Пётр мамонов
Содержание:
- Фильмография
- Мамонов и православие
- Личная жизнь
- Роли в кино
- «Остров»
- Лучшие фильмы с Петром Мамоновым в главной роли
- «Звуки Му»: от начала до распада
- Личная жизнь Петра Мамонова
- Такси блюз (1990) (Taxi Blues)
- Личная жизнь Петра Мамонова
- Фильмы
- Остров. (2006)
- Цитаты
- Детство и молодость
- Начало серьезной актерской карьеры; уход от мирской жизни
- Ранние годы
Фильмография
Год | Фильм | Роль |
1988 | Игла | Артур, хирург, поставщик наркотиков |
1990 | Такси-блюз | Лёха, саксофонист |
1991 | Нога | старший брат Мартына |
1991 | Анна Карамазофф | собеседник на сгоревшей кухне |
1994 | Терра инкогнита | Имя персонажа не указано |
1995 | Время печали ещё не пришло | Мефодий, геодезист |
2002 | Убойная сила 2 | Актёр в театре |
2004 | Клара, Дора. Бешеные бабки | голос Доры |
2005 | Пыль | профессор Пушкарь |
2005 | Случайный взгляд | Имя персонажа не указано |
2006 | Остров | Отец Анатолий |
2009 | Царь | Иван Грозный |
2010 | Игла Remix | Артур Юсупович, хирург, наркоман, поставщик наркотиков |
2011 | Шапито-шоу | Отец |
2011 | Мамон + Лобан | в роли себя |
2011 | Люди Таймыра | закадровый текст |
2013 | Пепел | Деда Лёва, уголовный авторитет |
2014 | Иерей-Сан | Шатун |
Мамонов и православие
После того как артист начал исповедовать православие, он не только снялся в «Острове». Но и стал много говорить в своих интервью о духовном, о Боге.
При этом он пояснял суть своей веры не на Библии или вероучении, а на простых житейских примерах. Поэтому цитаты Мамонова тогда расходились по прессе и интернету. Вот несколько из них.
«Каждую ночь нужно задавать себе простенький вопросик: я прожил сегодняшний день — кому-нибудь от этого было хорошо? Вот я, знаменитый крутой артист, рок-н-ролльщик, — могу с вами разговаривать так, что вы по струнке будете ходить. Но разве мне от этого лучше будет? Или вам? Одно из имен дьявола — «разделяющий». Внутренний дьявол внушает: «Ты прав, старик, давай всех построй!». Я стараюсь таким не быть. Продвигаюсь в своей душевной работе каждый день. Комариными шажочками».
«Видеть хорошее, цепляться за него — единственный продуктивный путь. Другой человек может многое делать не так, но в чем-то он обязательно хорош. Вот за эту ниточку и надо тянуть, а на дрянь не обращать внимания. Любовь — это не чувство, а действие. Не надо пылать африканскими чувствами к старухе, уступая ей место в метро. Твой поступок — тоже любовь. Любовь — это вымыть посуду вне очереди».
«Надо бы нам всем, да и мне в первую очередь, научиться говорить себе «нет».
«Если мы видим гадость, значит она в нас. Подобное соединяется с подобным. Если я говорю : вот пошел ворюга — значит я сам стырил если не тысячу долларов, то гвоздь. Не осуждайте людей — взгляните на себя»
«Я однажды вошел в дом, думал — сейчас компьютер включу, а электричества не было. И я оказался в полной темноте. Лягте как-нибудь в темноте, отключите все «пикалки» и задайте себе такой вопрос: кто вы и как вы живете? Я вообще нормальный парень или так себе?»
«Один человек сказал: ты такие песни написал, потому что водку пил. Но я их написал не благодаря водке, а вопреки. С высоты своих 60 лет я говорю: нельзя терять в этой жизни ни минуты, времени мало, жизнь коротка, и в ней может быть прекрасен каждый момент
Важно утром встать и убрать вокруг. Если я проснулся в дурном настроении, не портвейн пью, а говорю: «Господи, что-то мне плохо
Я надеюсь на тебя, ничего у меня не получается». Вот это движение самое важное».
Личная жизнь
«Я эмоциональный человек, я с 13 лет начал пить — портвейн и все это прочее. Я в ужасе: на что я потратил собственную жизнь, на какую ерунду я истратил свою жизнь – на эти все песни, пьянки, гулянки, беготню постоянную по домам, флэтам. Мы же по улице Горького как: выходишь утром в 11 на «Пушку», до «Трубы» вниз – вверх, и так до 11-ти вечера. И все было интересно, все было весело, (всего) хватало. Друзей встретишь, там по 20 нааскаешь на портвейн… было модно, драться там… Бывает, ходишь похмельный, без копейки денег — что хорошего? Пить — это очень тяжело, большая воля нужна. Намного легче не пить. Пить — это очень мужская, строгая вещь», — вот так откровенно и искренне рассказывает о своей жизни сам Петр Николаевич.
Впервые он женился еще в середине 70-х годов. Семейная жизнь была скоротечной. Его избранницей стала девушка, имя которой сам актер никогда не раскрывал. Известно только лишь то, что в этом браке у Мамонова родился сын.
В 1982 году Петр Николаевич зарегистрировал отношения с танцовщицей Ольгой, которая вскоре стала его личным менеджером. У Ольги и Петра появились дети (в семье трое сыновей). Младший сын Иван стал кинорежиссером.
Роли в кино
Режиссер Рашид Нугманов начал снимать знаменитую «Иглу» в 1987 году. На роль зловещего Артура Юсуповича Виктор Цой, игравший благородного героя Моро, посоветовал ему взять Мамонова. Без актерского опыта за плечами Пётр блестяще справился с поставленной задачей.
Пётр Мамонов в фильме «Игла» С тех пор он создал несколько образов, которые поражают воображение своей глубиной и многогранностью. Таков его саксофонист Леха, аутист из комедийной драмы Павла Лунгина «Такси-блюз». Во многом благодаря игре Петра в 1990 году режиссер получил Пальмовую ветвь на Каннском фестивале. Таков и собеседник главной героини фильма Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф».
Кадр из фильма «Такси-блюз»
Запомнился зрителям и его злодей-профессор из экспериментальной фантастической картины тогда еще никому неизвестного Сергея Лобана «Пыль», сценарий для которой написала Марина Потапова. Снятый на цифровую камеру малобюджетный фильм завоевал главный приз Гильдии кинокритиков в 2005 году. Петр Мамонов о том, кто он – актёр или музыкант? А в 2006 году Мамонов по благословению своего духовника снова снялся у Павла Лунгина – в драме «Остров». Его старец-отшельник, искупающий грех смертоубийства и обладающий целительскими способностями, взорвал кинематографический мир. В пронзительной сцене молитвы Петр Николаевич даже не играл, он просто показал, как молится каждый день сам.
Отец Анатолий из «Острова» – одна из главных ролей в фильмографии Мамонова
Картина была признана лучшим православным фильмом года на международном фестивале «Радонеж», всю съемочную группу пригласил к себе на прием патриарх Алексий Второй. Рейтинги и сборы были фантастическими. Собратья по киноискусству вручили актерам Петру Мамонову и Виктору Сухорукову статуэтки «Ника» за лучшие мужские роли – главную и второго плана. Еще четыре таких же получили режиссер, сценарист, оператор и сам фильм «Остров». «Остров». Фрагмент Выступая на церемонии «Золотого орла», первую премию которого он также получил, Мамонов произнес такую обличительную речь, что практически ввел в ступор всех присутствующих. Еще одна роль Петра Николаевич, и у того же режиссера, принесла ему признание уже не только православных людей, но и у широкого зрителя. Образ царя Ивана Грозного в исторической драме «Царь» был неоднозначным, сам Мамонов вообще считает, что роль у него не получилась.
Пётр Мамонов в роли Ивана Грозного
Тем не менее, зрители надолго запомнили этот образ, как и последующие – деда Леву из военной драмы Владимира Перельмана «Пепел» и Шатуна из боевика Егора Баранова «Иерей-сан: Исповедь самурая», снятого по сценарию Ивана Охлобыстина. Последней ролью Мамонова на 2021 год стала роль сторожа Вадима в сериале Игоря Гринякина «Каждому свое».
Кадр из фильма «Иерей-сан: Исповедь самурая»
«Остров»
В 2006 году продолжилось сотрудничество Мамонова и режиссера Лунгина. В драме «Остров» актер получил роль главного героя — старца Анатолия, всю жизнь искупающего грех убийства.
Фильм получил шесть премий «Золотой орел», шесть премий «Ника», приз зрительских симпатий и приз за лучшую мужскую роль на фестивале в Онфлере, во Франции. Эта малобюджетная картина собрала в прокате больше 2 миллионов долларов. Рейтинги фильма оказались заоблачными.
Лента открывала «Кинотавр 2006» и фестиваль духовного кино в Риме, закрывала Венецианский кинофестиваль, а 27 июня 2006 года была впервые показана в столице России — в рамках внеконкурсной программы XХVIII Московского международного кинофестиваля.
В огромном зале не было ни одного свободного места, во время сеанса стояла напряженная тишина, а по его окончании публика 10 минут стоя аплодировала Лунгину и Мамонову — настолько сильным оказалось впечатление от картины.
Павел Лунгин говорит, что картина «Остров» — «это фильм о Боге, стыде, грехе, преступлении. Но это еще и попытка рассказать о том, как это мучительно больно — быть человеком. И как необходимо им быть». Лунгин также отмечал, что «Остров» в чем-то продолжает «Покаяние» Тенгиза Абуладзе и «Цареубийцу» Карена Шахназарова, но он более камерный и в большей мере обращен к отдельному человеку, нежели к обществу в целом.
«Остров» снимался в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Оттуда отходят катера на Соловки. Павел Лунгин считает, что аудитория этого фильма — «это мучающиеся люди, те, которые не потеряли надежду найти смысл жизни. Мне кажется, что самодовольные христиане так же не примут этот фильм, как и самодовольные атеисты. Еще Бердяев сказал, что в наше время ему кажется, что мучающийся атеист ближе к Богу, чем самодовольный христианин».
Петр Мамонов считает, что «самое ценное в этом кино — это что фильм достаточно робкий, что никаких там нет лозунгов, что никто ни на чем не настаивает
Мы робко притронулись к очень важной теме». «Остров» — очень удачная работа, я ее не стыжусь
Я сделал все, что мог. Во время съемок целыми ночами думал и плакал… Посмотрел его девять раз и он мне все больше нравится! Только не надо к этому кино относиться на полном серьезе. Это не культурная революция типа фильм про православную веру. Просто о людях, выбравших такой путь», — признается Петр Николаевич.
Неподражаемый Мамонов дружен с Лунгиным с самого детства. Режиссер признается, что без Мамонова не было бы этой картины. Как не было бы и удачного знакомства с Виктором Сухоруковым. Если талант Дмитрия Дюжева Лунгин разглядел сам, то личность Сухорукова режиссеру раскрыл именно Мамонов.
Лучшие фильмы с Петром Мамоновым в главной роли
Первый фильм, в котором Петр Мамонов стал ведущим актером — Игла 1988 года. Всего актер сыграл более чем в 8 фильмах в главной роли. Средний их рейтинг: 6.8/10. Его лучшие работы:
Остров (2006)
7.9
The Island
Драма
Россия
112 мин.
Действие фильма происходит во время второй мировой войны. Немецкий корабль берет в плен баржу, на борту которой оказываются кочегар Анатолий Савостьянов и шкипер Тихон Яковлев. Опасаясь за свою шкуру, кочегар идет на подлость и убивает шкипера. Но даже немцы не любят предателей и оставляют Анатолия на бирже, предварительно ее заминировав.
Кочегар оказывается везунчиком – его спасают монахи, благодаря чему он выживает. Случившееся чудо так потрясает Анатолия, что спустя много лет он становится …
Трейлер
Фильм
Главная роль
Анатолий
Персонаж:
Монах в возрасте, работающий при монастыре истопником; обладает даром предвидения и исцеления, помогает нуждающимся; часто ведёт себя странно, сильно раскаивается в грехах прошлого
актер
Награды Ника: побед 1
Такси-блюз (1990)
7.4
Taxi Blues
Драма, Комедия
Советский Союз, Франция
110 мин.
Трейлер
Фильм
Главная роль
Лёша
Персонаж:
Молодой талантливый саксофонист, из-за своей оплошности лишившийся работы и жилья; из-за постоянных депрессий уходит в запой и окончательно опускается; решает начать новую жизнь после встречи с американским музыкантом
актер
Награды Ника: номинаций 1
Пыль (2005)
7.2
Фантастика, Драма, Комедия
Россия
107 мин.
Алексей – типичный неудачник: за всю жизнь он ничего не добился, он одинок, у него, по сути, нет никаких желаний и стремлений. Он живет в небольшой квартире со своей бабушкой, которая единственная заботится о нем, кормит и одевает. Алексей работает на одном из государственных предприятий.
Однажды на работу к Алексею приходят сотрудники ФСБ, которые отбирают обычных людей для участия в секретном эксперименте. Суть эксперимента состоит в том, что подопытный на пару минут видит в специальной …
Фильм
Главная роль
Профессор
актер
Царь (2009)
6.8
Tsar
Исторический, Драма
Россия
116 мин.
1566 год. У власти на Руси находится царь Иван Грозный. Русь истощена голодом, Ливонской войной и разгулом Опричнины, которую царь всячески поддерживает. После того, как митрополит Афанасий покидает Русскую Православную Церковь, Иван Грозный решает пригласить на пост митрополита Московского своего друга детства, Филиппа Колычева, который в настоящее время является игуменом Соловецкого монастыря.
Изначально Филипп отказывается занять этот пост, но, увидев жестокости опричников и прочие беды …
Трейлер
Фильм
Главная роль
Иван Грозный
Персонаж:
Грозный русский царь, образованный и добросовестный глава государства, отличается набожностью; с другой стороны, властный, жестокий, безжалостен к своим врагам и тем, кого подозревает в измене
актер
«Звуки Му»: от начала до распада
В 1980 году на фоне расставания с Ольгой Гороховой Петр написал около 70 песен. В какой-то момент Мамонов позвал в гости Артемия Троицкого и сыграл ему несколько своих опусов.
Троицкий был удивлен. По его словам, «это было потрясающе смешно, сильно и необычно». Те песни критик позже охарактеризовал как «маниакально-напряженные «польки-роки» на одном-двух аккордах, исполненные с криками, хрипами вперемежку с молчанием».
Тогда Мамонов решил собрать собственную группу, подключив к процессу своего младшего сводного брата Алексея Бортничука. Вскоре к группе присоединился Павел Хотин, умевший играть на клавишных и обладавший музыкальным образованием. В какой-то момент в группе, именовавшейся «Бронепоезд без колес», играл и Артемий Троицкий – на скрипке.
Ударом по будущему группы стало то, что Бортничук отправился на два года в колонию за тунеядство. Зато к коллективу присоединился Саша Липницкий, водивший уже в те годы знакомство с Борисом Гребенщиковым, Майком Науменко и Виктором Цоем.
С Троицким работа не сложилась, хотя отношения остались дружескими. Последним кирпичиком «золотого состава» стал барабанщик Алексей Павлов. Мамонов пел и играл на ритм-гитаре, Хотину достались родные клавиши, Бортничук отвечал за соло-гитару, а Липницкий – за бас.
Первый альбом был записан только в 1988-м. Лидер группы «Центр» Василий Шумов предложил свою помощь как продюсера, музыканты согласились, и итогом стали «Простые вещи». По словам участников «Звуков Му», Шумов установил на студии жесткую дисциплину, так что на запись ушло всего 20 дней. В основу альбома легли уже давно написанные Петром песни, некоторые из которых Мамонов написал еще в 1980-м.
Материала было много, поэтому в том же году группа записала и второй альбом, получивший название «Крым». Записывался альбом уже без Шумова, работал над ним звукооператор Антон Марчук. В этот раз процесс шел более непринужденно, но, что парадоксально, все случилось быстрее – музыканты управились за 10 дней.
На волне Перестройки отечественные рок-группы стали выезжать за рубеж. Не стали исключением и «Звуки Му». Началось все с Венгрии, потом был тур по Италии в компании с «Браво» и «Телевизором». Однако главным событием года стало знакомство Петра Мамонова с Брайаном Ино. Саунд-продюсер подписал с группой двухлетний контракт, по условиям которого та должна были сначала записать альбом для Запада и дать два масштабных тура по Британии и США. Однако альбом Zvuki Mu, записанный в Москве под контролем Ино, успеха не снискал. Наблюдавший за записью Троицкий назвал причиной творческий конфликт между Петром и Брайаном.
После серии концертов в Польше, Германии и Франции и туров по Великобритании и Штатам представлялось, что группу ждет безоблачное будущее. Тем неожиданнее было сообщение от ее фронтмена о роспуске. Однако на второй тур в США группа скаталась в полном составе, контракт с Opal Records никуда не девался. Последним аккордом сотрудничества «золотого состава» стал альбом «Транснадежность», вышедший в 1991 году.
Личная жизнь Петра Мамонова
Впервые Пётр женился еще студентом. О том периоде артист вспоминать не любит. Родился сын, но семьи не получилось, жена с ребенком ушла, а Мамонов погрузился в депрессивное состояние. В конце семидесятых он познакомился с преподавательницей иностранного языка Ольгой Гороховой, с которой жил не расписываясь. Женщина вскоре ушла, а гораздо позже, когда Петр стал знаменитым, написала о нем мемуары.
Пётр Мамонов в молодости и сейчас
Новости об эпатажном вокалисте новой рок-группы «Звуки Му» разлетались мгновенно. Однажды в ресторане «Эрмитажа», где Мамонов сидел в шумной компании, появилась изящная симпатичная девушка по имени Оля. Она была танцовщицей варьете «Звездное небо» и, встретив Петра, удивила его тем, что ничего не знает ни о нем, ни о его творчестве. «В суматохе мы повстречались, влюбились и стали жить вместе», — озвучила свой вариант судьбоносной встречи Ольга гораздо позже. У артиста есть свой вариант их знакомства: Петр и Ольга расписались в 1982 году. В их семье три сына, есть внуки. Поначалу их пару окружающим сложно было воспринимать как семью, поскольку днем они все время были порознь, а по вечерам Мамонов запирался ото всех, чтобы творить. Они сходились-расходились, рожали детей…
Потом наступил 1995 год, и вся семья перебралась на постоянное место жительства в деревню. На книжной полке в доме расположился молитвослов, артист стал ходить в церковь. Ольга занялась хозяйством, а заодно взяла на себя обязанности личного секретаря мужа, который через какое-то время снова вернулся к творческой деятельности.
Пётр Мамонов с женой
Ребятишки из деревни добирались в школу самостоятельно, весной и осенью пешком, зимой – на лыжах. Как признавался позже младший сын Иван (1983 г.р.), их это закалило, сделало крепче и телом и духом. Кстати, именно он вместе с папой работал как режиссер и оператор в фильме «Шапито-шоу».
Сейчас на счету Ивана Мамонова как оператора более пятнадцати картин, одной из последних работ в 2021 году стала криминальная драма Дениса Карро «Горячая точка». Сериал вышел на экраны в 2020 году. Средний сын Петра стал священником, а старший трудится в сфере информационных технологий.
Иван Мамонов
В конце лета 2021 года в СМИ появились слухи о смерти основоположника «Звуков Му». Его жена выступила с опровержением, но отменила все предстоящие гастрольные поездки, объяснив, что у Петра Николаевича случился сердечный приступ. Поскольку они находились за городом, она сама отвезла мужа в клинику Пирогова, где ему диагностировали инфаркт миокарда. Пётр Мамонов о смысле жизни Через несколько дней артисту провели сложную операцию на сердце, а еще спустя некоторое время было сделано повторное стентирование. Ольга проинформировала журналистов о том, что состояние Мамонова стабильное, он читает Евангелие, общается со священнослужителем Дмитрием Смирновым. Женщина также заявила, что уверена: сила духа и вера мужа помогут справиться с болезнью.
Такси блюз (1990) (Taxi Blues)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Советский фильм
tagHD 1080, tagHD 720
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Петр Мамонов, Петр Зайченко, Владимир Кашпур
Мелодраматическая история о том, как жизнь соединила двоих ни в чем не схожих людей – практичного таксиста и безвольного спившегося музыканта.
Основная идея фильма — неразрешимый конфликт мировозрений творческого и талантливого, но порочного блюзмена и сильного и волевого, но ординарного таксиста «советской закалки». Фильм наполняет атмосфера конца 1980–х годов, с её предчувствием перемен. Конфликт мировозрений героев перекликается с конфликтом политической системы позднего СССР.
Личная жизнь Петра Мамонова
Интеллигентные родители Петра Мамонова: отец ― инженер, мама — переводчица, специалист по скандинавским языкам, с детства активно развивали любимого сына. Мама обучала языкам, отец прививал любовь к современной культуре. Его юность прошла в Большом Каретном переулке, 17, в том самом дворе, где рос Владимир Высоцкий. В молодости Пётр дружил с московскими хиппи, хоть и относился к их идеалам скептически, нередко спорил, дело доходило даже до драк. Однажды в такой стычке ему сильным ударом в область сердца заточкой пробили грудную клетку. Медики, остановили кровь, но спасти Мамонова удалось только после того, как ему удалили легкое. В память об этом на его груди остался огромный шрам.
Чтобы не служить в Армии, Петр прошел медицинское обследование в психлечебнице и был отстранен от службы. В психиатрической больнице он встретил Артёма Троицкого, будущего журналиста, сыгравшего важную роль в личной жизни и в карьере музыканта. В середине 1970-х Мамонов женился. Спустя некоторое время, у него родился сын, первенец, но этот брак вскоре распался. В 1979 он встретил Ольгу Горохову, преподавателя иностранных языков, влюбился и некоторое время жил с ней в гражданском браке. Но и этот союз не был долговечным. Живя один, нередко голодая, Петр Мамонов начал сочинять песни. В 1980 он написал более 80 песен. «Немного грустные песни вышли», ― признавался он друзьям.
В это время Петр Мамонов позвал в гости своего друга Троицкого, ставшего известным музыкальным критиком. Он спел ему несколько песен, аккомпанируя себе на гитаре, и вдохновлённый его похвалой, решил организовать рок-группу. Начал репетировать вместе с братом Алексеем Бортничуком, чуть позже пригласил в коллектив Павла Хотина (клавишные) и Липницкого (бас-гитара). Так родились «Звуки Му». Новости о рок-группе с эпатажным руководителем и вокалистом очень скоро распространялись по столице. Росла популярность музыканта, налаживалась его личная жизнь. В 1982 Мамонов женился на танцовщице из кордебалета Ольге. Личной жизнью рок-музыканта была его жена и менеджер, Ольга. В семье ― трое сыновей, есть внуки.
Петр Мамонов с женой Ольгой
Фильмы
В начале 1990-х Петр Мамонов порадовал поклонников своим появлением в новой ипостаси. Рокер начал ставить спектакли. На сцене театра имени Константина Станиславского зрители увидели его постановки «Лысый брюнет», «Есть ли жизнь на Марсе», «Полковнику никто не пишет», которые были представлены и на международных фестивалях в США и Европе.
В 2003 году Петр Николаевич презентовал поклонникам еще одну работу — спектакль «Шоколадный Пушкин». А спустя год были поставлены «Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева» и «Балет».
Внес артист собственную лепту и в киноискусство. Фильмография Петра Мамонова — это около 2 десятков картин. Первая, «Игла», вышла в 1988 году. Здесь актеру досталась роль второго плана. В драме с участием Виктора Цоя — кумира молодежи той эпохи, поэт изображал врача-наркоторговца Артура Юсуповича.
Через 2 года на экраны вышел фильм «Такси блюз» о судьбе таксиста и спившегося саксофониста. Последнего сыграл Мамонов. Лента получила немалую популярность и приз «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах.
Пётр Мамонов в фильме «Игла»
Фильмы, вышедшие несколько позже, такие как «Аnna Karamazoff», «Нога», «Терра инкогнита», «Время печали не пришло», громкого успеха не получили, но были замечены поклонниками творчества Петра Николаевича.
В 2005 году зрители увидели новый проект под названием «Пыль» Сергея Лобана. Здесь Петр Мамонов в роли профессора Пушкаря перестал быть похожим на себя прежнего. Фильм пронизан глубоким философским смыслом, хотя снят на цифровую камеру, практически без бюджета. Интересно, что герой Мамонова получил имя Дмитрия Пушкаря, предоставившего лабораторию для съемок.
О Мамонове заговорили снова в 2006 году, когда на экраны вышла картина «Остров». Актер сыграл старца Анатолия, искупающего страшный грех. На момент, когда снимался фильм, Мамонов превратился в отшельника. Музыкант удалился от цивилизации, поселившись в деревне Ефаново в Подмосковье. К такому виду существования Петра Николаевича привел поиск смысла жизни. Поэт признавался:
Чтобы сняться в «Острове», Мамонов спросил разрешения у духовного отца. Приступил к работе только после благословения. Эта малобюджетная картина собрала в прокате больше $2 млн. Рейтинги фильма оказались заоблачными. Проект получил 6 премий «Ника», побив все прежние рекорды. Петр Мамонов в 2007 году стал лауреатом кинофестиваля в категории «Лучшая мужская роль».
Петр Мамонов в фильме «Остров»
В 2009 году на экраны вышла историческая лента Павла Лунгина «Царь». Сюжет повествовал об отношениях Ивана Грозного (Петр Мамонов) и митрополита Филиппа (Олег Янковский) в период опричнины. Для Янковского «Царь» стал последней работой в кино.
После Мамонов снялся в еще нескольких проектах, среди которых зрителям запомнились «Пепел» и «Иерей-Сан». В первом он сыграл уголовного авторитета деда Леву, во втором — деревенского жителя по кличке Шатун.
В 2016-м вышел короткометражный фильм «Чай». Вместе с Петром Мамоновым в главных ролях появилась молодая актриса Анастасия Куимова. Хотя лента Анны Кузьминых понравилась поклонникам, широкую известность не обрела.
Со временем мужчина отошел от кино и стал больше времени уделять моноспектаклям. Среди любимых зрителями было представление «Как я читал святого Исаака Сирина».
Остров. (2006)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Русский фильм
tagHD 1080, tagHD 720
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Петр Мамонов, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев
«Остров», удивительное кино, неформатное. Такое невозможно снять на Западе. Хотя бы потому, что у них нет такого актера, как Петр Мамонов. Это кино про преступление и наказание в Белом море.1976 год, монастырь на уединенном острове в северном море. Именно сюда приезжают те, кто потерял надежду – больные, умалишенные. Приезжают, чтобы просить помощи у отца Анатолия – странного священнослужителя, по одной только молитве которого, калеки начинают ходить, а сумасшедшие воспринимать действительность. Он помогает всем, но не может помочь себе. Много лет назад Анатолий совершил предательство – во время второй мировой войны застрелил своего товарища Тихона, чтобы самому остаться в живых. В монастыре Анатолий отказывается от всех материальных благ, он спит на кирпичах у печки и вынуждает так же поступить настоятеля монастыря отца Филарета. Но этого мало, чтобы искупить страшный грех…После просмотра остается щемящее чувство в душе, ведь такой остров со своими тайнами прошлого есть у каждого из нас. Русскому человеку смотреть обязательно.
Цитаты
- «Зачем мы живем? Долгие годы я никак не отвечал на этот вопрос — бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни — любить. Это значит жертвовать, а жертвовать — это отдавать. Схема простейшая. Это не означает — ходить в церковь, ставить свечки и молиться».
- «Видеть хорошее, цепляться за него — единственный продуктивный путь. Другой человек может многое делать не так, но в чем-то он обязательно хорош. Вот за эту ниточку и надо тянуть, а на дрянь не обращать внимания. Любовь — это не чувство, а действие. Не надо пылать африканскими чувствами к старухе, уступая ей место в метро. Твой поступок — тоже любовь. Любовь — это вымыть посуду вне очереди».
- «Деньги — это хорошо, дело все в мотиве. Вот две женщины моют пол. Одна для того, чтобы 15-го получить зарплату, а вторая, чтобы было чисто. В итоге они обе 15-го получат зарплату. Но одна моет «туда», а вторая мимо».
- «Я однажды вошел в дом, думал — сейчас компьютер включу, а электричества не было. И я оказался в полной темноте. Лягте как-нибудь в темноте, отключите все «пикалки» и задайте себе такой вопрос: кто вы и как вы живете? Я вообще нормальный парень или так себе?».
Детство и молодость
Петр Мамонов родился 14 апреля 1951 года в семье московских интеллигентов. Детство, проведенное в центре столицы, среди творческой и интеллектуальной элиты, сказались на характере будущего музыканта. Он рано начал проявлять неординарность и бунтарский нрав. За нестандартное поведение Петра два раза исключали из школы.
Еще во время учебы заинтересовался музыкой и вместе с одноклассниками организовал любительскую группу «Экспресс». Ансамбль исполнял песни популярных западных рок-групп.
В Московском полиграфическом техникуме и институте артист изучал редакторское дело. Окончив учебу, Мамонов занимался переводами с норвежского и английского языков, работал в типографии, и, как многие интеллигенты-диссиденты того времени, занимался неквалифицированным трудом – служил банщиком, грузчиком, лифтером. Десять лет Петр не занимался музыкой, сменяя разные места работы.
С начала 1980 годов Мамонов переживает жизненный кризис, вызванный неудачами в личной жизни и неустроенностью. В это же время он начинает писать первые стихи и песни. Давний друг Мамонова, известный музыкальный критик Артем Троицкий, услышав творчество Петра, посоветовал ему собрать группу.
Начало серьезной актерской карьеры; уход от мирской жизни
Инстаграм: https://www.instagram.com/petr.mamonov/
За изображение саксофониста-алкоголика в «Такси-блюз» Мамонова номинировали на лучшую мужскую роль проекта «Ника», его мастерством восхищались: «Сумел показать слабого человека, которого однако ничто не может сломить», – так писали критики. Затем были съемки в малобюджетных картинах «Анна Карамазофф» и «Нога», но особо на эти роли никто не обратил внимания.
Позднее были попытки реализовать себя в качестве театрального актера и режиссера-постановщика. Игра в спектакле «Лысый брюнет» в театре Станиславского удалась ему настолько хорошо, что пьесу «держали» на сцене несколько лет. Произведение колумбийца Габриэля Гарсиа Маркеса «Полковнику никто не пишет» (певец задействовал себя как режиссер) имело меньший успех: «Неудачный опыт, понял, что режиссерство не мое», – его собственный отзыв об этой работе.
Инстаграм: https://www.instagram.com/petr.mamonov/
Эти метания происходили с Мамоновым до 1985-го, когда мужчина достиг полного «разброда»: удачные выступления с группой, но все равно принимается решение роспуска коллектива; съемки в кино, достаточное количество денег, но несмотря на известность и успех – страшная депрессия. Петра Николаевича буквально спас родственник-бизнесмен, предложивший ему за смешную цену гектар земли в подмосковной деревне Ефаново. «Я сказал, что не смогу жить в деревне – всю жизнь провел в центре Москвы! А приехал, поглядел на сосны, речку, на траву и… решили остаться», – из воспоминаний певца. Летом поставили палатки, которые иногда заливало дождем, к зиме купили недорого сруб и стали обустраиваться на новом, непривычном месте.
Инстаграм: https://www.instagram.com/petr.mamonov/
И как раз тогда к Петру приходит озарение, которое привело его к религии, к осознанию Бога. Еще фрагмент из интервью, которое было дано передаче «Наедине со всеми»: «Всю жизнь хотел быть крутым, лучше всех, и как раз в поисках очередной крутизны понял, что самое высшее на Земле это Бог, который управляет каждым движением вокруг». Мужчина разом избавляется от вредных привычек, а его жизнь фактически становится затворнической: «Теперь живу среди природы и ландышей, а Москву разве что в магазин виниловых пластинок наведываюсь, очень редко».
Мужчина полностью отказывается от своего знаменитого детища «Звуки Му». И все-таки друзья смогли уговорить его участвовать в некоторых проектах: это съемки в кино, моноспектакли, роли в театрах.
Инстаграм: https://www.instagram.com/petr.mamonov/
- 2003-й: постановка «Шоколадный Пушкин»: начальной версией был музыкальный альбом, затем – моноспектакль.
- 2005-й: роль проводящего безумные опыты над людьми профессора в картине «Пыль». Фильм был снят практически без бюджета в цифровом формате.
- 2006-й: отец Анатолий в кино «Остров». Перед началом работы Петр Николаевич попросил благословения у духовного наставника. Малобюджетная картина собрала при показе около 2 миллионов долларов, а некоторые верующие бизнесмены арендовали зал для «Острова» и приглашали всех желающих туда бесплатно.
- Ноябрь 2009-го: выход фильма «Царь», роль Ивана Грозного. Реакция критиков, историков на картину Лунгина была неоднозначной: режиссера (и актеров) резко осудили за искажение исторической действительности и вольную интерпретацию фактов.
Ранние годы
Знакомство с ранней биографией Петра Мамонова дает возможность понять, что он был неординарной личностью чуть ли не с самого рождения. Сам артист мало рассказывает о детстве, но многочисленные воспоминания современников и друзей позволяют узнать об этом периоде очень подробно. Петр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Москве, в семье столичных интеллигентов — отец работал инженером, а мать переводчицей, специалисткой в области скандинавских языков. Детство будущего музыканта проходило в Большом каретном переулке — в том же дворе в свое время жили Мария Ермолова и Владимир Высоцкий. Благодаря отчиму лучшего друга по двору, который работал личным переводчиком Леонида Ильича Брежнева, Петя с самого детства имел доступ к заграничным музыкальным пластинкам. Уже в 6-7 лет он познакомился с творчеством Рэя Чарльза, Майлза Дэвиса и Чабби Чеккера, которое остается для него любимой музыкой по сей день. Автор биографии Петра Мамонова Сергей Гурьев в связи с этим отмечал:
Маленький Петр обожал танцевать, не стесняясь делать это всюду, где только вздумается. Красная запись «устроил в классе цирк» красовалась на страницах его дневников на протяжении всей школьной учебы, а из двух заведений его даже отчислили — за проделки, среди которых особенно запомнился взрыв возле кабинета химии.
В старших классах Мамонов собрал свою первую рок-группу под названием «Экспресс», в которую вошли друзья по двору — вместе они в очень искаженной форме исполняли песни из репертуара Led Zeppelin, The Beatles и The Rolling Stones. Юноша относил себя к субкультуре стиляг, однако зачастую прибегал к крайним формам эпатажа — например, носил ручку от унитаза в качестве серьги. Врожденная гиперактивность часто вынуждала молодого Мамонова провоцировать драки с другими неформалами — в частности, с хиппи, которых он открыто не любил. В одной из таких потасовок он получил серьезное ранение заточкой — была пробита грудная клетка, но врачам удалось спасти юношу, пребывавшего в коме и потерявшего большое количество крови.
Достигнув призывного возраста, Петя Мамонов притворился сумасшедшим и избежал армии, пройдя обследование в психиатрической больнице. Окончив школу, Петр сначала окончил полиграфический техникум, а затем поступил в Московский университет печати. Отучившись три года на редакторском факультете, он решил бросить учебу.
Биография Петра Мамонова в этот период состоит из сплошных пробелов — он стал очень много пить, часто менял места работы и, как казалось, навсегда оставил попытки стать музыкантом. За этот период Мамонов успел поработать наборщиком и корректором в типографии, переводчиком поэзии для сборников с английского, шведского и датского языков, заведующим письмами в журнале «Пионер», грузчиком, лифтером, кочегаром и даже массажистом в бане. Но бесконечная череда запоев в конечном счете оставила Петю безработным, практически нищим, не имеющим возможности время от времени купить кусок хлеба на протяжении нескольких дней. Только отсутствие денег позволило ему временно завязать с алкоголем, и в основном он занимался написанием стихов — в этот период их было создано около семидесяти. И вот, наконец, Мамонов пригласил к себе Артемия Троицкого, с которым познакомился в психиатрической больнице (он тоже избегал армии, притворяясь невменяемым).
На тот момент Троицкий уже стал известным музыкальным критиком, поэтому Петр решил исполнить ему свои недавно сочиненные песни. Вот как отозвался об этом Артемий Кивович в своей книге «Рок в Союзе»:
Именно похвала Троицкого воодушевила к продолжению творчества Петра Мамонова — он решил создать свою рок-группу. В нее по итогу и вошли его младший сводный брат Алексей Бортничук, лучший друг Александр Липницкий и его знакомый Павел Хотин.