Кино не для всех: 25 артхаус фильмов
Содержание:
- Тельма (2017)
- Примеры артхаусных фильмов[править]
- Царь-птица (2018) (Тойон Кыыл)
- Интеллектуальное кино европейского кинематографа
- Анатомия измены (2018)
- Маяк (2019)
- Штампы артхауса[править]
- Лобстер (The Lobster)
- Снега больше не будет
- Мертвец (1995)
- В других видах медиа[править]
- Дикарь (2018) (Fauve)
- Растворяться (2019) (Dissolve)
- Королевская игра
- МАНХЭТТЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ – 2021
- Антивирус (2012)
- Под Сильвер-Лэйк (2018) (Under the Silver Lake)
- Память
- Человек, который убил Дон Кихота (2018)
- Пена дней (2013)
- Школа хороших жен
- Волчок
- Да что ты такое?[править]
- Авторское кино про секс
- Маяк (2019) (The Lighthouse)
Тельма (2017)
Художественный мистический фильм в жанре артхаусного триллера, который стоит посмотреть любителям ужасов. Юная Тельма переезжает из небольшого городка в Осло, где ее ожидает масса соблазнов. Провинциалка воспитывалась в строгости консервативными христианами, но в университете она знакомится с раскованной и восхитительной Анной, и чувствует к студентке непреодолимое влечение. В религиозной Тельме из-за запретной страсти прорываются бесконтрольные силы, и девушку одолевают жуткие припадки с галлюцинациями.
Оригинальное названиеThelmaЖанрУжасы, фантастика, фэнтези, триллер, драма, мелодрама, детективАктерыЭлли Харбоа, Кая Уилкинс, Хенрик Рафаелсен…СтранаНорвегия, Франция, Дания, ШвецияРейтингКинопоиск – 6.5, IMDb – 7.0Возрастные ограничения18+
Примеры артхаусных фильмов[править]
- «Страсти Жанны д’Арк» (1928);
- «Седьмая печать» (1957);
- «Земляничная поляна» (1957);
- «На последнем дыхании» (1960);
- «Восемь с половиной» (1963);
- «Персона» (1966);
- «Андрей Рублёв» (или «Страсти по Андрею») (1966);
- «Маргаритки» (1966);
- «Наудачу, Бальтазар» (1966);
- «Космическая одиссея 2001 года» (1968);
- «Цвет граната» (1968);
- «Агирре, гнев Божий» (1972);
- «Солярис» (1972);
- «Святая гора» (1973);
- «Зеркало» (1974);
- «Голова-ластик» (1977);
- «Сталкер» (1979);
- «Сияние» (1980);
- «Фанни и Александр» (1982);
- «Ностальгия» (1983);
- «Бразилия» (1985);
- «Жертвоприношение» (1986);
- «Синий бархат» (1986);
- «Небо над Берлином» (1988);
- «Мертвец» (1995);
- «Рассекая волны» (1996);
- «Шоссе в никуда» (1996);
- «Пи» (1997);
- «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998);
- «Зелёный слоник» (1999);
- «С широко закрытыми глазами» (1999);
- «Реквием по мечте» (2000);
- «Танцующая в темноте» (2000);
- «Малхолланд Драйв» (2001);
- «Донни Дарко» (2001);
- «Русский ковчег» (2002);
- «Лиля навсегда» (2002);
- «Догвилль» (2003);
- «Возвращение» (2003);
- «Фонтан» (2006);
- «Груз 200» (2007);
- «Антихрист» (2009);
- «Древо жизни» (2010);
- «Меланхолия» (2011);
- «Драйв» (2011);
- «Разделитель» (2011);
- «Враг» (2013);
- Дилогия «Нимфоманка» (2013);
- «Левиафан» (2014);
- «Лобстер» (2015);
- «Бёрдмэн» (2014);
- «Выживший» (2015);
- «Прибытие» (2016);
- «Ученик» (2016);
- «Человек — швейцарский нож» (2016);
- «Нелюбовь» (2017);
- «Дом, который построил Джек» (2018);
- «Лето» (2018);
- «Маяк» (2019);
- «Солнцестояние» (2019);
- «Легенда о Зелёном рыцаре» (2021).
Царь-птица (2018) (Тойон Кыыл)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Русский фильм
tagHD 1080, tagHD 720
Режиссер: Эдуард Новиков
В ролях: Степан Петров, Зоя Попова, Афанасий Федоров
Якутия, 1930-е годы. В глухой тайге спокойно доживают свои дни старик Микиппэр и его жена Оппуос. Коровы, охота да рыбалка – вот и весь неприхотливый быт стариков. В один прекрасный день в начале зимы к ним прилетает орел. Старик со старухой не смеют прогнать его, так как орел – священная птица. Всю зиму они подкармливают орла, чтобы тот не нападал на скот. Со временем они привыкают друг к другу. Холодным рождественским вечером орел проникает в дом и занимает почетное место в углу, на полке с иконами. С этого дня люди и птица начинают жить вместе в одном доме.
Интеллектуальное кино европейского кинематографа
Интеллектуальная европейская аудитория любит фильмы арт-хаус, о чём говорит количество организуемых фестивалей авторского кино. И западным режиссёрам есть, что предложить своему зрителю.
«Новая жизнь» (Франция, 2002 год).
Действие разворачивается в Болгарии, и сюжет картины прост и банален: парень знакомится с проституткой, внезапно влюбляется, а потом ищет её внутри местных криминальных кругов. Режиссёр Филипп Гранрийе ухитряется рассказать эту историю практически без слов, с помощью чисто кинематографических инструментов – актёрской экспрессии, пластики, инверсии света, операторской работы. На выходе – магия и подлинное искусство.
«Ты, живущий» (Швеция, 2007 год).
Эта картина – вторая в трилогии, созданной Роем Андерссоном. Первой была «Песни со второго этажа», а заключительной – «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии». Они связаны между собой не сюжетами, а смысловыми посылами и художественным языком. Рой Андерссон – в своём роде уникум, творящий без сценария. Его работы чем-то похожи на автоматическое письмо – сюрреалистичны и абсурдны, полны аллюзий и метафор.
Watch this video on YouTube
«Беги, Лола, беги» (Германия, 1998 год).
Энергичный модерн, включающий элементы криминальной, социальной и философской драмы, временного релятивизма. Фильм снят Томом Тыквером в стиле компьютерной игры, где героиня снова и снова возвращается в одну и ту же точку, пока не находит правильного решения. Увесистый список из 25 международных наград делает картину обязательной к просмотру любителями артхауса.
Watch this video on YouTube
Лучшие фильмы в жанре артхаус, произведённые в Европе, всегда отличаются новаторским подходом и высокой степенью откровенности со зрителем. Среди таких образцов авторского кино можно назвать фильмы «Тельма» Йоакима Триера, «Квадрат» Рубена Эстлунда, «О теле и душе» Ильдико Эньеди, «Убежище» Франсуа Озона и многие другие.
Анатомия измены (2018)
Арт-хаус / Авторское кино, Для взрослых, Драма, Русский фильм
tagHD 1080, tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Валентин Красногоров
Режиссер: Николай Дрейден
В ролях: Александр Анриа, Ану Палеваара, Полина Толстун
Сюжет фильма разбит на четыре истории, разыгрывающиеся в разных уголках земного шара и во многом схожие. Героев объединяет одна и та же тема – любовь и неверность. Герои первой истории живут в Финляндии и внешне кажутся идеальными супругами, но на самом деле уже много лет скрывают правду друг от друга и должны объясниться в годовщину свадьбы. Вторая история разворачивается в Австрии, где накануне своей свадьбы девушка Клара прощается с возлюбленным, который не является ее женихом. В третьей истории европейский режиссер отправляется в Китай, где ему предстоит снимать ролик для рекламы мясорубки, во время которой заказчик начинает грозить убийством. А четвертая истории происходит в Дании, где живет престарелая женщина, в прошлом танцовщица, которая получает приглашение в своем преклонном возрасте исполнить коронный танец.
Маяк (2019)
Один из самых интересных фильмов последних лет в жанре артхаус – хоррор, снятый на черно-белую пленку со стилизацией под немецкое кино начала XX века. На отдаленном скалистом острове стоит маяк, за которым следит одичавший старик-смотритель Томас Уэйк. Одиночество мужчины прерывает появление молодого помощника, решившего начать новую жизнь вдали от людей. Невыносимый наставник устраивает парню настоящие испытания, но они кажутся ничтожными в сравнении с нарастающим ужасом и кошмарными видениями.
Оригинальное названиеThe LighthouseЖанрУжасы, фэнтези, драмаАктерыРоберт Паттинсон, Уиллем Дефо, Валерия Караман…СтранаКанада, СШАРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 7.5Возрастные ограничения18+
Штампы артхауса[править]
Неофиты, впервые приобщившиеся к высокохудожественному кино, поначалу считают, что оно-то свободно от штампов этого вашего Голливуда и открыто любому творчеству. Нет, от голливудских жанр и правда свободен, зато полон своих, которые начинаешь замечать, если смотришь такие фильмы часто. Штампы встречаются не во всех артхаусных фильмах, но встречаются часто.
- Медленность. Нет, не так. Ме-е-е-е-е-едле-е-е-енно-о-о-о-о-ость
При этом не обязательно в самом кадре не будет движения. Например камера может снимать бурную реку или водопад. Не будет именно стремительных действий персонажей, или же им будет предшествовать длительная подготовка, а между ними будут внушительные промежутки.
. Статичные планы. Паузы. Минимум монтажа. Педаль в асфальт пробивал Тарковский, у которого минут по десять могло ничего не происходить. Артхаусный фильм просто не имеет права быть быстрым и энергичным. Исключения редки (разве что фильмы Терри Гиллиама, но его, как правило, к артхаусу и не относят).
- Эксцентричная актёрская игра. Даже если фильм вроде как реалистическая драма, а не сюр, актёры всё равно зачастую ведут себя не как нормальные люди в жизни, а как будто они выделываются на сцене театра. У обоих Германов, отца и сына, одна из самых типичных фишек. У Дэвида Линча с убавленным фитильком: у него такими бывают отдельные персонажи, для большего сюра.
- Странные поступки персонажей. Типично для стариков времён французской и итальянской волны. Мотивы персонажей зрителю понимать не обязательно, и вообще грешно ему что-либо объяснять. Вот так персонаж поступил, а почему — сами догадайтесь. Скажем, персонаж может внезапно покончить с собой, а критики потом сами додумают, что это символизирует бренность бытия.
- Чернуха
Даже без чернухи просто быт. Персонажи ходят справить нужду, персонажи моют руки, персонажи умывают лицо, особенно умывают лицо — долго, основательно, задумчиво, пока их не осенит.
. Особенно типично для российского независимого кино, в котором серость, безысходность и жёлтоватая плёнка встречаются в разы чаще, чем линчевские бархатные интерьеры под мягкий джаз.
- Чёрно-белый натурализм. Потому что если бы все эти проявления телесного низа показали в цвете, это могло потянуть на трэш-порно, а если чёрно-белое — значит, искусство. Типичные примеры — «Маяк», «История арканарской резни», «Поле в Англии», и упаси вас боже гуглить фильм «Свадебная ваза» или что-нибудь из некрореализма.
- Также звуковая естественность. Трава шуршит ровно так, как и положено шуршать траве. Щебёнка под обувью скрипит ровно так, как и положено скрипеть щебёнке под обувью. А если скрипит так, как не положено, значит персонаж затерялся где-то в своих мыслях.
- Как вариант, если кино не чёрно-белое, — тусклые светофильтры или просто низкокачественная плёнка, а то и ручная камера. Впрочем, штамп не обязательный — просто в неартхаусном кино такое вообще редко встречается.
- Также возможна цветовая дифференциация сцен, когда для отдельно взятой сцены гамма декораций выдерживается по максимуму в оттенках одного цвета, или же для разных сцен могут применять разные цветовые фильтры, а могут и совмещать, при том не обязательно цвет фильтра будет совпадать с цветом декораций — автор может намеренно создавать диссонанс.
- Внутренние монологи могут оформляться в виде вполне натуральных монологов, когда персонаж стоит или сидит один посреди помещения и высказывает свои мысли в пространство, а то и прямо в камеру. При этом сами декорации этого помещения могут быть сколь угодно оторваны от произведения. А могут быть и не оторваны, но не соответствовать ни одной из локаций, где разворачивались события. Также может пересекаться со следующим пунктом.
- Символизм. Порой заменяет сюжет: происходящее на экране само по себе бессмысленно, а смыслом его наделяет символизм. Или СПГС.
- Также характерен для фестивальных артхаусных фильмов (в частности, современных) этакий вызывающий постер с эротическим, но КРАСИВЫМ кадром из самого фильма, ещё с хвалебными цитатами из разных изданий.
(тут надо ещё добавить дык)
Лобстер (The Lobster)
- 2015 год
- Рейтинг: КиноПоиск — 6.9; IMDb — 7.2
- Ирландия, Великобритания, Греция, Франция, Нидерланды
- фантастика, триллер, драма, мелодрама, комедия
В некой антиутопии запрещено быть одиноким. Одиночек отправляют в специальные отели, где они должны найти себе пару. Кто не сможет, того превратят в животных и выпустят в лес, где собралась группа бунтовщиков-одиночек, которые против любых отношений в принципе и строго за них карают. Между ними оказывается разведенный архитектор в очках (Колин Фаррелл), приглядывающий себе близорукую даму сердца (Рэйчел Вайс), поскольку считается, что у двух половинок должны быть общие признаки.
Греческий авангардист Йоргос Латимос снял абсурдистскую сатиру на любовь и одиночество в современном мире. С обоими что-то не то — говорит нам режиссер.
Снега больше не будет
C 04 Ноября 2021
Снігу більше не буде
Страна: Польша, Германия, 2020Хронометраж: 113 мин. мин.Жанр: комедияРежиссер: Малгожата Шумовская («Лицо»), Михал ЭнглертВ ролях: Алек Утгофф («Очень странные дела»)
Женя находился в Чернобыле в момент аварии, и, возможно, именно это стало причиной его особых способностей. Эмигрировав из Украины, он работает массажистом в небольшом польском городке. Парень лечит не только тело, но и душу. Богатые клиенты доверяют ему свои тревоги, переживания и сокровенные секреты. Так Женя превратился в гуру: одинокие и несчастные, несмотря на своё богатство, люди спешат на массаж, чтобы услышать, как жить дальше.
Мертвец (1995)
Шикарная драма от Джима Джармуша с необычным и интересным сюжетом. Арт-хаус в жанре вестерн с аутентичной атмосферой, прекрасным саундтреком и индейскими легендами. Фильм далек от пафоса Клинт Иствуда — герой фильма «Мертвец» простой молодой парень, который всего лишь искал работу бухгалтером на фабрике. По ряду обстоятельств за ним начали охоту лучшие наемники, а также разыскивает шериф. Раненный и разыскиваемый он идет со своим единственным другом, индейцем по имени Никто, в чужом и опасном мире к которому вовсе не приспособлен. Кого он встретит на пути? Как будет бороться с опасностями, не имея никаких навыков стрельбы? Да к черту — этот фильм можно просто смотреть, наслаждаются саундтреком Нила Янга и игрой ещё молодого Джонни Деппа.
На этом список фильмов в жанре артхаус закончен. В будущем я буду добавлять сюда новые кинокартины, достойные вашего внимания.
В других видах медиа[править]
- Видеоигры
- Игры Tale of Tales, бельгийской студии из двух человек. Больше всего предмет статьи напоминает The Graveyard, чёрно-белая и медлительная «игра» про бабушку, которая приходит на кладбище, проходит мимо множества могил, садится на лавочку, начинает играть песня про неё (первый куплет — перечисление её умерших близких, далее идёт лирика; песня на голландском, опять-таки Европа, написана и исполнена каким-то безвестным любителем), а затем уходит. Это в триале, а платная версия отличается от триала только тем, что в ней наша бабушка-старушка умирает в случайный момент.
- Plug & Play и KIDS —
игрыинтерактивные сюрреалистические экспириенсы от швейцарского аниматора Михаэля Фрая (первая изначально создана как мультфильм, который ещё и победил в номинации «Лучший международный фильм» на Рижском международном фестивале короткометражных фильмов, что уже говорит о том, что нас ждёт.) Весь «хронометраж» нарисованные в двух цветах — чёрном и белом — человечки делают странные, непонятные и иногда неприятные вещи, которые вроде бы должны быть печальной аллюзией на отношения между людьми. А основные музыкальные темы — пение детских христианских хоров.
- Сетевая литература
Локальным мемом крипи-сайта «Мракопедия» стал аналог фестивального кино — «фестивальные пасты». «Даже черты схожи: скучное, тягучее действо, нарочито высокохудожественное безупречное исполнение (в нашем случае — до тошноты вылизанный литературный язык), ГЛУБОКИЙ СМЫСОЛ, аллегории, отсыл очки для „посвященных“…»
Дикарь (2018) (Fauve)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Короткометражный
tagHD 720
Режиссер: Джереми Комте
В ролях: Феликс Гренье, Луиз Бомбардье
Место действия – заброшенный карьер в отдалении от города. Сюда отправляются двое подростков, которых сюда привели кое-какие дела. Безлюдный карьер – это лучшее место, чтобы устроить соревнование и выяснить, кто из них двоих является самым сильным и быстрым. Казалось бы, обычные мальчишеские игры – борьба, бег наперегонки. Поначалу все так и было, но затем наступил момент, когда они слишком увлеклись игрой. Теперь ставки слишком высоки, и ни один из них не готов остановиться. Победитель в этом соревновании может быть только один. Детские забавы обернулись серьезными последствиями.
Растворяться (2019) (Dissolve)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм
tagHD 1080
Режиссер: Ким Ки-дук
В ролях: Динара Жумагалиева, Инкар Абдраш, Ирина Ажмухамедова
Девушка-1 связана традиционной семьей и бытом. Однажды она встречает Девушку-2, похожую на нее как сестра-близнец. Эта девушка ведет свободный образ жизни, имеет богатого спонсора, который всем её обеспечивает. В один прекрасный день Девушка-2 приходит домой к Девушке-1, резко и вызывающе разговаривает с братом и матерью. С этого момента эти два человека меняются ролями и помогают друг другу. Но чем дольше это продолжается, тем опаснее становится ситуация для Девушки-1.
Королевская игра
C 02 Декабря 2021
Хід короля
Страна: Германия, Австрия, 2021Хронометраж: 110 мин. мин.Жанр: историческая драмаРежиссер: Филипп ШтёльцльВ ролях: Оливер Мазуччи («Работа без авторства», «Как Гитлер украл розового кролика»), Альбрехт Шух («Берлин Александерплац»), Биргит Минихмайр («Парфюмер: История одного убийцы», «Три дня с Роми Шнайдер»), Самуэль Финци («Соблазнитель»)
Весна, 1983 год. Йозеф пытается покинуть оккупированную нацистами Австрию, но попадает под арест. Закрытый в одиночной камере, он совсем теряет связь с миром. Но однажды ему удается украсть у тюремщиков книгу о шахматах. Игра становится для него спасением.
МАНХЭТТЕНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ ФИЛЬМОВ – 2021
C 23 Сентября 2021
Крупнейший в мире интерактивный Манхэттенский фестиваль короткометражных фильмов ежегодно собирает заявки от режиссеров всего мира и в сентябре представляет очередную подборку финалистов. Победителей определяет многочисленная международная аудитория в течении одной недели.
Программа:
«Смерть от рукопожатия», реж. Хадсон Флинн
«Воровка», реж. Марк Розенблатт
«Плохая примета», реж. Салар Паштуньяр
«Грубые», реж. Адам Паттерсон, Деклан Лоун
«Синдром Арчибальда», реж. Даниэль Перес
«Саночный хор», реж. Торфинн Иверсен
«Закрытый для света», реж. Никола Пиовесан
«Слишком поздно», реж. Дельфина Монтень
«Аврора», реж. Джо Меурис
«Монсеньор Кашмир», реж. Юри Филипп Пайе
Антивирус (2012)
В альтернативном будущем особой популярностью пользуются заболевания знаменитостей. Любой желающий может ввести себе вирус или порок развития любимой звезды, но инъекция не представляет опасности. Сид Марч работает в клинике, предоставляющей востребованную услугу, и однажды совершает необдуманный поступок. Мужчина вводит себе образец заболевания кумира, и недуг оказывается смертельным. Фильм в жанре артхаус заставит зрителей поволноваться, ведь время не на стороне Сида.
Оригинальное названиеAntiviralЖанрУжасы, фантастика, триллер, детективАктерыКалеб Лэндри Джонс, Сара Гадон, Лиза Берри…СтранаКанада, ФранцияРейтингКинопоиск – 6.0, IMDb – 5.7Возрастные ограничения18+
Под Сильвер-Лэйк (2018) (Under the Silver Lake)
Арт-хаус / Авторское кино, Зарубежный фильм, Криминал, Триллер
tagHD 1080
Режиссер: Дэвид Роберт Митчелл
В ролях: Сидни Свини, Райли Кио, Джимми Симпсон
Сэм – 33-летний мужчина, живущий скучной и неприметной жизнью в Лос-Анджелесе. Свои вечера мужчина проводит не в пабах и весёлых компаниях, а наблюдая за сексапильной соседкой, недавно поселившейся в доме напротив. Но вот если Сэм всё время боялся сделать первый шаг, то соседка Сара оказалась не из робкого десятка и сама сделала этот шаг. Сэм безумно обрадовался новому знакомству и тому, что ему больше не придётся думать, как сделать первый шаг. Однажды утром Сэм приходит домой к Саре и обнаруживает, что девушки нет, причём вещи тоже отсутствуют. Парень сразу не поверил, что Сара вот так просто взяла и съехала, ничего ему не сказав. В итоге Сэм решает выяснить, куда подевала соседка, что с ней произошло, и почему она вот так быстро исчезла.
Память
C 11 Ноября 2021
Пам’ять
Страна: Колумбия, Мексика, Франция, Великобритания, Таиланд, Германия, Китай, Швейцария, 2021Хронометраж: 136 мин. мин.Жанр: драмаРежиссер: Апичатпонг Вирасетакул («Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни», «Тропическая болезнь»)В ролях: Тильда Суинтон («Отель “Гранд Будапешт”», «Выживут только любовники», «Суспирия»), Жанна Балибар («Барбара»), Даниэль Хименес Качо
Женщина из Шотландии посещает свою больную сестру в Боготе. Находясь там, она знакомится с археологом и молодым музыкантом. По ночам женщина начинает слышать странные звуки и пытается выяснить их происхождение.
Человек, который убил Дон Кихота (2018)
Приключенческий артхаус фильм с элементами фэнтези приоткроет завесу над секретами создания малобюджетного кино. Режиссер Тоби Грисони возвращается в испанскую провинцию, где несколько лет назад снимал студенческую картину. Актерами стали местные жители, и их судьба за это время сложилась печально. Прекрасная Дульсинея превратилась в бесправную содержанку, а Дон Кихот помешался рассудком. Спустя годы сапожник не желает выходить из образа благородного рыцаря, и Тоби вынужден сопровождать героя в новых подвигах.
Оригинальное названиеThe Man Who Killed Don QuixoteЖанрФэнтезиАктерыАдам Драйвер, Джонатан Прайс, Стеллан Скарсгард, Ольга Куриленко…СтранаИспания, Бельгия, Франция, Великобритания, ПортугалияРейтингКинопоиск – 6.8, IMDb – 6.4Возрастные ограничения12+
Пена дней (2013)
Фантастический фильм с Одри Тоту в главной роли представляет в подборке французский артхаус. Колен считает себя самым счастливым человеком на земле, встретив девушку своей мечты. Хлоя необыкновенная, добрая и легкая девушка, поэтому парень практически сразу делает ей предложение. Ничто не предвещало беды, пока однажды из груди любимой супруги не начала расти прекрасная лилия. Цветок угрожает жизни Хлои, поэтому Колен ищет действенные способы для спасения избранницы.
Оригинальное названиеL’écume des joursЖанрМелодрама, драма, фэнтезиАктерыРомен Дюрис, Одри Тоту, Гад Эльмалех, Омар Си…СтранаФранция, БельгияРейтингКинопоиск – 7.0, IMDb – 6.5Возрастные ограничения12+
Школа хороших жен
C 01 Июля 2021
Школа хороших дружин
Страна: Франция, Бельгия, 2020Хронометраж: 108 мин. мин.Жанр: комедияРежиссер: Мартен ПровоВ ролях: Жюльет Бинош («Невыносимая легкость бытия», «Шоколад»), Иоланда Моро («В доме»), Ноэми Львовски («Шоколад»), Эдуард Баэр («Астерикс и Обеликс», «Полина и тайна киностудии»), Франсуа Берлеан («Перевозчик»)
В своей школе для домохозяек Полетта (Жюльет Бинош) учит женщин быть верными женами и хранительницами семейного очага. Но накануне мая 1968 года все идет наперекосяк: её дело на грани банкротства, а над Францией веет дух свободы, который вот-вот всколыхнет патриархальный мир.
Волчок
Рейтинг: | Кинопоиск: 6.97 / IMDB: 7.0 |
Категория: | Драма |
Страна: | Россия |
Время: | 01:25:00 |
Сборы в России: | $57 517 |
Сборы в мире: | $57 358 |
Премьера: | 01.10.2009 |
Режиссёр: | Василий Сигарев |
Кинокартина «Волчок», прославившая режиссёра Сигарева, — тоскливая история о материнской нелюбви, безотцовщине и неправильном детстве девочки без имени, рассказанная чистым закадровым голосом.
Простая, провинциальная, житейская и жуткая: разруха, равнодушные люди, водка — стакан за стаканом, беспорядочные связи и отражение русской действительности, не самой примечательной, но существующей.
Создаётся впечатление, что безымянное поселение, в котором происходят события, — совсем не город, а виртуальное пространство, демонстрационный полигон, эмулятор реальности, созданный по ключевым словам: «Россия», «девяностые», «низкий уровень жизни», «проституция», «ГАЗ-24» и так далее (полный текст рецензии кинокритика Тимофея Самарина читайте здесь).
Сила детских и наивных чувств к жестокой матери позволяют несчастному ребёнку верить в благоприятный исход даже тогда, когда мама бросает девочку, в очередной раз отправившись в погоню за лучшей для себя жизнью. Маленькая «девочка-волчок» ещё не способна отличать добро от зла, любовь от ненависти, милосердие от бесчеловечности, потому её образ здесь — воплощение абсолютного света, который не должен погаснуть даже в самой жуткой тьме.
Зрителю хочется верить, что под личиной озлобленной и обездоленной матери скрывается обычная женщина, некогда познавшая предательство мужчины и теперь вымещающая свои обиды на беззащитной дочери. Кажется, что настанет момент просветления, когда материнский инстинкт одержит верх над эгоизмом. Однако, автор убеждает нас в обратном — в силу своего характера, эта особа не способна любить никого, кроме себя.
Однажды её возвращение состоится, только глупо от него чего-то ждать. Она не одумается, не смягчится, ненависть и немота не пройдут…
Фильм жесток, но необычайно правдив. Возможно, в таком же ледяном лабиринте живём и все мы, но как найти из него выход, авторы «Волчка» нам, к сожалению, не подсказывают.
Watch this video on YouTube
Да что ты такое?[править]
Изначально так вообще назывались американские кинотеатры, крутившие «высокохудожественное» кино с ограниченным спросом, особенно европейское (московский кинотеатр «Художественный», можно сказать, именно что такой «арт-хаус» даже по названию). Кстати, похожие кинотеатры, крутившие полный трэш, назывались «грайндхаус», и нередко это были одни и те же кинотеатры. Потом так стали называть фильмы, которые тут крутят. При этом многие из них у себя на родине считались вполне себе мейнстримом (например, работы Куросавы), а «артхаусом» вдруг стали только в Америке.
Границы артхауса довольно размыты. Но можно попробовать выделить несколько основных составляющих.
- Авангардное кино. То есть экспериментальное, нарушающее каноны, табу и вообще, «так снимать нельзя». Иногда изобретённые авангардистами приёмы переходят в арсенал «большого кино», но чаще так и остаются странным экспериментом. Но далеко не весь артхаус экспериментален — особенно сейчас, когда перепробовали уже всё, что можно. И наоборот, иногда возможны эксперименты и в «зрительском» кино (кто скажет, что «Хардкор» — артхаус, пусть сам бросит в себя камень).
- Кино не для всех. То есть не рассчитано на широкую публику, не развлекает (вернее, развлекает, но о-о-чень своеобразного любителя). Понятие расплывчатое — в артхаусе бывают и вполне смотрибельные вещи, а с другой стороны, фильмов совсем «для всех» не бывает.
- Независимое кино. То есть снятое не на крупной студии, а силами небольшой группы товарищей и инвесторов. С артхаусом эта категория пересекается не всегда: молодёжные ужастики тоже в основном «инди-кино», снятое на коленке, но явно не артхаус.
- Некоммерческое кино. Вообще-то, вопреки фантазиям юных идеалистов, артхаусные режиссёры в основном очень даже не против, если их фильм что-то заработает, ездят его продвигать и продают прокатчикам, если те берут. Но само фильма при этом под запросы киноиндустрии не подстраивается, как художник видит — так и снимает. Поэтому снимают обычно на деньги всяких фондов и правительства.
- Фестивальное кино. Следует из предыдущего: если эти фильмы финансируют, значит, это кому-нибудь нужно? А нужно это для получения престижных премий на кинофестивалях и вообще создания статусных произведений. В этом артхаус схож с голливудскими «Оскаровскими» драмами о трудной биографии чернокожего гения-гея, но путать их не следует.
- Сюрреалистическое кино. Такое, где логика сна и все ведут себя, как наркоманы, зато очень красиво и цветасто всё. Частный случай: артхаус не всегда равно сюрреализм, а вот снять не-артхаусный сюрреалистический фильм удаётся редко.
- Авторское кино. Расплывчатое понятие, означающее, что фильм снят так, как режиссёр видит, а не как видят студия, продюсеры и маркетологи. Бывает не обязательно артхаусным — в принципе, фильмы Тарантино, Балабанова и Уэса Андерсона вполне себе авторские, но при этом массовые.
Так что из этого артхаус? Спорить можно бесконечно, но проще всего считать так: если фильму подходит сразу несколько таких определений — его смело можно называть артхаусом.
Авторское кино про секс
Эротика в том или ином виде присутствует почти во всех артхаусных картинах. Но есть фильмы, которые делают человеческую сексуальность центральной темой.
«Про уродов и людей» (Алексей Балабанов, Россия, 1998 год).
Действие разворачивается в Петербурге начала XX века вокруг подпольной порнографической студии садомазохистской направленности. В центре повествования – тихая девушка Лиза, проходящая путь от чистоты до полного растления.
Watch this video on YouTube
«Антихрист» (Ларс фон Триер, Германия, Дания, Франция, 2009 год).
Фильм-посвящение Андрею Тарковскому, разделённый на главы. Режиссёр исследует проблему женской жестокости, доходящей до садизма. Он связывает её с женственностью самой матери-природы, которая сначала даёт жизнь, а затем уничтожает её.
Watch this video on YouTube
«Незнакомец у озера» (Ален Гироди, Франция, 2013 год).
Весь фильм снят на фоне природы и раскрывает тему гомосексуальных отношений. Откровенные эротические сцены в смутной и напряжённой связке с детективной линией заставляет картину тесно примыкать к жанру психологического триллера.
Watch this video on YouTube
Артхаус – достаточно широкое понятие. Часто к фильмам этой категории можно отнести не только фестивальное кино. Некоторые образцы массового кинематографа тоже подёрнуты изысканной артхаусной дымкой – например, такие хиты, как «Выживут только любовники», «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» или хоррор-новинки 2018 года «Тихое место» и «Реинкарнация». Поэтому «кино не для всех» – термин неверный и несколько снобистский. Артхаус – это просто нешаблонное, «другое» кино.
Маяк (2019) (The Lighthouse)
Арт-хаус / Авторское кино, Драма, Зарубежный фильм, Мистика, Ужасы, Фэнтези
tagHD 1080, tagHD 720
Режиссер: Роберт Эггерс
В ролях: Уиллем Дефо, Роберт Паттинсон, Валерия Караман
1890-й. Уинслоу – молодой мужчина, недавно переехавший на отдалённый остров, чтобы начать новую жизнь и заодно стать помощником смотрителя маяка. Жизнь на острове вдали от современной цивилизации обещает быть спокойной и размеренной. Как раз то, что нужно Уинслоу, а то в последнее время он устал от гама мегаполисов. Его непосредственным начальником становится хромоногий Уэйк. Уинслоу давно мечтал попасть на маяк и управлять светом, но начальник запрещает ему это делать. Мало того, он обращает с подчинённым как с рабом, ни во что его не ставя. Этой парочке предстоит провести вместе четыре тяжёлых недели, и за это время жизнь обоих кардинально изменится.