15 фильмов, снятых по шедеврам мировой литературы, которые нельзя пропустить

«Морфий» – 2008 год

Фильм «Морфий» снял режиссер Алексей Балабанов, взяв за основу рассказы Михаила Булгакова – «Записки юного врача» и «Морфий». Фильм невероятно атмосферный, и полностью переносит в начало прошлого века. История молодого врача, который получил место в земской больнице. Он ежедневно сталкивается с болью других людей, которые просто пропадают в мире после революции. Чтобы как-то справиться с реальностью, врач начинает принимать морфий, дабы получить иллюзорный контроль над своей жизнью.

Критики в едином порыве дали хорошие оценки работе режиссера. Да и зрители по достоинству оценили слияние «Записок юного врача» и «Морфия» в одну полноценную картину.

«Простая смерть» – 1985 год

Фильм «Простая смерть» режиссера Александра Кайдановского снят по известной повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Черно-белый фильм рассказывает страшную историю встречи человека со смертью. Именно в тот момент, когда человек осознает собственный конец, он начинает понимать намного больше не только о жизни, но и об окружающих людях. Ивану Ильичу предстоит остаться наедине со своими мыслями, чтобы увидеть главную истину жизни, прежде чем перейти в другую реальность.

Рейтинг киноленты составляет 7.6, а отзывы на этот фильм утверждают, что после просмотра есть над чем задуматься.

https://youtube.com/watch?v=FafhBCmY20U

«Дуэль» с Эндрю Скоттом (2010)

Грузинский режиссёр Довер Кошашвили снял фильм по повести русского классика Антона Чехова на берегах Хорватии. В главных ролях — британцы. Картина о взаимоотношениях людей, череда событий в жизни которых привела к дуэли, получилась гармоничной и атмосферной, с лёгким британским колоритом. 

Сюжет, как и в повести, строится вокруг пары — аристократа Ивана Лаевского (его и играет Эндрю Скотт) и красавицы Нади. Когда-то они вдвоём сбежали из Петербурга на Кавказ от мужа Надежды, но теперь Лаевский понял, что не любит её, а держит при себе, потому что идти ей больше некуда. Он мечтает вернуться обратно. Такое беспечное отношение к жизни и к женщине вызывает негодование со стороны благородного зоолога фон Корена. Между ними вспыхивает конфликт. 

Лекарь: Ученик Авиценны (2013)

Одарённый герой красочной экранизации романа Ноа Гордона – юный сирота Роберт Коул, жаждущий знаний о болезни, лишившей его матери. Но в Англии XI столетия обучиться негде из-за борьбы церкви с любым вмешательством человека в божий промысел. Присоединившись к странствующему брадобрею, юноша осваивает некоторые элементарные медицинские навыки.

Узнав, что на далёком таинственном Востоке, недоступном для христиан, живёт знаменитый лекарь Авиценна, Роберт принимает судьбоносное решение. Парнишка, выдавая себя за иудея, отправляется в дальнюю опасную дорогу, чтобы стать учеником легендарного медика.

Оригинальное названиеThe PhysicianЖанрПриключения, историяАктерыТом Пэйн, Бен Кингсли, Эмма Ригби…СтранаГерманияРейтингКинопоиск – 7.7, IMDb – 7.2Возрастные ограничения16+

Дуэль (Anton Chekhov’s The Duel) 2010

  • Жанр: драма
  • В основе сюжета использованы произведения Уильяма Шекспира
  • Страна: США
  • Сюжетная линия выстраивается вокруг неприязненных отношений двух героев, бросивших вызов моральным устоям общества маленького городка на Черноморском побережье.

Американская экранизация практически полностью соответствует оригинальному сценарию повести Чехова. Под палящим знойным солнцем назревает вражда между двумя разными по характеру людьми. Один из них все презирает, а его оппоненту все в жизни безразлично. Присутствие друг друга вызывает раздражение, перерастающее в ненависть, подводя героев к опасной черте.

Оно (дилогия, 2017 и 2019)

Одна из самых значимых работ короля ужасов Стивена Кинга получила две экранизации в формате полнометражных фильмов. Когда в городке Дерри исчезают дети, несколько друзей начинают расследование и сталкиваются с настоящим древним злом – клоуном Пеннивайзом. Экранизацию стоит посмотреть по нескольким причинам – это действительно жуткое кино, ретро атмосфера кинговского городка передана очень реалистично, а талантливые актеры заставят переживать за героев на протяжении всего фильма. Страшилка стала самым кассовым в истории жанра хоррором, собрав 700 млн долларов.

Оригинальное названиеItЖанрУжасы, фэнтези, драма, детективАктерыДжейден Мартелл, Джереми Рэй Тейлор, София Лиллис…СтранаСША, КанадаРейтингКинопоиск – 7.3, IMDb – 7.3Возрастные ограничения18+

«Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена (1884) / «Совсем пропащий» Георгия Данелии (1973)

Роман Мадянов в роли Гека Финна в фильме «Совсем пропащий»

Эрнест Хемингуэй говорил, что вся совре­мен­ная американская литература вышла из «Гекльберри Финна». Именно великий мизантроп Марк Твен ввел тради­цию закладывать в детскую литературу серьезные вопросы общества и морали. И история Гека Финна дает в этом фору романам из серии о Томе Сойере: выступает против империа­лизма, расизма, классового неравенства, нищеты и религиозного манипулирования. «Приключения Гекльберри Финна» на пару с «Убить пере­смешника» до сих пор остаются в США самыми обсу­ждаемыми книгами для школьного чтения: если раньше их считали возмути­тельно либераль­ными, то сегодня — обвиняют в натурализме и недопусти­мой «расистской» лексике. При этом дико попу­лярные при жизни автора и после его смерти юношеские романы Твена стали фундамен­том детской экранной поп-культуры. Один только Disney снял все возможные вариации знаменитых сюжетов Твена, адаптировав их хоть под Микки-Мауса, хоть под куклу Барби, — и не собира­ется останавливаться.

Классические экранизации «Тома Сойера» и «Гекльберри Финна» относятся к эпохе Великой депрессии: яркие развлекательные полотна о путешествиях предприимчивых мальчиков снимали параллельно с «Унесен­ны­ми ветром». В 1970-х по книгам Твена вышли большие мюзиклы. Но самой «взрослой» экранизацией Гека считается, как ни странно, советская версия Георгия Дане­лии. Благодаря суровой критике американ­ского общества, у книг Марка Твена — богатая история постановок в Советском Союзе: от Лазаря Френкеля до Станислава Говорухина. Но фильм Данелии, представ­лен­ный на Каннском фестивале, берет не гражданским пафосом, а лирикой: мечтательными пейза­жами (Днепр неожи­дан­но удачно заменил Миссисипи) и типич­ной авторской интонацией, отчасти нелепо-смешной, отчасти пронзи­тельно грустной. И ма­ле­­нь­кий мужчина Роман Мадянов, отлично орудующий удочкой, но с тру­дом справляющийся со столовыми приборами, — вылитый Гек. В фильме пропу­щено несколь­ко эпизодов и урезан финал (те самые главы, которые ненавидел Хемингуэй), но то, что есть, отыграно с большой любовью к материалу.

Разум и чувства

О книге. На русском языке книга известна под названием «Чувство и чувствительность», с английского Sense and Sensibility. Это произведение знаменитой на весь мир английской писательницы Джейн Остин, чьи книги признаются шедеврами реалистических романов. Книга была издана в 1811 году под псевдонимом Леди.

Роман рассказывает о судьбе двух сестер – Элинор и Марианны Дэшвуд. Их поступками руководит разное мировосприятие: старшая сестра сдержанна и слушает доводы рассудка, младшая руководствуется чувствами и эмоциями. В книге ярко и с юмором описаны ненужные условности английского общества времен регентства. Роман с разных сторон раскрывает темы любви, долга, чести.

Об экранизации. «Разум и чувства» были экранизированы пять раз: два раза в виде полнометражных фильмов и три раза в качестве телесериалов. Лучшей адаптацией признается фильм 1995 года с Эммой Томпсон, Кейт Уинслет, Хью Грантом, Аланом Рикманом в главных ролях. Фильм режиссировал Энг Ли, а сценарий написала Эмма Томпсон, которая сыграла главную героиню Элинор. Адаптация книги сыграла немалую роль в успехе фильма, сценарий даже получил премию «Оскар».

Из-за лимита времени характеры персонажей и многие важные моменты из книги не раскрыты, но создателям удалось передать историю в подлинном виде, без искажений и неясностей. Прекрасно показана Англия начала 20 века: как природа, так и аристократическое общество.

«Разум и чувства» 1995 года получил почти три десятка номинаций на разные премии и выиграл «Оскар», два «Золотых глобуса», три BAFTA и премию Гильдии киноактеров США.

Грозовой перевал

Wuthering Heights, 2011

Эмили Бронте до своей смерти успела опубликовать один-единственный роман, но его оказалось достаточно, чтобы навсегда вписать ее имя в анналы английской классики. «Грозовой перевал» Бронте — одна из тех книг, которую сложно экранизировать, но режиссеры из раза в раз пробуют свои силы. Красивый и мрачный фильм Андреа Арнольд с каждым кадром нагнетает ощущение неизбежно надвигающейся опасности, вторя духу оригинала. Режиссер даже не думала снимать еще одну викторианскую драму с героями в идеальных локонах и с накрахмаленными воротничками — описанные Бронте и так пугавшие современников гиперреалистичные сцены насилия, животный ужас и темные стороны человеческой души в фильме Арнольд показаны без прикрас. Особенно режиссера хвалили за интерпретацию Хитклиффа: не идя на поводу у голливудских стандартов, Арнольд остановилась на темнокожем актере, куда более похожем на героя книги, чем его экранные предшественники вроде Тома Харди. «Грозовой перевал» — настоящая книга вне времени: камерность событий выталкивает на первый план трагедию страстей, одинаково понятную и читателям XIX века, и нашим современникам.

«Грозовой перевал»

Эмили Бронте, 1847

Ромео и Джульетта (Romeo + Juliet) 1996

  • Жанр: драма, мелодрама
  • По мотивам пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта»
  • Страна: США, Мексика
  • Современная адаптация печальной истории влюбленной пары, которой не суждено быть вместе по причине давней вражды семей.

В отличие от шекспировской эпохи, действие киноленты происходит в наши дни. Вместо дворянских кланов зритель видит враждующих мафиози, поделивших город на сферы влияния. И так же как и в оригинале, в центре внимания знакомая каждому история любви юноши и девушки, чьи родственники испытывают неприязненные отношения друг к другу. Поэтому режиссерская задумка изменения времени действия понятна и логична — время уходит, любовь — вечна.

«Несколько дней из жизни Обломова» – 1979 год

Фильм «Несколько дней из жизни Обломова» снят по мотивам романа Гончарова «Обломов». Режиссером картины выступил Никита Михалков, а Обломова сыграл Олег Табаков. Актеру удалось создать образ мечтателя, идеалиста и просто уставшего от жизни мужчины. Конечно, фильм не может передать все философские размышления и тот неторопливый темп повествования, да и развитие сюжета идет стремительно.

Но, тем не менее, фильм нравится многим зрителям. Рейтинг фильма на Кинопоиске 7.7, а сама кинолента получила награду Национального совета кинокритиков США за лучший фильм на иностранном языке.

Пролетая над гнездом кукушки

One Flew Over the Cuckoo’s Nest, 1975

Один из тех случаев, когда книгу читают после того, как посмотрели ее экранизацию, что ни в коем случае не умаляет заслуг первой. В 60-е роман Кизи о противостоянии личности и деспотичного режима был зеркалом происходивших перемен и набиравшего силу движения за гражданские права во главе с Мартином Лютером Кингом. Одновременно с этим американское здравоохранение начало применять принципиально новый подход к лечению психических заболеваний. Бестселлер Кизи во многом основан на личном опыте писателя, работавшего в больнице, подобной той, что описана в романе, а также на его экспериментах с ЛСД. Фильм Милоша Формана — образцовая экранизация, а Николсон в главной роли — величайшая удача. При этом Кизи был против того, чтобы Джек Николсон играл Макмерфи, а сам Николсон и Форман едва переносили общество друг друга на съемочной площадке.

«Пролетая над гнездом кукушки»

Кен Кизи, 1962

Возвращение в Брайдсхед

О книге. «Возвращение в Брайдсхед» – роман английского писателя 20 века Ивлина Во. Книга была написана в 1944 году, а издана через год. Это произведение часто включают в списки лучших англоязычных романов. Роман написан от первого лица и во много автобиографичен, главный герой, рассказчик Чарльз Райдер наделен многими чертами самого писателя. В книге отразилось увлечение Во католицизмом. «Возвращение в Брайдсхед» – оригинальное, одновременно грустное и комичное, нежное и приятное произведение.

Роман повествует о молодом художнике, который во время обучения в Оксфорде знакомится с представителем старинной английской аристократической фамилии, Себастьяном Флайтом. Флайт приглашает друга в свое родовое поместье, и главный герой оказывается в водовороте бурной богемной жизни английских аристократов середины 20 века.

«Возвращение в Брайдсхед» это последний взгляд на уходящую эпоху старой Англии, на умирание английской аристократии, на старинный уклад жизни. Книга подчеркивает недолговечность жизни, любви и счастья, но эта атмосфера увядания оставляет приятные впечатления. В книге интересный сюжет, харизматичные герои и великолепный язык. Все это сложно передать в экранизации, но это хорошо удалось режиссеру Джулиану Джаррольду в 2008 году.

Об экранизации. На основе книги «Возвращение в Брайдсхед» в 2008 году в Великобритании сняли успешный одноименный фильм. Со времени предыдущей экранизации прошло 27 лет.  Сценарий фильма подготовили Эндрю Дэвис и Джереми Брок. В главных ролях снялись Мэттью Гуд, Эмма Томпсон, Бен Уишоу и Майкл Гэмбон.

«Возвращение в Брайдсхед» это фильм, а не сериал, поэтому весь сюжет книги в него вместить не удалось. Из истории выпали несколько персонажей и важных моментов, но основа сохранилась. Сценарист умело выбрал нужное и обострил конфликты. Фильм получился глубоким, очаровательным и красивым.

Оливер Твист (Oliver Twist) 2005

  • Жанр: драма, криминал
  • В основе сюжета роман Чарльза Диккенса «Приключения Оливера Твиста»
  • Страна: Франция, Великобритания
  • Сюжетная линия заставляет зрителей принять на веру тот факт, что в каждом человеке живут добро и сострадание.

Действие картины переносит зрителей в Лондон XIX века. После долгих скитаний брошенный родителями подросток Оливер Твист попадает в воровскую шайку, грабившую прохожих и магазины. Мистер Браунлоу, поймавший Оливера во время преступления, вместо тюремного наказания предлагает подростку свою помощь. Герой соглашается, но на пути к нормальной жизни встают его старые дружки, готовые на убийство в целях демонстрации своей силы.

«Братья Карамазовы» – 1969 год

Режиссер Иван Пырьев неоднократно брался за создания фильмов по книгам Достоевского – «Идиот», «Белые ночи». Режиссер приложил немало сил, чтобы получить возможность экранизировать одно из самых серьезных и глубоких произведений русского классика. Отметим, что фильм состоит из трех серий. Иван Пырьев снял только две серии. Режиссерами третьей серии выступили актеры, сыгравшие главные роли – Михаил Ульянов и Кирилл Лавров.

Культовый роман превратился в потрясающий сценарий, который полностью передал всю глубину истории Карамазовых. Великолепная актерская игра позволяет лучше узнать персонажей книги. По сей день, данная экранизация считается лучшей из всех (17) кинолент.

К произведениям русских классиков обращаются не только русские режиссеры, но и зарубежные. У каждого режиссера свое видение этих историй, но это ничуть не портит впечатления от просмотра. В будущем литературный портал «Букля» обязательно расскажет о других великих классических книгах и их воплощении на экране.

«Белая гвардия», Сергей Снежкин | 2012


Экранизация романа Михаила Булгакова. Гражданская война, семья Турбиных оказывается в самой гуще политических и военных событий. Личные драмы героев переплетаются с трагедией, происходящей в стране.

Многих поклонников произведения Булгакова разочаровала экранизация Снежкина. Они обвиняли создателей в некотором несоответствии литературному источнику, а также выдумке дополнительных персонажей.

Однако не стоит забывать, что сериал снят «по мотивам» романа. Достаточно сложно экранизировать классическое произведение, но режиссеру удалось воссоздать ту атмосферу, ощущение потерянности главных героев, их душевные метания. Конечно, это не совсем Булгаковское видение событий, все же сериал от этого не становится хуже.

«Записки юного врача» с Дэниэлом Рэдклиффом (2012)

Мини-сериал по мотивам рассказов Михаила Булгакова «Записки юного врача» — это чёрная комедия. История о том, как молодой специалист приезжает в деревню Никольское, чтобы возглавить местное медицинское отделение, наполнена трагикомическими ситуациями: главный герой вместо зуба удаляет пациенту целую челюсть, солдат не желает лечиться от сифилиса и грозит распространением эпидемии. 

Главного героя, Доктора, играют сразу два актёра — Дэниэл Рэдклифф и Джон Хэмм. События сериала также разделены на две части: действие одновременно происходит в Москве 1934 года и в селе Никольское — в 1917‑м. В кабинет к уже взрослому Доктору приходит с обыском НКВД, и пока они ворошат его папки и тумбочки, он натыкается на старую записную книжку. И погружается в воспоминания о начале своей карьеры. 

Доктор Живаго (2005)

  • Жанр: драма
  • В основе сюжета роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго»
  • Страна: Россия
  • Кинолента призывает зрителей правильно смотреть на жизнь, в которой нет хороших и плохих людей. Это просто жизнь: настоящая, сложная и одновременно простая.

История жизни талантливого врача Юрия Живаго, которого еще подростком после смерти отца забирает к себе родной дядя. Однажды он при трагических обстоятельствах знакомится с Ларой Гишар, которая организовала покушение на известного адвоката. Но начало Первой мировой войны не дает развития их знакомству. Лишь спустя годы эта девушка снова окажется рядом, чтобы окончательно изменить жизнь главного героя.

Мастер и Маргарита (2005)

  • Жанр: триллер, драма
  • Фильм основан на произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
  • Страна: Россия
  • Сатирический сюжет о человеческих пороках и греховности, преследующих человека на протяжении всей жизни.

В довоенную Москву приезжает иностранный профессор Воланд, которому интересно посмотреть на жителей столицы. Среди глупых, алчных, жадных и злых людей он находит две чистые души — писателя Мастера, который только что закончил свой роман о Понтии Пилате, и его возлюбленную Маргариту. Режиссер проводит параллели, сравнивая ту эпоху с современностью, показывая, что люди остались теми же, со всеми пороками и недостатками.

Шинель (1926)

  • Жанр: драма
  • Фильм снят по мотивам литературных произведений Н.В. Гоголя «Невский проспект» и «Шинель»
  • Страна: СССР
  • Классика русской литературы о «маленьком человеке», который боится самой жизни и ничего не хочет в ней менять.

Не желая ответственности, Акакий Башмачкин отказывается от продвижения по службе, тем самым обрекая себя быть вечным переписчиком канцелярии. Спустя годы им овладевает мечта о покупке дорогой шинели с меховым воротником. Именно в ней он чувствует себя «большим начальником», шагая по улицам Петербурга. Но вскоре шинель с героя снимают грабители, а сам Акакий Акакиевич, простыв, вскоре умирает, не успев насладиться обновкой.

Гамлет (Hamlet) 2009

  • Жанр: драма
  • В основе сюжета пьеса Уильяма Шекспира «Гамлет»
  • Страна: Великобритания, Япония
  • Современная адаптация великого произведения в точности копирует все монологи персонажей на языке оригинала.

Действие картины происходит в наши дни. Главный герой носит вместо кафтана костюм, королева щеголяет в вечерних платьях, а на смену холодному оружию пришли пистолеты и револьверы. Но дух классического произведения тонко и изящно воссоздан режиссером. Именно глубинный смысл передан безупречно, а критики называют эту киноленту идеальной экранизацией «Гамлета». Подтверждают эту истину высокие зрительские рейтинги.

Холодный дом 2005 года

О книге. «Холодный дом» – роман английского писателя викторианских времен Чарльза Диккенса, написанный в период зрелости его творчества. Книга была издана в 1853 году, сначала в виде ежемесячных выпусков в журнале, затем в виде отдельного издания.

Книга рассказывает о судьбе девочки-сироты по имени Эстер Саммерсон, которая хочет узнать тайну своего рождения. В ходе сюжета она находит свою мать, знакомится со многими людьми, становится управляющей поместья, переживает немало потрясений и наконец находит свое счастье. В романе много действующих лиц, чьи судьбы сначала кажутся не связанными между собой, но по ходу чтения они постепенно объединяются.

Один из важнейших моментов в книге, который проходит через весь сюжет, это многолетняя тяжба «Джарндисы против Джарндисов». Роман показывает недостатки судебной системы викторианских времен, когда разбирательства длились дольше, чем жизни истцов.

Об экранизации. «Холодный дом» экранизировали не раз, начиная с 20-х годов 20 века. Последняя экранизация 2005 года оказалась не хуже, а во многом и лучше остальных. Это мини-телесериал ВВС, состоящий из восьми серий. Он снимался под руководством двух режиссеров: уже упомянутой Сюзанны Уайт, которая режиссировала и «Джейн Эйр», и Джастина Чадвика. Сюжет книги адаптировал для съемок Эндрю Дэвис. Сценарий не повторяет полностью события книги, в него внесли ряд изменений, но на общую атмосферу и цельность истории это не повлияло.

Эстер Саммерсон сыграла английская актриса Кэри Маллиган, а ее мать – знаменитая американская актриса Джиллиан Андерсон. В фильме также снялись Дэнис Лосон, Финн Моррелл, Чарльз Дэнс, Тимоти Уэст и другие британские актеры. Сериал получился более динамичным и остросюжетным по сравнению с книгой, в чем-то он даже похож на детектив. Как всегда, ВВС отлично передала дух старой Англии с помощью великолепных костюмов и декораций.

«Онегин» – 1999 год

Великий роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина в кинематографе не пользуется особой популярностью. Для «Евгения Онегина» больше подходят театральные подмостки, именно поэтому создано несколько опер, среди которых одной из лучших признана опера 1958 года.

А вот среди экранизаций «Евгения Онегина» можно выделить фильм, снятый совместно американцами и англичанами в 1999 году. Роль Онегина сыграл Ральф Файнс, известный по фильму «Английский пациент».

Фильм воссоздает атмосферу прошлого, ту элегантность и романтичность далекой эпохи. При этом создатели фильма полностью отказались от стихотворной формы. А характеры героев часто противоречат оригинальной истории. При этом очень познавательно посмотреть иностранную трактовку великого русского произведения.

Ну а всем, кто не может со спокойной душой смотреть искаженного «Евгения Онегина», то лучше всего будет ознакомиться с экранизированной оперой.

https://youtube.com/watch?v=odMoa7I_hnU

«Крейцерова соната» – 1987 год

Режиссер Михаил Швейцер снял фильм по повести Толстого «Крейцерова соната», в котором чуть ли ни дословно перенес первоисточник на большие экраны. Главную роль сыграл Олег Янковский. Актер полностью вжился в роль Позднышева, который решил покаяться перед случайным попутчиком. Это история о неудавшемся браке между молодой девушкой и искушенным мужчиной. Они не сразу осознали пропасть между их душами, а когда пришло осознание, стало слишком поздно. Это история запоздалая попытка попросить прощения за свои ошибки.

Работа кинематографистов получила высокую оценку у зрителей, ведь далеко не всегда можно воссоздать антураж прошлого, но в этом фильме картинка получилась очень точной. А вот насчет содержания зрители разошлись во мнениях.

Война и мир (War & Peace) 2016

  • Жанр: драма, мелодрама
  • Фильм основан на романе Льва Толстого «Война и мир»
  • Страна: Великобритания
  • Адаптированный сюжет о жизни нескольких ключевых персонажей, которые влюбляются, сражаются за Родину и философствуют о судьбе России.

По мнению отечественных критиков, режиссер лишь использовал великое произведение как повод для выражения своих взглядов на русское общество времен наполеоновских войн. Именно его оценочное суждение занимает львиную долю экранного времени, без малейшей попытки если не понять, то хотя бы попытаться передать философию русской души. В картине не ощущается глубокомыслия

Внимание акцентируется на приземленных материях людского бытия

«Идиот», Владимир Бортко | 2008


Сериал снят по роману Достоевского. История князя Льва Мышкина. Он некоторое время провел в Швейцарии, где лечился от психического заболевания.

Князь приезжает в Санкт-Петербург и останавливается у своей родственницы. Вскоре Лев Мышкин знакомится с ее семьей, он становится участником всех страстей и интриг, происходящих в их жизни.

Сериал называют лучшей работой Владимира Бортко. Он получил множество наград и любовь миллионов зрителей. Сюжет сериала полностью совпадает с сюжетом романа.

Большая часть реплик и диалогов сохранены в их первозданном виде. Режиссер не стал ничего переделывать и добавлять «от себя». За счет этого сериал только выиграл. Нельзя не отметить великолепную игру актеров, они прекрасно справились со своими ролями.

«Убить пересмешника» Харпер Ли (1960) / «Убить пересмешника» Роберта Маллигана (1962)

Грегори Пек в фильме «Убить пересмешника»

После публикации романа в 1960 го­ду, став­шего моментальной классикой и самой обсуждаемой книгой для школьной программы, Харпер Ли получила множество предложений экранизации — в основном в виде мюзикла или теле­визионного «мыла». Но автор не хотела превращать автобиогра­фический роман об Алаба­ме времен Великой депрессии в легкую киношку, акцентирую­щую «детскую» атмосферу романа, и продала права продюсеру Алану Пакуле, который пообещал рассказать «главную историю» — о расизме, социальной стигматиза­ции, гендер­ных ожиданиях, неписаных законах и других острых темах, поднятых в произведении.

Фильм получил волшебный детский кастинг и Грегори Пека, который навсегда стал лицом Аттикуса Финча в частности — и юридического благородства в целом. Легенда гласит, что, придя на съемки и увидев Пека в образе, Ли расплака­лась: настолько он был похож на ее отца. Позже она даже подарила актеру те самые отцов­ские часы, которые маленькая Скаут просит у Аттикуса. Фильм стал суперхитом, получил три «Оскара»; даже Уолт Дисней страшно расстро­ился, что не он снял этот образчик идеального воспитательного кино. Однако многие фанаты книги жалуются именно на то, чтó самой Ли понрави­лось в экрани­зации: по сравнению с книгой фильм слишком линейный, в нем гораздо меньше ощущается призма обаятельного детского зрения, не хватает множества эпизодов. Роджер Эберт также называл фильм Малли­гана плодом наивности 1960-х, которая льстит гораздо более мрач­ным временам Великой депрессии и пестует образ доброго белого, который поможет беспомощным и бесправным. Безусловно, фильм завязан на полемику 1960-х, тем не менее со временем его интонация получила только новую актуальность. Фильм Маллигана хорошо состарился и смотрится сегодня как остросо­циаль­ное и очень трогательное кино, резонирующее с книгой не во всем, но в главном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector