Юрий соломин, его жизнь, любовь, королева елизавета ii и кот

Кино

Сам Юрий Соломин считает себя театральным актером, но и мир кинематографа принял его с любовью и уважением. Его дебютная роль, сыгранная в 1960 году, сразу же оказалась главной. Нельзя сказать, что фильм был слишком удачным, но производственная тематика тогда была популярной и востребованной.

Соломин предстал перед зрителями в образе простого инженера, приехавшего работать в сибирском порту. За ним последовала и его невеста, но через некоторое время приехала первая любовь главного героя, который теперь попал в сложную ситуацию выбора, и из-за этого у него начались серьезные проблемы на работе.

В 1965 он сыграл сразу в нескольких фильмов, среди прочих героев он воплотил и образ брата великого вождя пролетариата Дмитрия Ульянова. В 1967 году ему доверяют уже одну из главных ролей в военной мелодраме «Весна на Одере». А зрителям он запомнился и полюбился в образе капитана Кольцова – главного героя фильма «Адъютант его превосходительства».

Так сложилось, что образ военного, который получался у Юрия очень органично, на долгие годы стал его основным амплуа. Вообще, режиссеры его видели исключительно в серьезных ролях, хотя ему было интересно попробовать себя и в качестве комедийного актера. Он был уверен, что прекрасно справится с такой задачей, так как обладает природным обаянием и прекрасным чувством юмора.

Реализовать такую мечту ему удалось в лирической музыкальной сказке Марка Захарова, поставленной по повести Евгения Шварца «Обыкновенное чудо». В ней Соломину досталась небольшая роль трактирщика. Но этого было достаточно, чтобы режиссеры смогли увидеть артиста в новом амплуа.

Тут же последовало приглашение уже на одну из главных ролей в телевизионной оперетте «Летучая мышь». Это одна из немногих работ, где он снимался вместе с братом, Виталием Соломиным, тоже выбравшим актерскую стезю. От этой работы Юрий получил настоящее удовольствие, а фильм входит в Золотой фонд советского кинематографа.

Необычно, но тоже очень ярко и органично смотрелся Соломин и в роле астронавта в фантастическом фильме «Лунная радуга», снятом в 1983 году. В ленте «Берег его жизни» Соломин предстал в образе легендарного путешественника Миклухо-Маклая. А еще через год он уже играл бесстрашного полковника КГБ.

Всего в фильмографии артиста более полусотни ролей, большая часть из которых – главные. Под его руководством в Малом Театре было поставлено несколько десятков спектаклей, которые сегодня составляют основу репертуара.

Личная жизнь

Воспитанный в интеллигентной семье с высокими моральными ценностями, он всю жизнь прожил с единственной горячо любимой женой Ольгой Соломиной. В 1965 году у супругов появилась дочь Дарья. Девочка уже выросла и сама стала мамой, так что Юрий Соломин теперь счастливый дедушка.

С женой Ольгой

Семья Соломиных дружно живет в большом доме в Подмосковье, где рядом с ними соседствуют четыре собаки и всеобщая любимица кошка Дуся. В последние годя Соломин активно занимается общественной деятельностью, поддерживает президента Путина и является его доверенным лицом.

Творческая карьера

Творческая биография Виталия Соломина началась на втором курсе института. Будущий знаменитый артист кино начинал на подмостках.

Театр

Старт карьеры Соломина состоялся на сцене Малого театра. Исторический первой работой в амплуа профессионального артиста стала постановка «Твой дядя Миша».

Перспективный молодой человек произвел на комиссию сильное впечатление. Этого было вполне достаточно, чтобы после выпуска из театрального института пригласить Виталия Соломина в свою труппу. Вскоре он стал самостоятельным актером Малого театра.

Репертуар артиста состоял в основном из классических произведений. Он принимал участие в постановке «Горе от ума», играл Астрова в спектакле «Дядя Ваня».

Ф.Шиллер. Заговор Фиеско в Генуе. Серия 1. Малый театр. Постановка Л.Хейфеца (1980)

За годы сотрудничества с родным творческим объединением мужчина успел сыграть еще и в «Живом трупе». На этом история Соломина как театрального актера не заканчивается.

В 1986-м году Виталий Мефодьевич ненадолго покинул труппу и стал частью Театра имени Моссовета, где отыграл несколько постановок. Всего через год мужчина вернулся на родное место и продолжил сотрудничать с Малым Театром.

Встречи с любимыми актерами — Виталий Соломин (1996)

Кинематограф

Дебют Соломина в качестве артиста большого кино произошел в 1963-м году. Его пригласили в картину «Улица Ньютона, дом 1». Роль была эпизодическая. Молодой человек не имел опыта на съемочной площадке. Эта возможность была идеальной для того, чтобы начать работать в кино.


Виталий Соломин в картине «Улица Ньютона, дом 1»

Следом было еще несколько эпизодических, не слишком заметных образов. Однако с ними Соломин справлялся блестяще.

Первый настоящий проект ожидал артиста в 1966-м году. Проявить себя актер сумел на съемках картины «Женщины». В мелодраме мужчине досталась роль Жени, сына одной из героинь.


Виталий Соломин в фильме «Женщины»

С этого момента карьера артиста пошла в гору. Его заметили, о нем стали говорить. Дальнейшее развитие не заставило себя ждать.

70-е годы были продуктивными и принесли Соломину немало успешных картин. В этот период актер снимался в более чем в десятке кино. Однако настоящую известность Соломину принес фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».


Виталий Соломин в картине «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»

Картина снималась на исходе десятилетия. В свет она вышла в 1979. Соломину достался образ обаятельного, элегантного помощника гениального сыщика Шерлока Холмса. Коллегой артиста по съемочной площадке был Василий Ливанов.

Это был настоящий прорыв в карьере Виталия Мефодьевича Соломина. Адаптация была признана одной из лучших за все годы попыток перенести на экраны истории о выдающемся детективе-интеллектуале.

Кино стало невероятно популярным. Поэтому режиссер принял решение снять еще 4 фильма. Каждый из них состоял из нескольких серий и базировался на тех или иных рассказах Артура Конана Дойля.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Загадочное письмо

Последняя лента из цикла о Шерлоке Холмсе вышла в 1986-м году и стала пятой, заключительной частью кинематографической антологии.

Были в послужном списке Виталия Соломина и другие интересные, популярные у зрителя картины. Например. в 1979-м на большие экраны вышла оперетта Яна Фрида «Летучая мышь».


Виталий Соломин в картине «Летучая мышь»

За основу сюжета взяли произведение Иоганна Штрауса и переложили его на большие экраны, адаптировав в формат музыкального фильма.

Всего через 2 года советский зритель увидел другую оперетту. Постановщиком, руководителем проекта был все тот же Ян Фрид. Картина называлась «Сильва». На сей раз базу для кино составило произведение Имре Кальмана.


Виталий Соломин в фильме «Сильва»

Следующий успех к Соломину пришел в 1985-м году после премьеры кино «Зимняя вишня». Картина произвела на зрителей сильнейшее впечатление и в буквальном смысле стала культовой.


Виталий Соломин в картине «Зимняя вишня»

С момента окончания цикла о Шерлоке Холмсе Виталий Соломин почти не появлялся в крупных ролях. В будущие годы он снимался в продолжениях ленты «Зимняя вишня». Однако повторить успех, который был некогда достигнут, актер так и не сумел. Во многом по той простой причине, что судьба не дала ему такого шанса.

С премьеры пятого фильма о Шерлоке Холмсе и до начала нового тысячелетия Соломин снялся всего в 10 проектах. На заре следующей эпохи дела пошли и того хуже.

Вполне может быть, что артист сумел бы вновь взобраться на творческий Олимп. Но провидение не дало ему нового шанса.

Творчество

Юрий Соломин в роли Тригорина в спектакле Малого театра «Чайка», 2008 год

Роли в театре

  • 1957 — «Макбет» У. Шекспира. Режиссёры-постановщики: К. А. Зубов и Е. П. Велихов — Флинс
  • 1957 — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого. Режиссёр-постановщик: Б. И. Равенских — Парень
  • 1957 — «Доходное место» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик: К. А. Зубов — Мальчик
  • 1957 — «Порт-Артур» И. Ф. Попова, А. Н. Степанова. Режиссёры-постановщики: К. А. Зубов и П. А. Марков — Молодой солдат ,Офицер
  • 1957 — «Проданная колыбельная» Х. Лакснесса. Режиссёр-постановщик: П. А. Марков — 3-й корреспондент
  • 1957 — «Пигмалион» Б. Шоу. Режиссёр-постановщик: И. Я. Судаков — Газетчик
  • 1958 — «Когда горит сердце» В. Кина. Режиссёр: А. А. Гончаров — Солдат, Юхим, Безайс
  • 1958 — «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому. Режиссёр-постановщик: Л. А. Волков — Дворовый парень, Митюшка
  • 1959 — «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея. Режиссёры-постановщики: И. В. Ильинский и В. И. Цыганков — Джентльмен
  • 1959 — «Веер леди Уиндермир» О. Уайльда. Режиссёр-постановщик: В. Г. Комиссаржевский — Молодой джентльмен
  • 1959 — «Почему улыбались звёзды» А. Е. Корнейчука. Режиссёр-постановщик: Б. И. Равенских — Юрий
  • 1959 — «Карточный домик» О. Н. Стукалова. Режиссёр-постановщик: Д. А. Вурос — Весёлый сотрудник
  • 1959 — «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского. Режиссёр-постановщик: Л. А. Волков — Подхолюзин
  • 1960 — «Иванов» А. П. Чехова. Режиссёр-постановщик: Б. А. Бабочкин — Пётр ,Гость
  • 1960 — «Живой труп» Л. Н. Толстого. Режиссёр-постановщик: Л. А. Волков — Зритель в суде
  • 1960 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва, режиссёры-постановщики И. В. Ильинский и В. И. Цыганков — 2-й конвойный
  • 1960 — «Неравный бой» В. С. Розова. Режиссёр: Д. Вурос — Слава
  • 1961 — «Взрыв» И. М. Дворецкого. Режиссёр-постановщик: Е. П. Велихов — Лопатин
  • 1961 — «Весенний гром» Д. И. Зорина. Режиссёр-постановщик: Б. А. Бабочкин — Аркадий
  • 1962 — «Коллеги» В. П. Аксёнова, Г. М. Стабового. Режиссёры-постановщики: Б. А. Бабочкин и В. И. Коршунов — Сержант
  • 1962 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова. Режиссёр-постановщик: Л. В. Варпаховский — Танцующий
  • 1962 — «Веер леди Уиндермир» О. Уайльда. Режиссёр-постановщик: В. Г. Комиссаржевский — Сесиль Грехем
  • 1962 — «

Внеплановый Виташа

Нынче Ада Леонидовна отметила 91-й день рождения. Она по-прежнему тверда характером и резка в суждениях, поэтому на свой вопрос о «сводных братьях» Соломиных я тут же получила её уверенный ответ:

— Да ничего подобного! Враньё самое настоящее! Соломины – нам не чужая семья, ведь это мой папа Зиночку с Мефодием познакомил на каком-то благотворительном вечере, а потом сосватал.

Профессиональные музыканты Мефодий Викторович Соломин (1906-1960) и Зинаида Ананьевна Рябцева (1910-1991) в Чите были людьми известными.

— Мефодий играл на многих струнных инструментах, а у Зины был хороший голос, но потом, после болезни, она стала глохнуть, и с пением было покончено. Зато пианисткой она была замечательной. Впервые её игру я услышала ещё в кинотеатре «Безбожник», который находился в бывшем Александро-Невском кафедральном соборе на нынешней площади Ленина. Там тогда шли немые фильмы, и молоденькая Зина Рябцева работала тапёршей, сопровождая кино игрой на фортепиано.

По словам Ады Леонидовны, жили Соломины сначала на улице Калинина, возле Дома актёра. Может, поэтому Юра, родившийся в 1935 году, пошёл в школу №5 – она ближе. Позже семья перебралась в двухэтажный деревянный дом на Ленинградской, где у них была однокомнатная квартира на первом этаже.

— Виталька-то как появился? Пошли мы с Зиной на базар. Она дорогой жалуется: «Меня тошнит». Я ей: «Зина, ты забеременела. Иди к врачу». Позже она сообщает: «Ты права. Внеплановая беременность…» Вот так, внепланово, Виталька и народился, — смеётся Забелина.

Старшие Соломины были поглощены работой – Дом пионеров, Дом народного творчества, школа, театр, часто выезжали в командировки. Поэтому спокойный и рассудительный Юра занимался воспитанием младшего брата. А тот был заводным, своевольным и порой капризным.

Юрий Мефодьевич Соломин, из интервью:

«Это 41-й год, город Чита. В декабре родился мой младший брат Виталий, и мы с отцом ходили в родильный дом его забирать. Я — ребёнок войны, так что, хотя мы и не были в оккупации, пришлось пережить большие тяготы. Но всё равно о детстве остались хорошие воспоминания. Было голодно, но всё равно весело, было много друзей, в школе хорошие учителя…»

— Как-то мы с родителями пришли к ним в гости, — продолжает Ада Леонидовна. — Маленький Виташа (так звали его домашние) плакал, капризничал, никто его не мог успокоить. И тут мой папа проявил смекалку. Смотри, говорит, Виталик! Быстро вытащил изо рта свою вставную челюсть и тут же вернул её обратно. Виталька замер, изумлённый, и сразу успокоился. Правда, поздно вечером, когда мы уже были дома, позвонил Мефодий: «Лёня, не спишь? Виташа требует, чтобы я вытащил зубы, а они у меня свои. Так что возвращайся…».

Виталий Мефодьевич Соломин, из интервью: «В детстве я был импульсивным, поддающимся настроению, очень нетерпимым, агрессивным, считал плохими тех, кто был не похож на меня. В детстве сразу многим хотел заниматься: несколькими видами спорта плюс ещё играл в драмкружке и, мечтая о карьере певца, собирал различные ансамбли. Время было забито, но творить всевозможные безобразия успевал, например, таскал огромные сочные огурцы со школьного огорода. По-разному хулиганил…».

Простая и милая

После развода с первой женой Натальей Рудной актер долго восстанавливал свои душевные силы. Для себя он решил, что этот брак был первым и последним. Но все изменилось после встречи Соломина с Марией Леонидовой.

Их встреча была абсолютно случайной. Они встретились на пробах фильма «Городской романс». Он уже знаменитый актер, который сыграл не одну роль в кино и театре. Она студентка ткацкого училища, без какого-либо опыта в съемках. Марию заметил на улице ассистент режиссера и решил, что именно такая девушка подойдет на главную роль в фильме. Она согласилась поучаствовать в пробах и несмотря на сильное волнение смогла пройти их. Леонидову утвердили на главную женскую роль в фильме, а вот Соломин не подошел. Это был удар по самолюбию актера, но зато он остался благодарен судьбе за знакомство с будущей женой.

После знакомства Виталий просто не отходил от Марии. Он приглашал ее в рестораны, дарил огромные букеты цветов, был очень внимательным и обходительным. Девушка естественно влюбилась. Она ответила согласием на предложение выйти замуж.

Интересные заметки:

И вот уже после свадьбы Мария узнала настоящего Соломина. От веселого и внимательного парня не осталось и следа. Виталий поставил жесткое условия, что Мария прекратит сниматься в кино и полностью посвятит себя семье. Девушка приняла это условие, и хоть она снималась изредка, но это было сложно назвать полноценной актерской карьерой.

В браке у супругов родилось две дочери. Старшая, Анастасия, появилась на свет спустя 4 года после свадьбы. Елизавета младше своей сестры на 10 лет. Уже сейчас они создали свои семьи и имеют собственных детей.

Что касается брака Виталия и Марии, то он не был настолько долгим, чтобы супруги смогли полностью насладиться счастьем и увидеть, как взрослеют внуки. Соломина не стало, когда ему было всего 60 лет. Он часто говорил, что мечтает умереть на сцене. Так оно и произошло. Во время спектакля он почувствовал себя плохо. После первого акта актера буквально на руках унесли со сцены. В больнице диагностировали сердечный приступ. За жизнь Соломина врачи боролись почти месяц, но проиграли эту борьбу.

Но, несмотря на короткую жизнь Виталий Соломин, успел оставить яркий след в истории кино и театра, и быть счастливым, даже со своим непростым характером.

Фильмы

За кинематографическую биографию Юрий Соломин сыграл более 100 ролей в кино. Его герои разные, как и их судьбы. Впервые актер снялся в фильме «Бессонные ночи» в 1960 году сразу в главной роли. Он предстал в образе молодого инженера Павла Каурова, который отправился на работу в Сибирь.

Юрий Соломин в молодости (кадр из фильма «Бессонная ночь»)

Через 5 лет, в 1965-м, на экраны вышли сразу три фильма с его участием. Среди них была картина «Сердце матери», в которой артист сыграл Дмитрия Ульянова, брата Владимира Ленина. Через год последовала 2-я часть экранизации под названием «Верность матери». Главную роль артист получил также в кинокомедии «Музыканты одного полка» о борьбе Красной и Белой армий. В фильме «Погоня» предстал перед зрителями в образе майора милиции, который участвует в преследовании браконьера.

В 1967 году актер перевоплотился в отрицательного персонажа — фашистского офицера в военной киноленте «Сильные духом». В 1969-м Соломин снялся в советско-итальянском проекте режиссера Михаила Калатозова «Красная палатка», в котором речь пошла о покорении Арктики. В фильме был собран звездный актерский состав — Питер Финч, Шон Коннери, Клаудия Кардинале, Харди Крюгер, Эдуард Марцевич, Григорий Гай, Никита Михалков. Юрий Соломин исполнил роль итальянского инженера Феличе Трояни.

Юрий Соломин (кадр из фильма «Адъютант его превосходительства»)

По-настоящему знаменитым Соломин стал в 1971 году, когда советские зрители увидели фильм «Адъютант его превосходительства». Актера, который исполнил главную роль красного разведчика Кольцова в шпионской ленте, узнали не только в СССР, но и далеко за его пределами.

Режиссеры стали чаще приглашать его сниматься. Соломин появляется в роли следователя Головко в детективном телефильме «Инспектор уголовного розыска». В военной драме «Кочующий фронт» исполнил роль корнета. В экранизации «Моя жизнь» с участием Станислава Любшина, Маргариты Тереховой и Алисы Фрейндлих Соломин перевоплотился в доктора медицины. В шпионском фильме «Четвертый» с Владимиром Высоцким в главной роли сыграл иностранного журналиста.

