Баширов мечтал создать шведскую семью
Содержание:
- ВГИК и знакомство с андеграундом
- Детство и юность
- Актер Александр Баширов
- Фильмография Баширова
- Старшая жена (2008)
- Чем занимается актер сейчас
- Детство и юность
- Фильмы
- 9 рота (2005)
- Награды и премии
- Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви (1989)
- Самое интересное
- Детство и юность
- Асса (1988)
- Начало актерской деятельности
- Фильмы и роли
- Отец (2007)
ВГИК и знакомство с андеграундом
В 1984 г. Баширов стал студентом режиссерского факультета ВГИК. Саша учился на одном курсе с Иваном Охлобыстиным, Тиграном Кеосаяном и Федором Бондарчуком; не пропускал ни одной возможности поупражняться в этюдах, поэтому часто помогал ребятам из казахской группы, которой руководил Сергей Соловьев.
Александр Баширов в молодости
В группе учился будущий режиссер Рашид Нугманов, впоследствии снявший культовую «Иглу» (1988 г). Рашид познакомил Баширова с Виктором Цоем, Сергеем Курехиным – клавишником группы «Аквариум», Петром Мамоновым. Андеграундная ленинградская «тусовка» приняла Баширова, как родного, ведь он был талантливой, неординарной личностью. Нугманов восхищался его умением добиться чего угодно, вспоминая, в частности, эпизод, когда Баширов не стал покупать билет в автобусе, убедительно прикинувшись ветераном Афганистана.
Рост Александра Баширова – 172 см
Однако эпатажная выходка Саши, игравшего Сатану во время студенческого спектакля «Фауст», едва не привела к отчислению. Он полностью обнажился на сцене, а в зале присутствовали мэтры советского кино – Сергей Бондарчук, его бывшая жена Инна Макарова и настоящая – Ирина Скобцева. Тем не менее, парня не отчислили, хотя его мастер Игорь Таланкин отказался дальше работать с проблемным студентом. Баширов перешел в группу к Анатолию Васильеву и в 1989 г. благополучно окончил вуз.
Детство и юность
Родился Александр в Ханты-Мансийской деревне. Семья Баширова была неполной. Об искусстве ни кто в семье и не помышлял, тем более, что она была из разряда неблагополучных. Как только сын появился на свет, родители развелись. Мать растила мальчика без отца. Дед, который жил вместе с маленьким Александром и его матерью, был инвалидом, увлекался рыбалкой.
Работать дед не хотел по политическим убеждениям, потому что не мог смириться с советской властью. Мать работала на почте и тянула на себе всю семью. Александр рано пристрастился к куреву, ещё с третьего класса. Сильным увлечением у паренька было рисование, что и повернуло его биографию в нужное русло.
Юношей Александр приехал в Ленинград, начал учиться в ПТУ на плиточника-облицовщика. Получив профессию, Баширов отправился в Выборг работать на цементном заводе. Прервать работу пришлось из-за призыва в армию. Для службы в танковых войсках Александру пришлось научиться многому. Его умение рисовать помогало армейскому самодеятельному художнику. Он часто проходил службу, находясь в армейском клубе. Гены актёра не давали спокойно жить Баширову. Откуда они оказались у Александра — никому не известно.
Актер Александр Баширов
Александр Баширов родился в небольшом поселке Согом. Его мать днями напролет трудилась на железной дороге, а отца сослали на работу в другой город. Воспитанием мальчика никто особо не занимался. Он был из тех ребят, которые росли на улице. Уже в 3-м классе юный Александр пристрастился к папиросам.
Никто не мог себе представить, что внутри такого оторвы зреет творческая жилка. Баширов начал рисовать и увлекся литературой. Причем настолько, что после окончания 8-го класса парень уехал в Ленинград. Правда, поступить в художественное училище ему не удалось. Но Александр решил остаться в культурной столице и выучился на плиточника в местном ПТУ.
Работа на заводе и армейская служба не умалили творческий потенциал будущего артиста. Более того, в армии он слыл лучшим художником, рисующим прекрасные портреты. В возрасте 30 лет он поступил во ВГИК на факультет режиссуры, а его сокурсниками были Иван Охлобыстин и Федор Бондарчук.
Творческий путь
Когда Баширов учился на 2-м курсе, ему предложили сыграть в кино. Дебютная роль Чудика
утвердила за актером статус чудика отечественного кинематографа. С тех пор Александр начал воплощать в жизни те образы, которые другим актерам просто не давались.
Чудик — далеко не единственная кличка Баширова. Его называли и клоуном, и сумасшедшим, и дебоширом. Эксцентричный актер часто ведет себя вызывающе, чем нередко отталкивает людей. Последнее прозвище, к слову, Александр использовал для названия собственной киностудии «Дебошир-фильм», которую он открыл в 1996 году. Самоирония Баширову к лицу!
Работа в качестве художественного руководителя и преподавателя студии расширила творческие горизонты Александра. Благодаря своей киностудии он сумел организовать целый фестиваль, который проходит дважды в год в Санкт-Петербурге.
После дебюта актера в кино режиссеры начали предлагать ему роли одна за одной. В каких-то фильмах он играл главных персонажей, в каких-то — второстепенных. Например, в драме «Игла» Баширову посчастливилось поработать на одной съемочной площадке с Виктором Цоем. А сам актер перевоплотился в лихого Спартака.
В 1999 году Александр дебютировал как кинорежиссер. Его первое детище называется «Железная пята олигархии». Это драма, в которой актер, помимо всего прочего, сыграл главную роль. За эту работу Баширов был удостоен множества почетных премий.
Также он снял документальный фильм «Белград, Белград!» и сериал «Удачи тебе, сыщик». Из-под его пера вышли сценарии к нескольким короткометражкам и даже музыкальным клипам. Причем последний принадлежит популярной современной группе Cream Soda.
Личная жизнь
Актер Александр Баширов был женат трижды. У его первой жены Марии Ценскен были шведские корни. С ней он познакомился еще в студенческие годы. Настоящая любовь закончилась браком. Однако спустя всего пару месяцев новоиспеченные супруги расстались.
Затем актер познакомился с американкой Сарой Венди Ньютон. Хотя она родилась в США, обучиться актерскому мастерству решила во ВГИКе. Влюбленные сыграли свадьбу и отправились жить в Америку. Сара родила Александру сына Кристофера. В то же время Баширов начал учиться в Колумбийском университете.
Правда, совсем скоро он начал тосковать по родине. Мужчине не удавалось привыкнуть к чужому менталитету и новому укладу жизни. На фоне этого актер часто ссорился с женой и не мог найти общий язык с тещей. Да и карьера за рубежом совсем не складывалась. В итоге Александр решил развестись и уехать домой.
Третья жена актера Инна Волкова в свое время была солисткой группы «Колибри». С Башировым она познакомилась случайно. Но эта встреча перевернула жизнь артиста с ног на голову. Александр по уши влюбился в Инну, а она ответила ему взаимностью. Волкова и Баширов живут вместе уже больше 30 лет. В конце 90-х у них появилась дочь. Девочку назвали двойным именем — Александра-Мария.
Настоящее время
В этом году Александру Баширову исполнилось 66 лет. Он по-прежнему снимается в кино и сериалах, хотя в последнее время делает это намного реже. Несмотря на столь зрелый возраст, дебоширить актер не перестал. Ни одно мероприятие не обходится без веселых инцидентов, если на нём присутствует харизматичный Баширов.
Запись
впервые появилась
.
Фильмография Баширова
Дебютной работой в кинематографической биографии Александра Баширова стала картина «Чужая Белая и Рябой», которую снял режиссер Сергей Соловьев. Артист стал персонажем Чудиком, который ему отлично удался. В 1986-м картину повезли на престижный «Оскар», где она была удостоена специального приза кинофестиваля в Венеции.
На следующий год режиссер Соловьев выпустил еще одну картину, которая стала культовой. Это был фильм «Асса», в котором Александр сыграл эксцентричного лжемайора ВВС Бабакина. В 1988-м на экраны вышла картина «Игла» режиссера Рашида Нугманова. Главного героя сыграл Виктор Цой, Баширову досталась роль Спартака, прямо излучавшего опасность для окружающих. После этой роли Александра стали узнавать, типаж отрицательного героя стал для Баширова визиткой. После этого фильма на артиста посыпались предложения режиссеров с аналогичными предложениями.
