Топ-5 лучших фильмов звягинцева андрея

Кантемир Балагов: «Теснота», «Дылда» и Канны

Первой полнометражной лентой Звягинцева стало «Возвращение», снятое в 2003-м. В этом фильме Звягинцева рассказывается история двух братьев, в семью которых неожиданно возвращается отец. Мальчикам приходится заново строить с ним отношения, что оказывается весьма непросто.

Фильм Звягинцева критики приняли на ура. Картина удостоилась множества наград по всему миру, выиграв пять призов Венецианского кинофестиваля, включая «Золотого льва» (за лучший фильм). Европейская киноакадемия назвала россиянина открытием года, удостоив своей премии.

В России лента собрала также немало наград. Три «Золотых овна», три «Золотых орла», две «Ники». Кроме режиссерского успеха, жюри конкурсов отмечало операторскую работу Михаила Кричмана.

Биография Звягинцева

Андрей Звягинцев появился на свет 6 февраля 1964 г. в Новосибирске. Он рос и воспитывался в простой семье, не имеющей ничего общего с кинематографом.

Отец режиссера, Петр Александрович, был милиционером, а мать работала школьным учителем русского языка и литературы.

Детство и юность

Когда Андрею едва исполнилось 5 лет его отец решил уйти из семьи к другой женщине.

Для мальчика это событие стало первой трагедией в биографии. Когда Звягинцев повзрослеет, он так и не сможет простить отца.

Любовь к театральному искусству у будущего режиссера проявилась еще в школьные годы. В результате, после получения аттестата он поступил в местное театральное училище, которое окончил в 1984 г.

Став дипломированным актером, Андрей Звягинцев устроился работать при Новосибирском ТЮЗе. В то время он также снимался в фильмах.

Андрею доверили главные роли в картинах «Никто не поверит» и «Акселераты».

В скором времени парень получил повестку в армию, где проходил службу в качестве конферансье в военном ансамбле. Благодаря этому, ему удалось продолжить выступать на сцене.

После демобилизации Звягинцев решил поступить в ГИТИС, по причине чего переехал в Москву. Спустя 4 года он получил диплом, однако работать в театре отказался.

По его словам, в тот период театр производил «продукт для зрителя», который был далек от настоящего искусства.

Краткая биография

Андрей Звягинцев появился на свет 6 февраля 1964 года в Новосибирске. Родители Алексея развелись, и он остался с матерью Галиной Александровной, учительницей русского языка и литературы. Именно она привила ему любовь к искусству.

В 1980 году шестнадцатилетний Звягинцев успешно прошел прослушивание в молодежную театральную студию при новосибирском ТЮЗе. Студией руководил Лев Белов, и в дальнейшем Андрей учился у него же в городском театральном училище на факультете актерского мастерства. Во время обучения играл ведущие роли в ТЮЗовских постановках «Не помню», «Гуманоид в небе мчится», «Акселераты», «Чудеса в ожидании лета», «Никто не поверит».

В 1984 году Звягинцева призвали в армию, и он два года отслужил в Новосибирском военном ансамбле. Служба дала будущему режиссеру бесценный жизненный и профессиональный опыт: вместе с ансамблем он ездил по гарнизонам, вел концерты и выступал сам.

Отдав долг родине, Андрей отправился в Москву, где в 1986 году поступил на актерский факультет ГИТИСа, в мастерскую Евгения Лазарева и Владимира Левертова. Его дипломной работой стала роль Горского в постановке пьесы Тургенева «Где тонко, там и рвется». После окончания вуза в 1990-м году Звягинцев не стал работать в театре, предпочтя антрепризные проекты и съемки в эпизодах. Так продолжалось 10 лет, вплоть до 2000 года, и за это время Андрей успел появиться в спектаклях «Игра в классики», «Месяц в деревне», фильмах и сериалах: «Горячев и другие», «Ширли-Мырли», «Котенок», «Отражение», «Будем знакомы!», «Любовь до гроба», «Каменская. Смерть и немного любви». Параллельно Звягинцев снимал рекламу.

В 2000 году Андрею поступило предложение от генерального продюсера РЕН ТВ Дмитрия Лесневского принять участие в создании фантасмагорического сериала «Черная комната». Так состоялся дебют Звягинцева в кино: он снял для проекта три новеллы («Бусидо», «Obscure», «Выбор»).

В 2003-м Звягинцев громко заявил о себе как о режиссере, выпустив первый полнометражный фильм «Возвращение», который имел без преувеличения оглушительный успех. Об Андрее заговорили как о новом явлении в мире современного кинематографа.

Следующей победой стала напряженная психологическая драма «Изгнание», также по достоинству оцененная зрителями и критиками. Притчевая форма и выразительный киноязык Звягинцева стали его визитной карточкой. В то же время самобытность режиссера оказалась понятна далеко не каждому: так, в 2008 его короткометражку «Апокриф» исключили из окончательной версии альманаха «Нью-Йорк, я тебя люблю». Еще один опыт участия в альманахе, чуть более позитивный, Андрей получил в 2011-м, поработав в отечественном проекте «Эксперимент 5IVE» вместе с коллегами по цеху – Петром Бусловым, Игорем Волошиным («Скорый «Москва-Россия»), Александром Велединским («Географ глобус пропил») и Алексеем Попогребским («Как я провел этим летом»).

В 2011 году вышел третий полнометражный фильм – «Елена». Как и предыдущие работы Звягинцева, картина получилась вдумчивой и наполненной символами, но, в отличие от других работ, более динамичной и остросоциальной.

В 2013 году Звягинцев взялся за новый проект – «Левиафан», продюсером которого стал Александр Роднянский, а сценаристом – Олег Негин, который работал с Андреем над «Изгнанием» и «Еленой».

Ирина Гринева: Муж сделал мне предложение через два дня после знакомства

Звезда сериалов «Всегда говори «всегда» и «Только ты» актриса Ирина Гринева не любит рассказывать журналистам подробности своей личной жизни. Шесть лет она была в браке с режиссером Андреем Звягинцевым, а с 2013 года – жена фигуриста Максима Шабалина.

Историю любви с Андреем Звягинцевым, а также причины развода Ирина Гринева тщательно скрывает. А вот о том, как получила предложение руки и сердца от второго супруга – Максима Шабалина, она нам поведала. Пару в свое время познакомил общий приятель – актер Эвклид Кюрдзидис. Никто тогда и не догадывался, что эта встреча станет судьбоносной.

– До знакомства с Максимом я думала, что отношения между мужчиной и женщиной – это что-то непонятное, – говорит 46-летняя артистка. – Я была уверена, что это какой-то долгий и тягучий процесс. Но моя бабушка всегда говорила: «Своего ты узнаешь сразу!» Я всю жизнь думала, что она несла какую-то ерунду. Как это можно сразу узнать?! Но когда я увидела Макса, при первой же встрече у меня появилось ощущение, что корабль приплыл и это мой муж! Так что все случилось так, как говорила бабуля. Когда два человека встречают друг друга, времени на узнавание второй половинки и не нужно! Уже через два дня после нашего знакомства Макс сделал мне предложение и перевез к себе. То есть все было четко и понятно.

«Я думала, он учится на финансовом факультете»

Впервые мамой Ирина Гринева стала в 41 год. Их с Максимом дочери Василисе сейчас пять лет. Несмотря на совсем маленький возраст, у девочки уже проявился большой талант в рисовании. Счастливая мама с гордостью выкладывает работы дочери на своей страничке в интернете. А вот супруг недавно тоже приятно удивил Ирину новыми способностями. Актриса и предположить не могла, что когда-то произойдет что-то подобное.

– Мой муж снял короткометражный фильм со мной в главной роли, – продолжает артистка. – Фильм называется «Умри, Джульетта!» Я от него этого не ожидала! Он мне говорил, что учится на финансовом факультете, а, оказывается, втайне от меня закончил режиссерские курсы. В один прекрасный день он просто пригласил меня на съемки. Я подумала, что он сошел с ума. Когда я приехала на площадку, начала задавать ему вопросы: «А ты вообще понимаешь, что должен быть звук, как ставить камеру?..» К моему удивлению, съемки прошли замечательно.

В последнее время артистка больше ушла в театральную деятельность.

– Я не скажу, что сейчас мало снимают фильмов или наступил какой-то кризис, – делится Ирина

– Пришло такое время, когда важно не количество ролей, а возможность что-то сказать. От чего-то я отказываюсь и жду своего часа

Слава Богу, у меня есть возможность финансово не зависеть от съемок в кино.

«Бегаю в день по 10 километров»

В свои 46 Ирина Гринева выглядит минимум лет на десять моложе. Поэтому мы не смогли не спросить о секретах ее стройности.


Фото: Global Look Press

– Я не верю, когда женщины говорят: «У меня такая структура тела и я худая от природы!» – рассказывает кинозвезда. – Такое, конечно, бывает, но очень редко. Разумеется, если ты будешь есть пиццу, то вся твоя природа полетит. Я вот люблю покушать, особенно жареную картошку. Но я бегаю по 10 километров. Не могу сказать, что у меня это получается каждый день, но это очень классная вещь.

– Муж-спортсмен вас вдохновляет на занятия спортом?

– Он вдохновляет тем, что сам всю жизнь проводит в труде. У него эта закалка с четырех лет. Он, например, говорит: «Как это ты не можешь за неделю похудеть? Пробежала 20 километров, да и всё!» Или: «Как это ты не можешь держать пост? Во время войны люди вообще ничего не ели и выживали!» Спортсмены себе не потакают. Актеры – более эмоциональные люди, их бросает из огня в полымя. Очень редко у артиста бывает спортивный характер. Одна из немногих – Дарья Повереннова, вот она – спортсменка по натуре. В принципе актер – очень спонтанное существо!

Андрей Звягинцев сейчас

Кинодеятель в июле 2021 года заразился коронавирусной инфекцией. Врачи приняли решение о его госпитализации в центр ФБМА — под наблюдением специалистов Звягинцев провел месяц. После выписки из медицинского учреждения не прошло и недели, как симптомы опасного заболевания вернулись. В середине августа режиссера вывезли в Германию.

Немецкие медики не получили положительный тест на COVID-19, но состояние режиссера, по информации из СМИ, было тяжелым. В клинике его подключили к аппарату ЭКМО, который заменял работу сердца и легких пациента. К слову, через подобную процедуру прошла и певица Максим.

Близкие Звягинцева не давали никаких комментариев относительно его состояния. Тем временем в СМИ от источников поступали противоречивые сведения. Прослеживалась информация, что клиническая картина у режиссера не настолько плохая.

Андрей Звягинцев с сыном Петром

В середине сентября в новостных пабликах начали писать о том, что Андрея Петровича собираются выводить из искусственной комы. Тогда же прервала молчание экс-супруга кинодеятеля Инна Мишукова. По ее словам, у бывшего мужа наблюдалась положительная динамика.

«Левиафан»

Самая громкая и поистине нашумевшая работа режиссера «Левиафан» была представлена на суд зрителей в 2014 году. Это современная интерпретация истории библейского персонажа Иова. Картина повествует о человеке, жизнь которого пожирают государство и бюрократия. После успешного штурма Каннского кинофестиваля и премии «Золотой глобус» ленту номинировали на «Оскар».

В фильме сыграли звезды театра и кино России — Алексей Серебряков, Владимир Вдовиченков, Елена Лядова. Буря критики не угасала долгое время. Картина буквально взорвала социальные сети и новостные колонки. Посыпались гневные отповеди от представителей власти и православной церкви.

Судьба киноленты до последнего момента находилась в неведении, «Левиафан» не допускали в массовый прокат. Как отмечал сам Андрей Звягинцев, «видимо, проект попал в самое средоточие, в самое сердце, ровно туда, куда должен был попасть».

Трейлер фильма Андрея Звягинцева «Левиафан»

В январе пиратскую копию «Левиафана» слили в Сеть, количество скачиваний превысило 1,5 млн. Съемочная группа и не представляла, какой поднимется ажиотаж в зрительской среде. Более 650 кинотеатров запросили копии для демонстрации в залах.

Первые режиссерские работы

В 2000 году стал одним из постановщиков российского сериала жанра триллер «Черная комната». Звягинцев тогда снял несколько эпизодов этого проекта-альманаха, события в котором всегда разворачиваются в замкнутом пространстве. В этих короткометражных историях действуют только лишь 2-3 героя.

В 2003 году начинающий режиссер Андрей Звягинцев стал известен на весь мир, после того как его картина «Возвращение» триумфально прошествовала по различным международным кинофестивалям. Сюжет этой драмы построен на сложных взаимоотношениях тридцатилетнего мужчины с «темным прошлым» и двух его юных сыновей — Андрея и Ивана, которых он лишает их привычного жизненного уклада и увозит с собой на один из заброшенных островов. Этот фильм стал победителем 60-го по счету Венецианского кинофестиваля.

После этого успеха Звягинцева начали сравнивать с Андреем Тарковским, который также когда-то успешно дебютировал на этом кинофестивале со своим фильмом «Иваново детство». По мнению одного из кинокритиков, главное достоинство фильма Андрея Звягинцева «Возвращение» заключается в его искусстве превращения криминальной истории в притчу с «эпическим дыханием».

Фильм «Елена»

В 2011 году российский режиссер и его команда вновь удачно поучаствовали на Каннском кинофестивале, заполучив приз жюри в номинации «Особый взгляд». В этой картине рассказывается о пожилой паре – Владимире и Елене. Первый относится ко второй как к прислуге, нежели как к своей жене.

Сначала планировалось, что действия этого фильма будут происходить в США, однако Андрей Звягинцев посчитал, что его герои – это люди с русским менталитетом, а потому и история эта должна развиваться только лишь в России.

Новые достижения

В 2007 году представляет публике как режиссер и сценарист свой новый кинематографический проект «Изгнание». Оператором этой драмы выступил Михаил Кричман, вместе с которым на ту пору Звягинцев уже успел поработать над «Возращением», и с которым продолжит создавать новые свои картины. В «Изгнании» главную роль сыграл Константин Лавроненко – актер, изобразивший отца в фильме-триумфаторе, о котором написано чуть выше.

В этой драме режиссер Андрей Звягинцев вновь поднимает тему человеческих и семейных взаимоотношений, на этот раз – мужчины и женщины. Автор вводит нас в мир двух героев в тот момент, когда в нем уж не остается места доверию и гармонии, после того как случается измена. Режиссер сознательно не стал обозначать место и время действия событий в этом фильме, тем самым указывая на то, что эта драма может случиться с каждым из нас, независимо от страны и эпохи, в которых мы проживаем.

Главную женскую роль в этом фильме исполнила актриса из Швеции Мария Бонневи. Из-за того, что она на момент начальной стадии реализации этого проекта была занята в театре, съемки кинокартины были перенесены на год. Поначалу фильм имел название «Запах камня», но создатели проекта позже решили наречь его «Изгнанием», так как это слово более правильно выражает «философскую концепцию этой истории».

Фильм Андрея Звягинцева «Изгнание» вошел в число претендентов на главную награду Каннского фестиваля 2007 года – «Золотую пальмовую ветвь». Актер «Изгнания» Константин Лавроненко тогда выиграл Серебряную премию в номинации «Лучшая мужская роль».

Литература

  • Звягинцев Андрей Петрович // Российское кино 1986—2006: Биофильмографический справочник: Сценаристы. Режиссёры. Актёры / Сост.: Наталья Милосердова при участии Владимира Мартынова; Отв. ред. Н. Милосердова; Федеральное агентство по культуре и кинематографии Российской Федерации. Научно-исследовательский институт киноискусства.. — М.: Материк, 2008. — Т. 1 (А—К). — С. 107-108. — 592 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-85646-131-1. (в пер.)
  • Дыхание камня. Мир фильмов Андрея Звягинцева / Сборник статей и материалов. — М.: «Новое литературное обозрение», 2014. ISBN 978-5-4448-0083-6. 456 стр.

Полемика вокруг цензуры творчества в России

В октябре 2020 года Звягинцев принял участие в полемике о цензуре творчества в России, в ходе которой полемизировал с пресс-секретарём президента РФ Дмитрием Песковым. Общественная дискуссия началась с критики театрального режиссёра Константина Райкина, который на съезде Союза театральных деятелей России возмутился участившимися нападками активистов на выставки и спектакли. Были названы три резонансных в России события: изъятие из репертуара оперы «Тангейзер» в Новосибирском оперном театре, срыв показа в омской опере рок-спектакля «Иисус Христос — суперзвезда», закрытие в московском Центре братьев Люмьер выставки всемирно известного американского фотографа Джока Стёрджеса «Без смущения», включавшей фотографии девочек и девушек из нудистских общин. Райкин охарактеризовал эти явления как «возврат в Россию позорной цензуры сталинского времени». Комментируя критику, Песков согласился с недопустимостью цензуры, но в то же время подтвердил особый порядок для постановок и произведений, которые ставятся и снимаются за счёт бюджета: «Государство заказывает

произведения искусства на ту или иную тему». Пресс-секретарю Путина возразил Звягинцев, опубликовав колонку в газете «Коммерсантъ», в которой назвал произведения своих оппонентов «жалкими поделками» и «агитками», а возражающую против некоторых работ общественность «расплодившимися как кролики общественными организациями» и «агрессивными маргиналами». По мнению Звягинцева, своими «заказами» чиновники «оскопляют творческую мысль». Неприятие вызвал и сформулированный Песковым общий принципгосзаказа в искусстве, сводящийся к тому, что чиновники тратят деньги государства на фильмы и спектакли в интересах самого государства. В концепции Пескова кинорежиссёра поразила забывчивость чиновников, «что это не их деньги, а наши… Эти люди решили, что именно они знают, что нужно народу, и на его деньги заказывают свои жалкие поделки».

Личная жизнь

Личная жизнь – отдельная страница в биографии мэтра, не уступающая по накалу страстей кинематографической. На последнем курсе театрального училища Андрей познакомился с Верой Сергеевой, служившей в театре «Старый дом». Гражданская жена была на 5 лет старше, подарила любимому двух детей. Один из близнецов умер через неделю. Второй, Никита, живет в Новосибирске, окончил музыкальный колледж, владеет собственным бизнесом, женился. С отцом видится редко, но режиссер, по информации СМИ, поддерживает сына.

Вера Сергеева и Инна Мишукова

В Москве сердце Звягинцева покорила сокурсница по ГИТИСу Инна. Девушка вуз не окончила, стала врачом. Молодые люди поженились в 1988 году, а расстались по инициативе супруги – Инна встретила другого.

После развода Андрей увлекся моделью и будущей звездой телевизионного реалити «Последний герой» Инной Гомес, которую снял в дебютном режиссерском проекте «Черная комната».

Затем режиссер 6 лет прожил с актрисой Ириной Гринёвой. После развода бывшие супруги устроили личную жизнь. Ирина вышла замуж за фигуриста Максима Шабалина, а Звягинцев познакомился с Анной Матвеевой, которая в 2009 году родила ему сына Петра.

Ирина Гринева и Анна Матвеева

Анна – фотограф и монтажер, выпускница экономического факультета ВГИКа. В муже женщину привлекало чувство свободы и нежелание идти в искусстве на компромиссы. Матвеева признавалась, что после знакомства с Андреем стала по-новому пересматривать фильмы – осознанно, словно погружаясь внутрь повествования.

Однако такое единение взглядов не спасло семью от разрушения. В сентябре 2018-го Звягинцев и Матвеева развелись, ребенок остался с матерью. На Каннском фестивале, прошедшем в мае, Андрей появился под руку с Леа Сейду. СМИ не замедлили с комментариями о том, как французская актриса смотрела на российского режиссера. Впрочем, журналисты могли и преувеличить, ведь герои первых страниц стали членами жюри киносмотра.

Андрей Звягинцев и Леа Сейду в 2018 году

Андрей Звягинцев – не фанат социальных сетей. В «Инстаграм» зашел лишь однажды, но не смотреть фото, а чтобы узнать реакцию зрителей на «Нелюбовь», когда критики и чиновники в очередной раз назвали картину режиссера русофобской. Убедился, что народ фильм понял и принял. Заводить персональную страницу Андрей пока не готов.

Первые режиссерские работы

В 2000 году стал одним из постановщиков российского сериала жанра триллер «Черная комната». Звягинцев тогда снял несколько эпизодов этого проекта-альманаха, события в котором всегда разворачиваются в замкнутом пространстве. В этих короткометражных историях действуют только лишь 2-3 героя.

В 2003 году начинающий режиссер Андрей Звягинцев стал известен на весь мир, после того как его картина «Возвращение» триумфально прошествовала по различным международным кинофестивалям. Сюжет этой драмы построен на сложных взаимоотношениях тридцатилетнего мужчины с «темным прошлым» и двух его юных сыновей — Андрея и Ивана, которых он лишает их привычного жизненного уклада и увозит с собой на один из заброшенных островов. Этот фильм стал победителем 60-го по счету Венецианского кинофестиваля.

После этого успеха Звягинцева начали сравнивать с Андреем Тарковским, который также когда-то успешно дебютировал на этом кинофестивале со своим фильмом «Иваново детство». По мнению одного из кинокритиков, главное достоинство фильма Андрея Звягинцева «Возвращение» заключается в его искусстве превращения криминальной истории в притчу с «эпическим дыханием».

Личная жизнь

Личная жизнь — отдельная страница в биографии мэтра, не уступающая по накалу страстей кинематографической. На последнем курсе театрального училища Андрей познакомился с Верой Сергеевой, служившей в театре «Старый дом».

Гражданская жена была на 5 лет старше, подарила любимому двух детей. Один из близнецов умер через неделю. Второй, Никита, живет в Новосибирске, окончил музыкальный колледж, владеет собственным бизнесом, женился. С отцом видится редко, но режиссер, по информации СМИ, поддерживает сына.

В Москве сердце Звягинцева покорила сокурсница по ГИТИСу Инна. Девушка вуз не окончила, стала врачом. Молодые люди поженились в 1988 году. В интервью Мишукова рассказала об обстоятельствах развода — на самом деле, вопреки информации из СМИ, расстались они вовсе не из-за ее нового романа. Ушла она от мужа, поскольку видела: его сильно тяготила ответственность за семью. Спустя несколько лет после фактического развода она встретила Владимира Мишукова, после чего уже официально расторгла отношения с режиссером.

После развода Андрей увлекся моделью и будущей звездой телевизионного реалити «Последний герой» Инной Гомес, которую снял в дебютном режиссерском проекте «Черная комната».

Андрей Звягинцев и Ирина Гринева

Затем режиссер 6 лет прожил с актрисой Ириной Гриневой, в этот раз влюбленные решили довольствоваться фактическими отношениями, без заключения брака. После расставания бывшие гражданские супруги устроили личную жизнь. Ирина вышла замуж за фигуриста Максима Шабалина, а Звягинцев познакомился с Анной Матвеевой, которая в 2009 году родила ему сына Петра.

Анна — фотограф и монтажер, выпускница экономического факультета ВГИКа. В муже женщину привлекало чувство свободы и нежелание идти в искусстве на компромиссы. Матвеева признавалась, что после знакомства с Андреем стала по-новому пересматривать фильмы — осознанно, словно погружаясь внутрь повествования.

В 2018 году СМИ заполонили слухи о расставании пары. Писали даже, что после развода наследник остался с матерью. Однако оба виновника инфоповода не посчитали нужным комментировать подобные слухи. Сейчас личная жизнь режиссера остается непубличной.

В 2020 году Андрей стал гостем эфира телеканала «Дождь». Программа оказалась приуроченной к 10-летию проекта. Так как выпуск проводился в условиях карантина, вызванного эпидемией коронавирусной инфекции, Звягинцев общался с ведущими в онлайн-формате. Последние сразу отметили новый образ режиссера — творец подстригся под ноль, «обнулился», как сам пошутил. На вопрос, где он сумел подстричься, когда парикмахерские закрылись, автор фильмов ответил, что сделал это дома, у жены.

Андрей Звягинцев и его жена Анна Матвеева

Андрей не фанат социальных сетей. В «Инстаграм» зашел лишь однажды, но не смотреть фото, а чтобы узнать реакцию зрителей на «Нелюбовь», когда критики и чиновники в очередной раз назвали картину режиссера русофобской. Убедился, что народ фильм понял и принял. Заводить персональную страницу автор пока не готов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector