалу, но и пластике.
- 1982 – присвоено звание «Народная артистка СССР».
- 2002 – завершила карьеру на оперной сцене. Прощальным выступлением на сцене Большого театра стало исполнение любимой партии певицы – Любаши в «Царской невесте» Н.А. Римского-Корсакова.
- 2005 – начало преподавательской деятельности в Российской Академии театрального искусства.
- 2008 – стала заведующей кафедрой вокального искусства на факультете музыкального театра Академии театрального искусства.
- С 2010 возглавляет Фонд культурно-музыкального наследия М. Магомаева и Международный конкурс вокалистов им. Магомаева.
Ухаживал по-царски
«Я вышла замуж за Муслима Магомаева по огромной любви, бесконечно восхищаясь человеком, которого так щедро одарил Господь Бог, — призналась “АиФ” Тамара Синявская. — Чем больше проходит времени, тем больше я это чувствую. Муслим был настоящим джентльменом. С самого нашего знакомства и до последних дней ухаживал просто по-царски, дарил охапки цветов.
Хотя поначалу мы с ним долгое время были на “вы”. Муслим был человеком с огромным чувством собственного достоинства, не терпел панибратства. К нему никто не мог подойти и запросто похлопать по плечу. Он одаривал наглеца таким взглядом, что у человека всё холодело внутри… Он был очень добрым, но любил держать дистанцию».
Это правда — Магомаев не умел лебезить, пресмыкаться, дружить с «нужными» людьми, никогда не был членом КПСС. Несмотря на то что в числе его верных поклонников были министр культуры Екатерина Фурцева и сам Брежнев, обожавший песню «Белла, чао!», свою первую квартиру Магомаев получил только в 41 год. До этого они с супругой снимали номер в гостинице «Россия».
Конечно, в семье таких двух ярких индивидуальностей не могло обойтись без споров и конфликтов. Во время одной из ссор Синявская ушла в другую комнату. А Магомаев вылез в окно, прошёлся по карнизу на высоте и заглянул к супруге в окошко: «Ку-ку!» Тамара Ильинична чуть не упала в обморок. Конфликт мгновенно был забыт.
— Находила ли коса на камень? — говорит Тамара Синявская. — Было бы странно, если бы не находила! Но у нас творческие были дебаты, а вовсе не на тему быта! Например, говорим о знакомом певце. «Ты представляешь, он вот эту ноту не смог прикрыть!» — «Да ты ничего не понимаешь, её, наоборот, надо было закрыть!» И на этой почве могли говорить на тон выше обычного. Творчество — это была наша жизнь. Муслим был весь пропитан музыкой. Я тоже. Ну а его отъезды в Баку… Конечно, у него же характер! Не забывайте, восточный человек! Огромная вспыльчивость, но и отходчивость тоже быстрая».
Статья по теме
Восточные жёны. Звёздные «интернациональные» браки Домашние застолья в их доме тоже были восточные — принимать гостей Магомаев любил и умел.
Кстати, готовил король музыки сам. Фирменными блюдами были котлеты и шашлык. Даже салат делал по-фирменному: помидоры (особенно любил сорт «бычье сердце») не резал, а разламывал.
Когда Муслим Магометович бывал на родине, друзья знали: Магомаев всегда зовёт на осетрину — только она считалась настоящей рыбой в Баку.
А ещё его интересовали кухни всего мира. Итальянский певец Робертино Лоретти рассказывал в интервью, что однажды Муслим попросил его научить готовить настоящий «Болоньезе» по рецепту знаменитого повара. И Лоретти раскрыл Муслиму девять деталей, которые делают «Болоньезе» тем самым, настоящим.
Муслим Магомаев: «Лучше быть первым на деревне, чем последним в городе» Подробнее
Две свадьбы
Как ни странно, романтичного предложения руки и сердца не было. Певец, после первого развода, опасался заключать официальный брак, хоть и понимал, что хочет прожить с Тамарой Синявской всю жизнь.
Свадьба состоялась благодаря другу пары, художнику Таиру Сапахову. Однажды, забежав к ним в гостиницу «на огонек», Сапахов заявил, что может через знакомых устроить «роспись» без очереди, забрал их паспорта и отнес в ЗАГС.
Торжество сначала планировалось скромное, насколько это было возможно для двух звезд – оперной и эстрадной. В столичный ресторан «Баку» было приглашено около ста гостей, однако, из-за утечки информации, под окнами ресторана оказалось еще не менее трехсот почитателей творчества певца. Поэтому Магомаев, всегда уважавший своих поклонников, несмотря на первый ноябрьский мороз, открыл окна ресторана и почти час пел для них.
«Вторая свадьба» была лично для Гейдара Алиева. Он не смог присутствовать на торжестве и для поздравления пригласил молодоженов стать его попутчиками в поездке из Москвы в Тулу. Получился такой «свадебный поезд», о котором у Муслима Магомаева и Тамары Синявской остались самые теплые воспоминания, они шутили, что так и мчатся по жизни на своем счастливом поезде.
Детские годы
Тамара родилась в Москве 6 июля 1943 года.
Удивительный голос ей достался по наследству от мамы, которая в молодости замечательно пела. Девочка стала подражать маме уже с трёх лет, и особенно маленькой Томе нравилось петь в парадных подъездов. В старых домах подъезды были с мраморными полами, высокими потолками, резными перилами на лестницах и с хорошей акустикой. Звучание голоса ей казалось здесь таким красивым, как в храме.
Малышка заходила в один из подъездов, становилась посередине парадной и начинала громко петь. Так она горланила, пока кто-нибудь из жильцов не открывал дверь и не спрашивал громко на весь подъезд: «Кто тут поёт?» И тогда девочка покидала свою «сцену» и переходила в другой подъезд. За день она обходила все подъезды в своём и в соседних домах по улице Мархлевского. Привычка с детства осталась до сих пор, когда Тамара Ильинична заходит в незнакомый подъезд, она тихонько опробует в нём свой голос.
Маленькая девочка уже с детских лет понимала, что раз она так хорошо поёт, то должна быть у певицы своя публика. Так она начала давать концерты во дворе для ребят. Соседи просили девочку петь потише и советовали её маме, отдать дочку в Дом пионеров.