В 90-х Александр Баширов стал создателем собственной студии, которую назвал «Дебоширфильм». Он сам был ее худруком и преподавателем, учил студентов не только актерскому, но и режиссерскому мастерству. После заката кинематографа в 90-е, началось постепенное его возрождение уже в новом веке. Александр сделал ставку на андеграундном направлении, и попал в точку. На базе собственной студии он начал заниматься организацией и проведением фестиваля, который носил то же название. Мероприятие проходит два раза в год в городе Санкт-Петербург, и на сегодняшний день это одна из самых больших акций, проводимых в поддержку независимого кинематографа.
В 1998-м Александр Баширов сам стал режиссером картины с очень интригующим названием – «Ж.П.О.». которое расшифровывалось как железная пята олигархии. Фильм был очень провокационный, но стал заметным событием в мире кинематографии того периода. Баширов в этом проекте стал одновременно сценаристом, продюсером, режиссером, и исполнителем одной из ролей. Выделенный бюджет был очень скудным, и составлял всего 25 тысяч долларов, но проект имел большой успех и стал обладателем нескольких почетных призов.
В 1999 году вышла еще одна картина Баширова под названием «Белград, Белград!», после этого зрители могли просмотреть многосерийный фильм «Удачи тебе, сыщик».
Александр Баширов с удовольствием занимается съемками клипов для популярных российских музыкантов. Одним из таких примеров плодотворного сотрудничества стал клип на композицию «Настасья», которую исполняет Вячеслав Бутусов. Баширова иногда приглашают на концерты в качестве ведущего, или как в передаче «Поп-механика» в роли участника.
Новый век принес актеру много работы. Кинематограф стал жестче и криминальнее, поэтому типаж Баширова стал очень востребованным, хотя у него по-прежнему нет центральных персонажей. Александр попал в третий сезон картины «Агент национальной безопасности», в котором стал киллером Осадчим. Потом было сотрудничество с режиссером Кареном Шахназаровым, который увидел в Баширове слесаря Арнольда в ленте «Яды, или Всемирная история отравлений».
В 2001-м Александр Баширов засветился в комедии «Даун Хаус», где его непосредственность и раскрепощенность помогла преобразиться в образ Фердыщенко. В этом же году Александр получил приглашение от режиссера Сергея Бодрова, который снял картину «Сестры», и дал артисту сыграть Сейфуллина. В 2003-м на экраны вышла историческая драма «Золотой век», снятая Ильей Хотиненко, где Баширов стал императором Павлом Первым.
После этого карьера актера резко пошла вверх, и ежегодно ему предлагали работу в пяти или шести интересных проектах.Роли по-прежнему были второстепенными, но все его герои были яркими и запоминающимися. Кем он только не был за эти годы – и шулером, и медвежатником, и даже генералом, и в каждом его персонаже прослеживается своеобразный характер и темперамент артиста.
Годнота!
В 2005 году на экраны вышли десять картин с участием Баширова. Самыми яркими стали «9 рота», «Королева бензоколонки-2», «Жмурки», «Вепрь». Но самую блистательную роль Баширов сыграл в «Мастере и Маргарите» режиссера Владимира Бортко. Он стал котом Бегемотом.
Самый запоминающийся образ, по мнению зрителей, у актера был в ленте «Груз 200», режиссера Алексея Балабанова, где он стал хозяином квартиры. Этот фильм был награжден специальным призом «Кинотавра», и был включен во внеконкурсную программу на кинофестивале в Венеции. Александр Баширов продолжает сниматься, у него как и прежде второстепенные роли, но зрителям они нравятся. Самыми заметными актерскими работами последнего периода стали картины «Шерлок Холмс», «Отель «Президент», «Страна Оз».
Старшая жена (2008)
Драма, Русский фильм
tagHD 1080
Режиссер: Иван Соловов
В ролях: Ирина Розанова, Андрей Панин, Александр Домогаров
В калмыцком ауле живет простая семья — Баира и ее муж Съезд. Они любят друг друга, вместе стригут и продают баранов, ведут хозяйство, никогда не расстаются и другой жизни не знают. И вдруг Съезд приводит в дом вторую жену — обещал соседке перед смертью жениться на ее внучке. Внучка — молодая красавица, да еще и беременная. Баира с отчаянием смотрит на себя в зеркало — ей 40 лет…
Почувствовав себя лишней, Баира покидает родной аул и идет, куда глаза глядят — в город. А там совсем другая жизнь, по другим законам. Город полон сюрпризов, разочарований и жестокости. Баира будет и в эйфории от счастья и на волоске от смерти. Баира даже почувствует себя Золушкой — ее полюбит сказочный принц. Но… старшая жена пришла в город не просто так. Ее цель — найти средство, чтобы жестоко отомстить мужу… Что это за средство и к чему оно приведет — расскажет фильм.
