В чем секрет легендарной комедии «джентльмены удачи»
Содержание:
- Александр Серый
- История создания
- Наталья Токарева
- Особенности съемочного процесса
- Ольга Серая
- Савелий Крамаров в роли Косого
- Своя правда
- Ради друга-режиссера
- Как снимал фильм «Джентльмены удачи» режиссер? 1971-й – год премьеры. История создания комедии
- Изгой
- В ролях
- Георгий Вицин
- Запретный плод и великолепные актеры
- Данелевский фильм режиссера Александра Серого
- «Джентльмены удачи» (1971)
- Выстрел в лицо
- Почему таксист не смотрел на Крамарова
- Западная эксцентрическая комедия на советской почве
Александр Серый
После «Джентльменов удачи» Александр Серый снял фильм «Ты — мне, я — тебе!» по сценарию Григория Горина. Но ещё во время съёмок «Джентльменов» у него обнаружили тяжёлую болезнь — лейкемию. «Болезнь прогрессировала, ему становилось всё хуже, и он застрелился — чтобы не мучить близких и не мучиться самому», — написал Георгий Данелия в своей книге.
После выхода фильма на широкие экраны у зрителей он имел просто ошеломляющий успех, но критикам он все равно не нравился. «Фильм был очень популярен. Скажи кому-нибудь из зрителей, мол, мне не нравится – там, дескать, с эстетикой не все ладно, – так тебя же еще и побьют за это», – вспоминал потом Евгений Леонов.
Мне нравится 3
Похожие посты
Оставить комментарий
История создания
Съёмки фильма начались в декабре 1970 года. Режиссёр фильма Александр Серый сам побывал в местах заключения и уголовный жаргон знал не понаслышке. Один из сценаристов фильма, Георгий Данелия, решил помочь недавно освободившемуся коллеге в творчестве. Совместно с Викторией Токаревой он написал сценарий и получил добро на съёмки в Госкино. Также он принял активное участие в подборе актёров и съёмках фильма.
Свою роль в создании фильма Георгий Данелия охарактеризовал как «художественный руководитель», хотя режиссёром оставался Александр Серый. Но в какое-то время Данелии пришлось снимать некоторые эпизоды из-за того, что материал, снятый Серым, не соответствовал его видению. Премьера фильма прошла в московском кинотеатре «Россия» 13 декабря 1971 года.
В общем сотрудники милиции отнеслись к сценарию будущего фильма благосклонно, а министр внутренних дел Николай Щёлоков хохотал над фильмом до слёз. Однако из-за обилия тюремного жаргона ленту «тормозили» до тех пор, пока её не посмотрел Леонид Брежнев. Он дал добро, заметив, что сегодня все блатные термины из этого кино знает любой мальчишка. Картина имела феноменальный успех в прокате и стала очень популярной. Многие цитаты из фильма стали крылатыми фразами.
Александр Серый планировал вставить в фильм две песни — «Про слона» в исполнении Георгия Вицина (в эпизоде, когда Хмырь играет на рояле) и «Про Ялту» в исполнении героя Савелия Крамарова. Композитор Геннадий Гладков написал для Вицина нечто вроде «Собачьего вальса», но художественный руководитель Георгий Данелия, монтировавший картину, был категорически против включения этих песен в фильм. В результате признаком того, что в фильме должен был присутствовать музыкальный номер, является единственный кадр из эпизода, когда милиция арестовывает Хмыря, Косого и Доцента (там виднеется часть гитары).
Наталья Токарева
Второй сценарист фильма Виктория Токарева решила не отставать от Георгия Данелия и тоже ввела своего ребенка в картину. В 6-летнем возрасте Наташа сыграла роль дочки бывшего уголовника, верзилы в исполнении Алексея Ванина. Кстати, Ванин и в самом деле был бывшим уголовником, отсидевшим в свое время полтора года за контрабанду.
Наталья Токарева. “Джентльмены удачи”. 1971 г.
Больше на экран не попадала. Впоследствии, что логично, окончила сценарный факультет ВГИКа. Была замужем за актером Валерием Тодоровским. Несмотря на 2-х детей в семье, брак распался.
Наталья Токарева. Фото bez-makiyazha.ru
Как сценарист не достигла маминых высот. Отметилась лишь в нескольких сериях “Каменской”. В последние годы отошла от кино.
Особенности съемочного процесса
Сложности возникали у главных актеров, которые, как и их персонажи не желали делать зарядку при морозе в 17 градусов. Исполнитель роли Василия Алибабаевича пришел в проект позже всех, поэтому у актера возникали сложности при общении с коллективом.
Режиссер фильма – А. Серый, отбывал наказание в тюрьме. Именно поэтому, жаргон кинофильма стал таким реалистичным. Интересно, что многие зрители уверены, что фильм снимался Георгием Данелией.
Данелия работал в качестве художественного руководителя на съемочной площадке «Джентльмены удачи». В 1990 году началось производство кассет компаниями «Видеомир» и «Крупный план». События картины перенесены в 2012. Прокат фильма сумел собрать 10 млн. долларов кассовых сборов.
Ольга Серая
Как легко догадаться – это дочь Александра Серого. И у Серого было криминальное прошлое. В свое время он пробыл в тюрьме около полутора лет за нанесение увечий. Режиссер доверил своей дочери небольшой эпизод на лыжах.
Ольга Серая. “Джентльмены удачи”. 1971 г.
Ольга не стала связывать себя с кино. Окончила архитектурный институт. Дважды была замужем, но в последние годы жила одна.
Ольга Серая. Фото kino-teatr.ru
Женщина стала жертвой несчастного случая. 6 сентября 2015 г. она погибла при пожаре в собственной квартире. По одной из версий женщина злоупотребляла алкоголем и уснула в состоянии опьянения с непотушенной сигаретой. По другой – в самый неподходящий момент Ольгу сразил инсульт, из-за чего она не смогла совладать с огнем.
Но благодаря “Джентльменам удачи” все они так и остаются для нас юными и красивыми.
Савелий Крамаров в роли Косого
Режиссер, снявший «Джентльменов удачи», не ошибся и с выбором актера на роль Косого.
Косой – самый глуповатый член банды, который постоянно совершает какие-то нелепые поступки. Свои мысли он тоже излагает довольно сумбурно: чего только стоит сцена, где он объясняет таксисту, какое дерево видел возле памятника.
Первой заметной ролью в кино для Крамарова стал образ бандита Илюхи из «Неуловимых мстителей». В 1968 г. в музыкальной комедии «Трембита» Крамаров снова выступил в роли первого дурака на деревне по имени Петро.
В фильмографии актера также числятся фильмы «12 стульев», «Большая перемена» и «Иван Васильевич меняет профессию».
Своя правда
Одна из авторов сценария «Джентльменов» Виктория Токарева, увидев это интервью Серого, недоумевала: как можно было обвинить Данелию во всех грехах, если тот практически полностью самоустранился, отдал Серому всю славу создания киношедевра, вписал его в список великих режиссеров.
Но, видимо, у надломленного несложившейся карьерой, болезнью и жизненными неурядицами Александра сложилось какое-то свое видение правды.
Если бы не бушующие страсти, режиссер Серый снял бы еще много хороших фильмов
Ревность. Патологическая, всеуничтожающая ревность стала бичом всей жизни режиссера Серого. Ревность сломала ему жизнь, когда он покалечил друга и попал в тюрьму. Ревность, только теперь уже профессиональная, заставила потерять еще одного, в тандеме с которым он мог бы снять еще не один шедевр.
Слепые отчаянные попытки переплюнуть успех другого человека не позволили в полной мере раскрыться собственному таланту режиссера и, в конце концов, привели Александра Серого к трагическому концу.
Кадр из фильма «Джентльмены удачи» (1971 г.)
Ради друга-режиссера
Картину «Джентльмены удачи» практически все без исключения причисляют к фильмографии прославленного советского и российского режиссера Георгия Данелии. Но нет! В любимой всеми россиянами с детства комедии Данелия выступил не столько режиссером, сколько автором сценария и художественным руководителем.