Юрий Соломин и Людмила Максакова в фильме «Летучая мышь» Лучшими ролями Юрия Мефодьевича считаются Телегин в «Хождении по мукам», Генрих Айзенштайн в «Летучей мыши», где Юрий и Виталий Соломины сыграли вместе, Славин в «ТАСС уполномочен заявить». В середине 70-х годов фильмография актера пополняется работами в киноэпопее «Блокада», драме Сергея Соловьева о любви русского дирижера и японской пианистки «Мелодии белой ночи», приключенческом фильме «Дерсу Узала». Киноленты были отмечены всесоюзными и международными премиями.

Любимые работы самого актера — фильмы «И был вечер, и было утро» и «Сильные духом». В конце 70-х годов Соломин получает роль в музыкальной комедии Марка Захарова на музыку Геннадия Гладкова «Обыкновенное чудо», где предстает перед зрителями в роли возлюбленного Эмилии (Екатерина Васильева).

Юрий Соломин и Екатерина Васильева в фильме «Обыкновенное чудо» В 80-е годы Юрий Соломин часто менял амплуа. Актер становился директором банка в детективе «Скандальное происшествие в Брикмилле», следователем прокуратуры в криминальном фильме «Крик тишины», царем Федором Иоанновичем в исторической драме «Клятвенная запись». В 1984 году артист исполнил роль Николая Миклухо-Маклая в биографическом фильме «Берег его жизни». В драме «Певучая Россия» Соломин примерил на себя роль основоположника старейшего хорового коллектива России Митрофана Пятницкого.

В 90-е годы актер снимается в основном в телеверсиях спектаклей Малого театра, но в 1992-м принимает участие в работе над драмой «Сны о России», где исполняет роль графа Безбородко.

Юрий Соломин и Инна Чурикова (кадр из сериала «Московская сага»)

С началом 2000-х годов ситуация меняется, Соломин получает роли в кинофильмах «Покаянная любовь», «Претендент», «Прощание в июне». В драме «Московская сага» Юрий Соломин сыграл хирурга Градова, супругу которого исполнила Инна Чурикова. В экранизации 2005 года пьесы Антона Чехова «Чайка», которую сняла Маргарита Терехова, Юрию Соломону досталась роль брата Аркадиной — Петра Сорина.

Во второй половине 2000-х Юрий Соломин все реже появляется на экране. С его участием выходят сериалы «Тяжелый песок», «Исаев», «Точка кипения». В 2013 году завершились съемки мелодрамы «Бульварное кольцо», в которой снялись Виктория Толстоганова, Кристина Орбакайте, Алексей Кортнев. Для Юрия Мефодьевича эта работа стала последней в фильмографии. После этого сериала артист больше не появлялся на экране.

Роднее всех родных

Сыновья долго уговаривали Зинаиду Ананьевну на переезд в Москву. Она не соглашалась: здесь, в Чите, привычная жизнь и друзья. Но уехать пришлось. В столице мама Соломиных поселилась в коммунальной комнате на улице Солянка, писала в Читу, что скучает по малой родине. Будучи в отпуске, Забелины нередко останавливались в той коммуналке, говорили по целой ночи и наговориться не могли. А потом Зинаида Ананьевна стала жить в семье младшего сына – отдала ему свою комнату, чтобы Виталий смог приобрести квартиру попрестижней.

Виталий Мефодьевич Соломин, из дневника: «Мать, оказалось, не имеет ничего общего со мной. Не совпадают точки зрения на воспитание, питание, алкоголь, спектакли. И не о чем говорить. Начинается раздражение на чавканье, сморкание, писание, хлопанье, угрюмость. Но что выясняется. Раньше, живя в разных городах, я испытывал к ней ровные спокойные чувства, у меня были обязанности перед ней. Меня, собственно, ничего не раздражало. Теперь я одновременно с вспышками раздраженья чувствую жалость к ней и любовь. Она превращается для меня в существо, подобное дочери. Для которой я становлюсь единственной защитой, надеждой и всем тем, через что проходит жизнь».

А дружбы между братьями не было, хоть и работали они в одном театре. Это подтверждали и коллеги, и близкие.

Елизавета Витальевна Соломина, из интервью: «Юрия Мефодьевича я видела в нашем доме, только пока была жива бабушка. После её смерти — ни разу. Наверняка в театре папа и старший брат как-то общались, но не семьями. Почему так случилось, и кто из них был виноват — не знаю, дома это не обсуждалось. Возможно оба, поскольку характеры у них были сложные. Допускаю, что между Соломиными была и некая братская, замешанная на амбициях конкуренция…».

— Почему у них родственных отношений не было? Да из-за жён они ссорились! Конечно! Юра купил бывшую остужевскую дачу (Александр Остужев – народный артист СССР, ведущий актёр Малого театра (1874-1953) – авт

. ), Виталина жена тут же: «Давай дачу!». Они завидущие, противные бабы. Зина их терпеть не могла. Не потому, что она – злая свекровь. Она была очень доброжелательная, приятная. Но кем для родителей невестки был Виталий? Он был – тайга. Он не так вилку держал, всё не так. Да и Зинаида Ананьевна была для них махровой провинциалкой. А что братья не дружились, так примеров таких среди людей великое множество. Я и сама недавно узнала, что у моего отца был родной брат, о котором в моей семье никогда не говорили. Всякое в жизни бывает. Но будьте уверены, Юра и Виталий – самые что ни наесть родные братья. Роднее всех родных, — завершает свой рассказ Ада Забелина. И я ей верю.

На белом коне

В музыкальной школе по классу фортепиано Виталий занимался из-под палки, а затем бежал в любимую спортивную секцию. Впрочем, и их он менял без остановки: бокс, легкая атлетика, гимнастика, баскетбол, волейбол… Вскоре родители разочаровались в младшеньком и поставили на нем крест. А Виталик, окончив школу, вдруг засобирался вслед за старшим братом поступать в театральный. «Все правильно, сынок! Падать — так с белого коня…» — грустно произнес отец. С таким напутствием Виталий Соломин покинул родную Читу и поехал в Москву, поступать в Щепкинское училище. Окружающие удивились, как быстро Виталий сделал актерскую карьеру — без проблем поступил в театральный, со второго курса был приглашен в Малый театр, а с четвертого — в большое кино. Сначала он играл мальчишек в эпизодах, а затем получил более заметные роли в фильмах «Женщины» и «Старшая сестра». Голубые выразительные глаза скромного симпатичного паренька с экрана впечатлили тысячи советских гражданок. С тех пор, кого бы ни играл Виталий Соломин, если в титрах значилось его имя, то у экранов собирались целыми семьями. «Вот бы тебе мужа такого!» — вздыхали матери дочерей на выданье по всему СССР. А девушки скромно опускали глаза. Да где же такого найдешь?! Соломин — далеко, он — кинозвезда! А второго такого просто нет.

Наверное, если бы поклонницы знали, насколько характер Виталия в жизни был далек от построенных им на экране образов, то их симпатия поубавилась бы. Коллеги отзывались о Соломине-младшем, как о замкнутом и неприятном человеке с очень тяжелым характером. После съемок «Сибириады» Андрон Кончаловский прозвал Соломина «каменным цветком» за неуступчивость в спорах. «Я упрямый, а порою даже вредный!» — признавался актер.

Сложными были отношения Виталия с братом. Юрий был на шесть лет старше и с детства помогал младшему во всем: делать уроки, поступить в училище, устроиться на работу в театр. Он слыл красавчиком и умником, да еще и мать не скрывала, что старшего сына любит больше. Конечно, Виталий завидовал брату и комплексовал рядом с ним. Знал ли он, что они не кровные братья? Отец Виталия усыновил маленького Юрия и всегда воспитывал как родного. После смерти матери братья перестали общаться, несмотря на то что работали в одном театре. В узких кругах говорили о конфликте братьев на профессиональной почве, о том, что, став режиссером, Юрий не давал брату ставить спектакли и играть хорошие роли. Но сами Соломины в интервью это всегда отрицали.

Личная жизнь актера

О Юрии Соломине можно говорить много и долго, но главное его качество заключается в том, что он постоянен не только в своей актерской профессии, но и в личной жизни. Еще в детские годы он сообщил своим родителям, что женится лишь только один раз, и свое слово сдержал.

Его избранницей стала Ольга Николаевна, с которой он счастливо прожил в браке шестьдесят лет. А познакомился Соломин со своей будущей женой еще в театральном училище, когда они были студентами.

У них не было шикарной свадьбы и часто возникали финансовые проблемы. Но все это они смогли преодолеть. Ольге Николаевне пришлось бросить актерскую профессию, чтобы полностью посвятить себя семье. В этом браке родилась дочь Даша, которая выбрала музыкальную карьеру.

Дарья некоторое время проживала в Великобритании вместе со своим мужем, преподавая игру на фортепиано. В этом браке родилась внучка известного актера. Юрий Соломин обожает Александру. Известный актер часто фотографируется вместе со своей женой и любимой внучкой. Известно, что Александра Соломина пошла по стопам своей матери и на сегодняшний день является дипломированной пианисткой.

«Как Андрей Миронов»

Несмотря на свой скверный характер и постоянные разногласия с руководством Малого театра, своей родной сцене Соломин «изменил» лишь однажды, на два года уйдя в Театр им. Моссовета. Там он сыграл в спектакле по пьесе Астафьева «Печальный детектив». Но когда художественным руководителем Малого стал Юрий Соломин, Виталий поддался на уговоры брата и вернулся «домой».

Статья по теме

Василий Ливанов: «Жизнь больше, чем тире»

В последние годы жизни Соломин работал особенно много: играл сам, ставил спектакли как режиссёр. «Когда он поставил «Свадьбу Кречинского», то буквально светился от счастья. Он купался в своей роли, выделывая на сцене невероятное, например, с разбега садился на шпагат. И это в 60 лет», — вспоминал актёр Василий Ливанов, который предостерегал друга от проявлений такого азарта.

Однажды Соломин сказал, что хочет умереть на сцене, как Андрей Миронов. И эти страшные слова оказались почти пророческими.

Та самая «Свадьба Кречинского» и стала для артиста последним спектаклем. 23 апреля 2002 года Соломин в последний раз вышел на сцену. Во время первого акта актёру внезапно стало плохо, и его увезли в больницу. Позже выяснилось, что у Соломина произошёл ишемический инсульт, а через месяц он скончался в больнице.

Не только Ватсон. 9 других ролей Виталия Соломина

Кинокарьера Виталия Соломина началась ещё в 60-х, а его первой главной ролью стала работа в картине Павла Любимова «Женщины» 1965 года. Кадр из фильма «Женщины»

Другой яркой работой начала карьеры Соломина стала драма «Старшая сестра», снятая Георгием Натансоном в 1966 году. На съёмках этого фильма Соломин поработал с такими артистами, как Татьяна Доронина, Михаил Жаров и Леонид Куравлёв. Кадр из фильма «Старшая сестра»

Затем последовала военная комедия Теодора Вульфовича «Крепкий орешек», в котором Виталий Соломин и Надежда Румянцева играют красноармейцев, по ошибке попавших в тыл немцев во время Великой Отечественной войны. Кадр из фильма «Крепкий орешек»

В 1971 году Соломин сыграл одну из главных ролей в исторической драме «Даурия», снятой по роману Константина Седых. Эта картина, рассказывающая о времени Первой мировой войны и советской революции, заняла 37-е место за всю историю отечественного проката. Кадр из фильма «Даурия»

В 1978 году Виталий Соломин сыграл в двух частях четырёхсерийного фильма Андрея Кончаловского «Сибириада», получившего годом позже Гран-при жюри Каннского кинофестиваля. Кадр из фильма «Сибириада»

Большой популярностью пользовалась картина Яна Фрида «Летучая мышь», снятая по одноимённой оперетте Иоганна Штрауса. В этом фильме вместе с Виталием Соломиным снимался его старший брат – Юрий. Кадр из фильма «Летучая мышь»

После успеха серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне Виталий Соломин продолжил сотрудничество с режиссёром Игорем Масленниковым, которое вылилось в известную мелодраму «Зимняя вишня». Кадр из фильма «Зимняя вишня»

В конце 90-х Соломин сыграл одну из главных ролей в психологическом детективе Андрея Разенкова «Тесты для настоящих мужчин», где также блеснул Алексей Серебряков. Эта картина получила Гран-при конкурса «Кинотавр» и две награды премии «Виват, кино России!» Кадр из фильма «Тесты для настоящих мужчин»

Последней работой Виталия Соломина в кино стал многосерийный фильм «Пан или пропал». Лента вышла на экраны уже после смерти актёра – Соломин скончался от инсульта 27 мая 2002 года, а премьера картины состоялась уже в 2003-м. Кадр из фильма «Пан или пропал»

Общественная деятельность

Юрий Соломин входит в культурную элиту России. Он ведет активную общественную деятельность, участвует в политической жизни страны. В 1990 году он согласился возглавить министерство культуры. Он отработал на посту министра РСФСР в течение года. Затем оставался исполняющим обязанности до тех пор, пока ему не нашли замену.

В 2012 году он стал доверенным лицом кандидата в Президенты РФ Владимира Владимировича Путина. В 2021 году он снова вошел в инициативную группу по поддержке действующего руководителя государства. В 2014 году Юрий Соломин поддержал позицию правительства в отношении Крыма. В 2013 вошел в состав Попечительского совета МГУ. Является членом Союза кинематографистов России, президент Ассоциации русских драматических театров.

Интересный факт! По общественной инициативе Юрий Соломин открыл филиал МДТ в городе Когалыме. Отправил в новый театр 19 своих лучших выпускников, договорился с мэрией о предоставлении им служебного жилья.

Преподавательскую деятельность ведет с 1961 года. Практически сразу после окончания театрального училища он получил приглашение преподавать в своей альма-матер. Является академиком Национальной академии кинематографических искусств, а в 2021 году стал академиком Российской академии образования. В честь актера и педагога назван один из астероидов.


27 апреля 2020 года артисту присвоено звание Героя Труда

На белом коне

Родители Соломина были музыкальными педагогами и мечтали видеть младшего сына новым Рихтером. Однако мальчик их надежд не оправдал: он терпеливо учился играть на фортепиано, а сам спешил на занятия в спортивные секции. В Чите не было такого спортивного кружка, где бы не занимался будущий доктор Ватсон: волейбол, баскетбол, гимнастика, лёгкая атлетика, особенно юноше нравился бокс. Но этим увлечениям так и не суждено было перерасти в профессию.

Виталий говорил, что всегда завидовал своему старшему брату, Юрию Соломину, который с самого начала решил, что станет артистом, и упорно шёл к намеченной цели. «В школе он был солистом хора. И я однажды решил своим талантом всех убить. Выучил слова одной детской песенки, но когда заиграла музыка, не смог от волнения издать ну хоть какой-то похожий на песню звук. Вот таким был мой первый выход на сцену», — вспоминал будущий народный артист.

Братья Юрий и Виталий Соломины. Фото: www.globallookpress.com

Юрий поступил в театральное училище, когда Виталию было всего 11 лет. А когда будущий Ватсон окончил школу, то поспешил отправиться вслед за братом в Москву в Щепкинское училище. От отца амбициозный юноша получил напутствие: «Всё правильно, сын. Падать — так с белого коня!» Но упасть Соломину не довелось, наоборот, он «въехал на белом коне» сначала в Щепкинское театральное училище, а затем в большое кино.

Фото: www.russianlook.com

Смерть и похороны актёра

После непродолжительного периода застоя, когда у знаменитого актёра не было ролей на сцене и в кино, в 50 лет он ощутил свою ненужность. Но это чувство длилось недолго. После съёмок в кинофильме «Зимняя вишня» он много работал актёром и вёл преподавательскую деятельность, обучая студентов ВГИКа. Любимое дело сильно затянуло Виталия, который не придавал большого значения головной боли, отдающей в виски. После своего 60-летнего юбилея Соломин играл главную роль в «Свадьбе Кречинского», ему приходилось петь и танцевать. На одном из показов спектакля 24 апреля 2002 года его почти парализовало из-за гипертонии, он не смог начать второй акт, Юрий Соломин объявил об этом зрителям. Возле него в антрактах дежурил врач, чтобы сделать актёру укол и снизить давление. Сыграв половину спектакля, он был вынужден покинуть сцену, поскольку его увезли на «скорой» в Институт Склифосовского с инсультом.

Семья артиста не теряла надежды на его выздоровление: после проведённой ему операции он периодически приходил в себя. Он боролся за жизнь чуть больше месяца, но не выжил. Дата смерти актёра — 27 мая 2002 года, причина смерти — геморрагический инсульт после операции по удалению гематомы из-за ишемического инсульта. В 12 часов ночи, когда умер Виталий Соломин, возле него в реанимации присутствовал целый штат специалистов по медицине, но уколы в сердце не помогли из-за отёка мозга. Похороны Виталия Соломина состоялись в конце весны 31 мая 2002 года, панихида по нему проходила в Малом театре, могила актёра находится на Ваганьковском кладбище в Москве.

Дети Юрия Соломина

Многие почитатели таланта знаменитого киноактёра не знают, есть ли дети Юрия Соломина. Артисту супруга подарила всего одного ребёнка – дочь, названную Дашей. Она в начале 90-х годов прошлого столетия сделала своему отцу подарок – подарила внучку, которую решено было назвать Александрой. Юрий любит свою дочь и внучку и гордится ими.

Своими детьми популярный киноактёр называет питомцев, которых у них в доме множество. У Соломина 4 собаки, две кошки.

Знаменитый артист помогает талантливым молодым людям, стремящимся к получению профессии актёра. Он часто занимается с ними, даёт мастер-классы.

Даша

А еще через год у влюбленных родилась дочь Даша. Соломин не скрывает, что жили они с Олей тогда бедно, не было и своего угла. Снимали что-то на Сретенке, о том, чтобы нанять дочке няню не было и речи. И Оля решила уйти из профессии, чтобы заниматься домом.

Спустя несколько лет у Соломиных, конечно, появилась своя квартира, но важнее было то, что у дочки обнаружились серьезные музыкальные способности.

В итоге та окончила консерваторию и стала востребованной пианисткой. Некоторое время Даша даже жила в Лондоне с мужем и преподавала свое мастерство там. Однако известно, что именитые родители никогда не пользовались положением, чтобы помочь Даше в профессии. Всего талантливая Дарья Соломина добилась сама.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector