Лионелла пырьева: «сколько себя помню, мечтала стать артисткой!»
Содержание:
Детство и юность
Лионелла Скирда (так звали будущую актрису в девичестве) родилась 15.03.1938 года. Местом появления на свет стал город Одесса на юге Украинской ССР.
Колоритное местечко, о котором до сих пор ходят анекдоты и легенды, оказало на актрису большое влияние. Тем более что здесь она жила до собственного совершеннолетия и смогла в полной мере впитать местные нравы и обычаи.
Родители были очень далеки от искусства. Мать служила на флоте морячкой. Обошла весь свет. Отец также не имел отношения к творческой деятельности.
Работал механиком на корабле. В военное время служил на море, пережил трудные годы. Несколько раз был на волосок от гибели. Некоторое время работал в Соединенных Штатах в качестве старшего механика в одной судовой компании. Затем переехал на Дальний Восток. Устроился на ту же должность в пароходство имени Тимофея Гуженко.
Интересно, что как раз этом на судне будущие родители девочки и познакомились. Они по счастливой случайности попали на один и тот же борт.
Фотопортрет актрисы Л.И. Пырьевой 1968 г.
Бабушки и дедушки будущей актрисы также не могли похвастаться творческим прошлым. Были простыми рабочими людьми.
Своему необычному имени Лионелла Ивановна обязана одной неизвестной итальянской девушке. Если верить рассказам, родители будущей актрисы часто бывали на Средиземноморье.
Они решили: если когда-либо от совместного союза на свет появится дочь — назовут ее именно так.
Мать и отец недолго были с ребенком. Очень скоро они снова ушли в море. Едва Лионелла родилась, ее отдали на попечение бабушке в Одессу. В будущем мать и отец продолжали вольную жизнь, долгое время, больше 10 лет трудились на острове Сахалин.
Бабушка оказала на Лионеллу сильное влияние. Она поддерживала девушку во всем. Стремилась заменить ей родителей, которые очень редко бывали дома и навещали свою дочь.
Во время обучения в школе в родной Одессе, Лионелла Ивановна посещала местный драматический кружок. Ей нравилось участвовать в любительских постановках.
А в остальное время она внимательно следила за репетициями старших товарищей. Как рассказывает женщина, она всегда знала, что будет актрисой. Море ее совсем не привлекало. Ровно как не хотела она становиться и врачом. Хотя родители прочили талантливой и умной девушке именно будущее медработника.
В 18 лет Лионелла Пырьева уезжает из родной Одессы и вообще из Украины. Она направляется в Москву, чтобы осуществить свою давнюю мечту, стать актрисой.
Бабушка горячо поддерживает это стремление молодой женщины. Родители не рады такому повороту событий, но и против ничего не говорят.
Вступительные испытания даются талантливой девушке легко. Леонелла поступает в Институт театрального искусства имени Луначарского.
Преподавателями на курсе становятся титулованные артисты: Григорий Конский, а также Ольга Андровская. Под их началом Пырьева осваивает актерское ремесло.
Сразу после поступления Лионелла Ивановна направляет родителям телеграмму, где делится радостью. Однако мать и отец не понимают восторга девушки.
Тем не менее, решение уже принято. В течение 5 лет будущая актриса учится. В 1961 году артистка выпускается из стен родного института. Она оставляет сильное впечатление типажом и силой собственного таланта. Новоиспеченная артистка пробует себя на профессиональном поприще.
«Живём скромно»
Когда Иван Александрович предложил выйти за него замуж, для меня это было как обухом по голове. Я взяла паузу. Он очень красиво, трогательно ухаживал. В конце концов, всё обдумав, я сказала «да».
Конечно, о нашем браке шептались за спиной! Да и официально оформить наши отношения нам долго не удавалось — три с половиной года Марина не давала развода. Когда мы всё же расписались, пошли разговоры, что я его женила на себе из корыстных побуждений. Но я на это не обращала внимания абсолютно. Мы с ним прожили все эти шесть лет прекрасно, полноценной семьёй… Иван Александрович умер внезапно — остановилось сердце во сне. Потому что всю жизнь работал на износ.
Режиссер Иван Пырьев репетирует с актрисой Лионеллой Скирдой, исполнительницей роли Грушеньки (на съемках художественного фильма «Братья Карамазовы»). Фото: РИА Новости/ И. Назаров
После смерти Пырьева я много работала — часто ездила с «Братьями Карамазовыми» за границу, с творческими встречами гастролировала по стране… Случайно пересекаясь, мы с Олегом, как правило, только сухо здоровались. Я знала, что он давно развёлся и с первой женой — Марианной, и со второй — актрисой Любовью Земляникиной.
Статья по теме
«Первач» из Замоскворечья. Олег Стриженов — о драках, таланте и любви Узнав в 1975-м, что Стриженов мой партнёр по фильмуПетра Тодоровского «Последняя жертва», хотела отказаться. Но сдержалась. Практически сразу стало понятно, что наши чувства никуда за это время не ушли. И тем не менее ему пришлось ещё меня добиваться. В один прекрасный день Олег пришёл на озвучание, опустился на колено и при всей съёмочной группе сделал мне предложение. Это произвело на меня сильное впечатление! 12 ноября 1976 г. мы официально расписались и с тех пор не расстаёмся. Наш союз оказался крепким и счастливым — мы словно созданы друг для друга. Живём достаточно скромно — на пенсию (муж получает ещё президентскую надбавку). Всё свободное время Олег Александрович пишет маслом картины, общается с внуками… А в ноябре у нас со Стриженовым рубиновая свадьба, хотя нашей любви намного больше сорока лет. Когда я рассказала нашу историю Виктории Токаревой, она воскликнула: «Этот роман я обязательно должна написать!» На что мы с Олегом ответили: «Мы его напишем сами!» Семья Стриженовых: Александр Стриженов, Екатерина Стриженова, Олег Стриженов с супругой Лионеллой Пырьевой (слева направо) и Александра Стриженова (на первом плане) на торжественной церемонии награждения премией «Золотой орел». Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова
Лионелла Скирда: личная жизнь
Еще молодой девушкой впервые познакомилась с Олегом Стриженовым, приехавшим в Одессу на съемки. Роман между ним случился уже когда Лионелла училась в Москве. Но тогда их связь продолжения не имела: Олег был женат и воспитывал маленькую дочь. В тот период Скирда знакомится с великим и могучим режиссером Пырьевым. Правда в то время он уже был не столь могуч: его сняли с поста руководителя Союза кинематографистов, и директором Мосфильма он уже не был. Но все равно, в те годы Пырьев еще сохранял огромный авторитет в советском кино.
У немолодого уже режиссера начался период, свойственный некоторым мужчинам, что называется “Седина в бороду, бес в ребро”. Увлекался Иван Александрович молоденьким актрисами. Из-за его романа с Людмилой Марченко разошелся со своей женой Мариной Ладыниной. Но Марченко ему не удалось удержать, она променяла его все на того же Олега Стриженова.
И вот в 1962 г. Пырьев начинает жить фактическим браком с Лионеллой Скирдой, с Ладыниной он к тому времени еще не развелся. Лионеллу не смутила 37-летняя разница в возрасте. Официально они оформили отношения за несколько месяцев до кончины Ивана Александровича, причем Скирда, вопреки артистическим традициям, приняла фамилию мужа.
Разумеется, она, как и предыдущие пассии режиссера, получает главные роли в картинах Пырьева. Стать второй Ладыниной ей было не суждено, но все же Лионелла сыграла свой звездную роль. Пырьев снял ее в экранизации “Братьев Карамазовых” в роли Грушеньки, которая определенно удалась молодой актрисе. Но закончить картину великому режиссеру было не суждено – в 1968 г. его не стало. Третью часть фильма доснимали Михаил Ульянов и Кирилл Лавров.
х/ф “Братья Карамазовы” 1968 г.
Овдовев, Лионелла затем еще раз вышла замуж. Про это брак актрисы мало, что известно. Известно только то, что в 1975 г., когда Лионелла вновь повстречала свою старую любовь Олега Стриженова, она была все еще замужем. Но на этот раз они не стали испытывать судьбу. С тех пор, вот уже более 40 лет они вместе. Актриса вновь сменила фамилию, став Лионеллой Стриженовой.
Детей у актрисы ни в одном браке не было.
Детство и юность
Лионелла Скирда родилась в Одессе в семье моряков. История выбора столь необычного имени очень романтичная. Мама-морячка и отец — механик судов — познакомились в рейсе, с тех пор бороздили просторы вместе. Останавливаясь в Италии, ходили в береговой магазинчик, где работала девушка с этим красивым именем. Родители договорились, что, если родится дочь, обязательно назовут ее Лионеллой.
Актриса Лионелла Пырьева
Отец был механиком от Бога, вскоре после войны его пригласили на должность наставника молодых специалистов в Дальневосточное пароходство. Родители уехали на Сахалин, а дочку оставили под крылом бабушки.
В интервью Лионелла Ивановна часто вспоминает добрую женщину, которая всегда становилась на сторону внучки. Девочка с раннего детства мечтала стать актрисой, однако родители видели в наследнице исключительно врача. И только бабушка вместе с Линой лелеяла прекрасную мечту.
Лионелла Пырьева в молодости
Желание посвятить жизнь актерской профессии появилось не просто так. Квартира, в которой жила девочка с бабушкой, находилась в одном подъезде со служебным входом в Одесский русский драмтеатр. Лионелла тайком пробиралась за кулисы и в зрительный зал.
Когда пошла в школу, самоотверженно занималась в драмкружке, а получив аттестат зрелости, уехала в Москву, ничего не сказав родителям. Только после поступления сообщила телеграммой, что стала студенткой театрального института им. Луначарского.
Личная жизнь
В 1933 году, на съемках фильма «Конвейер смерти», режиссер знакомится с актрисой Адой Войцик, которая изменила статус личной жизни Ивана Пырьева и стала его первой женой. В семье родился сын Эрик, но и ребенок не смог помешать Аде уйти от мужа, когда у того начались проблемы с руководством «Мосфильма». Кроме того, Иван Александрович разрывался между чувствами к первой супруге и явной симпатией к звезде своих комедий, Марине Ладыниной, которая оказалась единственным человеком, поддержавшим Пырьева в трудную минуту. В итоге мужчина остановил свой выбор на Марине.
Первая жена Ада Войцик и сын
Ладынина была с ним на протяжении более чем 20-ти лет и все эти годы оставалась неизменно главной актрисой его картин. У пары родился сын Андрей Ладынин, ставший впоследствии режиссером. Интересно, что Пырьев и Ладынина официально поженились только в 1955 году, а через год они отметили 20-летний юбилей совместной жизни. Однако вскоре в семье произошел разрыв. В последнем совместном фильме «Испытание верности» Марина сыграла женщину, от которой уходит муж, и эта роль оказалась пророческой. Дело в том, что Иван Александрович увлекся молодой студенткой Людмилой Марченко, которую снимал в «Белых ночах». Он ушел от жены из-за этой девушки, несмотря на почти 40-летнюю разницу в возрасте.
Со второй женой Мариной Ладыниной и сыном Андреем | Факты и комментарии
Ладынина, которая в свое время поддержала Пырьева в минуты его краха, не смогла простить предательства и до конца жизни не поддерживала с ним никаких отношений. Видимо, женщина наговорила бывшему мужу много нелицеприятных слов, так как Иван Александрович с помощью своего авторитета запретил режиссерам снимать Марину, и она больше не была востребована. Впрочем, и сам режиссер не построил счастья с Людмилой Марченко: ее родные воспротивились этим отношениям, и девушка предпочла принять ухаживания более молодого претендента на ее сердце.
С третьей возлюбленной Людмилой Марченко | Новый факт
Последней музой великого режиссера стала молоденькая актриса Лионелла Скирда. Она стала его законной супругой, сыграла в фильмах Пырьева «Свет далекой звезды» и «Братья Карамазовы» и до конца дней Ивана Александровича была ему очень предана. Позднее Лионелла вышла замуж за прославленного актера Олега Стриженова, с которым живет до сих пор.
С последней женой Лионеллой Скирдой-Пырьевой на съемках фильма “Братья Карамазовы” | Кино-театр
Все люди, работавшие с Пырьевым, отмечали, что он был человеком огромного темперамента и эмоциональности, но при этом отличался обаянием и привлекал к себе людей. Тем не менее, на съемочной площадке режиссер был очень строгим, за что получил прозвище «Иван Грозный».
ЛИОНЕЛЛА: число взаимодействия с миром «6»
«Шестерочника» легко узнать – это тот самый человек, который отличается необыкновенной удачливостью, всегда окружен друзьями, имеет прекрасную семью и не понаслышке знает, что такое взаимная любовь. Баловень судьбы? На самом деле это не совсем так. Все, что получает «шестерочник» с кажущейся легкостью, им заслужено. Этот человек отличается спокойным, уравновешенным характером, умением помочь в трудной ситуации, дать толковый совет или просто выслушать того, кому необходима моральная поддержка. В служении другим на самых разных уровнях люди шестерки часто находят смысл своей жизни; именно они умеют отдавать, ничего не теряя, и спокойно принимать любые дары. Близкие и друзья «шестерочника» чувствуют себя рядом с ним спокойно и комфортно – такой человек не играет в психологические игры, не пытается ими манипулировать, говорит именно то, что думает, но в форме, которая никого не обидит.
«Шестерочник» – отличный семьянин, причем его заботят не только уют дома и успешность всех членов семьи, но и душевное состояние близких. Это несравненный хранитель домашнего очага, умный и терпеливый наставник, достойный пример для подражания. Заботясь об окружающих, люди шестерки часто забывают о себе, и один из важных уроков, которые им следует усвоить – не растрачивать себя без остатка, поскольку силы их велики, но все же не неисчерпаемы.
Стремление «шестерочников» к гармонии накладывает отпечаток не только на их отношения с людьми, но и на то, как они организовывают свою жизнь – от основополагающих тенденций, до мелочей. Можно не сомневаться, что квартира человека шестерки чиста и уютна, рабочее место – комфортно и располагает к продуктивному труду, а место отдыха радует глаз приятным пейзажем. «Шестерочники» не только ценят красоту, но и способны увидеть ее во всем, что их окружает
Именно поэтому они часто обладают незаурядными талантами в области дизайна, и, что немаловажно, способны помочь любому раскрыть лучшие стороны своей души
Если «шестерочникам» что и мешает в жизни, так это неспособность принять решение быстро, и не отступать от него ни на шаг. Такие люди способны помогать другим, давать простые и разумные советы, но сами часто терзаются беспричинными сомнениями, нервничают и переживают по мелочам. Они восприимчивы к радостям жизни, но и беды принимают близко к сердцу; часто реагируют излишне эмоционально и подолгу страдают от душевных ран.
Белая горячка Люды Марченко
— Но роман с Людмилой Марченко у Пырьева был?
— Роман с ее подачи начался на картине «Белые ночи». Все было не так, как теперь описывает ее сестра. Ни к какой ее маме Пырьев не ездил, квартиру не громил. Люда же творила невероятное: жестоко обманывала Ивана, изменяла — не то слово! Заявила, что выходит замуж за сына замминистра финансов — Пырьев ее не удерживал.
ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ ПИШЕТ ПОРТРЕТ ПЫРЬЕВОЙ В ОБРАЗЕ ГРУШЕНЬКИ: актриса пыталась выкупить полотно, но художник оставил его в своей частной коллекции |
Во время съемок в Риге фильма «Звездный билет» пропила не только гонорары, но и одежду: Иван по ее звонку приехал с Аллой Будницкой, с которой Люда дружила, купил ей новый гардероб, вывез в Москву. Когда Марченко бросил муж, Володя Вербенко, Иван Александрович купил ей однокомнатную квартиру, обставил ее и сам переехал к ней. А потом появился геолог Валентин Березин, который просто прописался у Марченко.
Пырьев мне потом рассказал: «Мы никогда не были с ней вдвоем. Приходя с работы, я все время заставал дома Березина. А Люда говорила: «Ванечка, он нас с тобой боготворит, мы ему как семья!» Наконец Иван получил квартиру в этом доме на Смоленской. Люда ее одобрила как будущая хозяйка, но неожиданно отпросилась на пару дней — съездить к сестре в деревню. Сама же осталась в Москве, о чем Пырьеву тут же настучали и дали адрес. Поздним вечером он в сопровождении старшего сына Эрика поехал к Березину на коммунальную квартиру. Геолог открыл в одних трусах, а в комнате на тахте сидела абсолютно голая Марченко! И частила: «Ванечка, это не то, что ты можешь подумать! Я тебе все объясню!» Пырьев подошел, дал ей пощечину и уехал. В тот же вечер вывез из ее квартиры все вещи и даже попросил домработницу Женю вымыть полы, чтобы и запаха его там не осталось.
СЧАСТЛИВЫЕ СУПРУГИ: на юбилейном вечере в честь 70-летия Олега Александровича |
— На этом роман закончился?
— Марченко тогда смолчала — ни истерик, ни претензий. Однако вернуть его пыталась. Звонили ее подруги: «Люда готова вас простить, приезжайте». Второй звонок: «Люда повесилась!» Иван Александрович отрезал: «Звоните в милицию». Один раз она лично явилась на разборки, когда Пырьев сошелся с артисткой «Моссовета» некой Алисой. Приехала и стала выбрасывать вещи «разлучницы» из окна, выливать французские духи. Сейчас все рассказывают про несчастную, нравственную Люду. А почему не про то, каким образом Березин порвал ей рот?— Кстати, Виталий Вульф рассказал об этом факте, но причину не назвал…— Они выпивали компанией, после чего Березин стал развозить друзей по домам. А вернувшись, увидел одного из гостей в постели с абсолютно пьяной Людой. Он пришел в ярость, запихнул ее в машину, по дороге сильно избил, порвал ей рот и выбросил на обочине. Марченко подобрала милиция и отправила в Склифосовского… Последние годы она страшно пила. И умерла не от гриппа, как сетуют в фильме, а, по рассказу друзей, от белой горячки. Перед ней были открыты все двери — кино, театр. Она легко могла стать Людмилой Пырьевой. Но ее тянуло в грязь.
Первое замужество
Спустя месяц после предложения руки и сердца Лионелла заболела ангиной. Именно Пырьев денно и нощно сидел возле ее больничной койки и выхаживал. Тогда-то она поняла, что он достойный мужчина и замужество — только вопрос времени. Пырьев славился тем, что часто снимал своих возлюбленных в картинах, становившихся впоследствии легендарными. Так было с его предыдущей супругой Мариной Ладыниной, так случилось и с Лионеллой.
Самой известной совместной работой супругов стала картина «Братья Карамазовы», где Лионелле досталась роль Грушеньки. Безусловно, были люди, которые осуждали этот неравный брак (Пырьев был старше на 40 лет), однако в интервью актриса признавалась, что гордилась собой, потому что не стала слушать пересуды и пошла наперекор общественного мнения, доверившись своей интуиции. Кто-то считал, что Лионелла Ивановна позарилась на неплохое материальное состояние великого мэтра. Однако, как оказалось, после себя он ничего и не оставил в наследство. Супруги прожили в браке шесть лет до самого ухода режиссера из жизни. Эти супружеские годы Иван Пырьев назвал самыми счастливыми.
Она его за муки полюбила
– А как вы сошлись с Пырьевым?
ЛИОНЕЛЛА ИВАНОВНА СЕГОДНЯ: на стене – её портрет, написанный Олегом Стриженовым |
Меня поразило, каким несчастным он выглядел. Плохо одет, в глазах пустота… Заходите, говорит, по-соседски, если будет скучно. Через пару дней я зашла с однокурсницей. В квартире дым коромыслом, гости, Алиса скачет. А мы весь вечер проговорили. Пырьев рассказывал про Марченко, у меня была своя драма, про которую, он, конечно, знал. Я была влюблена в Олега Стриженова, но понимала, что ничего мне с ним не светит: семья, дочери Наташе пять лет… Вернувшись с гастролей в Куйбышеве, я узнала, что Пырьев опять один: Алиса сбежала после скандала с Марченко. Иван встретил меня на аэродроме, сразу потащил в гости, где уже собралась звездная компания: режиссер Луков, Марк Бернес, Роман Кармен. И все как-то в шутку намекают на влюбленность Пырьева. Я в жутком смятении. А тут еще Женя на кухне говорит: «Когда вы уехали, Иван Александрович сказал: «Вот женщина, на которой я бы женился».
– Сколько было Пырьеву?
КОННАЯ ПРОГУЛКА В БОЛЫШЕВО: здесь любили отдыхать супруги Пырьевы |
С лимонами. Через обком тут же организовал врачей и оставался рядом, пока меня не поставили на ноги. Очень красиво ухаживал. И в какой-то момент я ответила согласием на предложение Пырьева. Никакой меркантильности, только сочувствие и благодарность за тепло и любовь. У нас и конфликтов-то не было. Разве что я брошу крепкое словцо, когда Иван нарушал режим питания.
Олег Стриженов
– А почему так редко снимались?
– Вы никогда не жалели, что вышли за Пырьева?
Жертв не было?
…фото из японского журнала |
— А как относиться к рассказам, что Пырьев постоянно увлекался молодыми актрисами, которых снимал? Про сломанные судьбы Екатерины Савиновой, Клары Румяновой?
— Пырьев бесконечно высоко ставил женщину. И постоянно страдал из-за своей доверчивости. Такие слухи распространяют люди с несостоявшимися карьерами. При его жизни почему-то о подобном не говорили, хотя свалить Пырьева — было бы за что — не составляло труда. Достаточно написать донос куда следует. Почему, спрашивается, тот же Женя Ташков, супруг Савиновой, не заступился за жену?— Боялся… — Чего? Что, при всей своей власти, мог ему сделать Пырьев? Говорят, Катеньку Иван приметил на «Кубанских казаках». Абсурд! 1947 год. Он снимает в главной роли Марину Алексеевну, живут они в любви и согласии. Полагаете, Ладынина допустила бы роман на ее глазах? Когда все на виду и съемочная группа — большая деревня? К сожалению, Савинова уже тогда была больна. Много позже, когда мы с Иваном уже были вместе и приехали в дом отдыха Болышево, Катя постоянно крутилась рядом. Чуть ли не руки целовала мне и Ивану. А Пырьев шепчет: «Не обращай внимания, она нездорова».
ПЫРЬЕВ С ЖЕНОЙ НА СЪЁМКАХ «БРАТЬЕВ КАРАМАЗОВЫХ»… |
— А Клара Румянова?
— Как-то в гримуборной Клара при мне рассказывала: «Пырьев мне жизнь сломал. Вызвал в кабинет, дал почитать сценарий фильма «Испытание верности», предложил одну из главных ролей. Я швырнула сценарий на стол и сказала: «В таких плохих фильмах сниматься не буду. И с вами работать не хочу!» А теперь представьте ситуацию. 1953 год, малокартинье. Румянова еще заканчивала ВГИК. Пройти в кабинет к директору «Мосфильма» нереально: секретари, предварительная запись. Сценарии выдавали ассистенты и сами их забирали. На моей памяти не было случая, чтобы такие артисты, как Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Марк Прудкин, сказали Пырьеву грубое слово — не хочу, не нравится… А тут Румянова. Я тогда ей сказала: «Клара, ты ври, да не завирайся».— Может, все-таки что-то было? Ведь ее действительно не снимали… — Мужем Клары был Анатолий Чемодуров, второй режиссер у Бондарчука, его друг. Кто мешал пристроить супругу? Недавно про Кларочку был фильм, в котором прозвучала новая версия: дескать, ее пробовали на роль Мари Болконской, но Пырьев запретил. Да он вообще не имел отношения к «Войне и миру»! У Ивана Александровича с Бондарем давно не сложились отношения. Они не общались совершенно, и приказывать Сергею, который имел свои заслуги, Пырьев был не властен.
Карьера в кино
За свою кинокарьеру Лионелла Ивановна сыграла всего в 12 кинокартинах. Чаще всего ей доставались ведущие роли. В разные периоды своей кинокарьеры она фигурирует в титрах под разными фамилиями: до 1966 года она носила девичью фамилию Скирда, а в 1966-м, после четырех лет гражданского брака, официально вышла замуж за режиссера Ивана Пырьева и стала Лионеллой Пырьевой.
В фильме «Вольный ветер» (1961)
Первую большую роль актриса получила вскоре после окончания ГИТИСа. Ее главные работы в кино:
- В 1961 году – роль Стеллы в комедии режиссера Леонида Трауберга «Вольный ветер» на основе оперетты композитора Исаака Дунаевского. партнерами Скирды по съемочной площадке стали Александр Лазарев, Надежда Румянцева и др..
- В 1963 году – работа в приключенческом фильме «Выстрел в тумане»: роль Марины Мироновой, жены советского ученого Игоря Пантелеева (Евдокимова), скрывающегося от посягательства иностранных шпионов на свои научные разработки.
- В 1964 году – трагическая роль воздушного стрелка Ольги Мироновой в военной мелодраме «Свет далекой звезды», история прерванных войной отношений с летчиком Владимиром Завьяловым в исполнении Николая Алексеева. Режиссер фильма – Иван Пырьев.
- В 1966 году – работа в киноленте о разведчиках «Человек без паспорта» режиссера Анатолия Бобровского. актриса создала образ доброй и наивной Ольги Гончаровой, возлюбленной иностранного шпиона Александра Рябича «Белого», сыгранного Владимиром Заманским.
- В 1968 году – в детективе «Хозяин тайги» Владимира Назарова актриса сыграла повариху Нюрку, любимую женщину бригадира лесосплавщиков Ивана Рябого в исполнении Владимира Высоцкого. вспоминая о съемках, Лионелла Ивановна рассказывала, как в одном из эпизодов ей пришлось дать Высоцкому множество пощечин. начиная с этого фильма актриса фигурирует в титрах как Лионелла Пырьева.
В детективе «Хозяин тайги» (1968)
- В 1968 году – супруг актрисы Иван Пырьев экранизировал роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», где снял свою жену в образе содержанки Грушеньки Светловой.
- В 1969 году – Пырьева сыграла танцовщицу Софи в музыкальном приключенческом фильме режиссера Г. Юнгвальда-Хилькевича «Опасные гастроли» о подготовке вооруженного восстания в дореволюционной России. во второй раз партнером актрисы на съемках стал Владимир Высоцкий в образе куплетиста Бенгальского.
- В 1975 году – Пырьевой досталась небольшая роль графини Круглой в мелодраме Петра Тодоровского «Последняя жертва», где в главной роли снимался Олег Стриженов, второй муж актрисы.
- В 1984 году – после 10-летнего перерыва Лионелла Пырьева снялась в роли Любы в военно-историческом фильме режиссера Алексея Салтыкова «Господин Великий Новгород». картина рассказывает о спасении культурно-исторических ценностей древнего русского города перед наступлением фашистов в 1941 году. и снова актриса работала на съемочной площадке вместе с Олегом Стриженовым в роли Алексея Бородина.
- В 1986 году – небольшая и теперь уже «возрастная» роль Мальвы Николаевны, подловатой тещи главного героя в исполнении Олега Меньшикова в мелодраме «Мой любимый клоун».
- В 1987 году – актриса создала свой последний кинообраз – сыграла эпизодическую роль Валерии Павловны в военном боевике «Оглашению не подлежит». в одной из главных ролей снимался Олег Стриженов.
В фильме «Оглашению не подлежит» (1987)
Детские годы
Лионелла Ивановна Скирда – коренная одесситка, почти все ее детство и юность прошли в этом украинском городе. Девочка родилась 15 марта 1938 года. Ее родители посвятили свою жизнь морю: служили на флоте, ходили в плавания.
Отец Лионеллы – Иван Скирда – был корабельным механиком. Со своей будущей женой он познакомился на судне, на котором оба ходили в рейсы, в том числе – международные. Согласно семейной легенде, однажды в итальянском порту будущие родители с умилением наблюдали за юной продавщицей по имени Лионелла. И они решили дать это экзотическое имя своему ребенку – если родится девочка. Так и произошло.
Перед началом Великой Отечественной войны Ивана Скирду вместе с семьей направили в Мариуполь. Во время войны Иван ходил в опасные рейсы в составе конвоев, чудом выжил в результате атаки немецких бомбардировщиков. После войны его направили в командировку в Сан-Франциско на судоремонтный завод, а Лионелла с мамой и бабушкой вернулась в Одессу. После возвращения отца из Америки, родители девочки уехали работать на Сахалин. Лионелла осталась в Одессе с бабушкой, которая воспитывала внучку и поддерживала ее во всех жизненных устремлениях.
В 1945 году девочка пошла в школу – женскую гимназию. Училась она отлично по всем предметам, кроме математики. Когда Лина перешла в 4 класс, новая учительница литературы увлекла ее искусством театра. Параллельно с учебой девочка стала посещать драмкружок. Именно тогда она решила стать актрисой вопреки желанию родителей – они хотели, чтобы Лина поступала в медицинский институт.
Стремлению девушки к актерской профессии способствовало даже то, что ее квартира располагалась в одном здании с Одесским драматическим театром, куда Лионелла постоянно ходила на спектакли.
После окончания школы девушка некоторое время работала в Народном суде секретарем судебного заседания. Она копила деньги, чтобы ехать в Москву – поступать в театральный институт.
Любовь и семья
В 1955 году судьба впервые свела Лионеллу Скирду с Олегом Стриженовым. Сначала она посмотрела кинохит «Овод» со Стриженовым в главной роли. Вскоре он и сам приехал в Одессу на съемки кинокартины «Мексиканец», опять-таки в главной роли. Олег Александрович утверждал, что его взгляд выхватил из толпы зевак красивую стройную девушку. Он подошел к ней поболтать и познакомиться, хотя состоял в первом браке с актрисой Марианной Бебутовой, воспитывал дочь Наталью.
В 1961 году снова состоялась встреча Скирды и Стриженова – на этот раз в Ялте, где Лионелла снималась в фильме «Вольный ветер». Волей случая Олег тоже был в Крыму. Прошел слух, что в съемках нового фильма участвует очень красивая выпускница ГИТИСа. Стриженов пошел посмотреть и с удивлением узнал в актрисе ту самую девушку – Ли, как он ее называл. На этот раз между молодыми людьми разгорелся роман, несмотря на то что Олег был женат уже во второй раз на актрисе Любови Земляникиной и растил сына Александра. Влюбленные стремились быть вместе, однако мужчина долго не мог решиться оставить семью.
В 1962 году Лионелла Ивановна познакомилась с Иваном Александровичем Пырьевым, выдающимся деятелем советского кино: актером, педагогом, сценаристом, а главным образом – режиссером, создавшим отечественные киношедевры «Кубанские казаки», «Свинарка и пастух», «Сказание о земле Сибирской» и др. Несколько лет Пырьев был директором «Мосфильма» и обладал большой властью в мире кинематографа. С Лионеллой Скирдой их свел случай: режиссер переехал в тот же дом, где жила актриса.
Лионелла Скирда и Иван Пырьев
Пырьев был на 36 лет старше Скирды. Он переживал сложный момент в жизни – бракоразводный процесс с актрисой Мариной Ладыниной. Молодая соседка также была несчастна из-за неопределенности отношений со Стриженовым. На этой почве между Лионеллой и Иваном вспыхнули чувства, и они стали жить вместе.
В 1966 году Пырьев развелся с Ладыниной и вступил в брак с молодой гражданской женой, в результате чего она стала Лионеллой Пырьевой.
В 1968 году она овдовела: Иван Александрович скоропостижно скончался в 66 лет от инфаркта.
В 1975 году на съемках фильма «Последняя жертва» актриса вновь встретилась со своим любимым – Олегом Стриженовым. Он был уже в разводе, и теперь ничто не помешало их счастью.
12 ноября 1976 года Лионелла Ивановна и Олег Александрович официально поженились. По паспорту супруга стала Стриженовой, но в мире кинематографа сохранила фамилию Пырьева. Детей у пары не было. К сыну и внукам своего мужа Лионелла относится как к своим собственным.
В 2010 году супруги решили скрепить узы брака венчанием в церкви.
Лионелла Пырьева и Олег Стриженов
В 2021 году 83-летняя Лионелла и 92-летний Олег Стриженовы ведут спокойный размеренный образ жизни. Супруга педантично следит за питанием и лечением своего любимого мужа. Александр Стриженов – сын Олега – считает, что долголетием и оптимизмом отец обязан именно своей жене Лионелле.
Любовь с первого взгляда
Лионелла Скирда (девичья фамилия) появилась на свет в середине марта 1938 года в Одессе. Уже в подростковом возрасте она интересовалась кинематографом. Однажды увидела актера Олега Стриженова на экране в картине «Овод» и сразу же влюбилась в обаятельного светловолосого парня. Однако боялась себе в этом признаться. Уже несколькими годами позже она сталкивалась с актером неоднократно.
В интервью Лионелла Ивановна рассказывала, что будто проведение их все время сводило вместе. Однажды она шла в поликлинику, проходила мимо толпы зевак. Оказалось, снимали фильм «Мексиканец». Заинтересовавшись, девушка подошла ближе. Посреди съемочной площадки стоял Олег Стриженов. Ассистенты режиссера начали просить собравшихся разойтись. Лионелле тоже дали указание отойти. Стриженов заметил ее среди публики и попросил не трогать.
Нынешняя жизнь Лионеллы
С середины 80-х годов она не появляется на экране, говорит, после роли Грушеньки все остальные работы в кино ей неинтересны.
х/ф “Оглашению не подлежит” 1987 г. Последняя роль актрисы
Довольно часто дает интервью. Не всегда лицеприятно она отзывается обо всех женщинах, бывших до нее в жизни Пырьева. Нехорошо отзывается о Михаиле Ульянове и Кирилле Лаврове, которые завершали “Братьев Карамазовых”. Но надо критично относиться к этим ее заявлениям, порою они выглядят уж совсем тенденциозно. Тем более, все обвиняемые ею люди уже давно скончались и ничего не могут возразить.
С мужем Олегом Стриженовым. Фото aif.ru
В семейной жизни супруги Стриженовы счастливы. Живут они небогато, почти вся обстановка в квартире еще с советских времен. Не имея своих детей, Лионелла тепло общалась с сыном Олега от второго брака Александром, ныне известным телеведущим. А вот со старшей дочерью Стриженова, Натальей отношения не сложились. Наталья Стриженова ушла из жизни в 2003 г. в 45-летнем возрасте.