А поучаствовать в этом проекте Георгий Николаевич решил ради друга, с которым сошелся на Высших режиссерских курсах, — Александр Серый остался безработным после отбывания четырехлетнего срока за драку. Данелия хотел вернуть товарища в строй посредством участия того в совместной работе, для чего и устроил всю эту чехарду, став худруком картины, режиссировать которую предстояло Серому.
Как снимал фильм «Джентльмены удачи» режиссер? 1971-й – год премьеры. История создания комедии
Не только некоторые знания Александра Серого об уголовных делах помогли снять замечательный комедийный фильм о преступниках. Популярность ленты – это еще и большая заслуга сценаристов, которые писали сценарий к картине «Джентльмены удачи».
Режиссер А. И. Серый сотрудничал на этот раз с другим известным режиссером и по совместительству сценаристом Георгием Данелией. Они вместе учились на режиссерских курсах «Мосфильма» и сохранили дружеские отношения, несмотря на тюремное заключение Александра.
Данелия – своеобразный мастер комедийного жанра: в качестве режиссера он снял «Мимино», «Я шагаю по Москве» и множество других достойных фильмов. Георгий всегда сам писал сценарии к своим лентам, поэтому ему ничего не стоило помочь другу и написать для его криминальной комедии хороший скринплей. А. Серый, в свою очередь, предоставил ему подробный рассказ о быте заключенных и о жаргоне, на котором они говорят. Также в написании сценария принимала участие Виктория Токарева, которая также работала над сюжетной линией фильма «Мимино».
Изгой
После того как Савелий Крамаров покинул СССР, отправившись искать творческого счастья в США, советские киноначальники хотели сперва вырезать его персонажа из картины. Причем не совсем понятно, как это предполагалось сделать — то ли хотели заставить переснять эпизоды с актером, то ли просто выбросить все моменты с участием «предателя Родины».
В любом случае Георгию Данелии удалось спасти фильм «Джентльмены удачи» от подобного издевательства — он предложил агрессивно настроенному по отношению к Крамарову руководству пересмотреть картину и обратить внимание на то, что артист и так уже играет в ней роль бандита и отщепенца
В ролях
- Евгений Леонов — Евгений Иванович Трошкин, заведующий детсадом / Сан Саныч Белый (он же «Доцент»), вор-рецидивист
- Георгий Вицин — Гаврила Петрович Шереметьев (он же «Хмырь») (род. 3 января 1926 года), сообщник «Доцента»
- Савелий Крамаров — Фёдор Петрович Ермаков (он же «Косой») (1940 г. р.) , второй сообщник «Доцента»
- Раднэр Муратов — Василий Алибабаевич Али-Баба, мелкий жулик
- Эраст Гарин — Николай Георгиевич Мальцев, профессор-археолог
- Наталья Фатеева — Людмила Николаевна Мальцева, его дочь
- Олег Видов — Владимир Николаевич Славин, старший лейтенант милиции
- Николай Олялин — Н. Г. Верченко, полковник милиции
- Анатолий Папанов — шахматист в гостинице города Новокасинска
- Любовь Соколова — заведующая детским садом Новокасинска
- Павел Шпрингфельд — Прохоров, гардеробщик в концертном зале (роль частично озвучивает Виктор Файнлейб)
В эпизодах
- Алексей Ванин — бывший уголовник, спустивший «Доцента» с лестницы
- Зоя Василькова — Мария, дворничиха
- Наталья Воробьёва — Елена Николаевна (она же Лена), воспитательница в детском саду
- Вячеслав Гостинский — благообразный зритель, пришедший в мужской туалет
- Александр Лебедев — милиционер, пришедший в детский сад с Мальцевым
- Лариса Любомудрова — администратор в гостинице (озвучила Наталья Гурзо)
- Екатерина Мазурова — мать Трошкина
- Галина Микеладзе — певица (вокал — Лариса Мондрус)
- Владимир Протасенко — Михаил, друг детства «Косого»
- Светлана Старикова — Татьяна (Таня), прохожая
- Владимир Уан-Зо-Ли — начальник среднеазиатской колонии
- Роман Филиппов — Никола Питерский, «авторитет»
- Анатолий Яббаров — Дмитрий (Митяй), сообщник Прохорова
- Искандар Абдуллаев — молодой шофёр у арматурного склада (нет в титрах)
- Георгий Данелия — прохожий (нет в титрах)
- Игорь Дрыга — Игорёк, воспитанник детского сада, которого Трошкин во время детского завтрака назначил командиром ракеты, отправляющейся на Марс, и который позже исполнял роль Волка в детсадовской постановке спектакля «Три поросёнка» (нет в титрах)
- Виктория Токарева — прохожая (нет в титрах)
Исполнение песен
- Лариса Мондрус (за кадром) — исполнение песни «Проснись и пой» (из одноимённого спектакля), слова Владимира Лугового, музыка Геннадия Гладкова
- Детский хор Института художественного воспитания АПН СССР, художественный руководитель профессор Владислав Геннадьевич Соколов (за кадром) — исполнение песни «Белые снежинки кружатся с утра» (слова Игоря Шаферана, музыка Геннадия Гладкова)
Георгий Вицин
От природы застенчивый мальчик преодолевал стеснительность с помощью театрального кружка. Поменяв три театральных училища, Вицин поступил в театр имени Ермоловой. В кино талантливый актер пришел довольно поздно, но благодаря моложавости после 40 играл роли юношей. Гражданская жена Надежда Тополева была старше Георгия и на регистрации отношений не настаивала.
Фото: 24smi
Женился Вицин на Тамаре Мичуриной, родившей ему дочь Наташу. Но Тополеву поддерживал и после женитьбы, носил продукты и лекарства. Наталья Георгиевна Вицина закончила Суриковское училище, стала художником. Выйдя на пенсию, ведет замкнутый образ жизни, интервью давать не любит.
Запретный плод и великолепные актеры
Когда фильм вышел на экраны, сработал эффект запретного плода, считает кинокритик, обозреватель «Российской газеты» Валерий Кичин: «Этот фильм возник во времена, когда тюремная эстетика была под запретом. Песни Владимира Высоцкого распространялись полулегально, Клавдию Шульженко клеймили за упадническую лирику. Руководству страны нужен был сплошной позитив! И вдруг снимается кинолента, которая полна тюремной лексики! В которой главные герои – беглые преступники». Это поставило в тупик чиновников от кинематографии.
«В то время публика воспринимала кино совсем не так, как сейчас – не как зеркальное отражение жизни. И была абсолютно права, – говорит кинокритик. – Кино – это игра, это условное зрелище. В «Джентльменах удачи» есть уголовная тема, но эта картина всегда воспринималась в полном отрыве от реальности, как веселая, изобретательная игра-авантюра с запретными мотивами и популярнейшими актерами».
Кстати, известно, что почти все роли в этом фильме должны были исполнять совершенно другие актеры. Только Евгений Леонов был утвержден на свою роль сразу. А вот воров-рецидивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков и Юрий Никулин. Но они по разным причинам отказались. В результате появились новые претенденты: на роль Хмыря пробовался Лев Дуров, на роль Василия Алибабаевича рассматривали Фрунзика Мкртчяна. Менялся и сценарий. Директора детского сада в нем изначально вообще не было. Перевоспитывать уголовников силой убеждения должен был капитан милиции. Сейчас сложно себе представить, что любимая комедия могла оказаться совсем другой!
Тюремные романсы
О чем поет зона?
«В этом фильме фантастический кастинг! – говорит киновед, кинокритик, художественный руководитель Российских программ Московского Международного кинофестиваля Ирина Павлова. – Что ни актер, то в яблочко! То, как играет Георгий Вицин, это сперва до безумия смешно, а потом до слез трагично. От сцены, когда Хмырь получает письмо от своей семьи, буквально дух захватывает! Раднэр Муратов – очень хороший актер, но если сейчас зажмуриться и попытаться вспомнить его роли в кино, то сразу всплывет лишь «Время, вперед!» и Василий Алибабаевич в «Джентльменах удачи», а ведь он сыграл около сотни ролей! Если вспоминать о Савелии Крамарове, то первое, что всплывает в памяти – как он, замотанный в шарф, идет на каблуках и пытается познакомиться с девушкой. И как ему Светлана Старикова отвечает: «Ну и дура!».
«Эта картина неотрывна от фильмов Леонида Гайдая, – говорит Валерий Кичин. – Только что отгремели комедии этого великолепного режиссера, и вот снова на экране Георгий Вицин и другие звездные актеры. Евгений Леонов на пике своей славы, и он снимается сразу в двух ролях». Плюс Савелий Крамаров. «Конечно, чтобы посмотреть фильм с участием таких звезд, народ валом валил в кино», – отмечает Ирина Павлова.
Данелевский фильм режиссера Александра Серого
Почему же у режиссера Александра Серого получился такой данелиевский фильм?
«Рука Георгия Данелии в этом фильме очень чувствуется, – говорит Валерий Кичин. – Он же не только наблюдал, он вторгался в процесс, помогал расставить нужные акценты. В то время были в ходу смешанные жанры: и смех, и драма. Трагикомедийные киноленты – это высший пилотаж!»
Но такой смешной картины у великого режиссера никогда не было, считает Ирина Павлова. «У Данелии всегда фильмы щемящие. Его комедии пропитаны грустью и его поистине космическим гуманизмом, – говорит она. – Все его фильмы были грустными комедиями, а тут драматизм возникает фрагментами, а вся картина в целом безумно смешная! И вся эта смеховая стихия никого не оставляет равнодушным. Все люди любят посмеяться, даже если они в этом не признаются. А тут смех высшей пробы!».
«Отдавая должное таланту Георгия Данелии и его соавтору Виктории Токаревой, не стоит забывать и про самого режиссера Александра Серого, талантливого человека трагической судьбы, – говорит Николай Корнацкий. – Как уже сказано, он побывал в свое время за решеткой, из-за чего долго не мог получить постановку. Фильм «Джентльмены удачи» его друг Данелия пробил только при условии своего художественного руководства».
Вся картина, несмотря на то, что это криминальная комедия, проникнута духом любви. И все действие показано как бы глазами воспитателя детского сада. Это невозможно не полюбить, не растрогаться, не умилиться. «Я не могу себе представить человека, которого не увлекла бы история про директора детского сада, который перевоспитывает трех уголовников, – говорит Ирина Павлова. – Под сюжетом про поиски сокровищ мы обнаруживаем историю о том, как очень добрый, милый и мягкий человек, разыгрывающий из себя бандита, восполняет пробелы воспитания у взрослых людей, не умеющих самых элементарных вещей. Обучает их быть вежливыми, добрыми, заботливыми, трудиться – пусть даже и под видом грабежа детского сада».
По словам Ирины Павловой, «Джентльмены удачи» – это фильм-перевертыш. Фильм о том, какими неожиданными методами добро побеждает зло. И то, как Евгений Леонов играет двух персонажей, из которых один – беспримесный негодяй, а другой – чистый ангел, это тоже великолепно! В высоком кинематографе всегда считалось, что хорошо и правильно снимать доброе кино. «Джентльмены удачи» – яркий пример того, что изучать мир и поступки доброго человека – в высшей мере увлекательно, нужно и правильно. То, что делает Евгений Леонов в роли директора детского сада, трогает буквально до слез! Причем и мужчин, и женщин, и детей, и взрослых».
«По фильму бриллиантами рассыпаны замечательные комедийные и драматические находки, – добавляет кинокритик Ирина Павлова. – Он похож на очень хороший, наваристый бульон. Пересматривать этот фильм можно сколько угодно. Смеяться над тем, что уже знаешь наизусть, и обнаруживать новое! Благодаря этому такие ленты и не стареют. И каждое новое поколение зрителей обнаруживает в нем нечто прекрасное для себя и совсем иное, чем их родители. Потому что там очень много режиссерских и сценарных находок. Фильм всем этим буквально переполнен!».
К дню рождения фильма «Джентльмены удачи» программа «Наше кино. История большой любви» подготовила выпуск об этой знаменитой кинокартине. Смотрите передачу в пятницу, 15 декабря, в 8:35 на телеканале «МИР».
Татьяна Рублева
«Джентльмены удачи» (1971)
Как я уже упомянул, одним из главных достоинств Гладкова было умение легко работать в самых разных музыкальных жанрах — даже тех, которые с точки зрения официозного искусства считались «низкими» и примитивными. Особенно брезгливо профессиональные композиторы относились к жанру т.н. «блатной» песни.
А вот Гладкову этот жанр был знаком не понаслышке. Ещё в своём послевоенном детстве он наигрывал на гармошке для дворовой полукриминальной шпаны «Мурку» и прочие блатные «шедевры». По воспоминаниям композитора, первую возможность применить свой дворовый опыт в профессии он получил в начале 1970-х от режиссёра Игоря Владимирова, который ставил на сцене спектакль «Укрощение строптивой».
Однако настоящую всесоюзную известность Гладкову принесла другая «блатная» тема — написанная для фильма «Джентльмены удачи». Эту блестящую кинокомедию про то, как трёх рецидивистов перевоспитал воспитатель детсада «под прикрытием», задумал Александр Серый (сам отсидевший 5 лет за участие в драке). А воплотить и пробить фильм на широкий экран Серому помог уже именитый Георгий Данелия.
Разумеется, чиновники от культуры испытывали по поводу главной музыкальной темы фильма сомнения — а не популяризация ли это блатного жанра? На что создатели фильма резонно заметили, что этот жанр ведёт свою историю с давних пор и, по сути, является народным фольклором. Кроме того, Гладков поступил с блатным мотивом в своём духе — обработал его с изяществом и юмором.
Были в фильме и песни. Возможно, не все помнят, что фильм открывается умильными звуками новогодней детской песенки про белые снежинки, которые внезапно сменяются тем самым блатным мотивом. Сама же песня звучит в фильме фрагментарно — в тот момент, когда герою Леонова дают послушать по телефону, как поют его маленькие подопечные. Наверно, по этой причине «Белые снежинки» не имели такой популярности, как другие новогодние песни вроде «Снежинки» Евгения Крылатова или «Расскажи, Снегурочка» самого Гладкова.
https://vk.com/video_ext.php
Песен в «Джентльменах удачи» могло бы быть и больше, но Данелия посчитал две из них излишними. Первая была написана для героя Савелия Крамарова по кличке Косой, который, если помните, озвучивал свои мечты так: «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом — и в Ялту…». Композиция так и называлась «Песня про Ялту» и исполнялась под гитару в духе того же дворового шансона.
Особенно мне жалко вторую песню — «Про слона». Она предназначалась для Хмыря (Георгия Вицина) и была стилизована под «Собачий вальс» (помните сцену, где Хмырь наигрывает на рояле?). Уморительно смешная песня с замечательными строчками:
Комедия имела ошеломительный успех. Интерес к ней и её саундтреку не угас до сих пор. На главную музыкальную тему тут же настрогали ремиксы и даже песни.
Выстрел в лицо
После выхода из тюрьмы Серый стал подозрительным и нервным. Тем более, что ему начал звонить тот самый художник, которого он превратил в инвалида. Он угрожал Александру, и в результате тот настолько был выбит из колеи, что у него начала развиваться мания преследования.
Александр со взведенным пистолетом проверял подъезд, прежде чем выпустить из квартиры жену или дочь. И однажды телефонные угрозы перешли в реальность. В двери позвонили, Александр открыл и чуть не погиб.
Бывший друг, а теперь злейший враг выстрелил ему в лицо из подводного ружья. Ранение было несмертельным – стрела всего лишь сильно рассекла щеку. Но на фоне постоянного стресса у Александра начала прогрессировать смертельная болезнь — рак крови.
Данелия неизменно присутствовал на съемочной площадке
Почему таксист не смотрел на Крамарова
Кадр из фильма «Джентльмены удачи», 1971 г.
Все, кто смотрел фильм, заметили: когда герои катаются на такси по Москве и не могут найти нужный адрес, Олег Видов, исполняющий роль таксиста-милиционера, старательно смотрит только вперед, не поворачивая головы в сторону Крамарова. И при этом разговаривает чуть ли не сквозь зубы.
На самом деле сцену пришлось снимать долго – Видов не мог сдержать хохота, когда Крамаров отпускал свои реплики. Фраза «Карту купи, лапоть! О, нашел, нашел, вон мужик в пиджаке, а вон дерево!» доводила актера буквально до истерики.
А какая сцена из фильма больше всего нравится вам?
Западная эксцентрическая комедия на советской почве
Город Джамбул, который упоминает Василий Алибабаевич («там тепло, там мой дом, моя мама»), ныне переименован в Тараз (Казахстан). Там на Базарной площади установлен памятник «Джентльменам удачи», как символ того, что герои все же дошли до родины одного из главных героев.
«Должно было много звезд сойтись, чтобы получился такой бессмертный хит, как «Джентльмены удачи», – говорит кинообозреватель газеты «Известия» Николай Корнацкий. – Одним талантом создателей подобный феномен не объяснить. По многим причинам это кино стоит особняком среди советской комедийной классики. Например, почти все российские комедии повествуют о любви. Этот же фильм – о дружбе, спонтанной вспышке симпатии между совершенно чужими взрослыми людьми. Кроме того, «Джентльменов удачи» отличает уникальное сочетание популярного советского мотива перевоспитания «неподдающихся» и чисто западного жанра эксцентрической комедии.
Для Георгия Данелии, который выступил здесь одним из сценаристов и худруком, это была возможность отдохнуть от привычного серьеза. Разрыв с его прошлым творчеством подчеркивает подзаголовок названия во вступительных титрах: «НЕлирическая комедия». Как известно, собственный жанр лирической комедии Данелия придумал ранее. Что до «Джентльменов удачи», те были вызывающе, гомерически смешны!
Плотность и смелость гэгов была невероятной по меркам отечественного кино тех лет. Рокировка двойников, шутки с переодеванием в женскую одежду – и в то же время есть погони, драки, есть даже убийство! Сцены в тюрьме довольно точно воспроизводят быт зэков, герои «ботают» по настоящей «воровской» фене, хотя и облагороженной сценаристами. Режиссер Александр Серый сам отсидел в тюрьме несколько лет (влез по молодости в драку), поэтому знал, что снимал. Редко какая комедия так точно говорит о реальности. И еще реже предлагает настолько объемных персонажей».
Успех за океаном:
Советские актеры, которые пытались покорить Америку
Можно без конца читать, как снимался этот фильм. Например, Евгению Леонову никак не удавалось проехать на верблюде. Тогда дрессировщику, спрятанному от камер за верблюдом, пришлось самому провезти его на закорках. А как верблюд плюнул в Савелия Крамарова! Планировалось, что актера просто измажут в пене и снимут последовательно сперва верблюда, а потом обтекающую физиономию. Но Савелий Крамаров так раздразнил верблюда, что тот в сердцах плюнул в него по-настоящему!
Сцены на снегу, когда главные герои натирают друг друга снегом и орут, вообще не было в сценарии. Это была чистая актерская импровизация! Планировалось снять просто зарядку на снегу. Крамаров решил подшутить над Муратовым – подкрался к нему и начал натирать снегом. Василий Алибабаевич завопил от неожиданности, а Вицин подхватил игру и сделал то же самое с Крамаровым. В таком виде дубль и вошел в картину.
Чиновники от кино очень серьезно раскритиковали диалоги в сценарии фильма. От авторов потребовали максимально вычистить «блатной жаргон». В результате создателям фильма пришлось сочинить свой собственный, квази-блатной язык.
«Там блестящий текст: все реплики сразу стали крылатыми, – говорит кинокритик Ирина Павлова. – А учитывая, что этот текст произносят Георгий Вицын, Евгений Леонов, Савелий Крамаров, Эраст Гарин, фильм был просто обожаем! Фразы героев вызывают гомерический хохот. Даже когда классическая «падла» из соображений цензуры меняется на «редиску», оказывается, что «редиска» еще смешнее!»