Бернардо бертолуччи: как начать смотреть его фильмы
Содержание:
- Что смотреть дальше
- Детство знаменитости
- Ранний период жизни
- «Последний император» (1987)
- «Двадцатый век»
- Цитаты о Висконти
- Фильм Про. Коллекции
- Конформист
- Последнее танго в Париже
- Двадцатый век
- Последний император
- Ускользающая красота
- Мечтатели
- Ты и я
- Послушай меня, Марлон (2015) (Listen to Me Marlon)
- Серьезная работа в кино
- Семь классических кадров из фильмов Висконти
- С каких фильмов не стоит начинать
- Фильмы
- С кем работал Бертолуччи
- С чего начать
- Автобиография
- Тематика фильмов Бертолуччи
- С каких фильмов не стоит начинать
- Личная жизнь
- Заключение
Что смотреть дальше
1 / 3
Кадр из фильма «Конформист». 1970 год Paramount Pictures
2 / 3
Кадр из фильма «Последнее танго в Париже». 1972 год Les Productions Artistes Associés; Produzioni Europee Associati (PEA)
3 / 3
Кадр из фильма «Двадцатый век». 1976 год Paramount Pictures; United Artist; 20th Century Fox
После «Мечтателей» можно переместиться в 1970-е и посмотреть три главные картины режиссера — «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972) и «Двадцатый век» (1976). «Конформист» — провокационное исследование природы фашизма. Главный персонаж (героем его назвать сложно), сыгранный Жаном-Луи Трентиньяном, в детстве стал жертвой сексуального насилия. Он чувствует себя не таким, как остальные, ущербным, слабым и, чтобы скрыть эту уязвимость от других, сливается с набирающей мощь организацией — фашистской партией. Бертолуччи рассматривает тоталитаризм как психический механизм компенсации, возможность заместить собственное бессилие чужой силой.
Еще более провокационную форму для исследования социального через сексуальное Бертолуччи выбирает в фильме «Последнее танго в Париже». Американец (Марлон Брандо), который не может прийти в себя после самоубийства жены, снимает квартиру для интимных встреч с молодой француженкой (Мария Шнайдер). Он ничего не рассказывает о себе и запрещает ей говорить о прошлом, происхождении, семье. Их встречи очищены от социального, в отношения вступают не американец и француженка, а анимус и анима, мужское и женское начала как таковые. Выходящая из-под контроля сексуальная агрессия (особенно в знаменитой сцене с багетом и маслом) становится для персонажа Брандо единственным способом выразить давно накопившуюся ярость, бунт против общественных норм.
В фильме-колоссе «Двадцатый век» (он длится пять с половиной часов, а его события разворачиваются с 1901 по 1945 год) Бертолуччи вновь показывает большое через малое, социально-политические процессы итальянской истории первой половины ХХ века через отношения двух друзей, родившихся в одном поместье в один и тот же день, — крестьянина и землевладельца (Жерар Депардье и Роберт Де Ниро).
1 / 3
Кадр из фильма «Последний император». 1987 год Columbia Pictures
2 / 3
Кадр из фильма «Под покровом небес». 1990 год Recorded Picture Company
3 / 3
Кадр из фильма «Маленький Будда». 1993 год CiBy 2000; Recorded Picture Company (RPC); Serprocor Anstalt
После «Двадцатого века» можно посмотреть три фильма, составляющие «восточный цикл»: «Последний император» (1987) с Питером О’Тулом, «Под покровом небес» (1990) с Джоном Малковичем и «Маленький Будда» (1993) с Киану Ривзом. «Последний император» вновь рассказывает историю страны посредством частной биографии — теперь это Китай, и в центре повествования — судьба последнего правителя династии Цин Айсиньгёро Пуи. Эта картина стала самым титулованным произведением Бертолуччи: она получила девять «Оскаров», в том числе в номинации «Лучший фильм», а режиссер — персональную статуэтку.
1 / 2
Кадр из фильма «Ускользающая красота». 1996 год Searchlight Pictures
2 / 2
Кадр из фильма «Осажденные». 1998 год BBC Television Centre; Mediaset; Fiction Films; Navert Film; Tele+
После «восточного» цикла стоит ненадолго задержаться в 1990-х и посмотреть два фильма, созданные Бертолуччи после возвращения в Италию, — мелодраму «Ускользающая красота» (1996) с Лив Тайлер в главной роли и социальную драму «Осажденные» (1998).
1 / 3
Кадр из фильма «Костлявая кума». 1962 год Cinematografica Cervi; Cineriz
2 / 3
Кадр из фильма «Перед революцией». 1964 год Cineriz, Iride Cinematografica
3 / 3
Кадр из фильма «Партнер». 1968 год Red Film
А завершить знакомство с творчеством режиссера можно его ранними работами. В полнометражном дебюте «Костлявая кума» (1962) Бертолуччи соединяет традиции детектива, проблематику итальянского неореализма и прихотливую структуру «Расёмона» Акиры Куросавы. «Перед революцией» (1964) — переосмысление сюжета романа Стендаля «Пармская обитель» в стилистике французской «новой волны». «Партнер» (1968) — вольная экранизация «Двойника» Достоевского с Пьером Клеманти и Стефанией Сандрелли в главных ролях. В фильмах 1960-х хорошо видно преодоление влияния Пазолини и рождение собственного стиля Бертолуччи.
Как начать смотреть Куросаву
Как выходец из самурайской семьи изменил мировой кинематограф
Детство знаменитости
Родился Бернардо в 1940 году, в семье профессора истории искусств, и с детства часто бывал на съемках фильмов. Наверное, этот вид искусства у него уже тогда был, что называется, «в крови», потому что многие члены его семьи связаны именно с кино.
С шести лет он начал подражать отцу – писать стихи, потому что очень уважал своего отца Аттилио.
Уже в 17 лет Бернардо снимает любительский фильм «Канатная дорога», а еще через год – ленту «Смерть свиньи».
Однако учиться Бертолуччи отправляется на филологический факультет, и здесь его талант проявляется в поэзии: он выпускает сборник «В поисках тайны», за что и получает Национальную литературную премию.
Так со школьной скамьи, от режиссерских проб Бернардо дошел до значительных высот в литературе. И не бросил поэзию, хотя съемочные площадки влекли его неудержимо.
Ранний период жизни
Бертолуччи родился в итальянском городе Парма , в регионе Эмилия-Романья . Он был старшим сыном Нинетты (Джованарди), учителя, и Аттилио Бертолуччи , поэта, известного историка искусства, антолога и кинокритика. Его мать родилась в Австралии от отца-итальянца и матери- австралийки (ирландского и шотландского происхождения).
Выросший в художественной среде, Бертолуччи начал писать в возрасте 15 лет и вскоре получил несколько престижных литературных премий, включая Premio Viareggio за свою первую книгу. Биография отца способствовала его карьере: старший Бертолуччи помог итальянскому режиссеру Пьеру Паоло Пазолини опубликовать его первый роман, а Пазолини ответил взаимностью, наняв Бертолуччи в качестве первого помощника в Риме на Аккаттоне (1961).
У Бертолуччи был один брат, театральный режиссер и драматург Джузеппе (27 февраля 1947 — 16 июня 2012). Его двоюродным братом был продюсер Джованни Бертолуччи (24 июня 1940 г. — 17 февраля 2005 г.), с которым он работал над рядом фильмов.
«Последний император» (1987)
Картина рассказывает о последнем императоре Китая Пу И, который был повелителем огромного количества человек. Ему предсказывали «десять тысяч лет счастья», но XX век перемен внес свои коррективы в мир древних традиций. Последний из династии Пу И в 1908 году, в возрасте трех лет, был возведен на Трон Дракона. Люди относились к императору-ребенку с трепетом, возводя его в ранг божества. Ему было разрешено все, кроме одного, ему не разрешалось покидать пределы дворца.
Биографическая драма Бернардо Бертолуччи получила положительные отзывы критиков, 9 статуэток «Оскар», 4 награды «Золотой глобус» и 3 премии BAFTA. Фильм также имел кассовый успех: только в прокате в США собрал более $43 миллиона при бюджете 23 миллиона.
«Двадцатый век»
Эта картина входит в список лучших фильмов Бернардо Бертолуччи. Мелодрама рассказывает историю двух парней, которые кажутся очень похожими. В действительности у них абсолютно разные судьбы. Один из них стал долгожданным ребенком, другой – лишним ртом в бедной семье. Объединяет мальчиков лишь год рождения – 1900. Сложно представить, что эти двое смогут подружиться, пронести свои отношения через всю жизнь.
Главные герои – дети страшных лет Европы. Их детство приходится на годы Первой мировой войны, а зрелость наступает под грохот нацистских орудий. Образы ключевых персонажей воплотили Роберт де Ниро и Жерар Депардье.
Цитаты о Висконти
Лукино Висконти в Венеции. 1956 год
«Его часто относят к великим политическим художникам, но это слишком ограниченное и холодное определение. Его восприятие европейской истории было грандиозным, и он из первых рук знал жизнь богатых и влиятельных, но в определенный момент его привлекла другая сторона жизни, относящаяся к бедным и слабым. У него было сильное чувство того, как абсолютно все, от сицилийских рыбаков в его классической неореалистической работе „Земля дрожит“ до венецианских аристократов в „Чувстве“, затронуты великим движением истории» Martin Scorsese on Visconti’s Rocco and His Brothers. The Film Foudation. 7 March 2016..
«Висконти внушает уважение прежде всего как автор. В особенности — как автор фильма „Земля дрожит“, поскольку здесь его интеллектуальный опыт достигает вершин поэзии» Лукино Висконти. Статьи. Свидетельства. Высказывания. М., 1986..
Как начать смотреть Микеланджело Антониони
Детективы без разгадок, потерянные герои и рваный сюжет
«В 1948 году Висконти создал фильм „Земля дрожит“ — одно из наиболее последовательных осуществлений поэтики неореализма. В этом фильме всё… протест против „искусственности искусства“. Но уже в 1953 году он снял фильм „Чувство“ — не бесспорный по решениям, но крайне интересный по замыслу. <…> Оторванная от контекста, лента поражает театральностью, открыто оперным драматизмом… Однако в контексте общего движения искусства, в паре с „Земля дрожит“, это получает иной смысл. Искусство голой правды, стремящееся освободиться от всех существующих видов художественной условности, требует для восприятия огромной культуры. Будучи демократично по идеям, оно становится слишком интеллектуальным по языку. Неподготовленный зритель начинает скучать. Борьба с этим приводит к восстановлению прав сознательно-примитивного, традиционного, но близкого зрителю художественного языка. В Италии комедия масок и опера — искусства, чья традиционная система условности понятна и близка самому массовому зрителю. И кинематограф, дойдя до предела естественности, обратился к условной примитивности художественных языков, с детства знакомых зрителю» Ю. Лотман. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973..
«Это человек Возрождения, который все умеет делать и ни от чего не отказывается. Он весь отдан радости созидать и жить» В. Шитова. Лукино Висконти. М., 1965..
«У меня не раз возникало ощущение, что в режиссуре Висконти замешано какое-то колдовство. Известно, что Висконти был непримиримым врагом всяческого шарлатанства, любой „черной магии“ в искусстве и жизни — и в то же время к нему самому, к его облику и творчеству необычайно подходят определения магии и волшебства!..» Лукино Висконти. Статьи. Свидетельства. Высказывания. М., 1986.
как начать смотреть фильмы
Ларса фон Триера
Джима Джармуша
Хаяо Миядзаки
Альфреда Хичкока
Вуди Аллена
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Маргиналия дня
Рожающие мужчиныСтихотворение дня
Григорий ДашевскийХайку дня
Рансэцу о смерти
Архив
Фильм Про. Коллекции
Давно прошли годы, когда итальянский кинематограф был главным в мире. Теперь это крупная кинодержава, но ей явно не хватает гениев. Вспоминая лучшие фильмы Бернардо Бертолуччи, одного из последних представителей ещё того, прежнего итальянского кино, мы отдаём должное удивительной традиции и тем, кто её создавал.
Бернардо Бертолуччи. Лучшие фильмы
Конформист
Бертолуччи ещё не было тридцати, когда он снял без преувеличения великий фильм по роману Альберто Моравиа. Может быть, сама эпоха располагала к этому: в эти годы выходят самые мудрые и яркие произведения о фашизме в кино. На фоне своих более опытных и радикальных коллег Бертолуччи отнюдь не выглядит второстепенно, он вводит в фильм сложнейшую композицию, которая позволяет тоньше передать ощущения пойманного в ловушку героя. В советском прокате фильм шёл полностью перемонтированным и сильно сокращённым.«Конформист». Трейлер
Последнее танго в Париже
Марлон Брандо ненавидел этот фильм, обвиняя Бернардо Бертолуччи в том, что тот слишком беззастенчиво заглянул в его душу и продемонстрировал её самые ранимые места на экране. Вызывающий эротизм фильма принёс ему невероятную популярность в массах (и запрет для проката в ряде стран), а элитарный зритель отмечал философскую разработку психологии отношений героев с акцентом на их одиночестве.«Последнее танго в Париже». Трейлер
Двадцатый век
Бертолуччи всегда тяготел к большим формам, первые варианты его картин часто длились по нескольку часов. Но «Двадцатый век» — работа самая монументальная и оправдывающая свою итоговую длительность, почти пять с половиной часов. Впрочем, Бертолуччи смонтировал для международного проката версию длиной всего в 3,5 часа. Любопытно, что хотя фильм с самого своего появления считался шедевром, у него нет ни одной крупной кинонаграды.«Двадцатый век». Трейлер
Последний император
Зато у этой картины целых 9 «Оскаров»: американцы пришли в восторг от этой дорогостоящей исторической драмы, в центре которой – император Пу И, который прошёл через одиночество во дворце, в тюрьме и в собственном саду. Последнего он желал сам, первые два ему были навязаны судьбой. В основной части фильма одним из главных персонажей становится английский преподаватель и советник Пу И Реджиналд Джонстон, мемуары которого использовал Бертолуччи. Питер О’Тул номинировался за эту роль на «Оскар», но не получил его, как не получил его ни за одну другую роль, удостоившись в итоге почётного «Оскара» в 2003 году.«Последний император». Трейлер
Ускользающая красота
От больших тем и форм Бертолуччи в зрелом возрасте перешёл к локальным, но от этого не менее драматичным сюжетам. Томление девушки, вступающей во взрослую жизнь и видящей в ней только много прекрасных перспектив, несмотря на то, что её окружают трагедии и смерть. Душа Люси жаждет любви, а её тело согрето итальянским солнцем: здесь всё чужое и незнакомое, но во всём видятся какие-то прекрасные тайны. Бертолуччи любуется этой молодостью, позволяя ей не растерять это жизнелюбие.Трейлер фильма «Ускользающая красота»
Мечтатели
Ещё один фильм о совсем молодых людях – любовный треугольник времён французских волнений 1968 года. Американский юноша влюбляется во француженку, которая живёт со своим братом в огромном доме, пока родители в отъезде. Вместе молодые люди смотрят кино, говорят обо всём на свете и, конечно, занимаются любовью, снимая все запреты и на интеллектуальном, и на телесном уровнях.«Мечтатели». Трейлер
Ты и я
Последний на данный момент фильм Бертолуччи снят через много лет после «Мечтателей», хотя, казалось, больше мы ничего от классика итальянского кино не дождёмся. Теперь история ещё локальнее: подвал, убежавший из дома подросток и девочка с улицы, которой негде жить, так что она решила подружиться с угловатым пареньком. В отличие от предыдущих фильмов Бертолуччи, здесь мы видим совершенных детей, которые слишком целомудрены и для своего подвала, и для всего мира, в котором им предстоит жить. Трейлер фильма «Ты и я»
Двадцатый век,
Конформист,
Ускользающая красота,
Мечтатели,
Последний император,
Ты и Я,
Последнее танго в Париже
Бернардо Бертолуччи,
Марлон Брандо,
Питер О’Тул
Новинка
Послушай меня, Марлон (2015) (Listen to Me Marlon)
Биография, Документальный
Режиссер: Стивен Райли
В ролях: Марлон Брандо, Стелла Адлер, Бернардо Бертолуччи
Уникальный аудио-автопортрет гениального актера
Создателям фильма удалось, что называется, получить доступ к первоисточнику — аудиозаписям Брандо, сделанным самим актером в домашней обстановке, во время деловых встреч, пресс-конференций, а также (внимание!) сеансов гипноза и психотерапии
Брандо был известным эксцентриком, презиравшим собственную славу и находившийся в непростых отношениях с выбранной профессией; все эти грани оживают в закадровых монологах актера, интимность которых достигает предельных степеней душевной обнаженности.
Серьезная работа в кино
Когда Бернардо исполнился 21 год, он познакомился с режиссером Пазолини и помогает ему в съемках. После этого его путь определился окончательно: он бросил университет и начал снимать кино. Его первой работой стала картина «Костлявая кума» про убийство проститутки и его расследование.
И поскольку в его жизни поэзия переплетается и перекликается с кино, критики увидели в этой картине стремление режиссера показать «победу образа над словом» — так много здесь было панорам, движений камерой чередований разных кинематографических приемов.
Непонятно как, но Бертолуччи еще успевает писать стихи, и через год выпускает сборник «В поисках загадки», за который также получает премию Виареджо.
Всемирную известность как режиссер Бернардо Бертолуччи получил за картину «Конформист»(1970), в которой пытался исследовать психологические истоки фашизма. После этого у него выходит еще много известных на весь мир фильмов – таких, как романтическая история «Последнее танго в Париже», эпопея «Двадцатый век» о переплетении судеб разных людей и их классовой вражде.
Семь классических кадров из фильмов Висконти
1 / 7
Кадр из фильма «Земля дрожит». 1948 год
Строгая графика и минималистский стиль Альдо Грациати, оператора-постановщика картины, подчеркивают суровость условий, в которых живут герои фильма.
Universalia Film
2 / 7
Кадр из фильма «Рокко и его братья». 1960 год
Знаменитая сцена объяснения персонажей Алена Делона и Анни Жирардо на крыше миланского Дуомо — буквально под облаками.
Titanus; Les Films Marceau
3 / 7
Кадр из фильма «Леопард». 1963 год
45-минутный эпизод бала стал одним из самых дорогих и сложнопостановочных в итальянском кино.
Titanus; Société Nouvelle Pathé Cinéma; Société Générale de Cinématographie
4 / 7
Кадр из фильма «Гибель богов». 1969 год
Хельмут Бергер в образе Марлен Дитрих из фильма Джозефа фон Штернберга «Голубой ангел».
Eichberg-Film GmbH; Ital-Noleggio Cinematografico; Praesidens; Pegaso Cinematografica
5 / 7
Кадр из фильма «Смерть в Венеции». 1971 год
Тадзио (Бьёрн Андресен) — воплощение абсолютной красоты.
Alfa Cinematografica; Warner Brothers Pictures
6 / 7
Кадр из фильма «Людвиг». 1972 год
Вершина декоративного стиля Висконти — пышного, изысканного, утонченного.
Mega Film Romana; Cinetel Paris; Divina Film München; Dieter Geissler Filmproduktion
7 / 7
Кадр из фильма «Семейный портрет в интерьере». 1974 год
Берт Ланкастер, альтер эго Лукино Висконти.
Rusconi Film; Gaumont International
С каких фильмов не стоит начинать
1 / 2
Кадр из фильма «Луна». 1979 год 20th Century Fox
2 / 2
Кадр из фильма «Трагедия смешного человека». 1981 год Ladd Company, Warner Bros.
С «Луны» (1979) и «Трагедии смешного человека» (1981). Оба фильма посвящены рвущимся связям между поколениями. «Луна» — экзистенциальная драма о поиске отца и собственной идентичности. «Трагедия смешного человека» — своеобразный перевертыш «Луны»: это криминальная драма об отце, который пытается вернуть сына, взятого в заложники. После скандального «Последнего танго в Париже» и эпического «Двадцатого века» от Бертолуччи ждали совсем другого, и картины были приняты прохладно
В случае с «Трагедией смешного человека» внимание прессы и вовсе переключилось с режиссера на актера — главную роль в этом фильме сыграл один из самых популярных итальянских артистов Уго Тоньяцци. На фоне нарастающего кризиса итальянского кино Бертолуччи уезжает из Италии
Следующий фильм на родине он снимет только через 15 лет.
Кадр из фильма «Я и ты». 2012 год
Не стоит, пожалуй, начинать и с его последней картины «Я и ты» (2012). В этой драме взросления, каждый кадр которой полон поэзией, Бертолуччи прощается со своим детством. Начиная с юности режиссер пытался выйти из тени своего отца, знаменитого поэта Аттилио Бертолуччи. А к концу жизни пришел с риторическим вопросом: «Разве не обречены дети поэтов пытаться визуализировать то, что отцы описывали словами?» Б. Бертолуччи. Мое прекрасное наваждение. М., 2012. Фильм наполнен отсылками и к картинам самого Бертолуччи, и к картинам, которые на него повлияли, — в частности, в финальных кадрах режиссер цитирует «Четыреста ударов» Трюффо. Все это будет хорошо видно уже после знакомства с основными произведениями Бертолуччи, поэтому фильмом «Я и ты» лучше завершить путешествие по его творчеству.
Фильмы
Первая полнометражка Бертолуччи «Костлявая кума» — детективный триллер об убийстве «ночной бабочки». Лента «Перед революцией», снятая через 2 года, гораздо дальше от кинематографического мейнстрима — это осовремененная интерпретация романа Стендаля «Пармская обитель», рассказывающая о юноше, который, протестуя против буржуазной морали, рвет отношения с невестой и вступает в связь с тетушкой.
Режиссер Бернардо Бертолуччи
Далее в фильмографии Бертолуччи следуют загадочная картина о сумасшествии синефила («Партнер») и увлекательная лента «Стратегия паука» — первое обращение режиссера к исследованию источников фашизма. В «Стратегии» границы между прошлым и настоящим, правдой и вымыслом размыты, а за кадром постоянно звучит музыка Верди. Фабула ленты несколько напоминает сюжет тогда еще не снятого фильма «Однажды в Америке».
Всемирно известная картина «Конформист» снята Бертолуччи после вступления в Коммунистическую партию. Режиссер заставляет зрителей почувствовать себя участниками фашистских преступлений. Большую роль в сюжете играют сексуальные инверсии героев.
Марлон Брандо, Бернардо Бертолуччи и Мария Шнайдер на съемках фильма «Последнее танго в Париже»
Вымораживающий зрителей эротический триллер «Последнее танго в Париже» получил 2 номинации на «Оскар», но оба исполнителя главных ролей – Марлон Брандо и Мария Шнайдер – утверждали, что чувствовали себя униженными режиссером. Лента упоминается в картине другого оскароносного лауреата Владимира Меньшова «Зависть богов». Итальянский суд запретил прокат фильма, приговорил режиссера к условному сроку и на 5 лет лишил права участвовать в выборах.
Следующим шедевром Бертолуччи стала эпическая лента «Двадцатый век» продолжительностью 317 минут, рассказывающая о дружбе простака и потомственного аристократа на фоне эпохи. Главные роли сыграли Жерар Депардье и Роберт де Ниро. Фильм шокировал зрителей эпизодом двойной мастурбации главных героев.
Бернардо Бертолуччи, Роберт де Ниро и Жерар Депардье на съемках фильма «Двадцатый век»
Начало 80-х годов ознаменовалось съемками «Трагедии смешного человека», в которой владелец завода по производству сыров мучается от необходимости заплатить выкуп за похищенного сына.
Следующие 3 картины Бертолуччи снимались в экзотических для европейцев странах. Это получившая 9 «Оскаров» лента «Последний император», консультантом которой выступал брат монарха, снятый в Африке фильм «Под покровом небес», которым остался недоволен автор первоисточника – классик американской литературы Пол Боулз, и поляризация основ буддизма «Маленький Будда».
Киану Ривз и Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Маленький Будда»
Картина, одобренная далай ламой, повествует о поисках очередной реинкарнации Будды. Фильм интересен игрой Киану Ривза и первыми в истории кинематографа съемками в Бутане. За роль в ленте актер Крис Айзек номинирован на антипремию «Золотая малина».
В фильме «Ускользающая красота» героиня Лив Тайлер выясняет, кто является ее биологическим отцом, и мечтает о близости с человеком, подарившим ей поцелуй 4 года назад. Любопытно, что сама артистка узнала, кто ее отец, лишь в 9 лет.
Бернардо Бертолуччи на съемочной площадке
Фильм «Мечтатели» воспевает красоту и молодость. Два парня и девушка на фоне студенческой революции во французской столице наслаждаются свободой и эротическими радостями, отвергая буржуазную мораль. Это самый юный, по ощущению, фильм Бертолуччи. В картине дебютировала будущая «девушка Бонда» Ева Грин.
«Я и ты» — последний фильм Бертолуччи, снятый режиссером, прикованным к инвалидной коляске. Сохранились фото, подтверждающие трудовой героизм Бернардо. Лента рассказывает о подростке, испытывающем трудности в общении.
С кем работал Бертолуччи
Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Маленький Будда». 1992 год
Пять картин, в том числе «Двадцатый век», Бертолуччи создал вместе с Эннио Морриконе — одним из самых знаменитых кинокомпозиторов, обладателем двух «Оскаров». В четырех фильмах — «Партнере», «Конформисте», «Двадцатом веке» и «Ускользающей красоте» — снялась Стефания Сандрелли, одна из главных актрис итальянского кино 1970-х.
Восемь фильмов, включая ключевые работы («Конформист», «Последнее танго в Париже», «Двадцатый век», «Последний император»), снял выдающийся оператор, обладатель трех «Оскаров» Витторио Стораро. Бертолуччи называл его «волшебником светотени». Стораро был не только практиком, но и теоретиком операторского искусства, он написал фундаментальную работу «Живопись светом». Камера Стораро помещает героев Бертолуччи в залитые светом гигантские пространства, где они как на ладони; другим персонажам, наоборот, помогает прятать эмоции с помощью контрастного освещения и теней; демонстрирует десятки оттенков столь любимого режиссером серого; помогает зрителю перенестись в другую эпоху с помощью тонкой и точной стилизации.
С чего начать
Кадр из фильма «Мечтатели». 2003 год
Знакомство с творчеством режиссера лучше начать с его самой известной картины — «Мечтатели» (2003), главные мужские роли в которой сыграли восходящие звезды Майкл Питт и Луи Гаррель, а женскую — дебютантка Ева Грин. В этом фильме видны все основные принципы эстетики Бертолуччи. Во-первых, повествование о большом через малое, об общем — через частное, о политическом — через личное. Действие фильма происходит в Париже в 1968 году, но событиям майской революции — студенческим волнениям, манифестациям у здания синематеки на площади Трокадеро, столкновениям с полицией — посвящены всего две сцены, первая и последняя. Они как скобки, в которые заключена частная история двух молодых парижан и американского студента, приехавшего учиться по обмену.
Большая часть действия происходит в квартире и посвящена разговорам о кино и сексуальным экспериментам. И это вторая важнейшая черта режиссерского стиля Бертолуччи — эротизм в его фильмах часто работает как метафора социальных отношений. В «Мечтателях» сексуальное раскрепощение становится формой взросления, политического протеста и освобождения от навязанных моделей поведения.
Кадр из фильма «Мечтатели». 2003 год
Основная сюжетная коллизия фильма, время действия и диалоги помогают увидеть третий ключевой элемент эстетики Бертолуччи. Почти все его фильмы наполнены интертекстуальной игрой — от стилизации под эпоху до россыпи отсылочных кодов для интеллектуального зрителя. Запутанные отношения между двумя молодыми людьми и одной девушкой отсылают к важнейшему фильму французской «новой волны» — «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо. Сцена пробежки по Лувру — цитата из годаровской «Банды аутсайдеров». Икону французской «новой волны» Жан-Пьера Лео, защищающего синематеку, играет сам Жан-Пьер Лео — для актера камео в «Мечтателях» стало чем-то вроде машины времени, с помощью которой он вернулся в 1968 год. Кроме того, персонажи бесконечно обсуждают фильмы Чаплина, Бунюэля, Хоукса, Уайлдера, Штернберга. «Мечтатели» — фильм о синефилии для синефилов, признание в любви кинематографу.
Как начать смотреть Годара
И обязательно ли понимать, о чем в его фильмах идет речь
Автобиография
Б.Бертолуччи родился в очень непростое время. Начало сороковых годов 20 века. Послевоенные годы, Италия. Родился в семье известного кинокритика, поэта Аттилио Бертолуччи и учительницы. Семья поощряла интерес сына к поэзии, а писать он начал рано. Поступил в Римский университет на факультет современной литературы. Там познакомился с режиссером П.П.Пазолини. Ассистировал ему на съемках и настолько увлекся кинематографом, что в 22 года бросил учебу в университете.
В 1962 году он снял свой первый фильм — “Костлявая кума”, в который его порекомендовал Пазолини в качестве сценариста. Тогда же вышел первый сборник стихов, за который он получил литературную премию Viareggio (Виареджо).
Б.Бертолуччи снимал неоднозначные фильмы для своего времени. Как например, “Конформист” (1970 г.). В нем затронута очень “болезненная” тема для Италии — подчинение фашизму.
Режиссера много критиковали на родине из-за провокационности его фильмов, излишней подчеркнутости разных форм человеческой сексуальности. Например, за картину “Последнее танго в Париже” режиссера и исполнителя главной роли (М.Брандо) даже приговорили к условным срокам.
В конце 70х, после двух неудачных премьер в Италии, режиссер принял решение уехать в Англию и больше не касаться итальянских тем в кино. Но в 1995 году возвращается в Италию.
В фильмах мастера переплетаются личные судьбы героев, исторические события страны, политические перемены, всё связано между собой. Настолько тонко, что не всегда и поймешь, только чувствуешь эту провокацию и глубокий смысл.
За годы творчества он снял около 50 фильмов в качестве режиссера, сценариста, соавтора, продюсера. Он завоевал известность по всему миру, стал признанным великим режиссером, получил множество наград в разный странах, возглавлял жюри фестиваля в Каннах и многое другое.
Тематика фильмов Бертолуччи
Критики делят фильмографию Бертолуччи на несколько периодов:
· Первый поэтический период – тот самый, когда он хотел образом победить слово, показать поэзию картин, красок, пейзажей , панорам и человеческих лиц, включая сюда и диалоги, то есть слова, как одну из составляющих тех же образов.
· Так называемый почвеннический, или приземленный, который был начат фильмом «Стратегия паука» и закончился лентой «Двадцатый век».
· И, наконец, так называемый заморский период с китайскими и буддийскими мотивами – фильмы с участием интернациональных звезд кино : в кадре здесь Африка, Китай, Тибет, США.
С каких фильмов не стоит начинать
Кадр из фильма «Невинный». 1976 год
С последней картины «Невинный» (1976) по раннему роману Габриеле д’Аннунцио: Висконти снимал ее в инвалидном кресле после перелома шейки бедра и не успел закончить. Режиссер умер от тромбоза через несколько дней после просмотра чернового монтажа, которым остался недоволен.
Кадр из фильма «Посторонний». 1967 год
Не лучшая точка входа в мир Висконти и еще одна экранизация (1967) — романа Альбера Камю «Посторонний». Этот фильм со звездами европейского кино Марчелло Мастроянни и Анной Кариной был номинирован на «Золотого льва Святого Марка» в Венеции и американскую премию «Золотой глобус», но наград не получил и был прохладно принят критиками. От Висконти ждали радикальной интерпретации, но он, наоборот, экранизировал Камю слишком близко к тексту, и на фоне других работ фильм кажется блеклым.
Кадр из фильма «Одержимость». 1943 год
И, пожалуй, не стоит начинать знакомство с Висконти с его первого фильма «Одержимость» (1943) с Кларой Каламаи и Массимо Джиротти. Черты уникального авторского стиля здесь еще не проявлены в полной мере и будут лучше видны после просмотра главных картин режиссера.
Личная жизнь
Бернардо вступал в брак дважды, но оба союза не принесли кинематографисту детей.
Бернардо Бертолуччи и его первая жена Адриана Асти
Первая спутница жизни – итальянская артистка Адриана Асти – была старше режиссера на 8 лет и к моменту съемок в фильме Бертолуччи «Перед революцией» уже мелькнула в звездной ленте Лукино Висконти про боксера Рокко. Семейный союз просуществовал 5 лет.
Вторая жена – сценарист и режиссер, уроженка Танзании Клер Пиплоу. Этот брак выдержал проверку временем и продлился 40 лет, до смерти Бертолуччи.
Бернардо Бертолуччи и его вторая жена Клер Пиплоу
В целом о личной жизни режиссера, приговоренного к условному сроку «за аморальность», известно мало. Кинематографисту приписывают роман с художницей Марией Паолой Майно. Бернардо был увлекающимся человеком, однако влюблялся не столько в людей, сколько в идеи – поклонялся марксизму и фрейдизму, от атеизма, исповедуемого в молодости, перешел к буддизму. Но главной страстью Бертолуччи был кинематограф.
Титану итальянского кино принадлежит ряд ярких афоризмов. Кинематографист считал, что «любви нет, существуют только подтверждения этого чувства», а запреты провоцируют людей на борьбу со скукой.
Заключение
Конечно, его фильмы не для всех. Они не массовые. И вряд ли каждый скажет, что они ему по душе. Они для тех, кто готов при просмотре фильма подумать. Кто готов принять другой, порою провокационный, смысл фильма. Возможно, поэтому так часто режиссер подвергался критике. Но безусловен его индивидуальный подход к кино. Его уникальный взгляд на мир. Его философское отношение к происходящему в этом мире.
Фильмы мастера изучают сегодня в киношколах всего мира как примеры настоящего и уникального творчества и смелости. И, несмотря на провокационность его картин, многие актеры признаются в интервью, что лучшие роли они сыграли именно в его фильмах.
Автор статьи: Ульяна Гуляева