Кира крейлис-петрова: биография, личная жизнь, фильмы с актером
Содержание:
Самое интересное
ТОП-9 голливудских актрис с нестандартной внешностью (10.01.2018)
Актрисы, победившие алкогольную зависимость (15.05.2019) В детстве серьезно училась игре на скрипке, и ее преподаватель, известный педагог Магда Ландау находила Киру очень талантливой и прочила большое музыкальное будущее.
На фото: Кира Крейлис-Петрова
Однако определяющей в биографии Крейлис-Петровой стала актерская профессию, в которую, по словам Киры Александровны, она попала почти случайно.
Кира Крейлис-Петрова в молодости
После школы она планировала поступить в консерваторию, но стала студенткой МХАТа. Когда в ее родной город приезжали преподаватели Школы-студии, Кира сразила членов комиссии своим природным чувством юмора и способностью рассмешить любого, и ее приняли.
В молодости ей пришлось жить в общежитии, но ради того, чтобы учиться, она терпела жуткие условия. После окончания вуза, несмотря на приглашение в Театр Советской Армии, Кира Александровна вернулась в Ленинград, но найти работу в родном городе у нее не получилось. И тогда начинающая актриса написала письмо в Сахалинский драматический театр, и получила ответ с приглашением.
На новое место работы Кира поехала с выпускником Ленинградского театрального института Яковом Крейлисом, ставшим в скором времени частью ее личной жизни. Когда они с мужем вновь оказались в Ленинграде, Кира Александровна устроилась в Театр Эстрады и Малый Драматический театр, а в шестьдесят третьем ее пригласили в Ленинградский Театр Юного зрителя, творческая биография с которым у актрисы была связана целых семнадцать лет, в течение которых она выходила на сцену в образе разных зверушек и сказочных персонажей.
В восьмидесятом году Кира Александровна перешла в Театр им. Пушкина – ей тогда исполнилось пятьдесят, и играть на сцене ТЮЗа стало уже не по возрасту. В Александринском театре актриса прослужила тридцать два года, и ушла на пенсию только в 2012 году, в возрасте восьмидесяти одного года.
С кино творческая биография актрисы была связана с пятьдесят седьмого года, когда она снялась в комедии «Улица полна неожиданностей» в крохотной роли прохожей. Затем была кинолента «Ссора в Лукашах», а следующего фильма пришлось ждать долгих десять лет – в 1969 году Кира Крейлис-Петрова снялась в фильме «Мама вышла замуж».
В семьдесят четвертом году Крейлис-Петрову пригласили в картину «Ксения, любимая жена Федора», и тоже на эпизодическую роль. Более трех десятков картин насчитывает фильмография актрисы, в них Кира Александровна появлялась в небольших ролях, но все они были настолько выразительными и запоминающимися, что никогда не проходили незамеченными.
На какое бы время ни появлялась Крейлис-Петрова в кадре, ее комический образ всегда оказывался законченным и полным.
Ее с удовольствием приглашали в сериалы – Киру Александровну можно увидеть в «Улицах разбитых фонарей», «Тайнах следствия», «Женской логике» и многих других. Много времени посвятила актриса озвучиванию – ее голос можно услышать в мультфильмах студии «Пилот» в цикле «Гора самоцветов».
Личная жизнь
В официальной биографии Киры Александровны указывается, что за Якова Крейлиса, латыша по национальности и режиссера по образованию, артистка вышла, еще учась в вузе. Однако изданию «Караван историй» в 2014 году актриса рассказала, что со стильным красавцем высокого роста она познакомилась перед отъездом на остров Сахалин. Парень, окончивший курс обучения в Ленинградском театральном институте у педагога Бориса Зона, как и Кира, ехал работать в Сахалинский драмтеатр и предложил девушке быть попутчиком.
Дальняя дорога сдружила молодых людей. В купе парень и девушка обменивались шутками, а на стоянках танцевали вальс на платформах. Меньше чем через месяц после знакомства Яков сделал Кире предложение руки и сердца. После свадьбы актриса присоединила фамилию мужа к своей и стала Крейлис-Петровой.
Кира Крейлис-Петрова и муж Яков Крейлис (кадры из фильма «Живет на свете женщина»)
Артистическая карьера у Якова не задалась. Из-за латышского акцента молодому актеру предлагали в спектаклях только образы иностранцев, но таких ролей в репертуаре было немного. Через год творческая пара вернулась в город на Неве.
Яков и Кира прожили в любви и согласии 45 лет. Две трети этого срока денег в семье почти не было. Выручали подарки сестер Якова, живших в Канаде, и веселый нрав супругов, предпочитавших вместе смеяться над безденежьем, а не ругаться из-за него. Знакомые удивлялись любви, которой красавец-муж окружал актрису. Яков приносил Кире в театр на затянувшиеся репетиции домашние обеды и глаз не сводил с жены. Артистка шутила, что счастье в личной жизни ей даровано за тяжелое детство.
Поступление Киры в труппу Ленинградского ТЮЗа совпало с началом беременности актрисы. Крейлис-Петрова долго скрывала интересное положение от коллег. Но одна из артисток разгадала «секрет» Киры Александровны и сообщила директору театра. От увольнения Крейлис-Петрову спасло заступничество главного режиссера Зиновия Когородского.
Врачи обнаружили, что у Киры Александровны с плодом не совпадает резус-фактор, и рекомендовали прервать беременность. Но, вопреки советам медиков, актриса подарила мужу дочь Машу. Повзрослев, Мария Яковлевна выучилась на преподавателя французского языка и родила двоих детей – Алексея и Катю.
Кира Крейлис-Петрова с дочерью и внуками / «Амурская правда»
Перестройка принесла изменения в жизнь Крейлисов. Вначале Яков Яковлевич встретился с сестрами. Из-за любви к жене, не мыслившей жизни вне России, мужчина отказался от престижной должности руководителя латышского землячества в Канаде. Затем мужу Киры Александровны вернули отцовское имение в Латвии. Золовки актрисы отказались от наследства из-за высоких налогов, а с Якова Яковлевича, как с человека в детстве пережившего советские репрессии, поборы были меньше.
В 2002 году Кира Александровна овдовела. Причиной смерти мужа артистки стали последствия операции, наркоз сказался на сердце Якова Яковлевича. На могильном памятнике Крейлис-Петрова разместила совместное фото с супругом и годы его жизни, а также дату своего рождения, оставив место для даты своей смерти.
Театр
В 1955 году Кира Крейлис-Петрова окончила Школу-студию МХАТ (курс А. М. Карева).
В 1955 — 1956 была актрисой Театра флота в Лиепае, в 1956 — 1957 — в Театре драмы им. Чехова (Южно-Сахалинск).
В 1957 — 1974 — в Ленинградском ТЮЗе.
С 1980 по 2012— актриса Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринского)
Роли в спектаклях
Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
- Антоновна — «Дети солнца», по пьесе Максима Горького
- Трефена — «Над светлой водой», по пьесе Василия Белова
- Сильвия и М-м Кутюр — «Отец Горио», по роману Бальзака
- Урсула — «Много шуму из ничего», по пьесе Шекспира
- Бальзаминова — «Женитьба Бальзаминова», по пьесе А. Н. Островского
- 1990 — Еремеевна — «Недоросль», по пьесе Фонвизина, реж. Нора Рахштейн / Театр драмы им. А. С. Пушкина
- Аграфена Кондратьевна Большова — «Свои люди — сочтёмся!», по пьесе А. Н. Островского
- 1993 — Фана — «Колпак с бубенчиками», по пьесе Луиджи Пиранделло, реж. Владимир Воробьёв / Александринский театр
- Маланья — «Не всё коту масленица», по пьесе А. Н. Островского
- Фёкла Ивановна — «Женитьба», по пьесе Н. В. Гоголя / Александринский театр
- 2001 — «На кабельных работах осенью 1969 года», по поэме В. Ерофеева «Москва — Петушки», реж. Георгий (Юрий) Васильев, / «Белый театр»
- 1999 — Надежда Дурова — «О вы, которые любили…», реж. Г. Тростянецкий / Пушкинский театральный центр, Дом Кочневой
- 2000 — Урсула — «Голу́бки», по пьесе Полы Вогил (англ.)русск. «Древнейшая профессия» (англ.«The Oldest Profession» ), реж. Вячеслав Долгачёв / «ТеатрДом»
- Бабка — «Любовь не картошка, не выбросишь в окошко» / «ТеатрДом»
- Нюра — «Надоело бояться!» / «ТеатрДом» по собственной пьесе. Режиссёр — В. Туманов.
Биография
У актрисы Киры Крейлис-Петровой удивительный дар смешить публику. Она знакома своим зрителям по эпизодическим ролям в фильмах. Это нисколько не мешает её таланту комедийной актрисы. Именно за это Киру Александровну ценят поклонники, театральные критики. Своим неиссякаемым чувством юмора она научилась делиться ещё в детские годы. Кира Петрова родом из Ленинграда. Появилась на свет в июле 1931 года. В жизни ребенка в этот период, когда человек должен быть беззаботен и счастлив, вмешалась война. Восьмилетняя ленинградка испытала весь ужас блокады. В этом возрасте уже было такое чувство юмора, которое помогало малышам не бояться бомбёжки
Ей тогда было совсем немного, не более 4-5 лет, а она уже могла держать внимание детской публики, которую нужно было отвлечь от происходящего ужаса
Сама Кира вспоминает, что многим в своём творчестве она обязана маме. В её биографии, благодаря этой женщине, появились театр и музеи. Кроме того девочка изучала скрипку, проявляла огромный талант. Она обладала великолепным слухом, но чувствовала, что музыка – это не её стезя, поэтому ленилась, не выказывая особого рвения, став случайно актрисой.
Семья
Малой родиной матери Алисы, Ксении Федоровны Федоровой, был Псков. В юности девушка играла в любительских спектаклях. В Ленинграде она поступила на курсы при Театре рабочей молодежи, где встретила актера Бруно Фрейндлиха, рожденного в семье немцев, предки которых поселились в России в 18-м столетии. Все мужчины из этого рода были стеклодувами. До переезда они жили в Мекленбурге-Шверине.
Родители Алисы Фрейндлих
Дед Алисы хотел заниматься семейным делом, но у него ничего не получилось. Артур Фрейндлих работал в магазине, обеспечивающем Императорский Двор обувью. Затем мужчина собрал денег на покупку оборудования и в съемном помещении, расположенном рядом с Мойкой, планировал самостоятельно заниматься продажей изящной обуви. В год Октябрьской революции его не стало.
Будущая актриса родилась 8 декабря 1934 года в городе Ленинград. Окна комнаты ее родителей выходили на Исаакиевскую площадь. Мать собиралась назвать дочь Наташей, но по убедительной просьбе бабушки и отца девочка стала Алисой. В свидетельстве о рождении малышку по национальности записали русской. На этом настояла Ксения Федоровна.
Алиса Фрейндлих в детстве
Алиса выросла в коммунальной квартире в доме, расположенном недалеко от знаменитого Медного всадника и Исаакиевского собора. Творческая биография артистичной девочки началась довольно рано. Побывав на дипломных спектаклях родственников по материнской линии, она наизусть пела оперные партии, а дома в маминых платьях перед зеркалом втайне от родителей Алиса Фрейндлих разыгрывала целые спектакли.
Алиса Фрейндлих в детстве
Перед войной Ксения и Бруно развелись. Отец девочки со своим театром в то время гастролировал в Ташкенте. Позже началось выселение немецкого населения из крупных городов Советского Союза. Семья Алисы Фрейндлих в то время состояла из мамы, бабушки, тети, ее двоюродных сестер и братьев, которые были вынуждены покинуть Ленинград. Дядю Алисы и его жену арестовали. Они погибли в застенках НКВД.
Актриса театра и кино
Кира Александровна впервые появилась на экранах в 1957 году в комедии «Улица полна неожиданностей», где не получила даже упоминания в титрах. Активно сниматься актриса начала в семидесятые годы. Благодаря выразительной внешности и умению смешить людей ей отлично удавались яркие эпизодические роли. Наши читатели могут помнить её по фильмам «Влюблён по собственному желанию», «Шаг навстречу» и «Воскресный папа».
Кира Крейлис-Петрова в фильме «Влюблён по собственному желанию»
В годы перестройки Кира и её муж едва сводили концы с концами. Яков иногда получал посылки с одеждой от сестёр из Канады, а Кира втайне от супруга ходила сдавать кровь. Яков Крейлис даже предлагал уехать в Канаду к его родным, но актриса наотрез отказалась покидать родной Ленинград. В конце девяностых она начала сниматься в сериалах, а в новом тысячелетии также занялась озвучиванием мультфильмов. Кроме того, Крейлис-Петрова обладает талантом драматурга: она написала несколько пьес и множество сатирических монологов.
Кира Крейлис-Петрова в сериале «Улицы разбитых фонарей»
В 2003 году муж актрисы скончался, а осенью 2016 года у Киры Александровны обнаружили рак мозга. Актриса перенесла операцию, которая помогла одолеть болезнь. Сейчас Кире Крейлис-Петровой 89 лет, последний раз она появлялась на экранах в 2015 году в новогодней комедийной мелодраме «Страна чудес», но в 2019 году она озвучила мультфильм «Привет, бабульник!». Кира Александровна хотела, чтобы её единственная дочь, Маша, тоже стала актрисой, но та выбрала профессию преподавателя французского языка.
Кира Крейлис-Петрова в сериале «Идеальный брак»
Блокадное детство
До того, как грянула война, маленькая Кира была обычным счастливым советским ребенком. Ее семья жила в Ленинграде, который вскоре окружили немецкие войска. И Кира на себе ощутила все тяготы блокады, о которой всегда вспоминала с особой болью.
Но, как сама потом признавалась актриса, именно в те невероятно тяжелые годы она и научилась шутить и смеяться, пытаясь подарить голодающим людям хотя бы капельку оптимизма и надежды.
Позднее артистка вспоминала, как она, сама еще совсем ребенок, пыталась отвлечь взрослых и детей от страха танцами и песенками, когда они по несколько дней подряд прятались в бомбоубежище во время вражеских налетов.
Биография
Кира Александровна – ленинградка, она родилась в июле тридцать первого года, и о своем детстве отзывается, как о самом счастливом времени, пока не началась война. На ее долю выпали тяжелейшие блокадные годы, о которых актриса до сих пор вспоминает с содроганием.
На фото: Кира Александровна в детстве с мамой
Хотя она была еще ребенком, Кира Крейлис-Петрова никогда не забудет, как голодно и страшно было в блокадном Ленинграде, но и тогда она не теряла чувства юмора и старалась рассмешить малышей, когда вместе с матерями они пережидали бомбежки в бомбоубежище.
Она всегда была артистичным творческим человеком, и за это Кира Александровна благодарна своей маме, которая старалась дать дочерям хорошее воспитание, водила их по театрам и музеям.
Биография
У актрисы Киры Крейлис-Петровой удивительный дар смешить публику. Она знакома своим зрителям по эпизодическим ролям в фильмах. Это нисколько не мешает её таланту комедийной актрисы. Именно за это Киру Александровну ценят поклонники, театральные критики. Своим неиссякаемым чувством юмора она научилась делиться ещё в детские годы. Кира Петрова родом из Ленинграда. Появилась на свет в июле 1931 года. В жизни ребенка в этот период, когда человек должен быть беззаботен и счастлив, вмешалась война. Восьмилетняя ленинградка испытала весь ужас блокады. В этом возрасте уже было такое чувство юмора, которое помогало малышам не бояться бомбёжки
Ей тогда было совсем немного, не более 4-5 лет, а она уже могла держать внимание детской публики, которую нужно было отвлечь от происходящего ужаса
Сама Кира вспоминает, что многим в своём творчестве она обязана маме. В её биографии, благодаря этой женщине, появились театр и музеи. Кроме того девочка изучала скрипку, проявляла огромный талант. Она обладала великолепным слухом, но чувствовала, что музыка – это не её стезя, поэтому ленилась, не выказывая особого рвения, став случайно актрисой.
Случайный МХАТ
Кира мечтала стать певицей, но получилось стать актрисой. Причем, случайно. В тот день девушка возвращалась из музыкальной школы, и увидела на тумбе афишу о том, что в Ленинград на несколько дней приехала знаменитая школа-студия МХАТ, чтобы принять вступительные экзамены у местных абитуриентов.
Скорее из любопытства Кира заглянула туда и… оказалась лицом к лицу с членами приемной комиссии. Глянув на испуганную девчушку, е приободрили ее и предложили что-нибудь показать.
И Кира показала… да так, что вся комиссия хлопала ей стоя. Ее тут же зачислили, и она стала студенткой легендарной актерской школы. Хотя и музыка все равно сопровождала артистку всю жизнь.
Уже даже выходя на сцену разных театров, она с удовольствием брала роли всяких сказочных персонажей, которым требовались петь.
Позднее пришло и кино. Дебют 1957 года в комедии «Улица полна неожиданностей» дал старт ее карьере киноактрисы. Дальше будут «Трое в лодке, не считая собаки», «Влюблен по собственному желанию», «Окно в Париж» и многие другие.
Снималась актриса и в двадцать первом веке, уже будучи пожилым человеком. И пускай в ее карьере не было главных ролей, благодаря таланту и природному обаянию каждая ее, даже самая крохотная работа, всегда запоминалась.
Личная жизнь
Яков Крейлис стал мужем Киры, это он предложил уехать ей работать в Сахалинский театр. Взаимное чувство между актёрами возникло сразу. Когда молодые актёры приехали в Южно-Сахалинск, пришлось остановиться в гостинице. Разных номеров в наличии не оказалось, их поселили в одном, после того, как они сказали, что их скоро распишут. Так и случилось, на свадьбе гулял весь состав актёров театра, куда устроились новобрачные супруги. Молодые люди любили друг друга, но в течение года им так и не удалось наладить свой быт, пришлось снова вернуться в северную столицу.
Кире Александровне посчастливилось попасть в Малый театр, мужа взяли на телевидение. После торжественного радостного события соединения двух любящих сердец прошло 7 лет. В семье родилась дочь Мария. Это единственный ребёнок супругов. Врачи предупреждали, что при тяжёлом протекании беременности не несут ответственность ни за мать, ни за ребёнка. На аборт актриса не согласилась. Семья жила скромно, Кира, втайне от мужа, была донором. Сёстры Якова жили в Канаде и иногда присылали одежду, чем сохраняли часть небольшого семейного бюджета.
За границу Кира отказалась ехать, так как не представляла свою жизнь без родного Ленинграда. С мужем они прожили 45 лет. У обоих супругов была нелёгкая биография. Актриса пережила блокаду, семью Якова, богатых латышей, раскулачили, отправили в Сибирь. Родителей Яков потерял, жил у родственников. Попав в Ленинград и поступив в театральный институт, встретил Киру, любовь всей своей жизни. Мужчина сумел сделать счастливой свою любимую женщину. Когда Яков умер, Кире Александровне было очень тяжело. Но её спасло от одиночества и депрессии присутствие рядом дочери Маши и её детей Кати и Алёши. Мария выучилась на преподавателя французского языка, не пожелав продолжить дело родителей.
Талант смешить людей
Кира Крейлис-Петрова в фильме *Улица полна неожиданностей*, 1957 | Фото: kino-teatr.ru
Сидите тут, на все вам наплевать! Вы уже все артисты, на сцене играете, в кино снимаетесь, а я!..Как могли взять такую замухрышку!
Кадр из фильма *Влюблен по собственному желанию*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Кира Крейлис-Петрова в фильме *Окно в Париж*, 1993 | Фото: kino-teatr.ru
Я не боюсь быть некрасивой, старой. Чем страшнее, тем смешнее! Моя сестра относится к искусству, так скажем, по-мещански, и все время упрекает меня: «Кира, ну подними ты немного голову, чтобы не было второго подбородка! Когда же ты будешь играть графиню, красивую даму?!» Я отвечаю: «Надя, ну если деревенская бабка – моя роль, мне эта красота даром не нужна!» Я лучше, наоборот, зуб гнилой приделаю и нос красным замажу… Я счастлива, что характерная актриса!
Актерская карьера
Кира всегда мечтала учиться в консерватории, но её приняли во МХАТ. Преподаватели из МХАТа приехали в столицу за молодыми талантами. Они были поражены чувством юмора девушки. Студенческую компанию на курсе девушке составили тогда ещё никому не известные, но ставшие знаменитыми в дальнейшем актёры, режиссёры, ведущие: Галина Волчек и Ирина Скобцева, Игорь Кваша и Алексей Кузнецов. Это чувство компании сохранилось у Киры Александровны и по сей день.
Кира Александровна дружелюбная и гостеприимная женщина, получив диплом, её пригласили войти в постоянный состав Театра Советской Армии, но она вернулась в родной город, хотя там ей устроиться по специальности не получилось. В институте актриса вышла замуж и взяла фамилию Крейлис-Петрова.
Кира рискнула и уехала на Сахалин, вместе с ней уехал и ещё один выпускник Яков Крейлис, но пришлось вернуться в Ленинград. Тогда актриса уже получила приглашение от Театра Эстрады и Малого Драматического театра. Она, поработав в обоих театрах, на семнадцать лет перешла в ТЮЗ родного города. В ТЮЗе ей доставались персонажи из сказок и роли зверей. В 50 лет актриса ушла из этого театра, потому что стала возрастной актрисой. В Александринском театре она дослужилась до 81 года, выходя на сцену в течение 32 лет.
Блокадное детство
Кира с матерью | Фото: biography-life.ru
Кира с матерью и сестрой | Фото: 24smi.org
Актриса в молодости | Фото: kino-teatr.ru
Я постоянно всех смешила и даже помню, во время блокады – я в классе третьем была – сидели мы в подвале школы, была страшная бомбежка, все рушилось, гремело, выло, и вдруг совсем маленькие детишки стали от страха плакать. Не знаю, как я сообразила, но взяла и намазала сажей под носом нечто вроде маленьких усиков, причесалась под Гитлера и стала его изображать. Как клоун. И все стали хохотать и забыли про эти взрывы, из-за которых школа могла рухнуть прямо на нас
Кадр из фильма *Живет на свете женщина*, 1959 | Фото: kino-teatr.ru
Театр
В 1955 году Кира Крейлис-Петрова окончила Школу-студию МХАТ (курс А. М. Карева).
В 1955 — 1956 была актрисой Театра Балтийского флота в Лиепае, в 1957 — 1958 — в Театре драмы им. Чехова (Южно-Сахалинск).
В 1960-61 — актриса Ленинградского областного Малого театра, в 1961-62 — Ленинградского государственного театра эстрады, в 1962-63 — Ленинградской областной филармонии.
В 1964 — 1980 — в Ленинградском ТЮЗе.
С 1980 по 2012— актриса Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина (Александринского)
Роли в спектаклях
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. |
- Антоновна — «Дети солнца», по пьесе Максима Горького
- Трефена — «Над светлой водой», по пьесе Василия Белова
- Сильвия и М-м Кутюр — «Отец Горио», по роману Бальзака
- Урсула — «Много шуму из ничего», по пьесе Шекспира
- Бальзаминова — «Женитьба Бальзаминова», по пьесе А. Н. Островского
- 1990 — Еремеевна — «Недоросль», по пьесе Фонвизина, реж. Нора Рахштейн / Театр драмы им. А. С. Пушкина
- Аграфена Кондратьевна Большова — «Свои люди — сочтёмся!», по пьесе А. Н. Островского
- 1993 — Фана — «Колпак с бубенчиками», по пьесе Луиджи Пиранделло, реж. Владимир Воробьёв / Александринский театр
- Маланья — «Не всё коту масленица», по пьесе А. Н. Островского
- Фёкла Ивановна — «Женитьба», по пьесе Н. В. Гоголя / Александринский театр
- 2001 — «На кабельных работах осенью 1969 года», по поэме В. Ерофеева «Москва — Петушки», реж. Георгий (Юрий) Васильев, / «Белый театр»
- 1999 — Надежда Дурова — «О вы, которые любили…», реж. Г. Тростянецкий / Пушкинский театральный центр, Дом Кочневой
- 2000 — Урсула — «Голу́бки», по пьесе Полы Вогил (англ.)русск. «Древнейшая профессия» (англ. «The Oldest Profession»), реж. Вячеслав Долгачёв / «ТеатрДом»
- Бабка — «Любовь не картошка, не выбросишь в окошко» / «ТеатрДом»
- Нюра — «Надоело бояться!» / «ТеатрДом» по собственной пьесе. Режиссёр — В. Туманов.
Пережила блокаду
Кира Петрова появилась на свет 1 июля 1931 года в Ленинграде. Благодаря маме она с раннего детства начала заниматься музыкой, играть на скрипке. В годы войны Кира оставалась в блокадном Ленинграде, где старалась поднимать настроение детишкам помладше.
— Во время блокады, я классе в третьем была, намазала сажей под носом нечто вроде маленьких усиков, причесалась под Гитлера и стала его изображать. И все стали хохотать и забыли про эти взрывы, из-за которых школа могла рухнуть на нас, — вспоминала актриса много лет спустя.
Кира Крейлис-Петрова в фильме «Улица полна неожиданностей»
После Победы Петрова поехала в Москву, где поступила в Школу-студию МХАТ. Обладающую ярким комедийным талантом актрису были готовы взять в труппу Театра Советской Армии, но она хотела играть на сцене в родном городе, а потому вернулась в Ленинград, где не смогла найти работу по специальности. В конце пятидесятых Кира уехала на Сахалин, играть в Театре драмы им. Чехова. Её попутчиком стал выпускник Ленинградского театрального института Яков Крейлис, за которого актриса позднее вышла замуж. В шестидесятые годы Яков и его супруга вернулись в северную столицу, и Кира стала актрисой ТЮЗа, где два десятилетия играла разных сказочных персонажей.
Кира Крейлис-Петрова (слева) в фильме «Поднятая целина»
Биография
Кира Александровна – ленинградка, она родилась в июле тридцать первого года, и о своем детстве отзывается, как о самом счастливом времени, пока не началась война. На ее долю выпали тяжелейшие блокадные годы, о которых актриса до сих пор вспоминает с содроганием.
На фото: Кира Александровна в детстве с мамой
Хотя она была еще ребенком, Кира Крейлис-Петрова никогда не забудет, как голодно и страшно было в блокадном Ленинграде, но и тогда она не теряла чувства юмора и старалась рассмешить малышей, когда вместе с матерями они пережидали бомбежки в бомбоубежище.
Она всегда была артистичным творческим человеком, и за это Кира Александровна благодарна своей маме, которая старалась дать дочерям хорошее воспитание, водила их по театрам и музеям.
Детство и юность
В 30-е годы XX века новорожденных ленинградок часто называли именем Кира в честь партийного руководителя города на Неве Сергея Мироновича Кирова. Не стала исключением и дочь машинистки Екатерины и шофера Александра, которой было суждено стать великой комедийной актрисой. Точная дата рождения Киры Александровны – 1 июля 1931 года.
Детство и ранняя юность артистки были тяжелыми. Когда Кире было 10 лет, началась блокада Ленинграда. Девочка вместе с матерью и старшей сестрой Надеждой провели в осажденном городе все 872 дня.
Несмотря на голод, холод, смерть соседей и знакомых, юная Петрова не унывала. В бомбоубежище девочка пририсовывала себе усы и смешила окружающих, пародируя Адольфа Гитлера и распевая про главного нациста комические куплеты.
Кира Крейлис-Петрова в детстве с мамой
После войны с фронта вернулся отец Киры и Надежды. Мужчине, получившему работу в городе Пушкине, дали в бывшем Царском Селе служебную жилплощадь. Но воссоединение семьи было недолгим: причиной развода родителей стали измены отца и представления Киры о чести. Мать девушек старалась закрывать глаза на неверность мужа. Но младшая дочь выследила родителя и нашла его беременную любовницу Марию. Будущая актриса потребовала от матери выгнать отца.
Когда Екатерина Николаевна последовала совету Киры, семья лишилась не только основного кормильца, но и жилья: Александр Петров уволился с работы в Пушкине, в служебную квартиру заселили новых работников. 15 лет после развода Екатерине Николаевне пришлось жить у родственников и в съемных углах, прежде чем блокаднице дали 15-метровую комнату в коммуналке.
Подросшие дочери вскоре оставили мать. Надежда, окончившая дирижерско-хоровое отделение музыкального училища, улетела работать в Монголию. Кира, с детства игравшая на скрипке, планировала поступать в консерваторию. Но любовь к комедии и желание смешить зрителей пересилила в Петровой тягу к музыке. Когда Школа-студия МХАТ приехала в город на Неве набирать студентов, Кира помчалась на вступительные экзамены.
Поступить девушке с характерной внешностью и талантом комика удалось с первого раза. Ректор Школы-студии Вениамин Радомысленский назвал Петрову жемчужиной смеха.
В студенческие годы Кира жила в общежитии на Трифоновке и плохо вписывалась в компанию блистательных однокурсников. Приятельские отношения у уроженки Ленинграда сложились только с будущей звездой «Служебного романа» Людмилой Ивановой, а дружеские – с Петром Фоменко, любившим шутки и розыгрыши так же, как Петрова. Наставником Киры и ее однокурсников был Александр Карев (Шабшель Прудкин).
Любовь первая и она же последняя
Свою главную любовь в жизни Крейлис-Петрова встретила еще в институте. Яков Крейлис, к которому она питала горячие чувства, и который влюбился в Киру сам, не захотел с ней расставаться, даже когда узнал, что после получения диплома ее распределили на Сахалин. Он решил ехать вместе с ней за тысячи километров от благоустроенных столиц.
Те первые годы их брака актриса вспоминала одновременно и с теплотой и с горечью. Молодые артисты жили в полнейшей нищете, в плохо отапливаемом общежитии, фактически впроголодь. К тому же у Якова был ярко выраженный прибалтийский акцент, так что ему с карьерой в местном театре было совсем туго.
Но любовь друг у другу спасла их союз даже в самые тяжелые моменты. Они выстояли перед трудностями. А потом улучились момент и вернулись в Ленинград, где, конечно, стало полегче.
Здесь оба супруга нашли работу, здесь же у них на свет появилась единственная дочь Маша. Хотя беременность была очень тяжелой, и врачи даже предлагали Кире сделать аборт от греха подальше.
Но даже под страхом собственной смерти актриса уверенно сказала, что непременно будет рожать. Это был ее первый ребенок, зачатый от любимого человека. Она просто не могла его убить.
После рождения дочери семья снова столкнулась с финансовыми трудностями. Кира уже не работала, ее мужу роли стали доставаться раз от разу.
Чтобы купить домой хоть какой-то еды, Кира втайне от супруга ходила сдавать кровь. За это давали небольшие деньги, но и они тогда были в радость.
Когда в стране началась перестройка, и последовавшая за ней вакханалия, супруг предложил Кире эмигрировать в Канаду, где жили его сестры.
Но артистка слишком любила Петербург. А Яков Крейлис не мог жить без своей Киры. Поэтому никто никуда не уехал. Хотя возможность оказаться в другой стране. В другом мире, в более приемлемых условиях была.
Так и прожили они бок о бок, всегда вместе – и в радости и в беде. Яков Крейлис ушел из жизни в январе 2003 года. Любимая супруга пережила его на восемнадцать лет. И теперь они снова рядом. На этот раз уже навсегда.