Марина неелова
Содержание:
- Театр
- Личная жизнь
- Роман с Константином Райкиным
- Детство и юность
- Интересные факты о Марине Нееловой
- Держать удар
- Она одна такая
- Личная жизнь
- Поздние роли
- Детство актрисы
- В погоне за мечтой
- «На уроках мечтала о сцене»
- Награды актрисы
- Удачное начало кинокарьеры
- Марина Неёлова сейчас
- Расцвет карьеры
- Бурный роман и предательство
- Национальность Марины Нееловой
- Интересные факты
- Дорогая Елена Сергеевна
Театр
Биография Марины Нееловой свидетельствует о том, что в студенческие годы она мечтала присоединиться к труппе БДТ. Однако девушка не рискнула обратиться с такой просьбой к главному режиссеру театра Георгию Товстоногову. В 1971 году Марина перебралась в Москву и влилась в творческий коллектив Театра имени Моссовета. За три года службы в этом театре она сыграла несколько ролей, к примеру, приняла участие в постановке «Турбаза».
В 1974 году перед Нееловой распахнул свои двери «Современник», в котором она служит и сейчас. Все началось с того, что Константин Райкин и Валерий Фокин предложили ей заменить выбывшую актрису в постановке «Валентин и Валентина».
Сложно перечислить все достижения Нееловой за годы службы в этом театре. Она приняла участие во множестве известных спектаклей. К примеру, в «Двенадцатой ночи» актриса воплотила образ Виолы, в «Вишневом саду» сыграла Анну. В «Ревизоре» она перевоплотилась в Марью Антоновну, а в «Трех сестрах» исполнила роль Маши. Ниже перечисляются другие известные постановки с ее участием.
- «Вечно живые».
- «Белоснежка и семь гномов».
- «Четыре капли».
- «С любимыми не расставайтесь».
- «Эшелон».
- «Из записок Лопатина».
- «Фантазия Фарятьева».
- «Дамы приглашают кавалеров».
- «Спешите делать добро».
- «Кто боится Вирджинии Вульф?».
- «Кабала святош».
- «Адский сад».
- «Крутой маршрут».
- «Звезды на утреннем небе».
- «Сладкоголосая птица юности».
- «Осенняя соната».
- «Дама».
Личная жизнь
Переезд начинающей актрисы «Ленфильма» в Москву был связан не только с профессиональной деятельностью. В 1970 она вышла замуж за москвича Анатолия Васильева, актера и начинающего режиссера. Неелова сыграла главную роль в его дебютной режиссерской работе – короткометражке «Цвет белого снега». Жили они без скандалов, хотя творческим личностям в одной семье ужиться не просто. Покладистая Марина мирилась с непростым характером мужа.
Неелова с мужем и дочкой от Каспарова
Через 8 лет оставшийся бездетным брак исчерпал себя, супруги расстались, после развода не поддерживали отношений и вообще не афишировали то обстоятельство, что когда-то были женаты.
На 6 лет в личной жизни Нееловой наступает затишье. А в 1984 в центре внимания оказывается роман 37-летней актрисы с 21-летним одаренным шахматистом Гарри Каспаровым.
Интересно: Марина Анисина: ее личная жизнь, последние новости
Каспаров в то время жил в Баку, встречался с Нееловой, приезжая в столицу
Ему льстило внимание столь неординарной женщины, привлекала возможность войти с ее помощью в светскую тусовку. Но главное – он не опасался, что разведенная любовница будет настаивать на регистрации брака
Создание семьи в планы честолюбивого шахматиста не входило. Да еще и властная мама была категорически против серьезных отношений сына с актрисой, поскольку представительниц этой профессии считала, чуть ли падшими женщинами.
Каспаров
В 1986 молодой чемпион мира сосредоточился на подготовке к матчу-реваншу и участию в Олимпиаде в Дубае, встречи с Нееловой практически прекратились. Поэтому, когда стало известно, что 40-летняя женщина ждет ребенка, шахматист отрицал свое отцовство.
Валентин Гафт тогда выразил мнение многих, заявив, что отныне Каспарова не будут принимать в приличных домах.
В 1987 Неелова стала мамой и Народной артисткой, а уже в следующем году вернулась на сцену и съемочную площадку. Судя по детским фото Ники, ее отцом действительно был Каспаров, сходство очевидно. Но Марина Мстиславовна не стала ничего доказывать и требовать. А еще через несколько лет в ее жизни появился дипломат Кирилл Геворкян, ставший в 1994 ее вторым мужем и заменивший отца ее дочери Ники.
Актриса на сцене
После замужества начался новый этап биографии Нееловой. Как жена дипломата она сопровождала мужа в зарубежных командировках во Францию, Нидерланды, периодически жила на две страны, продолжая съемки в кино. Ника благодаря этим поездкам в совершенстве овладела несколькими иностранными языками, училась в Нидерландах и Лондоне.
Интересно:Личная жизнь Марины Александровой: кружила головы лучшим
Сейчас Ника Неелова-Геворкян известна как талантливый скульптор, ее работы были представлены на ряде престижных выставок.
Роман с Константином Райкиным
В личной жизни Марины Нееловой был короткий роман с Константином Райкиным. Молодая актриса очень хотела попасть в «Современник». Ее новый знакомый пообещал помочь и сдержал свое слово. С Райкиным Неелова выходила на сцену в постановке «Валентин и Валентина».
Марина Неелова и Константин Райкин
Молодые люди начали встречаться. Марина много времени проводила в квартире своего возлюбленного. По воспоминаниям домработницы Райкина, актриса была надменной и высокомерной. Она любила командовать Константином, что ему не нравилось. Влюбленные часто ссорились и в итоге расстались. Родители Райкина вздохнули с облегчением, но их сын долго отходил после разрыва с Мариной.
Детство и юность
Родилась Марина Неёлова 8 января 1947 года. Её детство проходило в трудные послевоенные годы. Родители будущей театральной звезды были далёкими от творческих профессий людьми, но это не мешало им прививать девочке любовь к искусству. Мать, Валентина Николаевна, ушедшая на войну со студенческой скамьи, так и не смогла окончить институт, вернувшись с фронта. Всё своё время она посвящала воспитанию дочери. Родители видели её художницей или балериной.
Отец, Мстислав Павлович, был большим любителем живописи. Пытаясь проявить к ней интерес дочери, он развешивал свои акварельные рисунки по всей квартире. Когда девочке исполнилось 4 года, её отвели в балетную школу.
Любовь к балету у Неёловой осталась на всю жизнь. Она была не менее сильной, чем страсть к театру. Походы семьи в кино и на концерты чередовались с посещением Кировского театра, который ставился своими оперными и балетными постановками. Всё это пробуждало у девочки с раннего детства интерес к искусству.
Творческие таланты начали проявляться у Неёловой ещё в школьные годы. В первом классе она выиграла конкурс чтецов стихов в школе. После этой победы родители отдали её в кружок художественного слова. Полученные в нём навыки декламации пригодились Марине в будущей профессии. В 1964 году девушка, окончив школу, подала документы на поступление в ЛГИТМиК. Мечта стать актрисой преследовала её с детских лет.
Конкурс в то время в этот институт составлял более 100 человек на место. Для творческого просмотра она выбрала отрывок из «Войны и мира». Девушке удалось сделать почти невозможное. В институт она поступила с первой попытки и попала на курс Ирины Мейерхольд.
Интересные факты о Марине Нееловой
Во время работы над «Старой, старой сказкой» Олег Даль поначалу не хотел сниматься с юной актрисой. Он считал ее слишком неопытной и застенчивой. Кандидатуру Нееловой критиковал и худсовет, однако режиссер Надежда Кошеверова видела Принцессу только в исполнении Марины. Позже Даль подружился с Нееловой, и вдвоем с режиссером им удалось «отстоять» дебютантку.
Знаменитый модельер Вячеслав Зайцев был в полном восторге от внешних данных актрисы. Марине Мстиславовне предстояло сыграть Раневскую, и она прошла множество примерок у художников (Зайцева и Каплевича). «Фигура, а! С ума сойти», – восхищался модельер. По его словам, объем талии у Нееловой был всего 54 см. С годами силуэт артистки практически не менялся.
«Марина… соткана из секса», – говорил Зайцев и отмечал, что, несмотря на миниатюрность, на сцене Неелова выглядела высокой.
Ей не раз приходилось играть в одном и том же проекте, но – разных персонажей. Например, в фильме «Тень» Надежды Кошеверовой (1971) Неелова исполнила роль Аннунциаты. Через двадцать лет она снялась в картине «Тень, или Может быть, все обойдется» (фильму по той же самой пьесе Евгения Шварца), но уже в роли певицы Юлии Джули.
С четырех лет будущая артистка мечтала заниматься балетом. Мама тоже очень хотела, чтобы девочка стала балериной. А вот отец Марины надеялся, что дочь станет художницей.
На экзаменах в ЛГИТМиК маленькая и хрупкая Неелова чувствовала себя невзрачной на фоне других абитуриенток (среди которых было много эффектных красавиц). Но она придумала, чем удивить комиссию. Во время одного из туров конкурсанток попросили изобразить, как они моют воображаемые окна.
Комиссии пришлось постоянно следить взглядом за юркой абитуриенткой – именно так она и затмила своих конкуренток.
Во время съемок в картине «С тобой и без тебя» Неелова в полной мере примерила на себя роль батрачки: она вставала засветло и таскала мешки, набитые камнями; косила траву и полола лен, рубила дрова и пасла скот. Да и партнер по фильму Юозас Будрайтис бил ее довольно серьезно (для большей убедительности, по мнению режиссера Родиона Нахапетова), так что актрисе приходилось ходить с настоящими синяками.
Ее называли «молодой Раневской». Сама же Фаина Георгиевна так отзывалась о начинающей (на тот момент) актрисе: «Неелова встревожила меня какой-то своей душевной незащищенностью и, как мне показалось, талант владеет ею в большей степени, чем она им. И она все время в его власти, даже во время самого простого разговора». Она отмечала, что дар Марины нуждается в заботе режиссеров и коллег по сцене, ведь «талант – драгоценность, которой наслаждаются все…».
Держать удар
С Васильевым Неелова прожила восемь безоблачных лет. До сих пор вспоминает его, как восхитительного мужчину, и с улыбкой рассказывает, что именно с ним научилась держать удар.
Дело в том, что актриса всегда считалась человеком с очень хорошим, покладистым и уступчивым характером, а вот талантливый актер и режиссер Васильев безупречным не был. Темперамент и своенравие порой проскальзывали в их теплые, ласковые отношения.
Первое время Марина подчинялась, а потом поняла, что может и постоять за себя — тогда Анатолий пойдет на компромисс. Это открытие потом много раз пригодилось актрисе в жизни, на съемках, на сцене.
Спустя восемь лет влюбленные решили расстаться. Какой-то особенной причины этому не было. Просто брак исчерпал себя. Однако актриса осталась в Москве.
Она одна такая
Игровую манеру Марины Мстиславовны не перепутаешь ни с кем. Ее мягкое, кошачье передвижение по сцене и голос избалованной девочки узнаешь среди тысяч. Маленькая, хрупкая женщина может исполнять свои роли с такой искренностью и изяществом, что равнодушных в зале попросту нет. Остается только догадываться, откуда в этом маленьком человеке столько жизненной энергии, которой она щедро делится со своим зрителем. Многие отмечают, что, выходя на сцену, Неелова отбрасывает все свои болячки и проблемы, отдавая всю себя публике. Зритель это видит и замечает, поэтому спектакли с участием актрисы проходят при полном аншлаге.
Мало кто знает, что Марина Мстиславовна относится к своей профессии, как к важнейшей культурной миссии, в которой не может быть места фальши и лжи. Несмотря на колоссальный актерский опыт и мастерство, перед каждой премьерой она волнуется так, словно ей предстоит сценический дебют. Актрисе чужды и далеки напыщенная пафосность и лицемерие, ее игра, как оголенный нерв, бьет по больному, чтобы сделать других здоровыми. В этом и состоит подлинное служение искусству, делу жизни, без которого себя Неелова уже давно не представляет.
Всем известно, что Марина Мстиславовна не любит интервью и редко идет на контакт с журналистами и телевизионщиками
Во многом это связано с желанием акцентировать внимание зрителей на самом главном — как она проживает на сцене каждую роль. «Понять многое об артисте можно тогда, когда он выходит на сцену», — замечает актриса
Личная жизнь
В 1984 году всю страну облетела информация о романе Нееловой с гораздо более младшим по возрасту шахматистом Г. Каспаровым. Впрочем, ничего удивительного: два неординарных таланта и ярких личности тянулись друг к другу, как магниты. Их отношения длились около двух лет. Гарри засыпал любимую подарками и ценил то, что она его не тащит под венец. Но турниры и борьба за чемпионство отнимали много времени и сил, что привело к их неизбежному расставанию. Вскоре у актрисы появилась на свет дочь, которая получила символичное для киношников имя Ника. По некоторым версиям ее отцом можно считать именно Г. Каспарова.
Новое семейное счастье Марина Мстиславовна обрела в 1994 году. Тогда она вышла замуж за дипломата К. Геворкяна и, словно жена декабриста, последовала за ним во Францию, где и прожила 5 лет. Будучи не в силах оставить любимую работу, она была вынуждена жить на два дома, разрываясь между Россией и Францией. Для этого даже пришлось скорректировать репертуар, так как после окончания спектакля актриса спешила в аэропорт. Позднее ее супруг был назначен на должность посла РФ в Нидерландах, и семья переехала в эту страну.
Поздние роли
С середины 80-х Марина Неелова снималась реже, а в начале 90-х на экраны вышел фильм Дмитрия Астрахана «Ты у меня одна». Все краски тех лет – от беспросветной нищеты и неустроенности, до призрачной мечты о работе мужа за границей, забытой, но не умершей любви – Неелова собрала в образе Натальи Анатольевны, жены главного героя Евгения Тимошина, которого блестяще сыграл Александр Збруев.
Марина Неелова в фильмах «Ты у меня одна» и «Тюремный романс» (1993)
Еще одна заметная роль актрисы в те годы – старший следователь прокуратуры Елена Шемелова в криминальной драме Евгения Татарского «Тюремный романс». На экраны была перенесена подлинная история любви, которой нет места в обществе. Преступника Льва Артынова по кличке Червонец сыграл Александр Абдулов.
Кадр из фильма «Тюремный романс»
В «Сибирском цирюльнике» (1998) Никиты Михалкова Неелова появилась в небольшой, но яркой роли мамы главного героя Андрея Толстого (Олег Меньшиков), а в начале нового тысячелетия на экраны вышел мини-сериал Александра Адабашьяна «Азазель», где актриса выступила в образе элегантной и педантичной англичанки леди Каролины Эстер, владелицы экстерната для одаренных детей. В экранизации книги Бориса Акунина о начале приключений Эраста Фандорина также снимались Илья Носков, Сергей Безруков, Сергей Чонишвили.
«Азазель»: Марина Неелова в роли Каролины Эстер
После съемок в телесериале «Предлагаемые обстоятельства» (2009) актриса надолго исчезла с экранов и лишь в 2021 году появилась в трагикомедийной притче Владимира Котта «Карп отмороженный». Интересный факт: карп, который на протяжении фильма был полноправным членом съемочной группы, общался лишь с Мариной Мстиславовной, когда она подходила к ёмкости. А в последний день выпрыгнул из воды и плюхнулся сидящей рядом Нееловой на колени.
«Карп отмороженный»: Марина Неелова и Алиса Фрейндлих
Детство актрисы
Марина Неелова родилась в 1947 году. Биография ее началась в послевоенном, полуразрушенном Ленинграде. Родители ее были далеки от искусства, хотя девочка всегда проявляла личный интерес к театру и кино. Жизнь тогда была очень тяжелая, но, несмотря на это мама прилагала все усилия для творческого развития своих детей. В 4 года она отдала Марину в балетный класс. Это, конечно, помогло ей в дальнейшем, дало артистизм, любовь к сцене. Но становиться балериной она не захотела.
Ее всегда тянуло к актерской деятельности. Девочка была артистична, умела правильно подавать свои эмоции, чувства. Именно поэтому она победила на конкурсе чтецов. Дальше ее ждал всесоюзный конкурс, затем надо было ехать на Кубу. Но, к ее сожалению, родители ее туда не пустили. Зато разрешили посещать кружок художественного слова. Это пригодилось ей в актерской профессии.
Марина Неелова в молодости
После окончания школы, Марина, не задумываясь, подала документы в театральный вуз. Она очень волновалась, выучила отрывок из «Войны и мира» Толстого. Актриса была неуверенной в себе и подумала, что ее ждет провал, потому что отрывок этот известный, члены жюри много раз его слышали в устах других абитуриентов.
Однако, приемная комиссия разглядела в ней талант. Марина была сразу же принята на первый курс актерского факультета ЛГИТМиК. Ее преподавателями стали В.Меркурьев и И. Мейерхольд.
В погоне за мечтой
Марина появилась на свет в городе над Невой и с детских лет была приобщена к миру искусства. Папа водил дочь на художественные выставки, а дома объяснял технику рисования. С мамой девочка ходила на спектакли в ленинградские театры.
Желание стать актрисой к Марине пришло не сразу, сперва она хотела стать балериной. Такая мечта у нее появилась после того, как вместе с мамой она побывала на балете «Щелкунчик» в Кировском театре. Некоторое время, стоя перед зеркалом в коридоре, девочка представляла себя в амплуа балерины, каждый день делая гимнастические упражнения.
С балетом у нее отношения так и не сложились. Забрав аттестат о среднем образовании, выпускница школы Неелова отнесла необходимые документы в приемную комиссию ЛИТМиК. Конкурс в тот год был невероятный – более ста человек на место, и все такие талантливые, такие наглые. Скромная и застенчивая Марина чувствовала себя в толпе абитуриентов белой вороной. Возможно, тем и покорила строгих экзаменаторов.
Училась Неелова хорошо, но уже в студенческие годы за ней закрепилась слава актрисы со сложным характером. Это не помешало ей успешно окончить институт в 1969 году и закрепиться в штате актеров киностудии «Ленфильм».
В 1972 году Марина Мстиславовна переехала в Москву, поступив на службу в Театр имени Моссовета. Через два года перешла в театр «Современник». Радовала поклонников театрального искусства ролями:
- Вероники в «Вечно живых»;
- Светланы в «Погоде на завтра»;
- Ларисы в «Четырех каплях»;
- Виолы в «Двенадцатой ночи»;
- Маши в «Трех сестрах»;
- Раневской в «Вишневом саду»;
- Шарлотты в «Осенней сонате».
За преданность театру и сценическое мастерство Мария Неелова удостоена многих престижных премий, наград и званий.
«На уроках мечтала о сцене»
Марина Неёлова, 1980. Фотография: Валерий Христофоров / ТАСС
Марина Неёлова, 1976. Фотография: Валерий Христофоров / ТАСС
Марина Неёлова, 1983. Фотография: Николай Малышев / ТАСС
Марина Неёлова родилась 8 января 1947 года в Ленинграде. Ее родители Мстислав Неелов и Людмила Казанцева познакомились во время Великой Отечественной войны. В 1945 году они переехали в Ленинград, где отец будущей актрисы стал работать инженером. Мать была домохозяйкой.
В 1970-х Марина Неёлова изменила свою фамилию. Она заменила букву Е на Ё во втором слоге. Артистка сделала это, чтобы фамилия звучала благозвучно и не ассоциировалась с деревней Неéлово в Псковской области, откуда приехал ее отец.
С детства Неёлова интересовалась театром. Вместе с матерью она часто ходила на концерты и спектакли. После того как будущая актриса побывала на балете «Щелкунчик» в Кировском (сейчас — Мариинском) театре, она решила стать балериной и несколько лет посещала хореографическую студию. Однако из-за слабого здоровья ей пришлось бросить танцы.
Марина Неёлова, 1980. Фотография: Валерий Христофоров / ТАСС
Марина Неёлова, 1977. Фотография: ТАСС
Марина Неёлова, 1981. Фотография: Владимир Яцина / ТАСС
Тогда Неёлова стала заниматься в студии художественного слова, выступать на конкурсах чтецов. Вскоре она решила стать актрисой: «Я ждала окончания школы, а на уроках мечтала о сцене, рампе, занавесе, мысленно улетала куда-то далеко… Но вдруг меня вызывали к доске, и я долго не могла понять, о чем идет речь… Не представляла в то время себе, что настанет момент, когда я смогу заниматься только тем, что люблю больше всего».
Когда Марина Неёлова окончила школу, она подала документы в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (сейчас — Российский государственный институт сценических искусств) на актерское отделение. Однако экзамены Неёлова почти провалила. Комиссия решила, что для выступления она выбрала неподходящие отрывки. Однако в институт ее все же зачислили — в мастерскую Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд. Первый семестр она числилась не студенткой, а кандидатом. У Неёловой не было индивидуальных занятий с мастерами. Кроме того, она должна была сдать экзамен по актерскому мастерству на первой сессии только на пятерку. Иначе бы будущую артистку исключили. Неёлова получила на экзамене оценку «отлично». Со второго семестра она стала студенткой.
Награды актрисы
Первую свою награду Марина получила за роль в фильме «С тобой и без тебя». Затем получила приз зрительских симпатий на фестивале в Белграде.
В 1976 году актриса была награждена премией Ленинского комсомола за успешное воплощение советского образа в современной молодежи. С 1980 года она — заслуженная артистка РСФСР. За роль в «Осеннем марафоне» актриса получила награду – Государственную премию им. братьев Васильевых. С 1987 года Марина Неелова — народная артистка России.
Марина Неелова имее большое количество наград за роли в кино и в театре
За роль в спектакле «Крутой маршрут» актриса получила Государственную премию в области театрального искусства. За роль в фильме «Ты у меня одна» она удостоена приза «Ника». Также Марина является обладательницей орденов: « Дружбы» и «За заслуги перед Отечеством». В 2012 году ей вручили Орден почета.
Актриса Марина Неелова сейчас
Сейчас народной артистке 70 лет. Хочется пожелать ей здоровья, творческих успехов, продолжения актерской карьеры, оставаться такой же неподражаемой, красивой, талантливой.
Как вам статья?
Мне нравится1Не нравится
Елена Макаренко
Оставить комментарий Почему вы ещё не оставили комментарий?
Удачное начало кинокарьеры
Впервые Марина дебютировала в кино уже на втором курсе в картине “Старая, старая сказка” (1968 г.) у режиссера Надежды Кошеверовой
. Она сыграла сразу две роли — принцессы и дочери трактирщика. Вторую главную роль исполнилОлег Даль, который был в то время на пике своей популярности. Когда Далю показали пробу Нееловой (а тогда к мнению звезд режиссеры прислушивались), он сказал: “Надежда Николаевна, кто угодно, только не эта”. Но Кошеверова поступила по-своему. В процессе работы, юная студентка и прославленный актер подружились (а Марина даже влюбилась в Даля). Актер щедро делился с девушкой своим творческим опытом, но не ответил на ее чувства.
Марина Неелова и Олег Даль. “Старая, старая сказка” 1968 г.
Сразу после окончания ЛГИТМиК, Неелову зачислили в штат киностудии “Ленфильм”. “Сказка” стала для молодой актрисы удачным стартом — ее заметили телезрители и благоприятно оценили критики. Последовало много предложений на роли, подобные ее принцессе — капризных, избалованных девочек. Хорошо, что это амплуа не успело за ней закрепиться.
Вскоре Кошеверова опять пригласила Марину на одну из главных ролей (хозяйка гостиницы) в свой новый фильм “Тень” (1971 г.). Актерский состав был впечатляющим: Людмила Гурченко, Анастасия Вертинская, Андрей Миронов, Георгий Вицин, Сергей Филиппов и т.д. Главную роль опять сыграл Олег Даль. Эта картина просто была обречена на успех!
Марина Неелова и Людмила Гурченко. “Тень” 1971 г.
Переломным моментом в творческой судьбе Марины стала ее работа в психологической драме “Монолог” (1972 г.) у режиссера Ильи Авербаха, где актриса впервые получила возможность проявить свой драматический талант. Кстати, Авербах сначала не планировал приглашать Неелову: она упорно добивалась его внимания, якобы случайно сталкиваясь с режиссером в коридорах киностудии. Наконец, терпение Марины было вознаграждено: Авербах пригласил ее на пробы и утвердил на роль. Здесь Неелова сыграла профессорскую внучку Ниночку, а роль профессора исполнил знаменитый Михаил Глузский. Практически, со всеми партнерами по съемочной площадке, у Марины складывались самые теплые отношения. А с Глузским они общались, по словам самой актрисы, как настоящие дедушка и внучка.
“Монолог” 1972 г.
Неелова сыграла во многих замечательных фильмах, самыми любимыми из которых для телезрителей стали “Осенний марафон” (я могу пересматривать его бесконечно), “Фантазии Фарятьева”, “Дорогая Елена Сергеевна”, “Чужая жена и муж под кроватью”, “Ты у меня одна” и т.д.
Олег Басилашвили и Марина Неелова. “Осенний марафон” 1979 г.
Олег Ефремов и Марина Неелова. “Чужая жена и муж под кроватью” 1984 г.
Александр Збруев и Марина Неелова. “Ты у меня одна” 1993 г.
На данный момент, ее последняя работа в кино — главная роль учительницы на пенсии в трагикомедии режиссера Владимира Котта “Карп отмороженный” (2017 г.), где актриса cогласилась сняться вместе с Алисой Фрейндлих и Евгением Мироновым (по словам Нееловой, самым шокирующим моментом в этой картине для нее была съемка в морге среди настоящих усопших). Фильм удостоился нескольких кинопремий, а Марина Мстиславовна получила приз за лучшую женскую роль на 25-м Фестивале Российского кино во Франции (я испытала огромное удовольствие от неувядающего таланта двух великих актрис, чего, к сожалению, не могу сказать о сюжете).
Марина Неелова и Алиса Фрейндлих. “Карп отмороженный” 2020 г.
Марина Неёлова сейчас
Сейчас Марина Неёлова снова взяла творческую паузу на большом экране и посвятила время службе в театре. В 2021-м в «Современнике» актриса участвовала в постановках «Собрание сочинений». «Осенняя соната», «Крутой маршрут», «Играем… Шиллера!».
Марина Неёлова в программе «Сегодня вечером»
Фильмы с участием Неёловой вошли в золотой фонд советского кинематографа, и интерес к ним не угасает. В октябре Марина Мстиславовна, Дмитрий Астрахан и другие популярные артисты появились в программе «Сегодня вечером» Максима Галкина. Гости поделилась со зрителями интересными историями из актерской жизни.
Марина Мстиславовна и композитор Кирилл Рихтер вошли в состав жюри нового сезона конкурса «Синяя птица», который стартовал на телеканале «Россия» в ноябре.
Расцвет карьеры
Не считая «Старой-старой сказки», до переезда в Москву Марина снялась в нескольких картинах. Сыграла контролера метрополитена Надю Воронкову в мелодраме «Цвет белого снега», Аннуциату в сказке «Тень» по пьесе Евгения Шварца, Люсю в киноповести «Жду тебя, парень». Марина Неелова в фильме «Цвет белого снега» (1970) Серьезной заявкой на драматические роли стала роль внучки главного героя Ниночки в социальной драме «Монолог» (1972). Играя вместе с такими мэтрами советского кино, как Михаил Глузский и Маргарита Терехова, девушка постигала новые для себя грани актерского мастерства. После выхода фильма на экраны Неелова стала узнаваемой и востребованной актрисой и переехала в столицу.
Марина Неелова в фильме «Монолог»
Ею заинтересовались в «Современнике» – режиссер Валерий Фокин и актер Константин Райкин вместе смотрели «Монолог» и почти одновременно сказали, что «девочка очень одаренная». В тот момент им требовалась замена Ирине Акуловой, уходившей в декрет и игравшую главную роль в спектакле «Валентин и Валентина». Райкин, исполнитель второй главной роли, дежурил возле служебного входа в театре Моссовета, чтобы пригласить Неелову на пробы. И она пришла и сыграла так убедительно, что в 1974 году ее зачислили в штат, предложили роли Вероники в «Вечно живых», Ники в «Записках Лопатина», Виолы в «Двенадцатой ночи».
«Вечно живые»: Марина Неелова в роли Вероники
В театре Нееловой почти сразу отдали девять главных ролей. По тем временам это было небывалое число. Театральная Москва стала ходить в «Современник» на Неелову. Она переиграла множество ролей в фильмах-спектаклях: «Домби и сын» (Флоренс), «Ночь ошибок» (Кэт Харкестль), «Шагреневая кожа» (Полина).
Марина Неелова в спектакле «Адский сад»
Параллельно актриса снималась в кино. С Олегом Табаковым, Людмилой Гурченко, Александром Абдуловым появилась в музыкальной комедии «Красавец-мужчина», с Анатолием Ромашиным и Дмитрием Харатьяном – в киноповести «Фотографии на стене», со Станиславом Жданько и Натальей Варлей – в драме «Ошибки молодости».
Марина Неелова в молодости
Оглушительным был успех картины Георгия Данелия «Осенний марафон» (1979), где Марине досталась одна из центральных ролей, молодой любовницы главного героя (Олег Басилашвили), требующей от него ребенка. Трагикомедия была удостоена главного приза и премии ФИПРЕССИ на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Ради роли Марина Неелова жертвовала своим здоровьем и комфортом: она снималась в постельных сценах с Басилашвили зимой в полуразрушенном доме. Актеры находились под одеялами, а между ними поставили обогреватель.
Марина Неелова в фильме «Осенний марафон»
В том же году Неелова исполнила главную женскую роль в социальной драме «Фантазии Фарятьева», где ее партнером стал Андрей Миронов. С Леонидом Куравлевым и Николаем Караченцовым она снялась в комедии «Дамы приглашают кавалеров», а с Юозасом Будрайтисом в фильме «Карусель».
Кадр из фильма «Карусель»
Режиссер картины «С тобой и без тебя» Родион Нахапетов заставлял актрису, игравшую батрачку, несколько недель таскать мешки с камнями, рано вставать, доить коз и коров, косить траву. В этом же фильме Марину Неелову должен был ударить партнер Юозас Будрайтис. Несколько дублей он бил ее очень деликатно, но режиссер был недоволен. К концу рабочего дня у актрисы были настоящие синяки.
«С тобой и без тебя»: Марина Неелова и Юозас Будрайтис
Пронзительной стала ее роль учительницы в молодежной драме «Дорогая Елена Сергеевна» (1988), которую сняли Валерий Ахадов и Эльдар Рязанов. Зрители были поражены игрой Нееловой, перевоплотившейся в, казалось бы, слабую и затюканную учительницу, решившую дать отпор озверевшим школьникам.
Кадр из фильма «Дорогая Елена Сергеевна»
Бурный роман и предательство
Сейчас уже всем известно, что в середине 80-х у известной актрисы и шахматного гения Гарри Каспарова случился бурный роман. На тот момент Неёловой было 38 лет, а гроссмейстеру 22 года. Его карьера стремительно росла, и беременность любимой женщины казалась юноше серьезным препятствием.
Да и мама Каспарова совершенно была не в восторге от отношений ненаглядного сыночка. Ко всему прочему, несостоявшаяся свекровь, твердила направо и налево: «Это не наш ребенок!».
Доказывать обратное гордая актриса не стала. Она полностью посвятила себя дочке, и радовалась позднему материнству. Друзья видели, как Неёловой тяжело, хотя актриса никогда и никому не жаловалась. Чтобы Марина окончательно не превратилась в домоседку, они её вытащили на светское мероприятие.
Национальность Марины Нееловой
Многих поклонников из-за редкой фамилии Нееловой интересует, кто она по национальности. Существует старинное диалектное костромское слово «неёл», которое на современный русский язык переводится, как «неудача». Когда-то давно имя Неёл давали детям, чтобы их не сглазили. Первое его упоминание датируется XV веком. В летописи сказано о новгородском боярине и его слуге Неёле.
Скорее всего, далекие родственники актрисы жили в Костроме или неподалеку от этого города. Можно с уверенностью сказать, что национальность родителей Марины Нееловой – русские. Правда, ее бабушка родилась в Марий Эл.
Интересные факты
После съёмок фильма «Монолог» Михаил Глузский стал называть Неёлову своей внучкой. Именно эту роль актриса сыграла в фильме. В процессе работы между актёрами возникли тёплые, почти родственные отношения.
В конце 90-х актриса покинула страну на несколько лет. В этот период график спектаклей с участием Неёловой в «Современнике» специально подбивали под даты приезда актрисы в страну. В этот период она жила 3 года во Франции и 6 лет в Нидерландах. В Париже дочь актрисы пошла в 1-й класс.
Всю свою жизнь актриса поддерживала балетный вес. В свои 70 с лишним лет она весит 57 кг при росте 165 см. Всю свою жизнь Неёлова комплексовала по поводу своего роста и веса, считая себя серой мышью.
Долгие годы художественный руководитель театра «Современник» Галина Волчек шла навстречу Неёловой, перекраивая графики спектаклей с участием актрисы. В этот период в труппе театра шутили, называя Волчек мужем Неёловой.
В списке сыгранных Неёловой в театре ролей есть не только женские. В спектакле «Шинель» актриса играет Башмачкина.
Неёлова не любит рассказывать о своей жизни. За период своего творчества она дала не более 4 интервью.
Дорогая Елена Сергеевна
Путь к вершинам советского кино у Марины Нееловой начался с фильма «Старая, старая сказка». Пройдя кинопробы, она получила свою первую роль – принцессы. Практически сразу молодой актрисе стали предлагать главные роли: Люси в молодежном фильме «Ждем тебя, парень», Ниночки в психологической драме «Монолог», Стеши Базыриной в социальной драме «С тобой и без тебя», Саши Неродовой в мелодраме «Просто Саша».
За право поработать с Нееловой соревновались лучшие режиссеры советского кино: Р. Нахапетов, Э. Рязанов, И. Авербах, Р. Балаян, Н. Михалков. Но если говорить о режиссере, который помог стать актрисе звездой советского экрана наивысшего уровня, то нельзя не вспомнить о Георгии Данелии и его трагикомедии «Осенний марафон». Несмотря на то, что сюжет фильма разворачивается вокруг жизни и судьбы Андрея Бузыкина (актер Олег Басилашвили), Неелова убедительно сыграла любовницу главного героя – Аллу.
Свой успех актриса закрепила образами Татьяны Шульги в драме «Транзит», Анны в телефильме «Карусель», Раисы Глазуновой в криминальном фильме «Следствие ведут Знатоки».
В последние годы советского кино актриса записала в свой актив еще одну звездную роль – учительницы Елены Сергеевной в драме «Дорогая Елена Сергеевна». Согласно сюжету, отмечая свой очередной день рождения, учительница сильно удивилась, увидев на пороге своей квартиры четырех учеников с пышным букетом цветов. Но молодые люди зашли в гости не только для того, чтобы поздравить Елену Сергеевну…
В новом российском кино Марина Мстиславовна также не затерялась, сыграв главные роли в криминальном фильме «Тюремный романс» (снятом на истории реальных отношений Натальи Воронцовой и криминального авторитета Сергея Мадуева) и в мелодраме «Ты у меня одна». В третьем тысячелетии актриса порадовала поклонников кино ролями в популярных сериалах «Азазель» и «Предполагаемые обстоятельства».
С 2017 года Марину Неелову можно увидеть в главной роли учительницы на пенсии Елены Михайловны в трагикомедии «Карп отмороженный». Бывшая учительница Елена Никифорова живет в маленьком городке, наслаждаясь всеми «прелестями» пенсии. Неожиданно она узнает, что больна смертельным недугом, который в любой момент может отнять у нее жизнь. Чтобы не волновать родственников после своей смерти, Елена Михайловна еще при жизни занялась организацией своих похорон.