Чем занимается актер сейчас
В 2016-м на суд зрителей был представлен телесериал «Гастролеры», который выпустил «Продюсерский центр Сергея Жигунова». Первыми его увидели зрители канала «НТВ», смогли оценить новую роль Александра Баширова. В этом проекте у него снова отрицательный типаж – бандит по кличке Хмырь.
В 2016-м вышел еще один фильм с участием эксцентричного Александра Баширова, который называется «МухАморы». Бюджет картины незначительный, всего 20 тысяч долларов, но она от этого не стала менее интересной. В сюжете провинциальный город, который навсегда застрял в 80-х годах прошлого века. Юмор в картине можно смело назвать черным, но она затрагивает очень много актуальных проблем современности. В этом проекте у Александра Баширова главная роль – Гордей Иванович. Также он стал героем нового фильма «Завод», Юрия Быкова. Где действие разворачивается в небольшом российском городе, в котором похищают олигарха, владельца завода.
Детство и юность
Родился Александр в Ханты-Мансийской деревне. Семья Баширова была неполной. Об искусстве ни кто в семье и не помышлял, тем более, что она была из разряда неблагополучных. Как только сын появился на свет, родители развелись. Мать растила мальчика без отца. Дед, который жил вместе с маленьким Александром и его матерью, был инвалидом, увлекался рыбалкой.
Работать дед не хотел по политическим убеждениям, потому что не мог смириться с советской властью. Мать работала на почте и тянула на себе всю семью. Александр рано пристрастился к куреву, ещё с третьего класса. Сильным увлечением у паренька было рисование, что и повернуло его биографию в нужное русло.
Юношей Александр приехал в Ленинград, начал учиться в ПТУ на плиточника-облицовщика. Получив профессию, Баширов отправился в Выборг работать на цементном заводе. Прервать работу пришлось из-за призыва в армию. Для службы в танковых войсках Александру пришлось научиться многому. Его умение рисовать помогало армейскому самодеятельному художнику. Он часто проходил службу, находясь в армейском клубе. Гены актёра не давали спокойно жить Баширову. Откуда они оказались у Александра — никому не известно.
Фильмы
Александр Баширов в фильме “Асса”
В следующем году на экраны вышла культовая лента Соловьева «Асса», где зрители узнали актера в эксцентричном лжемайоре ВВС Шурике Бабакине. Спич о Юрии Гагарине, произнесенный Бабакиным, был импровизацией артиста.
В 1988 году телезрители увидели премьеру триллера Рашида Нугманова «Игла», в котором ключевой образ достался Виктору Цою. Александр Баширов сыграл Спартака, маленького, но опасного человека. Роль сделала актера узнаваемым, но отрицательное амплуа надолго «приклеилось» к нему, и режиссеры приглашали Баширова на похожие образы. Драматический остросюжетный фильм стал лидером кинопроката.
Александр Баширов в фильме “Игла”
В том же 1988-м в прокат вышла 8-серийная лента «Хлеб – имя существительное», а в следующем году новый проект Соловьева «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». В обоих проектах Александр Баширов появился в запомнившихся эпизодических ролях.
В середине 1990-х Александр Николаевич создал «Дебоширфильм», взяв на себя обязанности художественного руководителя студии и преподавателя актерско-режиссерского мастерства. В России настал период восстановления утерянных кинематографом в «лихие 90-е» позиций. Баширов выбрал молодежное андеграундное кино и угадал тенденцию. На основе «Дебоширфильма» Александр Баширов организовал одноименный фестиваль, который проводится дважды в год в Санкт-Петербурге и сегодня остается наиболее масштабной акцией в области независимого российского кино.
Александр Баширов в фильме “Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви”
В 1998 году вышел фильм Баширова с провокационным названием «Ж.П.О.» («Железная пята олигархии»). Картина произвела фурор в российском кинематографе конца 1990-тых. Александр Николаевич отметился в четырех ипостасях: сценариста, продюсера, режиссера и актера. Из-за скудости бюджета ленту сняли за $25 тысяч, но фильм завоевал несколько кинематографических призов.
В 1999-том режиссер Александр Баширов презентовал художественно-документальную ленту «Белград, Белград!». Позже на экраны вышел сериал «Удачи тебе, сыщик».
Александр Баширов в фильме “Удачи тебе, сыщик”
С Башировым сотрудничают многие российские музыканты, для которых он снимает клипы. Яркий образец творчества режиссера – видеоклип на песню Вячеслава Бутусова «Настасья». Артист неоднократно появлялся на рок-концертах как ведущий, а в проекте Сергея Курехина «Поп-механика» – как участник.
В новом веке Александр Баширов очутился в «обойме» наиболее востребованных российских актеров, хотя главных ролей на его счету нет. В третьем сезоне криминального сериала «Агент национальной безопасности» он сыграл киллера Осадчего. В комедии Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» появился в образе слесаря Арнольда.
Александр Баширов в фильме “Яды, или Всемирная история отравлений”
В 2001 году на экраны вышла черная комедия «Даун Хаус», где с присущим озорством и непринужденностью Александр Баширов сыграл Фердыщенко. В том же году зрители увидели любимого артиста в проекте Сергея Бодрова «Сестры» (Сейфуллин). Через два года состоялась премьера исторической драмы Ильи Хотиненко «Золотой век», работа в которой принесла Баширову успех: актер перевоплотился в императора Павла Первого.
После выхода картины в карьере Александра Баширова действительно наступает «золотой век». Каждый год актер появляется в 5-6 фильмах.
Александр Баширов в фильме “Гибель империи”
Телезрители увидели его в ярких, хотя и не главных ролях шулера Лехи Шустрова в «Штрафбате», медвежатника в сериале «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», Ханенка в «Охоте на асфальте», генерала Корнилова в «Гибели империи» и Мишани в комедии «Мама, не горюй-2».
В 2005-м Александр Баширов снялся в десяти проектах. Наиболее яркие – «9 рота», «Королева бензоколонки-2», «Жмурки» и «Вепрь». Но настоящим бриллиантом в фильмографии артиста оказался образ кота Бегемота в мистическом проекте Владимира Бортко «Мастер и Маргарита».
Александр Баширов в образе Кота Бегемота
Из актерских работ Баширова первого десятилетия 2000-х зрителям запомнился созданный им образ хозяина квартиры алкоголиков в триллере Алексея Балабанова «Груз 200». Картина получила награду от «Кинотавра» и участвовала во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля.
Из работ последних пяти лет кинолюбители отмечают роли Баширова в проектах «Шерлок Холмс» (клерк Керслейк), «Отель «Президент»» (бухгалтер Карасик) и черной комедии Василия Сигарева «Страна Оз» (Дюк).
9 рота (2005)
Боевик, Военный, Драма, Исторический, Русский фильм
tagHD 1080, tagHD 720, tagОснованные на реальных событиях
Режиссер: Фёдор Бондарчук
В ролях: Фёдор Бондарчук, Алексей Чадов, Иван Кокорин
События фильма разворачиваются в 1988 — 1989 годах. Афганская война. Герои фильма: Лютый, Воробей, Чугун, Ряба, Стас и Джоконда, после «учебки» попадают в Афганистан. Девятой роте, в которой служат наши герои, командованием поставлена задача — занять и удерживать стратегическую высоту, обеспечить беспрепятственный проход советских войск, покидавших Афганистан. Мужеству советских десантников противостоит превосходящий по численности противник. Кроме того непростая задача, усложнена тем, что на удерживаемой высоте нет связи с командованием и помощи ждать неоткуда…
Награды и премии
Александр Николаевич Баширов является постоянным участником большинства кинофестивалей. Его часто можно найти в списках номинантов на всевозможные награды и премии, но все действительно серьезные достижения актера приходятся на конец 90-х годов. Среди них приз прессы 1998 года на фестивале «Виват, кино России!», приз гильдии киноведов 1998 года кинофорума «Окно в Европу», приз «Серебряный гвоздь» 1998 года за лучший дебют в сфере молодежного кино. Фильм «Ж.П.О.» также признавался лучшим на международном кинопросмотре в Александрии, где Баширов был отмечен призом за лучшую мужскую роль.
Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви (1989)
Арт-хаус / Авторское кино, Комедия, Мелодрама, Советский фильм
Режиссер: Сергей Соловьев
В ролях: Александр Баширов, Александр Абдулов, Татьяна Друбич
Вторая часть трилогии режиссёра Сергей Соловьёва «Асса» (1987) / «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) / «Дом под звёздным небом» (1991). Весёлый и глубокий фильм о маразме нашей жизни, о том, как `человечество, смеясь, расстаётся со своим прошлым. Саркастическая мелодрама и авангардный кино-сейшн, сюрная комедия и страшный «соц» (по определению авторов), она для 15-летних и 40-летних, бедных и богатых, верующих и атеистов. Герои фильма — 15-летний миллионер, комсомолец и дворянин, а также арбатская красавица, лимитчик-диссидент и элегантный супермен разыгрывают историю нашей жизни — трагическую, но полную оптимизма.
Самое интересное
Актрисы, получившие «Золотую малину» за худшую женскую роль (13.02.2020)
Актрисы с большими носами (22.03.2018)
Мальчик любил рисовать и уделял этому увлечению много времени, но его художественные способности не вылились во что-то большее.
ПТУ
В 1972 году молодой человек уехал из Тюменской области. Личная жизнь Александра Баширова сделала первый серьёзный разворот в сторону будущего успеха.
На фото: Александр Баширов в молодости
Он оказался в Ленинграде, в котором стал студентом профессионально-технического училища, где осваивал профессию плиточника-облицовщика. Окончив учебное заведение, он начал работать на Выборгском цементном заводе.
Армия
В 1981 году будущий актёр оказался в армии. Военная биография Александра Баширова связана с Забайкальем, куда он попал в танковую дивизию.
Поскольку парень неплохо рисовал, то его назначили художником при армейском клубе. Позже он рассказывал, что однажды получил приказ создать портрет Брежнева, на голову которого надет танкистский шлем. Баширов выполнил задание, но после расположения портрета на клубе Леонид Ильич приказал долго жить.
ВГИК
Журналисты иногда спрашивают актера об истоках его лицедейства. Баширов отвечает, что хочет подчинять себе людей и иногда у него это получается. Также Александр называет себя потомком золотоордынских ханов.
После увольнения из армии Баширов стал студентом режиссёрского факультета во ВГИКе. Преподавателем у него был Игорь Таланкин, у которого Александр учился в течение двух лет, после чего его взял к себе Анатолий Васильев.
Личная жизнь Александра Баширова в это время была бурной. Кроме того, он уже умел эпатировать публику. Во многом его уход от Таланкина связан именно с этим.
Когда студенты представляли перед комиссией ВГИКа свои этюды, Баширов «прославился» в образе Дьявола, который явился Фаусту не совсем в обычном виде. Александр вышел на сцену одетым в халат на голое тело. Как только Баширов оказался под пристальным взором комиссии в составе Инны Макаровой, Ирины Скобцевой и самого Сергея Бондарчука, он скинул халат и в чём мать родила явил себя мэтрам советского кино. После грандиозного скандала по этому поводу дебошир оказался на курсе у более лояльного к подобным выходкам Анатолия Васильева.
Америка
По окончанию ВГИКа личная жизнь Александра Баширова снова совершила крутой поворот. Он оказался в Нью-Йорке вместе со своей первой женой – гражданкой США.
На фото: Баширов с первой женой
Там дипломированный советский режиссёр поступил в «Бергхоф-студию», которой руководил Лоуренс Арансио. В своё время она дала толчок к карьере Роберта Де Ниро, Лайзы Минелли, Аль Пачино и других звёзд мирового кино.
Но пришло время, и жена Александра Баширова потребовала от него развод, на чём и завершилась, так и не начавшись, его карьера в Америке.
Детство и юность
Родился артист в сентябре 1955 года в таежной глуши – в деревушке Согом под Ханты-Мансийском. Вырос в неполной и неблагополучной семье, далекой от кинематографа и какого-либо другого вида искусства. Родители развелись сразу после появления сына. Мама по национальности – татарка, вырастила мальчика одна. Отец Александра – хант Николай Баширов – в воспитании сына не участвовал.
Эпатажный Александр Баширов
Единственным взрослым мужчиной в доме был дед – однорукий инвалид и антисоветчик, по словам Александра Баширова, не желавший работать на новую власть из-за «принципиальных политических различий во взглядах». Отторжения у деда не вызывало лишь одно занятие – рыбалка. Поэтому единственной кормилицей оказалась мать, до старости проработавшая на почте.
Александр Баширов говорит, что в детские и юношеские годы у него обнаружилось две страсти – курить и рисовать. К курению Баширов пристрастился в третьем классе, «за компанию».
Александр Баширов в молодости
В 1972 году юный Александр покинул Тюменскую область и прибыл в Ленинград, где поступил в ПТУ, чтобы стать плиточником-облицовщиком. После выпуска будущий лицедей устроился на цементный завод в Выборге, где трудился до призыва в армию в 1981 году.
Служил Александр Баширов в Забайкалье, в танковой дивизии. Пристрастие к рисованию повлияло на службу: художника «прикрепили» к армейскому клубу. В авторской программе «В гостях у Дмитрия Гордона» Баширов рассказал, что на втором году службы художнику-оформителю дали задание нарисовать Генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева в танкистском шлеме. С почетной миссией художник справился в срок, но как только портрет вывесили на фасаде клуба, лидер скончался.
https://youtube.com/watch?v=nKzTaBs8uFI
На вопрос, от кого Баширову передались лицедейские гены, актер с юмором ответил, что «все дело в моем вечном и неудовлетворенном желании властвовать над людьми», унаследованном от предка-хана из Золотой Орды.
Как бы там ни было, но через два года после демобилизации Александр Баширов поступил на режиссерский факультет ВГИКа и попал в группу Игоря Таланкина. Под его началом 30-летний студент проучился 2 года и перевелся на курс Анатолия Васильева. Причиной перевода послужила эпатажная выходка Баширова.
Александр Баширов в молодости
На студенческих этюдах, где будущие режиссеры представляли сценки из драматических произведений, Александр сыграл Сатану, появившегося перед Фаустом. «В прочтении» Баширова повелитель тьмы вышел на сцену в халате, под которым иной одежды не было. Оказавшись в центре, Сатана разоблачился. В зале сидели Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Инна Макарова. Последовал грандиозный скандал и перевод в группу к другому наставнику.
После окончания ВГИКа Александр Баширов вместе с супругой-американкой переехал в Нью-Йорк, где год учился в «Бергхоф-студии» Лоуренса Арансио, откуда вышли Аль Пачино, Лайза Минелли и Роберт Де Ниро.
Асса (1988)
Драма, Исторический, Криминал, Мелодрама, Музыка, Советский фильм
tagHD 1080, tagHD 720
Режиссер: Сергей Соловьев
В ролях: Сергей Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин
В центре истории путанный любовный треугольник, состоящий из вора в законе по фамилии Крымов, его молодой, красивой любовницы Алики и ялтинского бездельника-разгильдяя по имени Бананан. Крымов, читая исторический роман Эйдельмана, собирается, обратившись за помощью к лилипутам, похитить популярную, и ужасно дорогую скрипку Гварнери. Разгильдяй Бананан распевает песни Бориса Гребенщикова в местном ресторане, и Алика влюбляется в него. Все это, протекает на фоне прекрасной, заснеженной Ялты и необычного, неформального искусства.
Начало актерской деятельности
В 1987 году Баширов снялся в известной советской картине «Асса», в образе фальшивого майора ВВС – Бабакина. С того момента о его персоне заговорили не только телезрители, но и столичные режиссеры.
В следующем году Александр Баширов вновь получил выгодное предложение о сотрудничестве в киноленте «Игла». Актер мастерски перевоплотился в невзрачного, вызывающего антипатию человека по имени Спартак.
В 1990 году Баширов улетел в Америку, где около года занимался в студии Лауренсо Арансио. Он хотел сравнить методы обучения на Родине и за границей, повысить свое актерское мастерство. Вернувшись домой, Баширов начал активно сниматься в кино. Наиболее известные ленты того периода это: «Дом под звездным небом», «Фиктивный брак», «Американский дедушка».
В 1996 году Александр Баширов открыл авторскую студию «Дебошир-Фильм-Студия», которая специализировалась на съемках молодежного и андеграундного кино.
Выбор был сделан более чем верно, доказательством чему служит многолетнее, успешное существование этого проекта. На его основе был организован одноименный кинематографический фестиваль в категории независимого кино.
В 1998 году он выступил режиссером и главным героем картины «Железная пята олигархии», которая вызвала настоящий фурор, и получила много положительных отзывов. Затем была череда таких популярных лент, как:
- «Улицы разбитых фонарей»;
- «Граница таежный роман»;
- «Кобра»;
- «Ледниковый период»;
- «Штрафбат»;
- «Жмурки»;
- «Мама не горюй-2».
В 2005 году Баширова пригласили сниматься в экранизации легендарного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Эксцентричному актеру достался образ кота Бегемота.
В том же году он сыграл ключевых персонажей в картинах: «Охота на асфальте», «Рататуй», «Баллады о гусарах». Насыщенным для Александра выдался 2007 год, он пополнил творческую копилку 12 картинами.
В последнее время Баширов играет преимущественно эпизодические роли, но все они разноплановые и яркие. Среди последних работ, стоит отметить такие киноленты, как: «Картина маслом», «Страна 03», «Мухоморы», «Человек из будущего», «Карп о, «Хармс».
Фильмы и роли
На момент окончания института в фильмографии Баширова уже было 4 фильма, включая легендарную картину «Асса», где актер сыграл обаятельного майора. Фразы его героя ушли в народ, чего стоит только «Я был нетрезв! Такое поведение недостойно советского офицера!». Монолог о Гагарине и вовсе чистой воды импровизация. Александр Баширов признавался, что часто игнорирует указания режиссера, что осложняет и одновременно упрощает работу с ним. Даже мастера уровня Бортко признают, что актер настолько естественен в кадре, что лучше довериться ему, чем пытаться перебороть.
Александр Баширов в фильме «Асса»
Появился он и в фильме «Игла» с Виктором Цоем (и вновь его герой – эксцентричный человек на грани безумия), и в культовой картине Сергея Соловьева «Чёрная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». Зритель фильма «Хрусталёв, машину!» запомнили Баширова по роли истопника, которой появлялся в начале и в финале ленты.
Кадр из фильма «Игла»
Амплуа криминального типа доминирует в творчестве актера, но его герои неизменно обаятельные и харизматичные, как киллер из «Убойной силы» (2001) или Леха Шустров – карточный шулер из «Штрафбата», изобретательный в своих проделках кот Бегемот из «Мастера и Маргариты» (2005). Однако были в карьере Александра и серьезные, драматические роли.
Александр Баширов в фильме «Мастер и Маргарита»
В «Золотом веке» Ильи Хотиненко в 2003 г. он сыграл императора Павла I, а у Владимира Хотиненко в сериале «Гибель Империи» (2005) перевоплотился в генерала Корнилова, ничуть не потерявшись среди звезд российского кинематографа: Чулпан Хаматовой, Сергея Маковецкого, Александра Балуева, Ксении Раппопорт.
Александр Баширов в фильме «Гибель империи»
Фильмография актера давно перевалила за сотню работ, но он по-прежнему актер второго плана, мастер эпизода, запоминающийся иногда больше, чем исполнители главных ролей. Сценаристы специально придумывают образы под амплуа Баширова, так полюбившееся зрителям. Таков незадачливый и алчный коллектор из комедийного сериала «Домашний арест» (2018), снятый Петром Бусловым по сценарию Семена Слепакова.
Отец (2007)
Военный, Драма, Русский фильм
tagЭкранизация
Экранизация по произведению: Андрей Платонов
Режиссер: Иван Соловов
В ролях: Лидия Вележева, Людмила Аринина, Светлана Иванова
Закончилась война, однако вместо счастья и радости Алексей Иванов испытывает горечь и страх. Надо возвращаться домой, но помнят ли его дети, которых он оставил малышами? Помнит ли жена Люба? Столь же тревожно на душе и у девушки Маши, которая возвращается в родной город, где у нее не осталось никого, кроме дальних родственников. Судьба сводит Машу и Алексея в поезде, который везет их в родные края. Когда же он останавливается на Машиной станции, Алексей выходит вместе с девушкой и остается у нее на пару дней… А затем, пообещав Маше «помнить ее светлый образ», едет к своим. Дома же всё вроде бы в порядке: жена и дети живы и здоровы… Андрей никак не может вновь привыкнуть к мирной жизни. На войне, где каждый день мог оказаться последним, всё было понятно, а здесь… Нужно пытаться понять жену и детей с их прошлыми и новыми заботами. И Алексей учится жить заново — прощать и любить…