Михаил глузский

Детство и юношеские годы

Михаил родился в Киеве на Шулявке, по тем временам самом бедном и неблагополучном районе украинской столицы. До этого его семья проживала в Санкт-Петербурге, но после революции вынуждена была сменить место жительства из-за политических взглядов отца: Андрей Михайлович Гмырев, поэт и журналист, был убежденным эсером и не принял ни Февральскую революцию, ни последовавшую за ней Октябрьскую.

В Питере оставаться было опасно, поэтому он с женой Ефросиньей Кондратьевной Глузской и старшей дочерью Людмилой перебрался в Киев, куда в то время съехалось множество его соратников. В районе Караваевых дач он приобрел небольшой домик, разбил вокруг него фруктовый сад, а осенью 1918 года на свет появился маленький Миша.

В 1922 году глава семьи умер от тифа, и Ефросинья Кондратьевна с двумя детьми на руках переехала в Москву. Там она устроилась на работу, получила комнату в коммуналке и снова вышла замуж. «Тянуть» двоих детей было сложно, к тому же Миша часто болел, поэтому мать отправила его к родственникам второго мужа в Баку. Но им не удалось найти с парнишкой общий язык, он не слушался, озорничал, поэтому был определен в интернат, расположенный в двадцати километрах от столицы Азербайджана. Десятилетний Миша оттуда благополучно сбежал и самостоятельно добрался на товарном поезде обратно в Баку. Родственникам ничего не оставалось, как отправить его обратно в Москву.

Мать в то время уже развелась со вторым мужем и работала продавцом в детском отделе ЦУМа. Мишу оставлять одного дома было рискованно, поэтому после школы он приходил к ней на работу и до вечера сидел под прилавком. Затем у мальчика появились дворовые друзья-приятели, с которыми он слонялся по улицам, бил фонари и задирался к прохожим. Окончательно не скатиться по наклонной дорожке парню помог драмкружок при Мосторге, в который он записался из простого любопытства.

После седьмого класса Михаил ушел из школы и пошел в ученики к слесарю в мастерские НАТИ. Затем устроился электромонтером в ЦУМ, а по вечерам посещал занятия в школе рабочей молодежи

Театр по-прежнему занимал важное место в его жизни, к тому же в молодости Глузский был пижоном, ярко одевался и любил привлекать к себе внимание неординарным поведением

В 1927 году в Москве открылся первый театр рабочей молодежи (ТРАМ), который стал настоящей кузницей актерских кадров. В нем ставили спектакли выдающиеся мхатовцы И. Судаков, В. Станицын, Н. Баталов, Н. Хмелев; в 1931 году коллектив получил статус профессионального театра, а в 1938 году ему было присвоено имя Ленинского комсомола.

ТРАМ стал для Михаила первой профессиональной ступенькой в его творческой карьере – поднабравшись сценического опыта, паренек решился поступать в театральное училище. Но все его попытки оказались безрезультатными, и только счастливый случай помог Глузскому реализовать свою мечту.

В 1936 году при «Мосфильме» открылась актерская школа, прием уже был окончен, но неожиданно освободились два места, одно из которых и досталось нашему герою. Школа была организована на базе ВГИКа, преподавали в ней такие выдающиеся деятели советского киноискусства как Н.С. Плотников, В.П. Баталов, Ю.Я. Райзман, М.И. Ромм, Б.В. Барнет и многие другие.

Уже на втором курсе Глузского стали приглашать на съемки в массовке и зачислили в штат «Мосфильма», а в 1938 году он сыграл свою первую небольшую роль в исторической драме Григория Рошаля «Семья Оппенгейм». За ней последовал эпизод в комедийной ленте «Девушка с характером» (1939) и небольшая роль в исторической ленте «Минин и Пожарский» (1939).

В 1940 году Михаил окончил Школу киноактера и был призван в ряды Вооруженных Сил. Службу проходил при Центральном театре Советской Армии, во время войны выступал на передовой в составе фронтовых творческих бригад. В боевых действиях ему участвовать не довелось, но под обстрелы и бомбежки актер попадал неоднократно и на собственном опыте прочувствовал все тяготы и лишения военного лихолетья.

Карьера в кино

Глузский Михаил Андреевич, фильмография которого насчитывает более 150 работ в кинематографе, впервые был приглашен на съемочную площадку еще в 1938 году. Режиссер Г. Рошаль предложил ему эпизодическую роль гимназиста в киноленте «Семья Оппенгейм».

Затем последовал фильм «Девушка с характером» (1939), в котором Глузскому достался образ пограничника Петрова. В киноленте «Минин и Пожарский» (1939) он предстает перед зрителем в роли дворового. Все это были эпизодические роли, но актер мастерски справлялся с теми задачами, которые ставили перед ним режиссеры. Со времен на съемочной площадке Михаил Андреевич превратился в маститого лицедея, но чаще всего ему предлагали сыграть отрицательных персонажей. Однако со временем он смог доказать, что может перевоплощаться не только в злодеев. Настоящую славу и признание ему принесли две киноленты: в приключенческо-фантастической ленте «Тайна двух океанов» (1955) зрителю особенно запомнился образ шпиона Ивашова, а в легендарной картине «Тихий Дон» (1958) лицедей максимально правдоподобно изобразил есаула Калмыкова. Фильмы с участием Глузского Михаила до сих пор востребованы широкой зрительской аудиторией.

Случай с Полыниным (1970)

Военный, Драма, Советский фильм

tagЭкранизация

Экранизация по произведению: Константин Симонов

Режиссер: Алексей Сахаров

В ролях: Анастасия Вертинская, Олег Ефремов, Олег Табаков

На дворе осень 41-го, Москва. Парад на Красной площади прошёл успешно. В первые дни войны на Карельский фронт отправилась известная столичная актриса Полынина вместе с актёрской группой. Их цель заключалась в поднятие боевого духа солдатам путём демонстрации агитационных фильмов и исполнения соответствующих песен. Галине всего 27 лет и у неё всё будущее впереди. Многие коллеги пророчили Гале великое будущее. Именно там и произошло первое знакомством Гали с командиром авиаполка Полыниным. Полковник влюбляется в молодую актрису и между ними завязываются отношения. Правда, через некоторое время Галя уезжает, а полковник остаётся нести службу. Он намерен пройти всю войну и выжить, чтобы жениться на Гале.

Смерть

В апреле 2001 года Михаил и Екатерина побывали в гостях у друзей в Америке, а в мае у него резко поднялась температура под 40. 13 мая Михаил Глузский должен был играть в спектакле «Чайка» и решил, что выйдет на сцену. Свое решение он мотивировал тем, что в театр придут зрители, настроенные на встречу с ним.

Михаил Глузский

У актера хватило сил отыграть спектакль, но из театра его увезли в больницу. На следующий день ему ампутировали ногу. Но болезнь прогрессировала – у Михаила Глузского отказали легкие, актера подключили к аппарату искусственного дыхания. Две недели он находится в тяжелом состоянии, а к концу месяца состояние Глузского улучшилось. Улучшение было временным – 15 июня 2001 года актер скончался от сердечного приступа.

Михаила Глузского похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве.

Могила Михаила и Андрея Глузских и Екатерины Перегудовой

Екатерина Перегудова пережила мужа всего на два года. В 2011 году скончался 60-летний сын актера Андрей. Могилы родных расположились рядом с местом погребения Михаила Андреевича.

Биографии и интересным фактам из жизни Михаила Глузского был посвящен выпуск передачи «Как уходили кумиры», которая вышла на экраны в 2006 году. На четыре года раньше Леонид Филатов выпустил передачу «Чтобы помнили», посвященную артисту.

Карьера в кино, просветительская деятельность

Так сложилось, что в начале кинокарьеры за Глузским закрепилось амплуа актера, исполняющего роли отрицательных персонажей – шпионов, белогвардейцев и жуликов. Это случилось благодаря выходу на экраны приключенческой картины «Тайна двух океанов» (1956), в которой Михаил Андреевич мастерски перевоплотился в хитрого и коварного вражеского шпиона, скрывающегося под маской рядового музыканта.

Следующей яркой работой стала роль есаула Калмыкова в трехсерийной экранизации шолоховского «Тихого Дона», которая принесла актеру всесоюзную известность. Актеру мастерски удалось передать зрителям всю трагедию судьбы своего персонажа, который сумел до конца сохранить верность воинской присяге и не посрамил честь русского офицера.

Глузский до конца своих дней был благодарен Герасимову за эту роль и всегда с удовольствием снимался в его фильмах, пусть даже в совсем небольших эпизодах. Чего только стоит второстепенная, но такая мощная роль аббата Пирара в исторической драме «Красное и черное» (1976), где актерский талант Михаила Андреевича заиграл совершенно новыми гранями.

Заслуживает внимания и комедийный дар актера – ярким примером может служить харизматичный администратор гостиницы из культовой комедии «Кавказская пленница» (1966), который учит Шурика произносить местные традиционные тосты.

Ну а лучшей киноработой Глузского по праву считается роль пожилого академика Сретенского в трогательной психологической драме Ильи Авербаха «Монолог» (1972). Эту картина – глубокое философское размышление о смысле жизни, исповедь пожилого человека, оказавшегося на старости лет совершенно чужим и ненужным родной дочери (Маргарита Терехова) и внучке (Марина Неелова).

Выдающиеся роли Михаила Андреевича можно перечислять еще долго – он никогда не отказывался от работы, даже в тяжелые для всей страны 90-е, когда отечественная киноиндустрия находилась в полном упадке. Мало кто знает, что Глузский – мастер художественного слова, великолепный чтец и декламатор. Он много лет работал на радио и телевидении, дублировал иностранные фильмы, озвучивал мультфильмыи даже снимался в «Ералаше».

Творческую деятельность Глузский успешно совмещал с общественной и преподавательской – выпустил два курса ВГИКа, руководил Комиссией ветеранов кино, в 1986-91 годах был секретарем правления Союза кинематографистов СССР.

За неоценимый вклад в отечественную культуру Михаил Андреевич был удостоен звания Народного артиста СССР и награжден высокими правительственными наградами.

Михаил Глузский

Михаил Глузский еще при жизни удостоился титула «Легенда российского кино»: приз с такой формулировкой актер получил на фестивале «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге в 1999 году. И в этом звании не было никакого преувеличения: Глузского к тому времени уже вполне можно было назвать легендой. Более ста ролей в кино — да не просто ролей, а мощных, интересных. Работа с самими значительными российскими режиссерами. Кроме того, актер много работал и на дубляже иностранных картин, а также озвучивал мультфильмы. Недаром за год до питерского приза Михаил Глузский на фестивале актеров кино «Созвездие» в Твери получил награду «За выдающийся вклад в профессию»

Как хорошо, что все эти награды, включая кинопремию «Ника» «Честь и достоинство», Михаил Андреевич успел получить еще при жизни, ведь это так важно для актера, да и вообще для любого творческого человека

Михаил Глузский родился в Киеве в 1918 году. В 1940 году окончил Школу киноактеров при киностудии «Мосфильм». Во время Великой Отечественной войны проходил службу в Центральном театре Советской армии, выступал на военных фронтах перед солдатами в составе концертных бригад. После войны служил в Театре киноактера, а с 1994 года выходил на сцену театра «Школа современной пьесы».

Он был очень хорош на театральной сцене, но все же главным его призванием было кино. В кинематограф Глузский пришел в 1939 году, первая роль — в картине «Девушка с характером». В его фильмографии — и экранизации классических произведений, и картины на современную тематику. Среди классики можно отметить такие работы, как, например, «Последняя жертва» по А.Н. Островскому, где он сыграл Флора Федулыча Прибыткова, фильмы по произведениям А.П. Чехова «Попрыгунья» (Буркин) и «Степь» (купец Варламов).

Снимался он у Михаила Калика («Цена»), Александра Митты («Сказ про то, как царь Петр арапа женил»), Евгения Татарского («Золотая мина»), Глеба Панфилова («В огне брода нет»), Динары Асановой («Никудышная»), Вадима Абдрашитова («Остановился поезд»).

Вообще, вспоминая роли Михаила Глузского, даже сложно выделить какую-то одну, самую важную и значимую. Хорош и его Фокич в «В огне брода нет», и дед Мельников в «Никудышной», и генерал Макартур в фильме «Десять негритят», и Яков Самгин в «Жизни Клима Самгина». И конечно, нельзя не упомянуть его грандиозную работу — профессора Сретенского в картине «Монолог». Как писала киновед Наталия Басина: «В «Монологе» актером были явлены такая степень внутренней концентрации, такая профессиональная изысканность и одновременно такая мощь, что следующей его ролью после Сретенского мог бы стать король Лир».

Но не только в драмах снимался этот уникальный актер. Появлялся он и в комедиях — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Ехали в трамвае Ильф и Петров», несколько раз снимался в детском юмористическом журнале «Ералаш», дублировал для российского проката французского комика Луи де Фюнеса в забавных киноисториях про жандарма.

Есть среди работ Михаила Глузского и мелодрамы. Например, чудесный, трогательный фильм «Почти смешная история», картина о зарождении любви у двух немолодых людей, где Глузский в дуэте с актрисой Ольгой Антоновой виртуозно разыгрывает этот вечный и в то же время всегда новый сюжет.

Занимался Михаил Глузский и общественной деятельностью — руководил Комиссией ветеранов кино в Союзе кинематографистов, одно время был секретарем правления Союза.

Повезло некоторым студентам ВГИКа: Михаил Андреевич, будучи профессором прославленного киноинститута, выпустил два актерских курса.

Любимой профессии Михаил Глузский остался верен до конца. Его последний фильм («На полпути в Париж») датирован 2001 годом. В этом же году 13 мая актер последний раз вышел на сцену. В спектакле «Школы современной пьесы» он сыграл Сорина в чеховской «Чайке», сидя в инвалидной коляске. Сразу после спектакля его увезли в больницу и ампутировали ногу. Через месяц Михаила Глузского не стало…

В 2008 году в документальном цикле «Острова» вышел фильм, посвященный Михаилу Глузскому. Много теплых, хороших слов о замечательном актере и человеке сказали режиссеры Петр Тодоровский, Сергей Никоненко, Иосиф Райхельгауз, его ученики и коллеги по ВГИКу, а также дети и внуки.

Фильмография персоны

Актер

  1. 7,24
    Дальнобойщики (2001) (сериал)
  2. 4,50
    Бременские музыканты & Co (2000)
  3. Князь Юрий Долгорукий (1998)

  4. 10,00
    Мытарь (1997)
  5. Мужчина для молодой женщины (1996)

  6.  Русский паровоз (1995)
  7.  Horn, Das (1994)
  8. Черный Дьявол (1993)

  9.  Детство Никиты (1992) (сериал)
  10. 9,00
    Черный квадрат (1992)
  11. Кровь за кровь (1991)

  12. Пока гром не грянет (1991)

  13. Русские братья (1991)

  14. Умирать не страшно (1991)

  15.  Ныне прославится сын человеческий (1990)
  16.  Убийство на монастырских прудах (1990)
  17.  Бархан (1989)
  18. 9,00
    Вход в лабиринт (1989) (сериал)
  19. 7,71
    Трудно быть богом (1989) … отец Гаук
  20. Клад (1988)

  21. Без солнца (1987)

  22. 8,90
    Десять негритят (1987)
  23. Запомните меня такой (1987) … начальник

  24. 8,50
    Крейцерова соната (1987)
  25. Где-то гремит война (1986)

  26. 8,00
    Жизнь Клима Самгина (1986) (сериал)
  27. Последняя дорога (1986)

  28. 8,75
    И на камнях растут деревья (1985)
  29.  Из жизни Потапова (1985)
  30. Зачем человеку крылья (1984)

  31. Ольга и Константин (1984)

  32. 7,83
    ТАСС уполномочен заявить… (1984) (сериал)
  33. Дублер начинает действовать (1983) … Цыбин

  34. Здесь твой фронт (1983)

  35.  Мышонок и кошка (1983)
  36. Ученик лекаря (1983)

  37. Голос (1982)

  38. Никудышная (1982)

  39. 7,00
    Остановился поезд (1982)
  40. Предчувствие любви (1982)

  41.  Солнечный ветер (1982) (сериал)
  42. Транзит (1982)

  43. Брелок с секретом (1981)

  44.  Затишье (1981)
  45.  Желаю успеха (1980)
  46. Каждый третий (1980) … Евдоким Ягодкин

  47. Крах операции «Террор» (1980)

  48. Серебряные озера (1980)

  49. 10,00
    Похищение «Савойи» (1979)
  50. 10,00
    Иванцов, Петров, Сидоров (1978) … Семен Ильич Сидоров
  51. 8,00
    Поздняя встреча (1978) … отец фронтового друга Гущина
  52. Счет человеческий (1978)

  53.  Гармония (1977)
  54. 9,00
    Золотая мина (1977)
  55. 8,00
    Как Иванушка-дурачок за чудом ходил (1977)
  56. 8,00
    Почти смешная история (1977)
  57. 10,00
    Степь (1977)
  58.  Всего одна ночь (1976)
  59. 9,00
    Длинное, длинное дело (1976)
  60. 8,00
    Красное и черное (1976) (сериал) … Аббат Пирар
  61.  Обелиск (1976)
  62. 8,56
    Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
  63.  Клоп 75 или Маяковский смеется (1975)
  64. Последняя жертва (1975)

  65. Рассказ о простой вещи (1975)

  66.  Земляки (1974)
  67. Пламя (1974) … Семён Иванович Гузей

  68. 8,00
    Премия (1974)
  69. Птицы над городом (1974)

  70. 10,00
    За облаками небо (1973)
  71.  Товарищ бригада (1973)
  72.  Дела давно минувших дней (1972)
  73. 9,00
    Ехали в трамвае Ильф и Петров (1972)
  74.  Инженер Прончатов (1972)
  75. 7,00
    Монолог (1972) … профессор Сретенский
  76. 6,00
    Миссия в Кабуле (1971)
  77.  Пришел солдат с фронта (1971)
  78. Обратной дороги нет (1970)

  79.  Счастье Анны (1969)
  80.  Цена (1969)
  81. Гроза над Белой (1968)

  82. Крах (1968)

  83. 9,20
    На войне как на войне (1968)
  84. 8,00
    В огне брода нет (1967)
  85. 9,00
    Конец «Сатурна» (1967)
  86. Места тут тихие (1967) … Александр Ильич Братнов

  87. Разбудите Мухина! (1967)

  88. 9,10
    Кавказская пленница, или новые приключения Шурика (1966)
  89. Как Вас теперь называть?.. (1966) … командир партизанского отряда

  90. Кто придумал колесо? (1966)

  91.  Сегодня — новый аттракцион (1966)
  92. Где ты теперь, Максим? (1965)

  93.  Как Вас теперь называть? (1965)
  94. Большая руда (1964)

  95.  Первый снег (1964)
  96. Два воскресенья (1963)

  97. 9,17
    Живые и мертвые (1963)
  98. 8,00
    Каин XVIII (1963)
  99. 7,50
    Люди и звери (1962) … Василий Клячко
  100.  Ловцы губок (1960)
  101. 7,00
    Мичман Панин (1960) … Усольцев
  102. Ночной гость (1958)

  103. 8,33
    Последний дюйм (1958) … Гиффорд
  104.  Ласточка (1957)
  105. 8,92
    Тихий Дон (1957)
  106.  Попрыгунья (1955)
  107.  Судьба барабанщика (1955)
  108. 8,67
    Тайна двух океанов (1955)
  109.  Таинственная находка (1953)
  110. 9,00
    Повесть о настоящем человеке (1948) … в титрах не указан
  111.  Девушка с характером (1939)
  112.  Минин и Пожарский (1939)

Михаил Глузский: биография личной жизни

Все силы Глузский отдавал любимой работе. Казалось, женщины его совершенно не интересуют: он имел репутацию холостяка со стажем. Актеру исполнилось уже 32, когда он в зале Всероссийского театрального общества увидел симпатичную девушку Екатерину, почти на 10 лет младше его. Она училась в ГИТИСе на театроведа и была замужем, о чем актеру тут же сообщил приятель. Но этот факт не остановил бойкого Михаила, заявившего другу: «Она будет моей женой!»

В тот вечер он возвращался домой в приподнятом настроении, подбирал слова, как расскажет матери о том, что встретил наконец-то свою половинку. Однако его ждала печальная новость: мать с перитонитом увезли на скорой. Ранним утром Михаил бросился в больницу, но опоздал — ночью Ефросинья Кондратьевна скончалась. Глузский воспринял это как знак: «Мама передала меня из своих рук в руки Кати…»
Он изо всех сил искал повода для встречи с Екатериной — и нашел: через общих знакомых напросился к ней на модную в те времена студенческую вечеринку. Вина не хватило, и Михаил вместе с Екатериной отправились за «добавкой». По дороге разговорились и уже не могли расстаться: забыв про застолье, всю ночь гуляли по Москве. Утром Катю встретил разъяренный муж, а Михаила — приглашение в драмтеатр Дрездена.
Они обменивались частыми и нежными письмами, Глузский придумывал Екатерине ласковые прозвища, почти в каждом послании признавался в любви: «Моя бритая головушка целиком принадлежит тебе, дорогая. Захочешь ты сделать ее счастливой или нет? Все в твоих лапках!» Вдалеке от любимой он выдержал всего год, разорвав в итоге престижный контракт.
Екатерина оставила супруга, а тот из мести долго не соглашался на развод, даже когда она уже была беременна от Михаила. Родившийся сын Андрей по документам несколько месяцев носил чужую фамилию.
Позже на свет появилась и дочь Мария. В тот период у Глузского как раз не было хороших ролей, он брался за любую работу, но, как много лет спустя говорила в интервью его дочь, «приносил домой только моральное удовлетворение». Жили в коммуналке, донашивали чужие вещи, питались скромно, но при этом были счастливы.

Глузский оказался очень нежным и заботливым отцом. Он катался с детьми на лыжах, читал им стихи и вел задушевные беседы, не гнушался стиркой. Со временем все наладилось: Глузские купили кооперативную квартиру, автомобиль, стали ездить в заграничные путешествия и устраивать застолья с фирменным блюдом Михаила -салатом из рябчиков.
Михаил Андреевич был очень надежным, заботливым человеком — причем не только по отношению к близким. Однажды он приехал в санаторий отдохнуть, а у одной отдыхающей в городе заболел сын. Дело происходило ночью, стали срочно искать, кто подбросит ее до электрички. Все отказывались. Один только Глузский, несмотря на усталость после дороги, без долгих уговоров завел свои «жигули» и довез даму до самого дома.

Авторы Гайдпарка

  • Злата Кедрова

    Российская экономика: а российская ли она?

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Заслуживает ли вакцинатор Гинцбург ордена Александра Невского?

    Читать полностью

  • bambambigelow

    В США бывший коп грохнул темнокожего: отвечать придется Байдену

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    А вы бы пошли на экскурсии по моргам ковидариев?

    Читать полностью

  • ФеофанПрокопович ЗлобныйИноагент Прокопович

    Падение или рост населения. Кризис или благо?

    Читать полностью

  • Михаил Салтыков-Щедрин

    В «Роскосмосе» опровергли перенос пуска ракеты «Союз» с Куру

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Кто не хвастается своим счастьем?

    Читать полностью

  • kirass Ronaho

    Имеет ли значение мясоедение? Веганство помогает вашей карме?

    Читать полностью

  • igor..s

    Под Самарой офицер выстрелил в солдата-срочника из ружья

    Читать полностью

  • Анатолий Иванушкин

    Президент приказал правительству выдать семьям погибших шахтёров «гробовые»

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Синоптики прогнали через мощный компьютер народные приметы – они работают не хуже метеорологов

    Читать полностью

  • Витёк Razdolbaeff`f

    Как вы думаете

    Читать полностью

Личная жизнь

Будущую жену Екатерину Перегудову актер впервые увидел в апреле 1949 года. Михаил пришел на спектакль студентов ГИТИСа и увидел симпатичную девушку в зале.

Катя училась на факультете театроведения и была замужем за однокурсником. Но Михаила это не смутило – он сказал, что она станет его женой. В это же время Михаил пережил личную трагедию: у актера умерла мама. На похоронах самого родного человека молодой человек, по его словам, почувствовал, что мама как будто передала его Екатерине.

Михаил Глузский с женой

А вскоре артист уехал на три года работать в Германию. За это время Екатерина развелась с мужем, а Михаил после возвращения переехал из коммуналки, в которой жил вместе с членами семьи сестры Люды, в коммуналку жены. Вскоре у Михаила и Екатерины родился сын Андрей, позднее – дочь Мария. Когда первенец появился на свет, Екатерина была еще юридически замужем за первым мужем, и тот неожиданно начал строить козни молодой чете. На суде он признал Андрея своим сыном, чем немало удивил Екатерину. Но после развода ситуация разрешилась.

Личная жизнь артиста сложилась счастливо. Брак Глузского и Перегудовой длился почти 50 лет. Екатерина Павловна также, как и супруг, состоялась на профессиональном поприще. Проработав первое время в издательстве, она устроилась в государственный институт искусствознания и посвятила жизнь изучению наследия Всеволода Мейерхольда. Несмотря на финансовые трудности, которые долго испытывали Глузские, дом всегда был полон гостей. На кухне читали запрещенных тогда цензурой Осипа Мандельштама, Михаила Булгакова, Николая Гумилева, вели беседы о судьбах отечества.

Михаил Глузский с семьей

Дети подарили любящим родителям четверых внуков — Михаила, Александра, Елизавету и Ксению. Позднее дочь Глузского дала развернутое интервью журналу «Караван» о жизни семьи и предоставила множество фото из семейного архива Глузских.

Михаил Глузский: биография

Во взгляде Михаила Глузского читается многое: серьезность, ум, надежность, великодушие. Такой точно не подведет. И даже если актер играл отрицательных персонажей, они получались у него многогранными, каждый со своей правдой.

Михаил родился в Киеве на следующий год после революции — в ноябре 1918-го. Сюда из кровавого пекла Петрограда бежал его отец, поэт и журналист Андрей Михайлович Гмырев. На припрятанные деньги удалось купить под Киевом кусок земли, на котором родитель посадил прекрасные плодовые деревья, построил дом, а тут и сын родился. Но насладиться размеренным укладом провинциальной жизни семья Глузских не успела.
Мальчику было четыре, когда отец ушел в мир иной. Мать Ефросинья Кондратьевна Глузская поднять сына в одиночку не могла и приняла решение переехать к родственникам в Москву.

В крохотной комнате столичной коммуналки ютились Михаил, его старшая сестра и мать. Став подростком, Глузский устроился учеником слесаря, затем электромонтера, а по вечерам посещал школу рабочей молодежи. Воспитанием будущего артиста заниматься было некому, и он связался с дворовой шпаной. Несмотря на юный возраст, Михаилу довелось пережить и увидеть многое: зверства большевиков, петлюровцев, поляков. Он и сам наверняка пошел бы по скользкой дорожке, если бы не один случай.

Мать устроила Михаила электромонтером в Центральный универмаг Мосторга, где работала продавцом

При магазине были клуб и драмкружок, в который юноша начал ходить сначала с осторожностью, затем с большой охотой. Педагоги были уверены: у невысокого шустрого паренька есть актерское дарование

Поверив им, Михаил Глузский два года подряд пытался поступить в театральные вузы, однако везде терпел неудачу. Наконец Глузского взяли в новую Школу киноактера при «Мосфильме».
Позже Михаил Андреевич рассказывал: «Я слыл страшным пижоном: брюки носил широченные — это было модно задолго до стиляжных дудочек, полы штанинами подметал. Вообще я был совершенно антиобщественным элементом: ни комсомольцем, ни членом партии так и не стал и даже пионерство проскочил». Скорее от комплексов, чем от завышенной самооценки, Глузский вел себя дерзко, хамил старшим, опаздывал на лекции и срывал занятия, за что несколько раз оказывался на грани отчисления.

1887—1911

Алексей Михайлович Гмырев прожил только 24 года. Родом из Смоленска. Окончил 3 класса шестиклассного городского училища. С 15 лет рабочий в Николаеве, с 16 лет член РСДРП, революционер-подпольщик, в 19 лет выслан в Архангельскую губ., бежал. В 1908 г. был приговорен к каторге и умер от чахотки в одиночной камере каторжной тюрьмы. При жизни поэта в 1910—1911 гг. в печати появилось всего несколько стихотворений. В 1912 г. некоторые стихи были опубликованы в «Правде» и «Невской звезде». Но друзья и невеста Гмырева сохранили написанное им; сборник «За решеткой» вышел в 1926 г. Гмырев — революционный романтик, знавший массы «на верх горящих баррикад», и задушевный лирик в стихах о природе и любви. Поэта неоднократно сравнивали с горьковским Данко (стихотворение «Гори, мое сердце»). Д. Шостакович написал несколько музыкальных поэм на стихи Гмырева и предисловие к книге о нем (Уралов Т. Потомок прометеев. Одесса, 1980).

Изд.: Гмырев А. Стихи. Письма. Смоленск, 1961.

….

ПРИЗЫВ

Нет, товарищи! Так дольше жить нельзя!
Лучше смерть, чем жизнь позорная рабов!
Выходите же на улицу, друзья,
Из своих прогнивших домиков-гробов!

Прочь бессилье! Становитеся в ряды,
И вперед, на верх горящих баррикад!
За свободу! Против мрака и нужды!
Тот изменник, кто вернется с них назад.

Кровь прольется… Ну так что же? Без крови?
Ни один народ свободы не добыл, —
Царство воли, царство счастья и любви
Люди строят на развалинах могил.

Вот и мы, на месте тюрем и дворцов,
Наше царство вечной правды создадим
И за рабство наших дедов и отцов
Всех врагов позорной плахой наградим.

А героев, павших в битве роковой,
С честью в братскую могилу отнесем,
И курган ее мы вольною толпой
Вечной памяти цветами уберем.

414

Выходите же на улицу скорей,
На борьбу, на верх горящих баррикад!
Стыдно жить под гнетом мрака и цепей.
Смерть иль воля! — вот наш лозунг и набат.

<1905—1906>

АЛАЯ

Мы идем навстречу солнцу. Мы идем
И свободе песню алую поем.
Алым звоном над землей гудит она,
Пробуждая, ужасая, как война.
И сзывая гордых сердцем и душой,
Мощно льется наша песня над землей.
Мы идем навстречу солнцу, мы идем
И свободы знамя алое несем.
Кровью солнца мы окрасили наш стяг,
И горит он, побеждая вещий мрак.
Креп по павшим — стяга черное древко
Хорошо нести нам знамя и легко.
Мы идем под алым стягом, мы идем
С алой песней, алым солнечным путем.
Труден путь наш, полный терний и смертей,
Но зато он самый алый из путей.
Длинен путь наш, беспрерывный, вековой,
Но зато он самый чистый и прямой.
Нас немного, нас немного, но в пути
К нам примкнут борцов мильоны, чтоб нести
Наше бремя, наше знамя, волю, кровь.
Мы безумны, но бессмертны, как любовь.
Так долой же плач и отдых у могил!
Дальше, дальше все, кто солнце полюбил.
Мы идем навстречу солнцу, мы идем,
Мы идем и знамя алое несем.

<Конец 1906 — начало 1907>

* * *

Гори, мое сердце, бестрепетно, смело,
Не прихотью чувств, не бесплодной тоской,
А жаждой великого общего дела
В борьбе за свободу отчизны родной.

415

В тюрьме я. А там, за стенами, на воле
Борьба… Там дрожат властелины-цари…
Телами борцов покрывается поле…
Гори, мое сердце, сильнее гори!

Крепки еще цепи тупого насилья!..
Темно. Чуть забрезжился отблеск зари.
О, если бы вольности, вольности крылья!
Гори, мое сердце, сильнее гори!

Гори! Твое страстное, гордое пламя
Охватит немало таких же сердец.
Гори, мое сердце, как красное знамя,
Которое поднял рабочий-борец.

<Январь — апрель 1907>

* * *

Я погибну, но вместе со мной не умрут
Пролетарские песни мои.
Знаю я, что к могиле моей не придут
Ни друзья, ни слепые враги.

Далеко за тюрьмой, где клубится туман,
Без обряда схоронят меня,
И покроет могилу колючий бурьян
С первым зноем горячего дня.

А зимой, когда вьюга заплачет над ней
И ковром снеговым опахнет,
Зазвенят мои песни по шири степей,
И, быть может, хоть звук до любимых людей
Буйный ветер тогда донесет.

Я умру, но со мною в тюрьме не умрет
Муза-узница, крошка моя.
И в последний мой час лишь она обовьет
Грустной песней и лаской меня.

1911

416

Воспроизводится по изданию: Русская поэзия «серебряного века». 1890–1917. Антология. Москва: «Наука», 1993.
Электронная публикация РВБ, 2017–2021. Версия 2.1 от 29 апреля 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector